Tribuna/Баскетбол/Блоги/Blogg на паркете/Как на обмены в НБА влияют отчисления, продления, травмы, требования игроков, потолок зарплат

Как на обмены в НБА влияют отчисления, продления, травмы, требования игроков, потолок зарплат

Разогрев перед дедлайном.

9 февраля 2022, 19:00
Как на обмены в НБА влияют отчисления, продления, травмы, требования игроков, потолок зарплат

Разогрев перед дедлайном.

Дедлайн на обмены в НБА – уже 10 февраля, и вот ответы на самые частые вопросы о нем.

TPE, DPE и несчастный Слоу-Мо-Джо Инглз

Какие инструменты помогают командам превышать потолок зарплат?

Превышать можно по исключениям – чтобы не перепечатывать их еще раз, вот ссылка на текст, рассказ про исключения – в части с названием «Как «Лейкерс» продолжают подписывать игроков, если Леброн-Уэстбрук-Дэвис втроем зарабатывают больше потолка зарплат?».

Летом, в межсезонье, главные исключения – это права Берда и мидлевелы, но сейчас, зимой, в дедлайн – это торговые (TPE, traded player exception).

Торговое исключение может использоваться в обмене, чтобы принять игроков с общей зарплатой не больше этого исключения, не имея места под потолком зарплат и не отдавая взамен игроков с сопоставимыми контрактами, как это приходится делать командам без TPE.

DPE – это исключение травмированного игрока, которое в некоторых случаях выдается в случае выбытия игрока до конца сезона. Оно по сути работает как TPE, но с еще большими ограничениями: на него можно выменять только игрока, у которого летом заканчивается контракт (можно и подписать свободного агента, в отличие от TPE, но в середине сезона таких ценных игроков обычно уже нет).

DPE было придумано, чтобы попавшие в тяжелую ситуацию клубы могли найти замену травмированному до конца года игроку.

Исключения ни с чем не суммируются, не объединяются, не увеличиваются. Два исключения в 2 млн нельзя использовать для получения игрока с зарплатой в 4 млн. Нельзя с исключением в 10 млн и с игроком с зарплатой 15 млн претендовать на игрока с зарплатой в 25 млн. И так далее.

Можно обменять пик на торговое исключение?

Торговые исключения не обмениваются и не передаются. Они появляются у клуба (после обмена игрока с большей зарплатой на игрока с меньшей), и этим же клубом могут использоваться для приема нового игрока в новом обмене. Второй клуб в таком обмене может создать свое собственное торговое исключение, отдавая этого игрока за меньшие по ценнику активы, но оно не будет иметь отношения к чужому TPE.

Пример: клуб А обменял куда-то 15-миллионного игрока на 10-миллионного. Появилось исключение на 5 млн. Теперь ему интересен игрок из клуба Б с з/п 3 млн, команды договорились об обмене на пик/наличные/игрока на минималке, и клуб А использовал 3 млн от своего исключения в 5. Осталось еще 2 млн

Клуб Б теперь в позиции, в которой сначала был клуб А: он отдал игрока за 3 млн, получил 0, образовалось исключение на 3 млн. Но это новое исключение, в другой сумме, с другими сроками, это возможность для подписания игрока, а не актив. Поэтому пик нельзя поменять на торговое исключение. Как нельзя поменять игрока на место в составе, зарплату на работника, выручку на капитал. Пассивы и активы – это разные столбцы баланса.

У «Оклахомы» в четверг истек срок действия торгового исключения на 9.6 млн. Нужно ли им что-то в связи с этим делать в дедлайн или нет?

Для «Оклахомы» ничего не изменилось, у них те же ресурсы, что и были до истечения этого исключения. Как и в начале недели, планы – использовать место под потолком для приема плохих (желательно истекающих) контрактов от других клубов с доплатой в виде драфтпиков.

Как рассчитывается DPE?

Половина зарплаты выбывшего игрока, но не больше «мидлевела» – исключения средней зарплаты, которое в этом году составляет 9,536 млн. Использовать в обмене его можно до всеобщего дедлайна (10 февраля в этом сезоне), для подписания свободного агента – до 10 марта.

«Юта» по Инглзу получит исключение травмированного игрока, как «Денвер» за Портера?

К сожалению, нет.

Такое исключение можно получить только в том случае, если а) игрок выбыл до конца сезона и б) заявка на получение была подана до 15 января. Второе условие для «Юты» – мимо, увы.

Да и первое должна еще утвердить независимая врачебная комиссия.

В случае с Портером в «Денвере» или с Секстоном в «Кливленде» (еще было исключение по Рубио, но оно аннулировалось, как только Рикки обменяли в «Индиану») врачи подтвердили диагноз клубного медштаба. Клубы получили исключения. Правда, ни «Денверу», ни «Кливленду» нет смысла использовать эти исключения, потому что они рядом с границей налога на роскошь. А «Юта» не сможет таким воспользоваться, у них игрок вылетел до конца сезона слишком поздно, в таком сценарии замена не положена.

Может ли «Юта» отчислить Инглза или провести другой маневр с его заканчивающимся контрактом, чтобы, если и не выйти из налога, то хотя бы уменьшить налоговый штраф?

Отчисление не убирает контракт из платежки. Оно иногда дает клубу возможность «расписать» остаток контракта на несколько лет вперед в меньших суммах, как «Лейкерс» поступили с Денгом, но это – только для будущих сезонов. Вся гарантированная сумма в текущем сезоне – Единственный шанс сэкономить – обмен. В теории полностью контракт может принять «Оклахома», а также «Новый Орлеан» и «Орландо», у которых есть торговые исключения. Но за это придется отдавать пик первого раунда, которых у «Юты» нет.

Поэтому более вероятен обмен контракта Инглза с пиками второго раунда и наличными в какой-то другой клуб на более дешевые контракты (должно быть минимум 8 млн в сумме). Такой ход сэкономит до 14 млн налога на роскошь, а полностью выйти из налога не получится, даже если скинуть Инглза без приема других контрактов.

Правила потолка зарплат запрещают практически все

Может ли игрок, чей запрос на обмен команда игнорирует, в одностороннем порядке разорвать контракт?

Нет. Да и запрос на обмен – это вообще-то нелегально. Официально игрок не имеет никакого права требовать обмена, за это его могут штрафовать и остранять от игр без зарплаты. Хотя, конечно, непублично спортсмены и их агенты постоянно этим занимаются. Иногда и публично, но тогда лига действительно штрафует. А подписанные контракты в НБА вообще не разрываются, такой механизм не предусмотрен, если только игрока не дисквалифицируют за допинг/наркотики. Даже если игрок с долгосрочным контрактом умер, еще год его контракт будет учитываться под потолком зарплат.

Можно ли перед обменом подписать свободного агента и всучить его при обмене?

Нет.

Подписанного свободного агента (не важно, на какой контракт) нельзя менять минимум три месяца. Исключение – сделки формата «сайн-энд-трейд», но они разрешены только в межсезонье, так что в межсезонье о них и поговорим снова.

Могут ли при обмене быть обязательные условия дальнейшего продления контракта, если условно «Фила» обменяет Симмонса на истекающего Хардена? Насколько я понимаю, нечто похожее было при обмене Холидэя в «Милуоки». А вот ЛАЛ с Дуайтом облажались.

Нет.

Запрещено договариваться о контрактах, которые нельзя подписать сразу же. Даже устных договоренностей быть не может, если уж строго следовать букве закона. При обмене игрок может сразу же продлить контракт на срок не более 3 лет (включая оставшиеся сезоны по текущему контракту) с прибавкой зарплаты не более 5%. Через полгода после обмена его контракт можно продлить на 4 года с прибавкой не более 20% в первый сезон по продлению (как это было в случае с Холидэем), ну а летом можно уже переподписывать как свободного агента (как это не получилось у ЛАЛ с Дуайтом).

В случае с Харденом полно сложностей для продления сейчас – у него не совсем истекающий, а опция игрока на следующий сезон. Если игрок отклоняет опцию, то продлиться заранее он может на сумму не меньше этой опции. То есть Харден при обмене может сейчас продлиться только на еще один дополнительный сезон.

Можно ли перезаключить в текущем сезоне текущий контракт в сторону увеличения?

Нет.

Можно в межсезонье, если у команды есть место под потолком на прибавку, игрок на долгосрочном контракте и уже прошло три года с момента его заключения. Иными словами, подобное происходит раз в пять лет во всей лиге, не чаще.

Может ли кто-то выменять Донте Дивинченцо из «Бакс» во время драфта-2022 и получить при этом права на него как на ограниченно свободного агента? Нет.

Только до дедлайна. Игроков, которые будут свободными агентами (неважно, какого статуса, ОСА или НСА), нельзя менять после окончания сезона. Обмен прав на свободных агентов – это в НХЛ, в НБА такого нет и никогда не было.

Обмены драфтпиков

Может ли «Сан-Антонио» за Янга, Уайта, Макдермотта принять средние контракты с пиками и получить выбор на этом драфте?

Вот проблема для обменов прямо сейчас: осталось не так много команд, кто имеет право обменять пик первого раунда-2022, неважно куда, неважно за кого. Кто-то уже обменял пик-2022 раньше, кто-то – пик-2023 и не может менять пик этого года из-за правила Степиена.

Из команд, которые сейчас хотя бы в зоне плей-ин, это: ГСВ, «Мемфис», «Кливленд», «Филадельфия», «Миннесота», «Торонто», «Бостон» и «Атланта». Далеко не всем из них нужны игроки САС, далеко не все вообще интересуются обменами, далеко не все будут готовы расстаться с дешевым новичком в следующем году ради более дорогостоящего ветерана, который повысит им налог на роскошь.

Именно потому «Портленд» за Ковингтона и Пауэлла не смог сейчас получить пик на ближайшем драфте, хотя в былые времена каждый по отдельности мог принести по пику. Сейчас рынок за ветеранов – это пики каких-то далеких лет, или выбранные прошлым летом новички («Портленд» получил Кеона Джонсона), или вообще пики второго раунда.

Пик «Портленда»-2022 защищен в топ-14: такая защита срабатывает до турнира плей-ин или после? Что произойдет с пиком, если они займут 10-е место, но выиграют в плей-ин оба матча?

Защита – то есть клуб оставит ранее отданный условный пик у себя и перенесет обязательство на следующий год – срабатывает после турнира плей-ин. Даже более того – после лотереи драфта, которая пройдет в мае, и в лотерее будут участвовать только 14 клубов, не попавшие в плей-офф. Защита определяется не по позиции в таблице, а по финальному порядку драфта. Поэтому если «Портленд» попадает в плей-офф, пик они отдают. Совершенно не важно, как попадают – через плей-ин или напрямую.

Отчисления и выкупы

Что будет с контрактом Драгича? Его обменяют, контракт будет выкуплен или Горан так и останется в «Торонто»?

Выкуплен. Слишком большой контракт для обмена, а держать его в составе до конца сезона просто бессмысленно для «Рэпторс».

В оставшиеся дни до дедлайна будут искать варианты «разбить» его на два истекающих контракта поменьше, уйти от налога, добавить игроков в ротацию – но это непросто. Потом, когда не найдут такого варианта без траты активов, договорятся со словенцем о скидке в пару миллионов ради перехода в контендер.

Многие предлагают вариант обмена в «Даллас» (на травмированного Хардуэя, на Пауэлла с довесками по зарплате, на пакет из нескольких средних контрактов), но если бы вариант с обменом был интересен сторонам, они бы его давно провели. Нет, «Мэвс» заинтересованы в Драгиче за 1 млн, не за 19 млн.

До какой даты можно подписывать игроков, которых выкупили после дедлайна? Сколько будет времени у Драгича на подписание с новым клубом?

До последнего дня регулярки (10 апреля). Чтобы иметь возможность играть в плей-офф, игрок должен быть отчислен до 1 марта, но это не связано с моментом подписания .

Ситуация: условный Кармело заключит с условным «Денвером» ветеранский контракт. Поиграет месяц, его отчислят – он заключит контракт с «Портлендом», поиграет месяц и его опять позовут в «Денвер». Может ли его «Денвер» опять взять месяца через три?

Если «Портленд» и «Денвер» договорятся об обмене – да, конечно. Ни размер контракта, ни сроки никакого значения не имеют. Возвращать игрока в течение сезона клуб не имеет права, только если до этого отдал его в обмене. Например:

• «Лейкерс» в этом сезоне уже никак не вернут Рондо, даже если того отчислит «Кливленд» – они его обменяли.

• «Клипперс» тоже не вернут Рондо – они тоже его обменяли, летом, в «Мемфис», который и отчислил Рондо.

• Зато вот «Мемфис» спокойно мог бы претендовать на Рондо, если бы тот им был нужен. И «Кливленд», если отчислит Рондо, может вновь его подписать.

Планирует ли НБА как-то менять правила выкупа, и нравятся ли они вам? Кажется не очень честным и справедливым, когда условный Гриффин выкупает свою максималку, и подписывается на минималку в контендер.

Про планы ничего сказать не могу, не пускают меня на заседания Совета Управляющих НБА, к сожалению. Пока не вижу адекватного решения «проблемы Гриффина». Иногда предлагают такой сценарий – возможность закрытых торгов за часть контракта, как было с амнистей после локаута-2011. То есть игрок, во-первых, точно не будет от двух команд в сумме забирать больше своей изначальной зарплаты, во-вторых, нет гарантии, что он уйдет в топ-клуб на минималку, если кто-то даст больше (часть сохранившегося мидлевела, например). Но мне такой вариант тоже не очень нравится. Непонятно, как будут работать правила, непонятно, зачем другим командам влезать в эти истории, портить отношения с игроком, агентом, соперником, если когда-то в будущем они сами будут в такой ситуации. Гриффин не настолько помог «Нетс», чтобы то подписание сломало НБА, правда? И вообще выкупленные игроки вносят минимальный вклад, поэтому вряд ли это беспокоит лигу. Зато дает красивые истории чемпионств под занавес карьеры, когда ветеран вроде бы застрял в унылом клубе.

Продления – как они влияют на обмены?

Есть ли смысл «Миннесоте» в раннем продлении Таунса и Расселла, пока Эдвардс и Макдэниелс на «детских» контрактах?

Таунсу самому будет смысл летом продлевать контракт (который действует до 2024-го) только в том случае, если он попадает в сборную сезона и сможет продлиться на «супермакс» (35% вместо 30%). Думаю, это станет отправной точкой в продлении и Расселла, а не зарплаты Эдвардса и Макдэниелса – они-то никак не мешают и не помогают продлению Таунса или ДиЛо.

На какое продление будет претендовать Уиггинс этим летом? Учитывается ли его выбор в стартовую пятерку МВЗ?

Претендовать он может на +4 года со стартовой зарлпатой в 30% от потолка, то есть примерно 170 млн с 2023 по 2027. Возможно, ему есть смысл продлиться только на 1+1, чтобы стать в 2024-м свободным агентом с правом на 35%-ную максималку. Выбор в старт ни на что не влияет. Это когда-то давно было одним из критериев для получения повышенной максималки, но, во-первых, это убрали из правил, во-вторых, Уиггинс под него не попадал. На «супермакс» могут претендовать только те, кто не менял команду на «взрослом» контракте.

Если Лиллард хочет за карьеру заработать миллиард, ему нужно играть в одной команде, попадать на ОСГ и т.п. А вдруг его обменяют? С новой командой он же не подпишет супермакс?

Для Лилларда такая опция, как «супермакс» уже не доступна. Он 10 лет в лиге, для него обычный макс (от любого клуба) – это уже максимальный макс.

А миллиард он никак не получит. До половины этой суммы даже вряд ли доберется – только если подпишется в 35 лет в 2025-м хотя бы на трехлетнюю максималку.

Малкольма Брогдона несколько месяцев назад продлили на 2 года до 2025-го. С какого момента он будет доступен для обмена?

Ограничение снимается через полгода после такого продления, а так как этот момент – уже после дедлайна, то Брогдона можно будет менять только в межсезонье.

Межсезонье – это не обязательно лето, игроков можно обменивать уже с 14 апреля, после плей-ин – но это только если и «Индиана», и та команда, которая хочет получить Брогдона, не будут играть в плей-офф. Возможность снова обменивать игроков у каждой команды появляется в тот момент, когда они уходят в отпуск.

Зарплата игрока на контракте новичка, который подписал продление, учитывается при обмене по-другому (poison pill). Например, «Финиксу» сложно будет обменять Шэмета. Поясни поподробней, пожалуйста.

На примере Шэмета – его последний год по контракту новичка – 3,8 млн. Для «Финикса» в обмене он и стоит 3,8 – значит, получить за него можно только до 6,6 млн (максимальная входящая зарплата – 175% от исходящей) Но для получаеющей команды он учитывается уже с продлением – конкретно в этом случае poison pill – средний кэпхит за весь оставшийся срок, с учетом опций. У Шэмета это 46 на 5 – то есть 9,3 млн. Нужно иметь или торговое исключение на 9,3, либо отдать минимум 5,3 млн. В случае с Лэндри интервал допустимый – новому клубу нужно отдать от 5,3 (их минимум) до 6,6 млн (максимум «Финикса»), ведь у него не очень большое продление, но и это ограничивает клубы в подборе баланса зарплат. А вот для ребят вроде Майкла Портера poison pill – почти что запрет на обмен. «Денвер» может получить максимум 6,7 млн, но другой команде отдать за Портера придется минимум 23,7 млн! Без полдюжины дополнительных контрактов в таком обмене и/или без третьей стороны сделка просто невозможна.

Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen, Sean M. Haffey, Maddie Meyer, Kavin Mistry, Matthew Stockman,  Hagen Hopkins

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты