Tribuna/Футбол/Блоги/Terra Australis Incognita/Как играют в австралийский футбол: немного о правилах «фути»

Как играют в австралийский футбол: немного о правилах «фути»

Разбираемся в сути происходящего на поле во время игры в «фути»

4 марта 2020, 15:12
2
Как играют в австралийский футбол: немного о правилах «фути»

В предыдущем материале мы познакомились с командами, которые играют в элите австралийского футбола - AFL и вот-вот начнут сезон 2020 года. Настал черёд разобраться в том, что они, собственно, будут делать на поле во время игр.

Как уж говорилось, в "фути" играют овальным мячом на овальном же поле. Мяч для австралийского футбола внешне похож на мяч для регби, однако немного меньше - 545-555 миллиметров в поперечной окружности (окружность регбийного мяча - 580-620 миллиметров). На заре истории, задолго до появления Лиги, в фути играли круглыми мячами, которые были более доступны, однако в 1860 году один из родоначальников игры и автор первых правил Том Уиллис предложил играть овальным мячом - он и летит дальше (поле-то огромное) и вообще игра будет зрелищнее. Так уже к 1870 году фути полностью перешал на овальные мячи. Современный мяч для австралийского футбола изобрел в 1880-м году Томас Шеррин, владелец мастерской по изготовлению и ремонту сёдел. Заодно мастерская занималась ремонтом поврежденных регбийных мячей. Один из попавших к Шеррину мячей был повреждён так, что его пришлось уменьшить в размерах - так появился мяч для фути. А основанная Шеррином компания T.W. Sherrin Pty Ltd до сих пор выпускает мячи и является официальным поставщиком мячей для AFL. Завершая рассказ о мячах для фути важно отметить, что они бывают двух цветов - оранжевого и желтого. Здесь всё просто: оранжевыми играют днём, желтыми - ночью.

Мячи для австралийского футбола. Фото: sherrin.com.au

Как уже говорилось, поле для фути - овальное, как и мяч, с длинной продольной оси от 135 до 185 метров и поперечной - 110-155 метров. Из-за больших размеров и овальной формы "полян" очень часто в фути играют на тех же площадках, что и в другую очень популярную в Австралии игру - крикет. Ограничено игровое поле сплошной белой линией - баундари или периметром. В середине поля, на пересечении его поперечной и продольной осей нанесены две концентрические окружности 3 и 10 метров в диаметре, вокруг которых очерчен центральный квадрат со стороной 50 метров. На каждом из концов поля стоят ворота из четырех вертикальных столбов на расстоянии 6.4 метра друг от друга (центральная пара столбов выше боковых), а на расстоянии 50 метров от центра ворот проводятся дуги окружности, которые так и называются "50-метровые дуги". Наконец, возле ворот размечается "квадрат ворот", который, на самом деле прямоугольник - ширина его 6.4 метра (от одного центрального столба ворот до другого), а длина вдоль оси поля - 9 метров. Кроме того, вблизи центра поля на границе поля находятся отметки - гейты. Именно здесь должны уходить с поля и выходить на поле игроки во время смен.

Стадион "Мельбурн Крикет Граунд" с разметкой и воротами для австралийского футбола. Фото: austadiums.com

В каждой из команд, которая вышла на поле для игры в фути - по 18 игроков. Начинается игра "болл-апом" - один из трёх полевых судей-ампиров ударяет мяч об газон в центральном круге (до отскока только один игрок от каждой команды может находиться в пределах 10-метрового круга на своей стороне поля). После отскока мяча от газона игра начинается. Мяч можно нести, бить ногами, кулаком или открытой ладонью. Но бросать или передавать его нельзя: за это фиксируется нарушение - игра рукой. Как же передять мяч партнёру, если он находится в руках? А очень просто выпустить и пробить ногой или выбить с ладони кулаком (мяч при этом должен оставаться в контакте с ладонью до касания кулаком). Бежать с мячом в руках непрерывно нельзя - каждые 15 метров пробега нужно ударять мячом об землю (как в гандболе или баскетболе), иначе - пробежка.

Цель игры простая, как и в любой игре - зарабаотать больше очков, чем команда соперника. Зарабатывать очки можно забивая голы - мяч должен пройти между центральными стойками ворот после удара по нему ногой. Один гол приносит 6 очков. Также очки приносят бихайнды - за прохождение мяча между центральной и боковой стойкой, попадание мяча в центральную стойку или если мяч попал между центральными стойками после удара любой частью тела, кроме ног. Также бихайнд фиксируется в случае автогола. Один бихайнд приносит команде 1 очко.

Итоговый результат матча записывается так:

Хозяева голы.бихайнды (очки) обыграли Гости голы.бихайнды (очки)

или так:

Хозяева голы.бихайнды (очки) проиграли Гости голы.бихайнды (очки)

Например, итог последнего матча предсезонной March Community Series-2020:

"Фримантл" 13.12 (90) обыграл "Карлтон" 5.13 (43)

Т.е. "Фримантл" забил 13 голов и 12 бихайндов, за которые набрал 13х6 + 12х1 = 90 очков и обыграл "Карлтон", который забил 5 голов и 13 бихайндов, за которые набрал 5х6 + 13х1 = 43 очка. 

А произносится правильно оно так:

"Фримантл, тринадцать-двенадцать, девяносто, обыграл Карлтон, пять-тринадцать, сорок три".

Или кратко:

"Фримантл обыграл Карлтон в тридцать семь очков".

В любом случае, не зависимо от итога матча, команда хозяев (даже номинальных) всегда пишется и называется первой.

С тем, как зарабатывать очки, мы разобрались. Следующий вопрос - как не давать зарабатывать очки сопернику. В защите разрешено играть плечом в плечо, как в соккере, а также делать захваты выше колен и ниже уровня плеч, как в рэгби. Захваченный игрок обязан избавиться от мяча, иначе нарушение - "удержание мяча". Еще одно нарушение в защите - толчок в спину: в фути запрещены намеренные контакты сзади (удары и толчки в спину, сбивания с ног со спины, падения на игрока, лежащего на газоне на животе).

Одним из самых зрелищных элементов фути считается марк - поимка мяча, который после паса или удара ногой пролетел более 15 метров, не касаясь земли или других игроков. Особую зрелищность марку придаёт возможность напрыгивать на других игроков (своих и чужих) для того, чтобы поймать высоко летящий мяч. Марк с напрыгиванием на других игроков называется "зрелищный марк" или просто "спеки", "скример" или "хэнгер". Одним из самых знаменитых марков в истории фути считается марк, который выполнил Александр Есауленко в Гранд-Финале 1970 года, где его "Карлтон" выступал против "Коллингвуда". Этот марк в конце второй четверти вдохновил "Карлтон", отстававший на 44 очка, который в итоге победил с разницей в 10 очков.

Тот самый знаменитый марк Александра Есауленко в Гранд-Финале 1970 года

Но марк - это не только яркий момент на поле. После удачного марка игрок получает право пробить без помех, поэтому марки стараются выполнять поближе к воротам соперника. Во время пробивания ближайший игрок соперника должен стоять в том месте, где был сделан марк.

Поскольку марк - это еще и возможность набрать очки, защитникам позволено мешать его выполнять, однако, в силу того, что марк может привести к травме, борьба против марков жестко ограничена правилами - разрешено выбивать мяч, не пойманный или не зафиксированный в руках только ладонями или кулаками. Запрещены и намеренные контакты с игроком, который делает марк (только если защищающийся не пытается при этом перехватить мяч). Разумеется - никаких хватаний за руки, ударов по рукам и того подобного. Любое нарушение карается свободным ударом.

В конце каждого сезона AFL отдельно вручает награду Марк Года.

Матч в фути состоит из четырех четвертей или квотеров по 20 минут. Между первым и вторым, а также третьим и четвертым квотерами перерывы по 6 минут, а между вторым и третьим квотерам - 20 минут. Отсчет времени квотеров - обратный, то есть начинается с 20:00 и постепенно убывает. Как и, например, в баскетболе или хоккее, время в фути - чистое. То есть если ампир в поле останавливает игру (при наборе очков, марке, штрафном, 50-метровом пенальти, травме, рассечении), хронометрист останавливает отсчет времени, но вот тут появляется интересная особенность - зрители на трибунах, игроки и тренеры не видят часов хронометриста, а на часах, которые видны им, отсчет времени не прекращается. Таким образом они не знают, сколько времени осталось до конца квотера, таким образом игра остаётся напряженной до конца. А квотер может растянуться и до получаса. Когда время на часах хронометриста истекает - он подаёт сирену и квотер завершается. Исключение - пробитие штрафного или марк, сделанный перед сиреной. В таком случае ампир в поле подает сигнал подтверждения окончания игры, но даёт исполнить штрафной или пробить после марка.

В общем-то это все базовые правила фути. Есть некоторые нюансы, которые становятся понятны в процессе просмотра игр, но в целом, думаю, что прсле прочтения этой статьи стало понятно, чем же занимаются игроки во время игры.

Также рекомендую пропсмотреть вот эти видео:

Там всё, описанное в этой статье, наглядно разобрано на примерах.

...Команды вышли на поле и готовы начать матч. Игроки заняли свои позиции и самое время разобраться в позициях и тактике фути. Об этом - в моей следующей статье.

На обложке: Джо Дэннихер ("Эссендон") делает марк в матче против "Сент-Килды", получивший награду Марк Года-2017. Фото: afl.com.au

Лучшее в блогах
Больше интересных постов