Tribuna/Футбол/Блоги/Can't stand me now/Восточные сказки. Феномен румынских тренеров на Аравийском полуострове

Восточные сказки. Феномен румынских тренеров на Аравийском полуострове

Дан Петреску, увидев, что его преемником в «Динамо» стал Станислав Черчесов, принял весьма верное решение бежать подальше от сюрреалистичной РФПЛ в Дубай и попытаться привлечь Хави в свой «Аль-Араби». Can’t stand me now рассказывает, почему румынский тренер в Саудовской Аравии или ОАЭ - это не редкость а приятная, успешная обыденность.

Блог — Can't stand me now
Автор — Laszlo Kaim
18 июля 2014, 18:36
1

Людям очень свойственно быть падкими на первое впечатление. В первую очередь эту характеристику стоит отнести к европейцам и арабам. И если у первых порой это выливается в такие суррогатные эффекты, как победа Австрии на Евровидении, то вторые совмещают это восхищение с определённым анализом и сообразно своему темпераменту ставят чёткую цель: на основе этого создать нечто ещё более мощное, привлекая восточными богатствами проявивших себя в других местах искусников. Страны пустынного Аравийского полуострова, считавшегося нишей для самых бедных государств мира вплоть годов до семидесятых, отчаянно искали пути к самоутверждению помимо гигантских цифр напротив статьи «поставленные баррели нефти». Таковым стал футбол, который пусть и не является одним из главных стратегических ресурсов человечества, но уж точно блестящим коммерческим проектом и информационным поводом.

Правда, экзотические шейхи, выходившие на этот рынок в середине 90-х, столкнулись с тем, что прогрессивная футбольная Европа, пережившая эхо дела Босмана и имея развивающуюся MLS в твёрдом статусе дома престарелых, не хотела отпускать своих людей – это потом там появятся Эрик Геретс, Жозе Пешейру, Кике Флорес и иже с ними. С восточным упорством и практицизмом толстосумы обратили внимание на другой перспективный регион. На Балканском полуострове в те годы полей боя было больше, чем футбольных, а потому самые способные уже осели где-нибудь в Центральной Европе. На этом фоне Румыния, ещё до Первой мировой, получившая лестное прозвище «балканская Бельгия», выделялась достаточно выгодно. После краха режима Чаушеску футболу удалось очиститься от откровенно маргинальных элементов, выстроилась новая, профессиональная система, хотя маркетинговая деятельность клубов заставляет вспоминать РФПЛ и прикладывать руку к лицу. Лучшие представители местного соккера, как правило, тоже покинули родину, но один волшебник в нужное время и в нужном месте впечатлял нужного человека.

Шейх Абдулла Саид аль-Леуша, ныне являющийся президентом клуба «Аль-Ахли» (нет, не того самого из Египта), в своё время начал изучение карты футбольной Европы с ближнего зарубежья. Начиная с 1999 года, он регулярно посещал матчи турецкой Суперлиги и был особенно впечатлён выступлениями «Галатасарая». Прозорливый толстосум, видя, как Мирча Луческу последовательно поднимает над своей головой Кубок и Суперкубок УЕФА, прекрасно понимал, что тренер находится на пике своих жизненных сил и не ввяжется ни в какое сомнительное с точки зрения саморазвития предприятие. Когда в середине 2000-х Георге Хаджи продолжил в «Золотом дворце» эксперименты по слиянию турецкой страсти с европейским игровым интеллектом, за ним вновь следили. Когда скорые на расправу болельщики «Сарая» стали вновь призывать Фатиха Терима, шейх аль-Леуша решил протянуть руку помощи потерявшему работу карпатскому Марадоне и пригласить его к себе. Хаджи отказался и вернулся на родину, но там рассказал коллегам о прекрасных условиях и материальных стимулах, а сарафанное радио богачей создало имидж румынским тренерам в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне и Омане.

Массовая миграция тренеров началась с 2005-2006 гг. Что же всё-таки сподвигло Петреску и ему подобных делать именно такой выбор, если взять за скобки денежный фактор? В первую очередь, это отсутствие пресса ожиданий. В большинстве своём владельцы арабских клубов ставят довольно пространные задачи, полностью доверяют специалистам и не суются туда, где ни черта не понимают. Кроме того, румынская медиасфера превращает жизнь футбольных тренеров и функционеров в кошмарный сон, некоторые элементы которого стали суровой реальностью – недавно из-за коррупционного скандала загремели за решётку такие видные персонажи, как румынский Коломойский - владелец «Стяуа» Джиджи Бекали, и пробывший ровно один день на посту президента Румынской Федерации Футбола Георге Попеску, бывший партнёр Хаджи по «Сараю». Среди дюн и нефтедолларов наставники из Румынии нашли свою нишу, в которой развиваются сами и рождают местных звёзд, а некоторые не только не были преданы в Европе забвению, но ещё и упрочили своё реноме.

Василе Иордаке

 

Имя Василе Иордаке не скажет вам ни о чём, но этого вратаря сборной Румынии, из-за которого «Три льва» в отборочном цикле к ЧМ-82 набрали в двух матчах со страной соцлагеря одно очко вместо четырёх, до сих пор помнят в Англии. «Чудо на Уэмбли» в виде нулевой ничьей приключилось во многом благодаря вратарю, чьи сверхспособности переплюнули планку, которую здесь же задал в 1974-м Ян Томашевский. В остальном карьера Иордаке-игрока была мало чем примечательной, ибо пришлась на застойные для румынского футбола 70-е годы. После десяти лет пребывания в воротах «Стяуа» он остался в структуре клуба, готовя вратарей – именно герой «Уэмбли» выпестовал потомка немецких колонистов из Арада Хельмута Дукадама, который прославился в финале КЕЧ-86 и вдохновил моего хорошего знакомого Игоря Савченко на ламповый материал для еженедельника «Футбол». В 1990 году в клубе сменилось руководство, и новая администрация решила очистить рабочие места, занимаемые действующими военными. Указали на выход в том числе и Иордаке, находившемуся тогда в звании подполковника. Смирившись с тем, что в футбол ему дорога закрыта, «вратарь республики» принял предложение министра обороны и президента отправиться военным атташе немного-немало в ОАЭ, с которыми только были установлены нормальные дипломатические отношения.

В 1993 году местный клуб «Аль-Шабаб», являвшийся любимцем всемогущего эмира Зайеда аль-Нахьяна, в очередной показал довольно скромный результат в национальном чемпионате. Соседи по Персидскому заливу смотрели на это всё с нескрываемым удовольствием, а откуда-то с севера, с полуфинала розыгрыша Азиатского кубка, им махали ручкой сборная Кувейта и Валерий Лобановский. Шейх Зайед, видевший до этого работу Валерия Васильевича в любимой сборной эмира, решил вновь положиться на тренера из бывшего социалистического блока. За неимением других вариантов выбор пал на румынского атташе, который за три года выиграл и чемпионат, и кубок страны – впервые за историю «Аль-Шабаба». Более того, именно под руководством Иордаке раскрылся самый забивной нападающий в истории местного футбола Аднан Ат-Тальяни (54 гола в 164 матчах за сборную ОАЭ), приведший национальную команду к серебру Кубка Азии-1996. Подполковник продолжал свою футбольную жизнь в арабском мире до 2001 года, заложив основы первой в Эмиратах системы подготовки молодых игроков. Передовые методы, по которым работал Иордаке, весьма напоминали программу Grassroots, и принесли его юношам из «Аль-Ахли» молодёжное чемпионство-1999. В начале XXI века в «Стяуа» вспомнили о том, какого тренера упустили, и вернули в структуру клуба тренировать вратарей в команде U-21. Распрощавшись с ОАЭ победой в Премьер-лиге-2000/01 с «Аль-Айном», он приступил к работе в привычных условиях. Результат есть и тут – Чиприан Тэтэрушану начнёт новый сезон в «Фиорентине».

Костикэ Штефэнеску

В коммунистическом периоде румынской истории надёжных защитников можно было пересчитать по пальцам одной руки. Первым среди них был Костикэ Штефэнеску, который выступал в «Стяуа» и сборной в одно время с подполковником Иордаке, цементируя защиту. За то, что армейцы в 70-х редко пропускали более 20 мячей за сезон, либеро получил прозвище «Министр обороны». Став тренером, он и игру своих команд строил в первую очередь, улучшая защитные порядки. Удивительно, но после революции преобразился и местный футбол, который стал более активным и безбашенным и дал рождение громогласной сборной 90-х годов. В ней угрюмый защитник долгое время работал ассистентом, а затем решил воссоединить семью и отправился в Сирию, где осел его сын.

Работая с местными командами, он способствовал созданию в арабской республике конкурентноспособного (пока в местных масштабах) чемпионата, а успехи, достигнутые с дамаскским «Аль-Джаишем», побудили Башара Асада установить широкое государственное финансирование для клуба. В середине 2000-х Штефэнеску отправился с цивилизаторской миссией в Саудовскую Аравию, куда уже потихоньку потянулись деньги и люди. Но румынский наставник шокировал всех, предпочтя дауншифтинг и отправившись тренировать команду второго дивизиона «Найран». Под его руководством новички моментально вышли в Премьер-лигу и полуфинал Кубка наследного принца и до сих пор остаются крепкими и кусачими середняками аравийского элитного эшелона. К сожалению, для «Министра обороны» восточная сказка во многом на этом и закончилась – у него обнаружили рак лёгких, который Штефэнеску решил лечить на родине. Когда любимец болельщиков «Стяуа» увидел, что врачебное вмешательство не приносит никаких результатов он принял тяжёлое решение, прервав свою жизнь добровольно. 20 августа прошлого года он выбросился из окна бухарестской онкологической больницы.

Ангел Йордэнеску

Ангел Йордэнеску для румынского футбола то же самое, что и Дэвид Бекхэм для английского и мирового – франшиза и икона стиля. Любимец стеснительных модисток и жены Чаушеску на протяжении примерно 20 лет штамповал голы и даже заслужил двухлетнюю отлучку за границу, во время которой обосновался на Крите и весьма полезно поиграл за местный ОФИ. Вернувшись в расположение родной «Стяуа» к началу сезона 1985/86, он был играющим тренером, хотя наставник команды, легендарный Эмерик Йеней, так и не выпустил Йордэнеску на поле ни разу. Тем не менее, Ангел сыграет значительную роль в победе в Лиге чемпионов – именно он подозвал к себе перед серией пенальти лучших нападающих команды Мариуса Лэкэтуша и Габриэла Балинта и долго их инструктировал на предмет того, как забить послематчевый пенальти без особых проблем. Итог – именно эти двое увозят Кубок Европейских чемпионов в Румынию. Даже маэстро Йеней признал в Йордэнеску будущего тренера и рекомендовал ему отправиться в самостоятельное плавание. Именно он привёл «Стяуа» к финалу КЕЧ-89, а сборную – к четвертьфиналу ЧМ-94 и выходу в плей-офф ЧМ-98. Неугасавшая любовь к эллинистическому миру приводила к отлучкам на Кипр в «Анортосис», а на рубеже веков и в сборную Греции. Освободив через два года пост наставника для Отто Реххагеля, тренер-авантюрист решил оставить и карьеру в действующей армии, откуда он уволился в 2000 году в чине генерал-майора пехоты.

Предложение продолжить свои тренерские экзерсисы поступило из «Аль-Хилала», где начал собираться достойный сплав из европейских старцев и местных звёздочек, одна из которых – по имени Сами аль-Джабер – стала настоящим пульсаром и принесла под руководством румынского генерал-майора пять трофеев в одном сезоне, среди которых Кубок Азии, Кубок Персидского залива, Кубок Кубков Саудовской Аравии и такой дивный трофей, как Кубок Столетия, который разыгрывается в саудитском государстве именно что раз в сто лет и посвящается юбилею существования королевства. Йордэнеску арабская атмосфера весьма понравилась, и, вернувшись на Аравийский полуостров, он пополнил в 2005-2006 годах трофейную комнату «Аль-Айна» и сделал «Аль-Иттихад» первой командой, защитившей титул чемпиона Азии. С тех пор Бекс времён социализма решил зажить осёдлой жизнью на родине – поработав в румынском Генштабе, Йордэнеску сейчас является сенатором Румынии от Национального Прогрессистского Союза, входящего в состав правящего социал-либерального блока. Наряду с премьер-министром Виктором Понтой бывший тренер сборной Румынии считается одним из главных лоббистов идеи задержания президента Траяна Бэсеску (который, кстати, сделал того полным кавалером ордена «За спортивные заслуги») по истечении мандата в декабре по подозрению в коррупции.

Космин Олэрою

Космин Олэрою, пожалуй, является первым румынским тренером, сделавшим себе имя путём Моуриньо, Эрикссона и Виллаша-Боаша – так и не поиграв на особо высоком уровне, он решил попробовать себя в тренерской ипостаси. Гибкий и уверенный в себе наставник, ещё в бытность свою футболистом он доехал аж до Японии и понял, какое значение имеют только открывающиеся футбольные рынки. Однако Космин, начав учать японский, китайский и фарси, всё же начал карьеру на родине, где сделал ныне почивший в бозе бухарестский «Национал» одним из главных претендентов на чемпионство в первой половине 2000-х, а также заложил основы «Тимишоары», отправив привет в будущее своему широко известному соотечественнику. Но самым ярким этапом в румынской карьере Олэрою до сих пор является его «Стяуа», дошедшая до полуфинала Кубка УЕФА, прервавшая в 2006 году десятилетнее проклятие румынских клубов, которые никак не могли пробиться в группу ЛЧ, и обыгрывавшая вполноги «Динамо» без двух ведущих лидеров. Идиллия длилась недолго – так как владелец клуба Джиджи Бекали, у которого ныне ноги в кандалах, не считался ни с чем, а из тренеров не считал за людей никого, кроме предшественника Олэрою Олега Протасова, то знание фарси пригодилось как никогда.

Ангел Йордэнеску рекомендовал своим бывшим работодателям из «Аль-Хилала» воспользоваться услугами молодого и доказавшего свою состоятельность тренера. Олэрою пробыл два сезона там, после чего поехал уже в Эмираты. Сейчас он тренирует уже четвёртый клуб с Аравийского полуострова, дубайский «Аль-Ахли», завершил последний сезон победой в чемпионате и Кубке ОАЭ, а за всю карьеру в Саудовской Аравии и иже с ними на данный момент завоевал одиннадцать трофеев. Вы будете смеяться, но в какое-то время он даже одновременно тренировал и «Стяуа» - злобный господин Бекали разочаровался в игре команды в сезоне 2010/11, извинился перед Олэрою за прошлые обиды и дал ему порулить командой в оставшиеся матчи. Космин умудрился выиграть при этом Кубок Румынии и путёвку в Лигу Европы, но не мог ни отпраздновать успех с командой, ни даже посидеть на тренерской скамейке – хитрый владелец клуба оформил ассистента нашего героя как исполняющего обязанности тренера, а самого тренера как простого сотрудника клуба, чтобы не платить такую же зарплату, какую Олэрою получал, тренируя на тот момент «Аль-Айн». Стоит ли удивляться, что именно махинации подобного рода стоили свободы могучему владельцу «Стяуа».

Лауренциу Регекампф

Регекампф, едва оставивший Румынию после двух очаровательных сезонов, пока включён в этот список авансом. 27 мая его успели лишь представить в качестве главного тренера «Аль-Хилала», который упоминается в этом тексте уже раз в третий. Тем не менее, этого наставника с прогрессивным тренерским мышлением мы ещё увидим в Европе. Сам Регекампф признался, что отправляется на Ближний Восток потому, что из-за ареста Бекали дела с финансами пошли плохо, а карьеру прерывать не хочется, поэтому ухватился за первое предложение. Живой ум и немецкая страсть к порядку, унаследованная от десятилетнего опыта игры в Бундеслиге, позволили ему впервые за семь лет сделать «Стяуа» чемпионом страны, выбить «Аякс» из розыгрыша Лиги Европы в драматичной серии пенальти и едва не отправить восвояси «Челси». С англичанами у него исторически складывалось интересно – тот же Дуайт Йорк, играя на фланге Регекампфа в еврокубках, был наглухо закрыт, а дальние удары защитника заставляли Марка Боснича прыгать так, как он никогда бы не смог сделать под кокаином. Именно под руководством Регекампфа два игрока «Стяуа» - нападающий Раул Русеску и вратарь Чиприан Тэтэрушану – доросли до уровня топовых чемпионатов. По своему потенциалу наставник абсолютно не отстал от своих подопечных.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов