Tribuna/Киберспорт/Блоги/TELEMART.UA/«Hooligans: Storm Over Europe» - симулятор околофутбольного насилия из прошлого

«Hooligans: Storm Over Europe» - симулятор околофутбольного насилия из прошлого

Hooligans: Storm Over Europe (Хулиганы: Шторм над Европой) была разработана компанией DarXabre и выпущена на платформе PC в 2001 году. В те, уже далекие времена, большинство игр для PC не переносились на консоли (за исключением самых популярных, и просто...

Блог — TELEMART.UA
4 апреля 2021, 23:51
3
«Hooligans: Storm Over Europe» - симулятор околофутбольного насилия из прошлого

Hooligans: Storm Over Europe (Хулиганы: Шторм над Европой) была разработана компанией DarXabre и выпущена на платформе PC в 2001 году. В те, уже далекие времена, большинство игр для PC не портировали на консоли (за исключением самых популярных, и просто тех, которые приставки тянули по производительности). Потому, поиграть в “Хулиганов” могли только счастливые обладатели персонального компьютера, который, конечно же, был приобретен родителями исключительно для учебы. В самом начале нужно оговориться, что статья эта получилась чем-то вроде рецензии на игру, с отступлениями и размышлениями на смежные темы. Обратить внимание читателей нашего канала на эту игру мы собирались еще раньше, но тут представилась возможность поучаствовать в конкурсе, а потому решили, что для такой публикации сейчас самое время. Получается, что пишем ее больше для своей аудитории, и потому не заморачиваемся над разжевыванием некоторых моментов. Изложить постарались все предельно понятным и простым языком, так что проблем с пониманием быть не должно.

Единственная в своем жанре игра на околофутбольную тематику была выполнена в виде чистого RTS. По мере прохождения игрового процесса, вам необходимо грабить магазины, пополняя, таким образом денежный запас вашей “фирмы” (группировки футбольных хулиганов), а за награбленное закупать новых юнитов, выпивку, оружие и наркотики. Действие всего этого безобразия происходит во время футбольного сезона, а цель игры заключается в том, чтобы стать самой отъявленной группой хулиганов в Европе. История подается нам в документальной форме, где один из журналистов, являющийся бывшим хулиганом присоединяется к местной фирме в Нидерландах, во время их тура по Европе. Между уровнями мы можем видеть катсцены с нелепыми, на первый взгляд парнями, которые пытаются отыгрывать футбольных хулиганов. Вроде как, это и были сами разработчики, хотя 100% уверенности нет.

Здесь нужно сделать первое большое отступление и добавить, что незадолго до выхода игры, на футбольных полях Нидерландов и Бельгии прошли матчи Евро2000, где также не обошлось без околофутбольных столкновений, как фанатов между собой, так и против полиции. На правах хозяев особо отметились бельгийцы с голландцами, а среди гостей праздника футбола, говорить о себе прессу заставляли англичане и немцы.

Отдельно отметим тот факт, что известное на весь мир хулиганское движение в Англии, на тот момент уже пребывало в стагнации. Непрекращающиеся еще со времен Тэтчер репрессии (война 71-й Премьер-министра Великобритании против хулиганов – это отдельная большая тема, и о ней можно писать отдельную статью) сделали свое дело. Таким образом, к началу нулевых, англичане все еще могли в уличное веселье, но, разумеется, это было уже далеко не то, что в 80е и первой половине 90-х. В свою очередь, в странах Бенилюкса околофутбольная сцена цвела пышным цветом и, по сравнению, с британцами, горя не знала. Нет, конечно, перед таким большим форумом были и репрессии, и зачистки среди самых известных и жирных фирм. В те годы действительно происходило много всякого интересного. Пользуясь относительной близостью городов, фанаты часто устраивали разборки, как между клубами внутри одной страны, так и международные бельгийско-голландские махачи. Не обходилось и без летальных случаев. Один из самых громких произошел 23 марта 1997 года. Именно в тот день состоялась легендарная “Битва при Бевервике” (массовое столкновение общаков амстердамского “Аякса” и роттердамского “Фейеноорда”) во время которой был убит чернокожий представитель столичного моба Карло Пикорни из группировки “F-Side”.

Разумеется, такое происшествие за несколько лет до старта европейского первенства, заставило полицию активно включиться в решение вопроса, но на местные движения критического влияния это не оказало. Скорее даже можно сказать, что в новое тысячелетие любители уличного насилия из стран-хозяек Евро шагнули широким шагом и на мажорной ноте. В итоге, когда Мартин Эрикссон (E-Type) пел свою «Campione 2000» во время церемонии открытия перед матчем Бельгия – Швеция, голландские и бельгийские хулз были заняты вычислением вражеских группировок. А потому вовсе не удивительно, что серьезный заход на поле футбольного хулиганизма сделали именно DarXabre games – разработчик из Нидерландов. Тема была горяча и более чем жива. Игра про футбольных хулиганов просто не могла не появиться. Уверены, что не возьмись они, это сделал бы кто-то другой. Но, вернемся непосредственно к игровому процессу и постараемся разобраться, насколько близким получился продукт к такому явлению, как футбольный хулиганизм. Игра выполнена в виде стратегии в реальном времени с изометрической графикой и состоит из 11 уровней, в которых вам надлежит исполнять все то, что по мнению разрабов, футбольные фанаты делают каждый выходные, с редкими перерывами на работу и сон. Начиная новую игру, вам необходимо выбрать название, форму и логотип для вашей группировки. Собственно, нажимаем старт и оказываемся на первом уровне, где можем ознакомиться с геймплейными особенностями. Как уже упоминали выше, самое главное для фирмы – срубить деньжат и прокачать свой состав, увеличив количество юнитов и вооружив всех.

Тут самое время сделать второе отступление и заметить, что среди олдовых представителей фанатизма (тех, кто еще помнит эту игру) бытуют диаметрально разные мнения на счет соответствия лора стратегии реальным фанатским делишкам. Одни считают, что все (ну, или почти все) продумано и представлено довольно реалистично и за детали не стыдно. Единственное, что вносит толику несоответствия – это возможность покупать за деньги новых юнитов. Да, в фанатском мире существует термин “подписной спортик”, которым обозначают человека, принимающего участие в таких разборках, но при этом не являющегося фанатом. Чаще всего такие люди попадали на драки именно из-за своих спортивных достижений и бойцовских качеств. Но, снова-таки, насколько часто это было именно за деньги, а не по просьбе друзей – утверждать не беремся. Тем более, что было это все значительно позже и точно не в тех местах, к которым делается отсылка в игре. В 2000м то и просто спортсменов среди фанатов было не так много, а тем более в центральной и западной Европе. Так что это можно считать изъяном, но не смертельным. В остальном, к системе товарно-денежного оборота в игре придраться тяжело и, по состоянию на начало века, сделано все очень даже прилично. Однако же, есть немало и тех, кто хейтит игру за, якобы, полное непонимание основ фанатской и хулиганской движухи. Мол, в DarXabre и сами то не достаточно хорошо понимали, о чем пишут игру, а о деталях предмета составили впечатление исключительно по газетным заголовкам и сюжетам на ТВ. Игра сделана совсем не реалистично, показывает фанатов исключительно бухающими идиотами, которые живу с одной лишь целью – драка ради драки. В то же время, околофутбол гораздо более многогранен, драки происходя совсем по-другому, полиция ведет себя иначе, а никакого оружия нет и в помине. Имея возможность создать еще более реалистичную игру, сделав ставку не на продажи и прибыль, а на респект от фанатского мира, разработчики выбрали вариант с лайт-версией и решили не погружать игрока во все прелести и тонкости ОФа. Главным аргументом людей с таким мнение является то, что на протяжении всей истории фанатизма, качественно осветить вопрос не могли люди, не имеющие непосредственного отношения к этому самому фанатизму. Позволим себе где-то не согласится со всем перечисленным (на дворе начало 00-вых, какого еще большего реализма вы ожидали?), кроме последнего. Такая тенденция действительно есть. В том числе, она четко прослеживается и в Украине. Статьи и сюжеты на тему околофутбола от посторонних и “невтемных” людей, обитатель фанатских секторов, как правило, нормально воспринимать не может. Сразу бросается тот факт, что человек не в материале и рассказывает откровенную чушь. В остальном, можно было бы долго дискутировать и сломать в этом споре не одно копье, если бы можно было с чем-то сравнить. А поскольку сравнивать не с чем, то и большинство аргументов “против” актуальными не считаем. И так, вы на первом уровне. Изначально в вашем мобе будет совсем немного парней, да, и в принципе, вы на протяжении почти всей игры будете в меньшинстве. Находчивость приходится применить практически сразу, когда на железнодорожную станцию прибывает большой вражеский состав и вам каким-то образом предстоит их вынести. Важно понимать, что юниты делятся на несколько типов, со своими индивидуальными особенностями и полезными навыками. Так, как и в любой настоящей фирме, у вашей должен быть “Лидер”. Это единственный юнит, который может сплотить вокруг себя своих бойцов и подтянуть новых членов фирмы. Юнит “Хулиган” является самым разрушительным и используется для управления толпой. "Крыса" хорошо владеет ножиком, быстрее всех передвигается и потому используется в роли “скаута” (еще одно жаргонное слово), появляясь в людных местах, с минимальным риском быть замеченным полицией или врагами. При этом обладает слабой выносливостью в драке. “Байкер” - один из наиболее выносливых юнитов, который может угонять транспорт, используя его для отбытия состава с точки сбора, после драки или попросту начиная давить состав неприятеля. “Рейвер” – использует громкий магнитофон, которым способен отвлечь внимание бойцов соперника. Согласны, смотрится немного нелогично. Но, тут очень даже понятна отсылка с особенностям клубной культуры тех лет. И вообще, куда же хулиган без техно-хардкора? Юниты типа “Бык” стоят в основе коллектива. Настоящий ферст-лайн, способный вносить наибольший дамаг по противнику, а также применять силу для передвижения предметов и прокладывать (проламывать) новый путь среди препятствий. Проблема в том, что таких бойцов совсем не много, а потому их нужно грамотно использовать. Из-за своих габаритов побеждаторы передвигаются медленней остальных и это нужно учитывать. Ловите лайфхак. Если хотите красиво выйти с врагами “состав на состав” и надеетесь на силу ваших топ-боев, то запускать их по направлению к противнику нужно раньше, чем всех остальных. Пока “тяжи” доберутся до сходки, остальные их как-раз догонят и заруба выйдет плотной. Иначе, вы рискуете просто потерять большую часть своего состава, которые прыгнут быстрее и попадут под таких же громил из конкурирующей фирмы. На этом месте недовольные, как правило, заводят рассказ о том, что поскольку создатели игры фанатов видели только по ящику, то и сами персонажи проработаны убого и имеют мало общего с реальностью. Что ж, может и так, но нужно не забывать одну важную деталь. Игра сделана по европейскому ОФу, каким его видели разработчики, пусть даже и через газетные страницы. И он действительно немного отличался от той реальной версии, в которой с удовольствием активно участвовали в свое время все мы, фанаты из стран бывшего СНГ. Но, к этим отличиям мы еще вернемся немного позже.

Кроме того, при прохождении можно было использовать чит-коды. Заметим, что с кодами и без – это две совершенно разные игры. Как не сложно догадаться, их применение дает вашему мобу разнообразные плюшки: ctrl+frikandel - на пополнение людей; ctrl+shaslick - на высший уровень оружия. Конечно, проходить рекомендуем без них, так играется намного интересней, а миссии реально развивают смекалку. Но, по правде говоря, очень немногие сумели одолеть последний уровень (проникнуть на стадион и отбить кубок) без этих кодов. С другой стороны, с кодами можно развлекаться и использовать тактические решения, которые не принесли бы результат – играй мы “по правилам”. Например, можно было собрать большой моб и смело идти все-на-все в лобовую с любым противником. Или вооружить всех бойцов серьезными “аргументами” и затоптать полицию. При этом, правда, с кодами или без, управлять своим мобом не всегда удобно. Отделить одного или нескольких нужных юнитов из состава бывает весьма затруднительно. Но, снова-таки, кто из игроков всерьез задумывался над этим почти два десятилетия назад. Пожалуй, главная изюминка “Шторма над Европой” – наличие мультиплеера. Правда, игра по сети имела ряд минусов. Во-первых, и самое основное, интернет-соединение тогда было далеко не таким, как сегодня. И нормально отыграть катку выходило далеко не всегда. Выходом было – играть по локалке или внутри сети одного провайдера. Во-вторых, в консоли отсутствовала возможность чатиться с другими игроками. Поскольку мессенджеров в то время особо и не было, то решение многие находили в переписке посредством внутреннего чата провайдера (своеобразный аналог аськи). На этом этапе возникала новая проблема, т.к. одновременно больше трех-четырех пользователей такие программки не тянули. Но, в любом случае, три заряженных на хорошую драку состава в одном городе – это уже довольного много. Конечно, при попытке сыграть с кем-то из другого города (или просто на другом провайдере), такая возможность уже была недоступна. Мультиплеер был интересен тем, что карта открывалась фрагментами (как и во многих играх тех лет), т.е. до куда дошел – до туда и видишь. Таким образом, пересечение с оппонентами могло произойти совершенно спонтанно и неожиданно, ведь о перемещении других мобов вы могли ничего не знать до самого последнего момента. Интересно, что существовали форумы, на которых поклонники игры обсуждали различные стратегии, объединялись в коалиции и вообще поддерживали какое-никакое общение. Но у нас многие узнали о существовании таких форумов уже значительно позже. Знание английского на должном уровне было у единиц, нормально пообщаться с иностранными “коллегами” почти никто не мог. Хотя, приходилось слышать и про кооперации украинских пользователей игры с иностранными траблмейкерами.

Нужно сказать, что со стороны издателей интереса к игре было не так уж и много. А с критикой и давлением она столкнулась сразу, едва успев появиться в продаже. Против игры выступила Ассоциация футбола Нидерландов (KNVB), а также некоторые местные политики. Называя насилие и сюжет в целом “неприемлемыми”, они предпринимали попытки запретить распространение игры. Тем не менее, дистрибьютор Artware по-прежнему распространял игру в Нидерландах, но с рейтингом 18+. В Британии игру также собирались запретить, но позже ограничились рейтингом 18+ и продажу разрешили. Во Франции некоторые местные журналисты называли Джейсона Гарбера (руководителя DarXabre games) “фашистом”, вероятно имея ввиду сюжет, который мог пропагандировать околофутбольное насилие среди молодежи. Кстати, несмотря на тот факт, что игра действительно иногда абсурдна в своих сценах насилия, она нигде не переходит грань расизма и расовой нетерпимости. Этого вы просто не сможете там найти, при всем желании. Естественно, в обратном случае, это похоронило бы игру еще на старте. Для японского рынка игру выпустил разработчик программного обеспечения “MicroMouse”. И тут также не обошлось без споров. Поскольку релиз состоялся незадолго до ЧМ2002, который Япония готовилась принимать на пару с Южной Кореей, то и там нашлись недовольные. В США игра появилась усилиями издательства “Hip Interactive”, но особой популярности не снискала. Причина проста и банальна – околофутбольная культура за океаном хоть и существует, находится в зачаточном состоянии, из которого навряд-ли когда-либо разовьется во что-либо большее. Особого внимания заслуживает музыка из игры. И тут речь не о саундтреке, а о “заряде”, который собранный и ожидающий активных действий моб выкрикивает каждые 15 секунд. Незамысловатый мотив быстро подхватили на секторах команд различных европейских лиг. В том числе, прижилась кричалка и у некоторых фанатских движений Украины. Наверняка среди читателей найдутся те, кто задаст вполне резонный вопрос: а насколько опыт игрока мог помочь в реальной ситуации уличных столкновений? Сказать по правде, в наших реалиях игра могла дать молодому человеку, интересующемуся этой темой, лишь поверхностное знание о каких-то общих понятиях. И то, скорей всего, с очень большой натяжкой. Дело в том, что околофутбол Восточной Европы всегда отличался от происходящего в Центральной и Западной частях континента тем, что у нас преобладал скорее спортивный интерес, нежели желание убить своего соперника или нанести его здоровью непоправимый вред. Нет, конечно, ненависть между клубами и у нас присутствовала более чем. Золотыми страницами украинского околофутбола являются противостояния киевского “Динамо” и одесского “Черноморца”, “Днепра” и харьковского “Металлиста”. В какой-то момент градус ненависти и здесь, действительно, мог зашкаливать. А о противостоянии тех же киевлян с клубами из России, даже и напоминать лишний раз не стоит. Но, никогда здесь не было желающих “посадить” другого на нож. И даже во времена, когда дрались преимущественно “на ремнях” и чем было под рукой, все проходило относительно по-людски. Да, случалось, что били сильно, и отходить потом приходилось долго. Но, естественно, без умысла убить человека или сделать инвалидом. Ремни, и другой подручный скам, закончились в Украине где-то в районе 2003 года, и больше к этому вопросу у нас в стране не возвращались.

За соседние с нами страны говорить не будем (все-таки это не совсем наша компетенция), но по неофициальной статистике, за все время околоспортивных баталий в Украине имел место лишь один случай с летальным исходом. Трагедия произошла в середине позапрошлого десятилетия и только в том случае удалось установить, что виной случившемуся – травмы, полученные в драке накануне. Наверное, не нужно объяснять, что ни о каких динамитах, гранатах и огнестрельном оружии, широко представленными в игре, речи и быть не могло. Насколько нам известно, машиной специально тоже никого не давили. В то же время, европейские тематические новостные ресурсы иногда напоминали о том, что не везде все происходит так, как у нас и в некоторых странах на футболе все еще режут, а кое-где даже и взрывают.

Вероятней всего, для большинства не секрет, что самой нестандартной в этом плане страной является Польша. Ситуация с вопросом применения подручных средств, до настоящего момента остается у наших соседей весьма непростой. Многие хулиганские группы (как представители отдельно взятых клубов, так и союзы, состоящие из группировок нескольких дружественных команд) заключили между собой пакты о неприменении холодного оружия и других аргументов по отношению друг к другу. Но, в то же время, есть и те, кто под выполнением этих негласных соглашений не подписался (или, со временем вышел из пакта под влиянием различных обстоятельств). Вот и получается, что с одной стороны польский околофутбол, вроде, и перевернул эту страницу свое истории, но время от времени мы слышим, как кого-то подрезали или вообще зарубили насмерть мачете. Получается, что отечественным хулиганам из игры почерпнуть, а потом применить на практике, было фактически нечего. Однако, в нее все-ровно рубились. Многие представители поколения середины нулевых вспоминают, что тогда было очень интересно и захватывающе поиграть во что-то тематическое, о чем ты и так старался найти как можно больше информации. Кстати, играл в нее и один из лидеров одного весьма небезызвестного сегодня за рубежом украинского коллектива. Именно эта фирма добыла несколько громких побед на международной арене, в последние пару лет перед началом пандемии. Сегодня он вспоминает, что уже тогда приобрел благодаря игре теоретическое понимание того, какие коллективные действия нужно применять в тех или иных ситуациях. А тем временем, европейский околофутбол все больше отходил от массовых драк на улице и по состоянию на апрель 2021 года во многих странах пришел к восточноевропейской модели, с договорными драками в небольших форматах. В Украине, за это время, произошли известные всем читателям данного блога события. Представители абсолютного большинства хулиганских групп проявили себя в процессе свержения приступной власти, а также защищали страну в боях с оккупационными войсками на Востоке Украины. По сравнению с началом десятилетия, украинский околофутбол значительно изменился, но многие сходятся во мнении, что без того активного промежутка (условно, с 2005 по 2013), мы не были бы теми, кто впоследствии смог повлиять на будущее своей страны (пинать тему общефанатского перемирия в очередной раз не видим смысла, наши читатели и так в курсе всех дел, а если местная аудитория захочет такой текст, тогда заведем свой блог и расскажем еще и об этом).

Повлияла ли на это каким-либо образом компьютерная игра? Если и так, то проследить прямую связь нам не удается. Просто, время выхода “Шторма над Европой” совпало со временем, когда многие известные и уважаемые сегодня люди пришли на сектора в своих городах. Тем, кто в свое время эту игру оставил без внимания, можем рекомендовать попробовать запустить и пройти хотя бы несколько раундов. Фрагмент уходящей (или уже ушедшей эпохи) “того” околофутбола, который, похоже, уже не вернется. А тот задор, с которым футбольные федерации сегодня препятствуют веселью на стадионах и за их пределами, отчетливо дает нам понять - подобной игры больше точно не будет. Выйдет множество других проектов с расчлененкой и морем кровищи, но все это про пришельцев, демонов, киборгов и прочих эльфов. Для футбольного насилия в будущем места не нашлось, даже, если события эти происходят в компьютерном симуляторе. Увы, финальная заставка с отобранным у врагов кубком и надписью «Чокнутые ублюдки на гастролях 2002 года» послужит нам лишь напоминанием о тех временах околофутбольной романтики, которые ушли навсегда.

*Благодарим всех, кто не поленился покопаться на антресолях своей памяти и поделился своими впечатлениями из прошлого. Мы это действительно ценим. Статья подготовлена авторами телеграм канала Troublemakers & Ultras Action

Другие посты блога

Летопись
4 апреля 2021, 23:57
9
Все посты