Хельмут Гросс - неизвестный реформатор немецкого футбола
Марсело Бьелса однажды сказал: « Человек с новыми идеями сумасшедший до тех пор, пока его идеи не триумфуют»
Марсело Бьелса однажды сказал: « Человек с новыми идеями сумасшедший до тех пор, пока его идеи не триумфуют». У аргентинца другой подход к обороне, чем у пионера ориентированного на мяч прессинга в Германии, кроме того этот же человек первым ввел зонную защиту в Германии и на всей немецкоговорящей территории.
Успех и триумф Хельмута Гросса можно наблюдать через Ральфа Рангника, Томаса Тухеля, Роджера Шмидта, Маркуса Гисдоля, Александра Цорнигера, Ади Хюттера и многих других.
Гросс остается крайне неизвестным. На самом деле ему нравится быть вне поля зрения: «I like it in the background". Родившийся в Баден-Вюртемберге, он тренировал на любительском уровне и никогда не мечтал о карьере на профессиональном уровне. « Как инженер, я все эти годы занимался мостостроением и делал успешную карьеру, поэтому не был заинтересован в футбольной карьере. Футбол всегда был страстью, но не имел контроля надо мной».
Гросс провел большую часть своей карьеры, работая в тени в таких клубах как «Штутгарт» и «Хоффенхайм». Он также был членом штаба Вюртембергской футбольной ассоциации по обучению тренеров в середине восьмидесятых. Сейчас он главный скаут и тренер-консультант в «РБ Лейпциге» и «Ред Булл Зальцбурге». А так же правая рука своего ученика Ральфа Рангника, главного тренера «РБЛ».
«Роджер [Шмидт], Маркус [Гисдоль] и я, мы все сформированы Хельмутом Гроссом, великим тренером из Вюртемберга, который использовал ориентированное на мяч покрытие пространства и прессинг уже в середине восьмидесятых», - рассказывал Ральф Рангник в интервью SPIEGEL.
Семидесятилетний Гросс оказал огромное влияние на современных немецких тренеров, он основал футбольную школу на юго-западе Германии и вдохновил многих своими методами. Гросс положил начало понятию «konzepttrainers» - немецкий термин, описывающий тренеров, который верят в определенную модель игры и долгосрочный процесс ( в основном это относится к философии Гросса).
Хельмут Гросс так же развил достаточное количество тренеров в академии «Штутгарта», среди которых Томас Тухель и Маркус Гисдоль. Последний играл под руководством Гросса в «SC Geislingen» и называл наставника немецким Арриго Сакки.
Рангник: «Положение мяча – ключевой момент. Мы хотим быть там, где находится мяч. Дайте мне 16 бегунов на средние дистанции и через 4 недели они будут способны защищаться с ориентацией на мяч».
Будучи убежденным сторонником зональной защиты, Гросс с самого начала прививал своим командам этот подход. Хельмут вдохновлялся Голландией Эрнста Хаппеля, одной из очень немногих команд, которые использовали в то время такой подход. «Хаппель был одним из наших образцов для подражания. Мы взяли себе кое-что из его игровых элементов. Например, защиту с офсайдной ловушкой при обороне в 4 защитника в линию».
Вторым тренером, оказавшим колоссальное влияние на Гросса был Валерий Лобановский, тренировки которого Хельмуту и Рангнику посчастливилось наблюдать во время тренировочного сбора «Динамо» на юго-западе Германии в середине восьмидесятых годов.
Но самой влиятельной фигурой для футбола Гросса был Арригио Сакки. Их обоих объединяет то, что они никогда не играли в футбол профессионально. Не смотря трудности того времени, Хельмут и Рангник через итальянских друзей добывали записи матчей «Милана». Гросс даже купил видеомагнитофон, самый дорогой на рынке в то время, но он быстро сломался из-за постоянного перематывания вперед-назад.
«За эти годы я понял, как мои идеи и то что мы разработали вместе были идеально реализованы Ральфом», - говорит Гросс.
Ральф Рангник считается отцом современного немецкого футбола, но не стоит забывать, что он был отражением идей Хельмута Гросса. Хотя нужно говорить так же и о том, что Рангник, будучи прекрасным учеником, развил концепцию и идеи еще дальше.
Восхищался Сакки до такой степени, что посмотрел практически каждую игру его «Милана», а так же лично общался с Лобановским, чтобы понять его идеи.
Рангник проводил отпуск в Зюдтироле, наблюдая за тренировками Зденека Земана в «Фодже» каждый день в предсезонный период в начале девяностых. «Земан также был пионером в прессинге и целостном покрытии пространства в защите по всему полю».
Дружба между Гроссом и Рангником уходит корнями в далекое прошлое, когда Рангник присоединился к тренерскому штабу футбольной ассоциации Вюртемберга тридцать лет назад, с тех пор они не расставались: «Грос опередил свое время, мне было 25, когда я узнал его, и я сразу понял, что он был совершенно другим. На следующий день мы посмотрели видео с «Милана» Арриго Сакки. Здесь, в Германии, никто не играл так ». Рангник был большим энтузиастом и первым убедился в идеях Гросса.
По словам Хельмута, Рангник очень быстро принял для сеюя идею прессинга ориентированного на мяч.
После этого они разработали систему преподавания на курсах для молодых тренеров, в частности обучали зонной опеке ориентированной на мяч, и даже сами создали учебный материал, чтобы распостранять эти идеи в молодежных и любительских клубах в регионах.
Позже дует снова воссоединился в молодежной академии «Штутгарта», когда Гросс там работал в качестве координатора молодежных команд. Хельмут выбрал Рангника в качестве тренера: «Он был идеальным человеком, который был бы способен показать команде, какой игровой системе она должна следовать». Более того, каждая из молодежных команд должна была следовать концепции, разработанной Гроссом и Рангником.
Томас Тухель сравнивал эту систему со знаменитой школой «Аякса», проводя параллели в том, насколько все команды клубной системы следуют определенным принципам.
Тот же подход является фундаментом успехов «Хоффенхайма» и «РБ Лейпцига» в наши дни.
Проект «РБЛ» построен совсем не только на силе денег. Рангник и Гросс поставили свое виденье и свою систему игры превыше всего, приводя в клуб молодых талантов, которые больше всего этой игре соответствуют.
Кроме того, что интересно, помимо участия в скаутинге и поиске талантов, Гросс так же отвечает за развитие тренеров в академиях «Зальцбурга» и «Лейпцига»: за «обучение тренеров и дальнейшее развитие нашей игровой философии».
На видео Рангник объясняет зональную опеку и игру сзади «в четыре в линию» в 1998 году. Для Германии было трудно совладать с этим новым футболом. В то время было только две или три команды с зональной опекой и четырьмя защитниками. Они встречались с нежеланием и отказом от тактических инноваций. «В то время было реальное сопротивление», - рассказывает Гросс.
Не смотря на это, вначале 80-х Гросс решается попробовать что-то новое, будучи у руля «Гейзленгена», клуба из 6 немецкого дивизиона. Ориентированная на мяч зональная опека, защитная четверка в линию и мяч в качестве основного ориентира для защиты. Это все во времена, когда в тренде была персональная опека и роль чистильщика. В конце концов, эти идеи получили свое развитие на более высоких уровнях спустя годы с Рангником.
Концепт Гросса был достаточно радикальным, когда речь шла про игру без мяча. Прессинг Гросса не только мешал сопернику забить мяч, но и предполагает агрессивное давление на противника с мячом с целью забрать у того время и пространство. Кроме того важно было пытаться отобрать мяч как можно ближе к чужим воротам. «Моя идея состояла в том, чтобы заполучать мяч как можно быстрее. Именно из этого возникла идея защиты с ориентацией на мяч», - разъяснял сам Хельмут.
На первый взгляд это может показаться хаотичным, но на самом деле у этого концепта есть основополагающая организация и механизмы. «С помощью правильного расположения в защите можно вынудить оппонента отдавать неточные длинные и средние передачи».
Другими словами, команда заманивает противника в маленькое ограниченное пространство и после этого начинает прессинговать, провоцируя отбор или потерю. Это общая схема-описание прессинг-ловушек.
«Люди всегда думают, что длительное владение увеличивает шансы забить гол. Но аналитически это нельзя подтвердить». По всей видимости, Гросс является противником доминирования с помощью владения. Для примера Гросс приводит полуфинальный матч Евро-2016 между Францией и Германией. «Германия имела слишком много владения. Когда вы много владеете мячом, вы автоматически снижаете темп игры, так как вынуждены много играть в ширину». Гросс верит, что хорошо организованное владение через длинные передачи способно «привести к умственной усталости противника».
Защитные аспекты являются главными в прессинг-футболе Гросса, тем не менее у него есть идея вертикальности, свободного атакующего движение и эффективными комбинациями, нацеленными на скоростную атаку с целью разрушить построение противника с меньшим количеством передач. Узкое расположение, специально используемое для такого вида футбола, является преимуществом в том случае, когда зона мяча в атаке всегда заполнена достаточным количеством игроков, что позволяет контрпрессинговать сразу после потери.
«Командам Гвардиолы никогда не нужно больше 5 секунд, чтобы вернуть мяч», - Хельмут Гросс.
Термин «гегенпрессинг» или «контрпрессинг» ассоциируется в первую очередь с немецким футболом. «Когда три игрока гоняются за мячом сразу после потери, это может выглядеть хаотично, но это контролируемый, а соответственно эффективный хаос», - описывает контрпрессинг сам Гросс.
Контрпрессинг не является новой концепцией. Он развивался на протяжении многих лет, начиная с Хаппеля и Михельса, через команды Сакки дальше к Клоппу и Шмидту, благодаря котором он стал отличительной чертой современного немецкого футбола, пионерами которого и были Гросс и Рангник.
Рангник: « Наши тренировки очень динамичны и всегда построены на игровых ситуациях. Мы делаем игры по 30-60 секунд, которые проходят в темпе, который часто не достигается в играх. Все ускорения контролируются и оцениваются с помощью системы GPS».
Сейчас игра меняется и развивается в сторону высокого темпа и интенсивности, футбол Гросса требовательный в этом смысле во всех планах: кроме сильно развитых технических и физических возможностей требует еще и умственных усилий, которые необходимы для того, чтобы справится быстрой сменой игровых ситуаций, что ее предполагает концепция.
«Таким образом, Гросс и Рангник используют высоко инновационные методики обучения, которые выделяют психические, а так же физические, технические и тактические аспекты в тренинге. « Наибольшие темпы роста наблюдаются в тренировке мозга, - говорит Гросс,- игрок должен быстро воспринимать, предвидеть, анализировать и принимать решения, а затем действовать как можно быстрее. Потенциал в мозге огромен, мы даже не можем его оценить».
«Есть исследователи, которые разрабатывают специальные компьютерные игры для футболистов, чтобы развить эти навыки мышления. Все эти вещи очень важны для нас в РБ. У нас, между прочим, есть тесные отношения с университетами, у которых мы учимся».
«Молодые тренера такие , как Клопп, Штрайх, Тухель, показали, что футбол – это в основном командный вид спорта и что, как и в Испании, можно многого достичь коллективно».
«Тактика - это способ побеждать», - говорит Грос в интервью SPOX, отвечая Хенесу, который утверждает, что выигрывают лучшие игроки, а не тактика.- Но что будет с равными командами? Что произойдет, если у вас будут слабые игроки? Стоит ли сразу сдаваться? Тактика - это просто футбольный аспект, но очень важный ».
«Немецкие тренера никогда не были известны, как великие тактические стратеги, -заявляет Рангник,- Выигранные кубки мира основаны на боевой мощи и индивидуальных навыках игроков». Хотя Зепп Хербергер и Оттмар Хитцфельд известны как великие тактики, немецкому футболу не хватало узнаваемой идентичности, когда речь заходит о тактике. Немец известен своим сильным и победным менталитетом, но в начале 2000-х немецкий футбол начал меняться.
Разумеется, что Хельмут Гросс и Ральф Рангник вносят ощутимый вклад в современный немецкий и немецкоязычный футбол. Создание тактической культуры и нового мышления в футболе, подчёркивающего, что командная работа стоит на первом месте.
«Я просто хотел знать: как далеко пойдет наш футбол?» ,- говорит Гросс в интервью. В свой первый год в Бундеслиге РБ Лейпциг вышел в Лигу чемпионов , прежде всего благодаря великим умам, работающим за кулисами: неизвестному Хельмуту Гроссу и недооцененному Ральфу Рангнику.
Оригинал: