Tribuna/Футбол/Блоги/Записки українського/Как выглядел бы наш футбол, если бы «Динамо» и «Шахтер» умерли вместо «Днепра» и «Металлиста»?

Как выглядел бы наш футбол, если бы «Динамо» и «Шахтер» умерли вместо «Днепра» и «Металлиста»?

Такая одновременно похожая и совсем другая история.

Автор — Volоdymyr Harets
1 мая 2020, 15:10
48
Как выглядел бы наш футбол, если бы «Динамо» и «Шахтер» умерли вместо «Днепра» и «Металлиста»?

Андрей Стеценко проснулся в холодном поту. 

Кошмар. Другим словом приснившееся и не назовешь. В памяти крепко засела картинка: в УПЛ руководит смешной швейцарец, которого хотят поменять то ли на футбольного агента, то ли на непонятного парня из федерации футбола со знаменитой фамилией. Сам футбол замер из-за какой-то неведомой болезни: ко-ро-на-вирус («Неужели что-то в пиво подмешали?», – ужаснулся Андрей Викторович), в чемпионате вместо «Днепра» – «Днепр-1», «Шахтер» и «Динамо» живы-здоровы и продолжают воевать, у Павелко какой-то заводик в Краматорске, а в стране президентом стал Владимир Зеленский. 

Глава УПЛ при мысли о комике даже перекрестился. Конечно, за пять лет своей работы в премьер-лиге он многое повидал, но такие развороты судьбы – уже слишком. Стеценко с трудом встал с кровати и принял решение пройтись в свой кабинет. При входе мельком глянул на огромный портрет Игоря Коломойского над своим креслом и немного успокоился. «Это всего лишь кошмар», – подумал Андрей Викторович и взял в руки старую папку. 

«Пора освежить в памяти последние пять лет перед новыми выборами. Этот Сенькив из «Карпат» – опасный противник, у него большая поддержка среди маленьких клубов. Нужно быть готовым ко всему», – решил Стеценко и вытащил первую бумажку.

Ахметов решил, что уйдет из футбола, пока ему не вернут «Донбасс-Арену». Ярославский вернул себе «Металлист» за 1 миллион гривен

– Все пропало, – на неожиданно чистом русском языке произнес Мирча Луческу. 

Присутствующие недоуменно посмотрели на тренера. «Только что говорил с Джурабчианом – ни один бразилец «Шахтера» не вернется в Украину. Войны достаточно, чтобы досрочно разорвать контракты без компенсации. Придется играть украинцами», – вздохнул румын. Машинально потянулся к голове и недовольно поморщился – вспомнил, что на дворе лето.

В «Шахтере» в августе 2014-го вообще никто не понимал, что будет дальше. Ринат Ахметов не выходил на связь два месяца. Кто-то видел опального олигарха в Лондоне, но в клубе предпочитали вообще не говорить на эту тему. Впервые за много-много лет появились задержки по зарплате, переезд во Львов застопорился из-за протеста болельщиков и даже было непонятно, где играть ближайший матч с «Говерлой».

Сначала в таком темпе прошел сентябрь. Потом октябрь. К концу ноябрю ситуация не разрешилась ни на йоту. Команда к середине чемпионата шла только на 6-м месте, а лучшим бомбардиром с тремя голами был капитан прежней молодежки Александр Зинченко. Средний возраст игроков «Шахтера» на поле едва переваливал за 21 год, а провальная серия из пяти поражений подряд началась после травмы Дарио Срны на не лучшем газоне стадиона имени Банникова.

Пятов, Ракицкий и Степаненко держали высокий уровень, но остальная смесь из бывших футболистов «Ильичевца» и неготовых к большому футболу игроков молодежки почти не контролировалась Мирчей Луческу. Сложно перестроиться, когда у тебя были техничные бразильцы, а теперь нужно как-то выводить Руслана Фомина из безголевой серии. 

Времена поменялись. В декабре на счета всех в клубе неожиданно пришла оплата по всем долгам – последняя радостная весть для клуба.

«Какой смысл в футболе, если нет возможности играть перед родными болельщиками на заполненном стадионе?» – уже в третий раз Палкин перечитывал эту строчку из письма Ахметова и пытался совладать с эмоциями. Посыл в конце очевиден – «Шахтер» снимается и не выходит на вторую часть чемпионата. Все сохранившиеся активы клуба заморожены до возвращения «Донбасс-Арены» и Донецка в украинское правовое поле, а с футболистами и персоналом досрочно расторгнуты все контракты.

«Суркисы победили», – мелькнула мысль у гендиректора «Шахтера», но быстро угасла. Жить в эпоху перемен – то еще удовольствие.

***

Александру Ярославскому стало смешно, когда он увидел, как бегают глаза у Сергея Курченко. Он ощутил сильное дежавю: точно так же перед ним себя вел Геннадий Кернес, когда тому нужна была помощь. Но с мэром Харькова нужно было всегда держать ухо востро, а этот младоолигарх такого ощущения не вызывал. 

Ведущая программы новостей в телевизоре громко обсуждала с гостем новую реальность в Украине: в Россию сбежал Виктор Янукович, а Верховная Рада штамповала закон за законом. И загадка, как в такой момент Курченко, который был завязан по уши с предыдущей властью, еще не покинул страну. 

Медлительность, как известно, стоит больших денег. 

Ярославский помнил, как у него бесцеремонно отжали «Металлист». Конечно, в прессе это было обставлено как цивильная продажа клуба респектабельному бизнесмену, но все все понимали. Теперь он был намерен вернуть свое с процентами. 

Спустя недели юристы Курченко с ужасом поймут, что экс-владелец «Металлиста» за десятиминутный разговор отдал все эти активы за символический миллион. Но из Москвы повлиять на процесс не смогли – да и не особо стремились в эти дни они лететь в такую непонятную Украину. Курченко не слишком настаивал: футбол он никогда не понимал, а роза после походов на стадион вечно натирала шею. «Лучше в буру», – подумал Курченко и мысленно поблагодарил Коломойского за краткое обучение, когда на «Днепр-Арене» погас свет в 2013-м. 

Ярославскому «Металлист» был нужнее. Теперь нужно позвонить и договориться о непростой встрече с важнейшим элементом в этом клубе – для дальнейшего успеха нужно срочно возвращать Маркевича на место. 

«Динамо» вышло в финал Лиги Европы, но Суркисам было не до клуба. А Коломойский возглавил ФФУ

Когда Карлос Бакка забивал пятый гол в ворота Александра Шовковского, только один человек понимал, к чему это приведет.

Игорь Суркис знал, что клубу победа в финале ЛЕ была жизненно необходима – из-за сложной финансовой ситуации, которая неумолимой тенью надвигалась на «Динамо». Суркисам не удалось помириться с новой властью – сначала потеряли вклады в «Приватбанке», потом начались многочисленные суды.

Прямой выход в ЛЧ мог на время закрыть выросшую дыру в бюджете. Долги по зарплатам уже в начале 2015-го доросли до шестимесяцев и продать футболистов по адекватной цене было невозможно – если бы захотели, могли уйти бесплатно. Как тот же Ярмоленко, который заявил, что не собирается продлевать контракт и подыщет себе топ-клуб в Европе уже летом 2015-го. 

В Варшаве все знаки показывали, что «Динамо» должно было победить. В местном казино пять раз подряд выпало нечетное число – явный намек на удачу и благополучие. Да и сказка могла получится очень красивой. Единственный украинский клуб в еврокубках весной прошелся по топовым командам – «Эвертону», «Фиорентине» и «Наполи», пусть и не везде показывая победную игру. «Самое красивое в футболе – это счет на табло», – Суркис с закрытыми глазами подписался бы под этими словами Лобановского. Но «Севилья» вернула всех с небес на землю – 5:2 в финале в пользу испанцев. Повторить успехи 1975-го и 1986-го не удалось совсем. 

За лето 2015-го из «Динамо» ушли все легионеры. Даже в такой ситуации команда могла бороться за место в еврокубках. И добыла бы, если бы не постоянные сообщения из ФИФА, в которых было одно и то же. Штрафов было так много, что к концу сезона «Динамо» недополучило в таблицу 30 очков. Остатка хватило, чтобы болтаться в середине, но ФИФА не успокоилась и после завершения сезона опустила «Динамо» в первую лигу.

Долги достигли 40 млн долларов, и их не смогла покрыть даже инициативная группа экс-футболистов. Все лето 2016-го муссировались слухи, что консорциум во главе с Белановым, Заваровым и неизвестным инвестором выкупит клуб, но они так и не договорились ни с владельцами, ни с претендентами на долги. «Динамо» сыграло два матча в первой лиге и тихо снялось с соревнований.

«Ахметов победил», – мог бы подумать Игорь Суркис, если бы «Шахтер» не снялся с чемпионата полгода назад. 

***

Никто даже не подозревал, что похожий сценарий ждал и «Днепр». Коломойский к этому моменту сильно охладел к футболу, и наверняка забросил бы его, если бы не выборы президента ФФУ. Олигарху было интересно поддеть Павелко, а потом он неожиданно серьезно включился в борьбу: и с перевесом в один голос (подозреваем, это был голос Григория Суркиса) он выиграл выборы.

Это не спасло украинский футбол от потрясений, но спасло «Днепр» от забытья. Как-то неправильно убивать собственный клуб, когда ты президент футбольной федерации. Поэтому план, в котором «Днепр» топили до уровня любительской лиги, а взамен создали новый клуб с якобы чистым прошлым, отправили на дальнюю полку. 

До худших времен. 

УПЛ возглавил Андрей Стеценко – он запустил первый единый телепул в истории лиги

Глупо было рассчитывать, что ФФУ встанет на путь реформ после прихода Коломойского. Ему довольно скоро надоело руководить нашим футболом, после чего он оставил федерацию своим помощникам, а сам улетел в Швейцарию. 

За те полгода, которые он активно интересовался всем происходящим, Коломойский успел поставить своего человека на пост главы УПЛ. На дворе был 2015-й, не до излишеств – нужно было найти надежного и своего человека. Таким стал Андрей Стеценко – пока самый продуктивный президент в истории УПЛ. То, что было бесполезным в «Днепре», стало важным на новом месте работы. Умение выслушивать олигархов и умно кивать головой в такт мыслям не раз и не два помогало менеджеру в разрешении спорных ситуаций.

Главное – показывать видимые успехи.

Когда вслед за «Шахтером» закрылись и телеканалы «Футбол», вопрос с единым телепулом стал гораздо легче. «Плюсы» легко могли бы стать монополистами на этом рынке, но полный пакет с чемпионатом Украины им был неинтересен. Они стабильно забирали половину с самыми интересными матчами, а с оставшимися играми каждый год Стеценко проходил определенный челлендж. 

В 2016-м остатки подхватил UA:Перший. В 2018-м – пришедшая в Украину Setanta. В 2020-м вместе с переходом на 16 команд в чемпионате планировался первый серьезный тендер на несколько лет вперед. Успех при продаже предыдущих лет заинтересовал DAZN и Евроспорт – торги начинались от 10 млн долларов за сезон. Неплохо, но клубы требовали все больше и больше денег от лиги. 

Стеценко был хорош, когда дело касалось владельцев – и ужасен, когда дело касалось объяснений своих решений всем остальным. Журналисты три месяца искали его, чтобы он ответил, почему «Десну» не пустили в премьер-лигу, почему разрешили рокировку «Вереса» и «Львова» и есть ли у УПЛ другие спонсоры, кроме «Биолы»? Даже если находили, то Андрей Викторович отбивался общими фразами. И что-то всегда неразборчиво добавлял в конце о «ботах с Трибуны».

Держаться за свое кресло он умел отлично.

В 2016-м сборную Украины возглавил Виктор Скрипник и вывел сборную на ЧМ-2018. Туда не поехали из-за войны – и получили бан на два года

Михаил Фоменко провалился на Евро-2016: эти поражения Северной Ирландии, Польше и Германии, кажется, повторялись бы в каждой возможной вселенной. 

Нового главного тренера выбирали голосованием на исполкоме ФФУ – с огромным перевесом Виктор Скрипник обошел Мирона Маркевича, Романа Григорчука и не набравшего ни одного голоса Андрея Шевченко. Ради сборной Скрипник даже подал в отставку из «Вердера», чтобы полностью сконцентрироваться на новой задаче. 

Костяк этой сборной составляли футболисты, игравшие в топ-чемпионатах. После развала «Динамо» и «Шахтера» большинство сборников из этих команд уехали в Европу, где играли со скромным, но стабильным успехом. Пятов сумел стать основным вратарем «Валенсии», Степаненко пришелся ко двору в жестком «Сток Сити», а Ярмоленко постепенно привыкал к требованиям Юргена Клоппа в «Ливерпуле». Целый десант украинцев – Кривцов, Буяльский, Шепелев, Соболь, Бутко и Сидорчук – высадился в Бельгии. Ярослав Ракицкий понадобился Юрию Семину в «Локомотиве», а Иван Ордец стал лидером «Уфы» – их в сборную, конечно же, не вызывали. 

Проведение ЧМ в России стало самой большой проблемой для сборной Украины. В новой системе от Скрипника команда с триумфом победила в отборочной группе (3:1 против Хорватии в решающем матче на заполненном «Олимпийском»), но дальше случился худший сценарий из всех возможных.

После консультаций с властью страны и после голосования среди самих футболистов Коломойский принял решение отказаться от путевки на чемпионат. 

ФИФА отстранила нашу сборную на 10 лет от всех возможных международных соревнований. После полугодичного разбирательства в суде Лозанны удалось скостить срок до двух лет, но это все равно означало, что в отборе к Евро-2020 команда принимать участия не смогла.  

Самый удивительный поворот судьбы: вместо Украины на чемпионат поехала как раз Хорватия. И выиграла турнир. В финале дубль в ворота Англии оформил тот самый Никола Калинич, который оставил украинский след на чемпионате, став лучшим бомбардиром чемпионата.

«Днепр» и «Металлист» выиграли 4 из 5 чемпионатов после 2014-го. Еще один титул – у «Зари» Шевченко

До 2014-го в истории чемпионатов Украины было всего три чемпиона. После 2014-го новых чемпионов тоже три. 

Сначала доминировал «Металлист» Мирона Маркевича. Команде удалось сохранить прежний костяк, получилось забрать Исмаили, Тайсона и Марлоса из «Шахтера» (Ярославский лично летал в Бразилию, чтобы убедить их в безопасности Украины). С таким составом соперников у харьковчан почти не было – в первом сезоне они оторвались от «Днепра» на 13 очков, во втором – на 10. 

Первые плоды дала академия – в воротах вместо постаревших Дишленковича и Горяинова неожиданно закрепился юный Андрей Лунин, а в нападении среди бразильцев и аргентинцев все больше своего времени получал Артем Беседин. Основой состава традиционно были легионеры, которые позволяли феерить в еврокубках: в Лиге Европы 2017-го «Металлист» дошел до полуфинала и уступил лишь «Ливерпулю» Ярмоленко.

Это пик той команды – дальше вместо Мирона Маркевича пришел Остап Маркевич, которому предстоит полная перестройка постаревшего состава.

***

В «Днепре» сделали ставку на помощников Хуанде Рамоса, но Мунис после двух вторых мест в чемпионате и сам не захотел продлевать контракт с клубом, несмотря на очередной выход в группу ЛЧ.

Вместо него Русол из Германии привез Доменико Тедеско – талантливого немца, но с опытом лишь во второй бундеслиге. Это был серьезный риск, который оправдался: в 2017-м «Днепр» в золотом матче в Одессе обыграл «Металлист» и добыл первое украинское чемпионство в истории. Через год выиграл более уверенно и даже прорвался в плей-офф ЛЧ, где неожиданно проиграл «Шальке».

Тедеско отчаянно верил молодежи: при нем в составе закрепился 17-летний Леднев, а 16-летний Супряга постоянно выходил на замены даже в больших матчах. Лидером команды стал Виктор Цыганков, а Роман Зозуля даже со скамейки запасных забил в чемпионате больше 10 голов. В 2019-м днепрянам удалось вернуть Евгения Коноплянку из Италии – он тут же прописался в основе. 

***

Сергей Рафаилов сумел убедить Евгения Геллера сделать важнейший шаг в развитии клуба – вместо провалившего сезон 2015/16 Юрия Вернидуба был приглашен Андрей Шевченко. Ему выписали карт-бланш в построении клубной системы: вся академия была подстроена под первую команду, а точечная селекция стала главным оружием. 

Первые два года Шевченко вместе со своим итальянским штабом не отступал от генеральной мысли построить футбол, основанный на контроле мяча. В 2019-м случился главный трансфер в истории клуба: в аренду из «Манчестер Юнайтед» удалось взять Александра Зинченко. Он вместе с Русланом Малиновским связал всю полузащиту «Зари» и стал соавтором главной сенсации 2010-х – луганчане выиграли чемпионат-2019 за три тура до конца. 

В 2020-м должно было быть еще веселее – на зимний перерыв сразу пять команд ушли на чемпионат на расстоянии 3 очков. К традиционной тройке лидеров примкнули «Десна» Реброва и «Александрия» Григорчука. В следующем сезоне в УПЛ должен выйти киевский «Старт» – новый клуб во главе с Александром Шовковским. Пока непонятно, насколько эта команда будет сильной, но два выхода подряд в полуфинал Кубка Украины из низших лиг намекал, что с ними считаться все же стоит. 

***

Завтра выборы, а Стеценко так и не сумел дозвониться до Коломойского. Придется все решать в одиночку.

До президента УПЛ доходили слухи, что Коломойский и сам не собирается выставлять кандидатуру на пост главы ФФУ в 2021-м. Весь последний год в ФФУ фактически руководил помощник олигарха Андрей Павелко, с которым Стеценко не сошелся характерами еще в 90-е. А ведь он, кажется, главный и единственный кандидат через год.

Дальнейшее развитие событий понятно и так: если Стеценко проигрывает выборы в УПЛ, в «Днепр» ему пути нет – там полную власть держит Андрей Русол. Рафаилов освободил свой пост в «Заре», но там придется быть на вторых ролях после Шевченко. Цугцванг. Может, не зря ему снились такие страшные кошмары, в которых он ушел в небытие еще в 2017-м.

Андрей Стеценко вздохнул и закрыл папку. Нужно цепляться за УПЛ. В этой реальности без боя сдавать свои позиции он не собирается.

Фото: Денис Руденко/Footboom

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты