Tribuna/Футбол/Блоги/Спорт, кино, иногда домино/Команда-мем из Шепетовки. Самая романтичная футбольная история 90-х

Команда-мем из Шепетовки. Самая романтичная футбольная история 90-х

Мешки с деньгами, десятки легионеров, красная «девятка» для Шевченко и много другого трэша в период зарождения Украины и национального клубного футбола. Безумные пять лет в райцентре Хмельницкой области, которые до сих пор не дают забыть «Темп» из Шепетовки.

Автор — Каниджа
18 июля 2018, 13:37
27
Команда-мем из Шепетовки. Самая романтичная футбольная история 90-х

Блог «Спорт, кино, иногда домино» вспомнил о «Темпе» для «Голоса Трибуны».

Грузинский «Остап Бендер» из Воркуты, который захотел обыграть «Динамо» и «Барселону»

Ильф и Петров, кажется, на клеточном уровне прониклись неповторимой аурой 50-тысячной провинции и создали универсальный сценарий для любой грандиозной затеи на пустом месте. Яркой, интригующей, но безнадежной.

1989 год. Во время тренировки городской команды к футболистам подошел недавно приехавший в город полноватый кавказец с предложением создать серьезный клуб.

– Серьезный насколько? Чтоб выигрывать область, КФК? – поинтересовался тренер.

– Чтоб обыграть киевское «Динамо» и «Барселону», – последовал абсолютно спокойный ответ.

Все участники странного разговора подумали, что перед ними находится еще один потомок знаменитого сына турецкоподданного.

Но прошло пару месяцев, и в Шепетовке появилась команда «Темп». А тот самый грузин Джумбер Нишнианидзе стал ее президентом.

Нишнианидзе приехал из Воркуты. Рассказывал, что проходил там военную службу, а после остался жить и работать. Потом женился на украинке и переехал к ней на родину.

Многие в Шепетовке, да и за ее пределами, утверждали, что Нишнианидзе связывали с российским севером и другими «государственные учреждения». Но документальных подтверждений не было, а спрашивать напрямую решались немногие. В общем, бизнесмен и меценат из 90-х с полных набором составляющих характеристик.

В перестроечную эпоху он основал в городе успешный строительный кооператив, в честь которого и назвал клуб. Через год «Темп» участвовал во второй союзной лиге и Кубке УССР, а в 1992 году принял участие в первом футбольном чемпионате независимой Украины.

«Черноморец» – первый обладатель Кубка Украины? В Шепетовке над вами посмеются

«Вместо «Спартака» и «ЦСКА» смотреть на Шепетовку?», – после развала СССР футбольные аналитики и пресса, наблюдавшие неминуемое падение уровня чемпионата, чаще всего цепляли именно «Темп».

Между тем, сам клуб удивительным образом оказался наиболее титулованным в Украине на момент начала премьерного розыгрыша. Именно «Темп» стал обладателем последнего кубка УССР, стартовавшего в разваливающейся стране, и завершившегося в ноябре 1991 года, уже после оглашения Украиной независимости. В финале по сумме двух матчей «Темп» обыграл ровенский «Верес» (2:1 и 1:1).

Награждать команду трофеем несуществующего государства было бы сверхглупостью. Турнир переименовали в «Кубок Украины по футболу» и Виктор Банников вручил приз его законному обладателю. На архивных видео сохранился эпизод церемонии награждения 1991 года и соответствующая гравировка на трофее.

Собственно, благодаря этому достижению «Темп» и оказался в высшей украинской лиге 1992 года. Там клуб занял последнее место в своей десятке и понизился в классе, но при этом нанес единственное поражение в сезоне будущему чемпиону симферопольской «Таврии».

Возвращение Шепетовки в элиту случилось уже через год. И это было круто.

Мешки «налика» в раздевалке, «Феррари» для Джугели и первая машина Андрея Шевченко

Многие соперники, посмеивающиеся над Шепетовкой, одновременно до посинения завидовали финансовым возможностям клуба. Бюджет «Темпа» тогда составлял 500-600 тысяч долларов в год. Таким могли похвастаться только «Динамо» и «Шахтер».

Нишнианидзе понимал, что заманить классных игроков и тренеров в райцентр можно исключительно деньгами. Поэтому зарплата у тренера Леонида Ткаченко, ранее возглавлявшего сборную Украины, была 3000 у.е. Ведущие игроки зарабатывали на том же уровне.

О белой бухгалтерии тогда и речи не было. Купоны обесценивались с удивительной скоростью. «Премиалку» после игр привозили мешками.

Правда, Ниншнианидзе и требовал по полной. Однажды президент, ранее занимавшийся водным поло, пришел на предматчевую тренировку и сказал: «За такие премиальные, которые вам платят – я бы всю воду в бассейне выпил».

Возвращение в вышку стало лучшим периодом в истории «Темпа». В сезоне 1994 года поездка в Шепетовку никому не обещала светлых эмоций. «Шахтер» и «Металлист» получили по 3:1, «Днепр» – 3:2, «Динамо» лишь в конце забило и выиграло 1:0. Правда, в Киеве все потом завершилось вничью 0:0.

При этом «Темп» отвратно играл на выезде, так ни разу за сезон и не победив. Чемпионат команда завершила на девятом месте, а Нишнианидзе на праздничный банкет подогнал 18 автомобилей для игроков. Больше всего повезло Мамуке Джугели, которому достался «Феррари».

Перезапустивший в Шепетовке карьеру Сергей Скаченко получил красную «девятку». Позже, перебравшись в «Динамо», он пересел на куда более статусный «Мерседес». А «девяточку» в рассрочку продал талантливому пареньку-одноклубнику Андрею Шевченко.

«Когда больше пяти грузин на поле – начинается базар»

Бразильцы «Шахтера»? В сезоне 1994/95 были матчи, когда «Темп» практически полностью обходился футболистами из Грузии.

В команду с первых дней активно привлекали игроков из России, Беларуси и, особенно, родины президента клуба. Но ситуация явно вышла за границы разумного, когда Нишнианидзе решил помочь родной федерации футбола.

Он отправил в Грузию 600 мячей, форму, атрибутику, а в качестве благодарности услышал: «Выбирай, кого хочешь из футболистов».

За короткое время в Шепетовке оказалось около 15 соотечественников Нишнианидзе. В том числе Автандил и Тариел Капанадзе, впоследствии превратившиеся в настоящих символов украино-грузинского клуба.

Лимит? Тогда о нем не было речи и, собственно, широкой необходимости. Такое количество легионеров было только в «Темпе». В матче против «Волыни» в старте вышли 10 грузин. Всего же за три сезона в вышке за Шепетовку сыграло 25 футболистов с иностранными паспортами.

На матчи чемпионата приходило до половины жителей Шепетовки

В самом удачном сезоне провинциальный клуб поставил сумасшедший по тем временам рекорд (примечание – и по нынешним тоже). На все домашние матчи «Темпа» приходило не менее 8000 зрителей. И это для 50-тысячного города.

В большинстве случаев 10-тысячный стадион не мог вместить всех желающих. Болельщики сидели на деревьях и крышах ближайших домов.

На матч против «Динамо» как-то втиснулось 20000 зрителей, почти половина населения Шепетовки.

«Темп» не пережил повторного вылета в первую лигу

После удачного сезона ушли Скаченко, Арсен Аваков и еще несколько лидеров. Но главное – бизнес Джумбера Нишнианидзе резко захромал, и единственный донор «Темпа» был не в состоянии должным образом подпитывать свое детище. «Темп» выдавал неплохие отрезки вперемешку с двумя сериями по пять поражений. Но в итоге команда на очко отстала от последнего спасительного места, доставшегося луганской «Заре-МАЛС».

В первой лиге появился уже «Темп-Адвис», базировавшийся в Хмельницком. Правда, команда отыграла лишь семь туров и распалась. Агония продолжилась в виде «Ратуши» (Каменец-Подольский), но вскоре и она прекратила существование.

Так закончился первый олигархический клуб Украины и история большого футбола в маленьком городе. Но сам «Темп Шепетовка» даже после 20 лет небытия удивительным образом сохранился в украинской футбольной культуре и даже превратился в своеобразный мем. Любому клубу с непонятным происхождением и туманными перспективами автоматически присваивают название и местоположение колоритного украино-грузинского ансамбля из 90-х.

Селезнев, Леоненко, Коноплянка и... «Темп» Шепетовка

К примеру, Евгений Селезнев, в то время нападающий «Днепра», попал под обстрел одиозного эксперта «Великого футбола» и набросил в ответ.

«Есть такой парень – Витя Леоненко, который говорит, что я забиваю плохие, а он забивал красавцы, – говорит Селезнев. – Ну, я же не виноват, что я не играл против «Темпа» Шепетовка, «Скалы» Стрый, у меня не было тех команд, которым он забивал. Ну, так получилось! Я понимаю, что он великий футболист и хоронил такие клубы. Без обид от этих команд, но я на них не попал. А он — легенда!».

Леоненко ответил, что даже не играл в матчах с «Темпом», и… обманул. Еще и как играл. В сезоне 1994/95 в победном матче «Динамо» (5:0) Леоненко сделал хет-трик. Но то ли забыл, то ли решил, что соперник не достоин его биографии.

После успешного плей-офф на Евро-2016 со словенцами известный футбольный менеджер Вячеслав Заховайло высказался об игровом потенциале Евгения Коноплянки. И также сдобрил обращение упоминанием «Темпа».

«Есть два образа игры Коноплянки. Один с мячом, другой без него. Так вот: с мячом – это игрок топ-уровня, лидер национальной сборной. Без мяча, (игра в обороне) Женя вряд ли пробился бы в основу «Темпа» из Шепетовки».

Шепетовка до сих пор живет надеждой на возвращение в большую игру

Джумбера Нишнианидзе долго не видели в Шепетовке. Новости о нем доносились весьма редко. Его периодически встречали то в Западной Украине, то в Крыму. Денег у бывшего президента «Темпа» практически не было, и ему посильно помогали как раз причастные к футбольной сказке по имени «Темп».

Когда в 2014 году с полуострова пришло известие о смерти Нишнианидзе, практически весь город погрузился в траур. Тело президента перевезли в Шепетовку и устроили прощальную процессию непосредственно на стадионе.  

Да, здесь так и не было повержено «Динамо», а «Барселона» вообще не приехала. Но этот разбогатевший в 90-е грузин из Воркуты как никто умел делать шепетовчан счастливыми. В знак признательности в городе планируют присвоить улице или стадиону фамилию Джумбера Нишнианидзе.

Его родной брат Шота вспоминает, что несколько лет после распада «Темпа», жители Шепетовки ходили как чумные и все ждали возвращения большого футбола.

В 2016 году сюда приехала ветеранская сборная Украины с Демьяненко, Венглинским, Нагорняком, Коноваловым, Косовским… На поле вышел даже Мирон Маркевич. Шепетовка вновь окунулась в воспоминания и начала мечтать. А вдруг?

Все возможно. Одни классики навсегда определили место Шепетовке в истории литературы, другой – в истории украинского футбола. А история, как известно, удивительно склонна к самоповторам.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов