Tribuna/Футбол/Блоги/Это Суркис всё купил/Welcome to Lviv. Почему Маркевич станет следующим тренером «Шахтера»

Welcome to Lviv. Почему Маркевич станет следующим тренером «Шахтера»

История о «падающем клубе», «взлетающем тренере», подогретая неприкаянным Ахметовым

11 августа 2015, 08:45
26
Welcome to Lviv. Почему Маркевич станет следующим тренером «Шахтера»

Коломойский не хочет платить больше, тренер желает двигаться дальше, а горнякам нужна замена Луческу, которая к тому же даст им любовь львовской торсиды.

Информация относительно вероятного ухода Мирона Маркевича с поста главного тренера «Днепра» априори не должна шокировать общественность, поскольку в ней лбами сталкиваются интересы «падающего клуба» и «взлетающего тренера».

Такие вместе не уживаются, это проверено десятилетиями.

«Падающий клуб»

Каким образом клуб, только что вышедший в финал Лиги Европы может быть «падающим», если конкуренция в чемпионате страны выглядит смехотворной? Как он может идти вниз?

Есть закон игры, закон жизни, закон бизнеса: если ты не становишься сильнее – ты становишься слабее, даже когда остановился на месте. Наращивание темпов производства, поиск новых рынков сбыта, устранение конкурентов всеми доступными средствами для еще большего поглощения рынка внутреннего вытекают именно из этой аксиомы. «Днепр» достиг своего собственного пика, он ударился головой в потолок, для того, чтобы его пробить и двигаться дальше, необходимо больше тратить, совершенствовать работу внутренних клубных структур, приглашать резерв.

Вряд ли стоит спорить с тем, что даже потенциала прошлогодней команды с Коноплянкой не хватило бы для того, чтобы в наступившем уже сезоне выйти хотя бы в полуфинал ЛЕ. Взгляните на состав участников стадий полуфинала и выше в Лиге Чемпионов, посмотрите на доминирующие коллективы в лиге рангом поменьше. Сплошь одни и те же лица, и чтобы стабильно не падать ниже определенной планки в лиге больших мальчиков, необходимы сумасшедшие финансовые ресурсы, в лиге «Днепра», на примере «Севильи», и, допустим, «Бенфики» – идеальная клубная вертикаль, структура, потрясающий менеджмент.

Уровень менеджмента днепропетровской команды годами окутывается огромным количеством насмешек и претензий, которые упираются в отсутствие результата: как команда со столь стабильной финансовой позицией в последние лет восемь постоянно упирается носом в спины конкурентов, но не может их преодолеть?

Фигура Стеценко во всех этих разговорах всегда оказывается системообразующей, к ней ведут все нитки, потому что он единственный, для кого Коломойский досягаем и частично осязаем.

Люди описывают его как человека с отсутствующими внутренними амбициями, того, кто в случае обязательно возникающего конфликта его личных интересов с интересами клуба без раздумий решит ситуацию в свою пользу. Он не поддержит требований тренера и персонала клуба перед Коломойским, если сам Коломойский считает эту ситуацию невыгодной для себя и хоть на три процента захочет устроить ему вырванные годы.

Вы можете считать это трусостью, попыткой всеми силами держаться за свое кресло, я же вижу в этом своего рода мудрость: у него нет рынка, нет в мире клуба, который наградит  его таким же контрактом, статусом и возможностями, как «Днепр». Однажды мне довелось услышать мнение о том, что «Стеценко не выполняет функций современного менеджера-руководителя, он – классический смотрящий, своей преданностью и характером заслуживший доверие Коломойского». Именно так работает большинство дочерних структур олигарха, в которых отсутствуют личности уровня того же Богдана Гулямова, да и в его «Будивельнике» сейчас дела не сахар.

Это дает нам право полагать, что структуры современного менеджмента у днепропетровской команды не существует, есть только частично контролируемый хаос, соответственно, за счет внутреннего ресурса и политики «Днепр» двигаться вперед не в состоянии, а вещи, вроде «выигрывает Рамос/Маркевич, проигрывает Стеценко» уже годами утрамбовались в памяти этого поколения.

Казалось бы, почувствовав запах исторического достижения, Коломойский может войти в раж, в нем проснется «спортивный интерес» и он захочет вливать больше, чтобы наконец-то утереть нос Ахметову и уже вообще стать полноценным королем в глазах себя, своей свиты, своего окружения.

Однако еврейская составляющая бизнесмена взяла свое, и это прекрасно. Такие фифти-фифти моменты, когда нужно оценить и взвесить – это его зона комфорта.

Как известно, разница между умной женщиной и падкой на все блестящее дурочкой, в простонародье – ТП, заключается в способности увидеть разницу между мужчиной, у которого просто есть деньги (Курченко), и мужчиной, который знает этим деньгам счет и умеет ими управлять (Коломойский).

Президент «Днепра» оказался в ситуации, которая совершенно объективно подталкивает его к снижению уровня финансирования клуба. Он мог бы войти в эту авантюру с долларом по восемь, но не с долларом по двадцать два, вне зависимости от того, сколько долларов за восемь он скупил, чтобы затем продать их по тридцать. У него нет ни малейшей экономической мотивации, чтобы тратить на клуб больше, чем прежде, у него нет этих возможностей. Сегодня он больше занят тыловой войной с Порошенко, политическими играми и маневрами, вроде исков к государству Украина, ведь на кону судьба некоторых из его ключевых активов, и понимая, что существует риск их потерять, Коломойский отказывается от всего, что раньше жило на широкую ногу да с барского плеча.

Это несравнимо с позицией «Шахтёра» после победы в Кубке УЕФА, когда Ахметов изволил играть на повышение.

Коломойский отказался от баскетбола, он максимально снизил расчетную базу в футбольной сфере, начал затягивать гайки на своих предприятиях. И здесь возникает ключевой момент: нужно ли ему тратить деньги, чтобы заменять Коноплянку и остальных стоящими футболистами, чтобы сохранить перспективу топтаться на месте и упасть через год или два, или лучше упасть сразу, но потратив на это гораздо меньше? Одно из его гражданств намекает вам на правильный ответ, и я бы поступил совершенно точно так же и без особых раздумий. Именно поэтому он тот, кем он является.

Исходя из этого расклада, амбициозный тренер – заноза в заднице, он слишком много хочет, слишком много просит, и, к твоему сожалению, приобретает слишком ценный вес.

«Взлетающий тренер»

Мирон Маркевич – это «антифактор Стеценко», это один из немногих людей в современном украинском спорте, имеющий реальные достоинства в конкурентной борьбе и фактор, который позволяет ему чувствовать себя гораздо спокойнее. Уровень тренера-Маркевича неоспорим, его умение перестроиться с летящего «Металлиста» на закрытый «Днепр» на уровне Лиги Европы  показало в нем необходимый тактический потенциал и присущую его наличию гибкость, но главное его достоинство, его туз в рукаве – команда «Шахтар Львів», которую он возглавит сразу же после ухода Луческу.

И никто, ни в руководстве клуба, ни в болельщицкой среде не будет сомневаться в том, что он в состоянии справиться с этим функционалом, и прессу он получит самую положительную.

Ветер подует в спину.

Можно очень долго слушать интервью политиканов о «зраде интересов Майдана», неделимости и суверенитете, и прочих элементах политгрязи, но с утверждением «Шахтёр» не вернется в Донецк никогда / на протяжении очень долгого количества времени» – спорить практически невозможно.

Украинская сторона, в лице действующей верхушки власти, настроена на вялотекущий конфликт, как прикрытие коррупции и отсутствия реальных реформ, ставя во главу угла дерзкую попытку пересидеть и переждать, ковыряясь до того «самого светлого» момента, когда нефтяной кризис поставит РФ в слабую позицию и вынужденно приведет к переговорам (т.н. развалу, о котором кричит пропаганда из быдловизора), в свою очередь РФ ставит во главу угла готовность прожить в условиях санкций максимально долгое количество времени, чтобы дождаться, когда Украина окончательно всем надоест и потеряет возможность брать кредиты, параллельно саморазрушаясь изнутри, чтобы остаться с Крымом, а остальное разруливать по ситуации (о чем в ответ кричит пропагандистская машина по ту сторону слабоконтролируемой границы).

Это говорит, в первую очередь, о невозможности поиска краткосрочного решения выхода из ситуации, что приводит к тому, что разъезды «Шахтёра» по Украине – явление не эпизодическое. Деловые интересы зарегистрированных в Украине компаний, не попадающих под санкционные ограничения, не позволят Ахметову двигаться в направлении любых форм сожития с чемпионатом России и Лиги Прав и Свобод Русскоязычного Населения на оккупированной территории, а это значит, что клуб без города продолжит кататься аки шапито. Очевидно, что еще год, и уход Луческу, Тейшейры станет реальностью, и если раньше президент «Шахтёра» не мог себе позволить расстаться с Мирчей в связи с отсутствием достойного уровню его притязаний украинского специалиста на рынке (Олежик, родной, прости!) и невозможностью пригласить сюда равного румыну тренера из Европы в связи с ситуацией в стране вообще, и вокруг клуба – в частности, то с потенциальным Маркевичем без работы – стороны просто пожмут руки, расцелуются и мирно разойдутся.

Подписание контракта с Мироном Богдановичем через год – это настолько очевидное решение, что вероятность любого другого хода в этом направлении можно считать сумасшествием. И вопрос не только культуры футбола, которую прививал Маркевич в «Металлисте», когда там были деньги и система управления, организация внутриклубных процессов, и не новые лидеры команды, его птенцы – Марлос да Тайсон, и не площадка для его роста и возможности, ей способствующие.

Это решение еще и имиджевое.

Ничто. Никогда. Не заставит. Принять. «Шахтёр». Во. Львове. Своим. Кроме. Его. Персоны, потому что там между Маркевичем и Иисусом стоит знак равно. Они оба воспринимаются святыми, сыновьями, того, кто повыше, или того, кого там нет, это уже личный выбор каждого.

Болельщики, футбольные люди, Вацко и Цыганык из телевизора... Это даже не тема для дискуссии.

Сегодня необходимо понимать, что вопрос «отделения Украины от Донбасса» с каждым новым триместром будет все явнее переходить из разряда «политического» в разряд «экономического», будут подняты вопросы о ресурсном потенциале ресурсно-зависимого региона, чей пик прошел еще сорок лет назад, а значит, будет только хуже, даже если бы там ни одного выстрела не прозвучало. Даже, когда «Шахтёр» в насильственной форме издевался над киевским «Динамо» на местном красавце-стадионе, стратегия делового поведения Ахметова сделала этот регион дотационным, то есть уже тогда он давал меньше, чем на него приходилось тратить, сейчас же, при необходимости тотального восстановления производственной инфраструктуры, этот вопрос рано или поздно встанет ребром, а любые интеграции, априори невозможные без стопроцентного контроля над государственной границей в любом ее виде – будут лишь подогревать градус недовольства со стороны населения.

Глядя на мир сквозь очевидную политическую призму, клуб такого ранга, как «Шахтёр» не может не оглядываться на потенциальные события и веяния подобного рода, и какое бы влияние Ахметов не получил на следующих выборах, исключать возможность того, что его детищу придется играть во Львове ближайшие лет пять, не посмеют даже самые наивные из оптимистов. И на этот период им необходим идеально знающий кухню специалист, который готов провести последний и самый ответственный в своей карьере отрезок в своих самых сильных условиях за всю жизнь, да еще и дома.

Финальная диспозиция

У нас есть клуб, который не хочет тратить, и которому необходим послушный тренер в этой позиции, условный Стеценко-2, который будет рад тому, что оказался на этом уровне и будет кайфовать от своего статуса и бронзовых медалей чемпионата.

У нас есть тренер, который хочет расти и выигрывать и не может работать в этих условиях, при этом он – на пике.

Он понимает, что этот сезон «Днепр» в любом случае провалит по независящим от него причинам и сейчас перед ним образовалась просто идеальная возможность уйти в качестве «мученика системы», с красивым лицом, с сохраненными нервами и без каких-либо имиджевых издержек, которые обязательно получили бы место, глядя на результат днепропетровской команды в долгосрочной перспективе.

Они разойдутся, как в море корабли, и вся история упирается в то, решится ли Маркевич подписать условную мировую бумагу, согласно которой, следующий его клуб – прицел на «Шахтар Львів» – будет обязан выплатить его прошлому клубу условную сумму денег, в диапазоне от полумиллиона до полутора миллионов долларов.

Коломойский, понимая кто наверняка станет следующим работодателем Мирона Богдановича, принципиально не подвинется, сам специалист в условиях такой ситуации в стране, конечно же, вряд ли захочет самостоятельно выплачивать озвученную сумму денег.

Пакт не может быть не подписан.

Осталось встретиться и удостовериться в том, кто окажется принципиальнее и терпеливее.