Tribuna/Футбол/Блоги/Yves Gandon (1899 - 1975)/Генерал гранитных куръеров. История одной уганды

Генерал гранитных куръеров. История одной уганды

Как-то раз один генерал XXL открывал чемпионат Уганды по футболу. Но упал. Что повлекло за собой разрыв в пространственно-временном континууме. Спасайся, кто может!

13 июля 2019, 13:11
11
Генерал гранитных куръеров. История одной уганды

Вы тоже видели этот ролик. Древний негр размером с Катманду пытается ударить по мячу. Его окружают сумрачные негры пожиже званием. Все военные. На фоне - старый стадион. За кадром - вопли конферансье на невнятном языке. Очевидно, конферансье подогревает страсти и пытается совместить восторг полупустого стадиона с сакральным моментом соприкосновения ноги и мяча.

И вот нога и мяч соприкасаются. Древний негр падает, как мешок с картошкой, и смешно задирает ноги кверху. Мяч отлетает куда-то вдаль. Сумрачные негры не могут сдержать внеуставного хохота. Тучному старику тем временем не до смеха. Он с трудом поднимается, потирает потрясенный копчик, на его лице - гримаса ярости и стыда.

Сложно найти в тот миг на земле человека, который бы ненавидел гребаный футбол больше.

Этот ролик мне переслал (имя-фамилия неразборчиво), мой постоянный поставщик тонкой интернет-пошлятины и футбольных гуморесок. А у меня как назло было немного времени, и я пошел чуть дальше безответственного просмотра.

Древним негром на видео оказался действующий вице-премьер Уганды Мозес Али.

Википедия на момент падения давала ему 79 лет, а мой знакомый диетолог - 200 килограмм живого веса. Али - боевой генерал в отставке, что объясняло наличие в его эскорте на стадионе военных.

Дальше с объяснениями возникли трудности.

Солидные английские источники описывали произошедшее как “комический эпизод”, случившийся на матче открытия сезона в местной Премьер-Лиге. То бишь высшем дивизионе угандийского футбола.

Угандийский клубный футбол, как утверждает сайт ФУФЫ (Федерация Футбола Уганды), возник в 1968-м на базе разброда и шатания - как и все, что происходило тогда в восточной и центральной Африке. Молодежь бегала по жарким подворотням, напрочь лишенным травы, за мячом из вторсырья и часто переходила к членовредительству.

Сборная Уганды тем временем побиралась на помойках мирового футбола. В общем, ни на что не претендовала. Нужно было срочно что-то делать. И для начала - хоть как-то упорядочить внутреннюю кухню.

Федерация (та самая ФУФА) бросила клич и постановила собирать клубы по географическому признаку. Так нарисовали четыре команды, представлявших города и кварталы. Еще четыре клуба склепали по признаку институциональному - в первом чемпионате Уганды участвовали команды под названиями “Тюрьмы” (играли зеки и их соглядатаи), “Кофе” (играли работники государственных кофейных плантаций), “Армия” (тут понятно) и “Экспресс” (играли работники почты и любители кофе-экспрессо). С тех пор чемпионат разросся до шестнадцати команд, перемежался братоубийственными войнами и коллапсами государственной системы. Но кое-как дожил до “буремного сьогодення”.

Погрузившись в историю угандийского футбола, я с размаху налетел на факт, который - как я понял впоследствии - изменил мою жизнь. Очередной розыгрыш премьер-лиги Уганды - тот который открывал отставной генерал Али - стартовал 28 сентября. В то время, как видео его падения было опубликовано почти на полтора месяца раньше. 17 августа.

Как сейчас помню, тогда я просто пожал плечами. Чай, не первый год замужем, фейков в интернете - озеро Виктория пруди, и не впервой даже солидным изданиям на него вестись. В конце концов, это вообще могло быть прошлогоднее видео, которое лишь сейчас было опубликовано и растаскано неразборчивыми юзерами как свежак.

Однако у меня было еще немного времени - и я решил найти тот стадион в Уганде, где любительская камера запечатлела прискорбное падение генерала. Даже если видео действительно было снято намного раньше, стадионы с тех пор вряд ли изменились до неузнаваемости. Картина, открывшаяся мне после семи минут поисков, поразила меня до глубины души.

Все стадионы в Уганде выглядели приблизительно вот так.

На некоторых из них травы на трибунах больше, чем на поле.

Некоторые из них покрыты торфом вместо травы.

На некоторых из них подобие трибун от подобия газона отделяет колючая проволока.

Некоторые из них до сих пор обслуживают тюрьмы, и матчи The Prisons, команды Премьер-лиги, перемежаются тут с матчами на первенство СИЗО.

Стадион команды “Вайперс” на этом патриархальном фоне действительно шокирует.

Но во-первых, его открыли только в сентябре. А во-вторых, это реально не тот стадион, что на видео.

В общем, уровень развития футбольной инфраструктуры Уганды недвусмысленно намекал. Экс-генерал Мозес Али не мог открыть ни прошлогодний, ни позапрошлогодний футбольный сезон в своей стране. Стадиона, на котором было снято это видео, в обозримом прошлом Уганды не существовало.

А дальше. Дальше я нашел фотографию самого Мозеса Али, датированную апрелем 2009-го. Фотография была черно-белой, несмотря на век цифровой полноцветной печати.

На ней подтянутый щекастый мужчина лишь отдаленно напоминал 200-килограммового катманду, которым он стал через несколько лет. И это не говоря о том, что Али выглядел на фото моим ровесником, и для того, чтобы грузно рухнуть на неопознанном стадионе, рассмешив всю планету, включая собственную охрану...короче говоря, за 10 лет он должен был состариться на целую жизнь. Нарушив все законы бытия и потрафив разве что памяти Оскара Уайлда и послужному списку Бреда Питта.

Так постепенно и неотвратимо я пришел к неутешительному выводу. Единственно возможному в данной ситуации.

Видео падения генерала Мозеса Али, которое прислал мне (имя-фамилия неразборчиво), и которое вы все наверняка видели, было снято в будущем. И каким-то хитрым образом с какой-то немыслимой целью было передано в наше время.

Я вышел из горящего дома покурить, и тут на мою почту шлепнулось письмо от анонима.

Некто с вымышленным именем Иди Амин прислал мне строчку гротескного английского текста. Очевидно, что этот кто-то был в курсе моих последних изысканий.

“Поедь ишо тудысь” - гласила строчка текста в точном переводе на русский.

К электронному письму был приложен столь же электронный билет на самолет.

Я сходил в отдел кадров, написал заявление на отпуск. И вот я уже лечу в Лондон по билету с открытой датой, чтобы понять, зачем я это сделал.

Продолжение следует

Ив Гандон, мемуары "О футболе я знаю ничего" (7-15 стр), перевод с французского - Alokim

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Dìochuimhneachadh às deidh leughadh
2 ноября 2020, 18:13
19
Все посты