Tribuna/Прочие/Блоги/Пять из пяти/«После травмы я перестала жить ради Олимпиады». Анна Рыжикова – о подготовке к Играм и легкой атлетике в Украине

«После травмы я перестала жить ради Олимпиады». Анна Рыжикова – о подготовке к Играм и легкой атлетике в Украине

Автор — Олег Барков
30 июля 2021, 22:56
9
«После травмы я перестала жить ради Олимпиады». Анна Рыжикова – о подготовке к Играм и легкой атлетике в Украине

Уже завтра стартует на главной дистанции.

Олег Барков поговорил с украинской легкоатлеткой Анной Рыжиковой, которая представит Украину на Олимпиаде в Токи в беге на 400 метров. Она – главная надежда в беговых дисциплинах.

«Прочитали все возможные исследования по влиянию путешествия на восток на организм спортсмена»

– Как проходила ваша подготовка к Олимпиаде?

– Выбрали Хмельницкий, потому что это маленький спокойный город, где все находится в пешей доступности. Есть хороший стадион, штанга и инвентарь, даже небольшой манеж, чтобы спрятаться от дождя или сильной жары. Нам создали комфортные условия с проживанием и питанием, помогают в любых нюансах. Сбором я довольна на все 100%.

– Перенос Олимпиады как-то повлиял на вашу подготовку?

– Да, конечно, перенос повлиял на всех. Пришлось корректировать планы подготовки, но уже после Олимпиады будем делать выводы, было ли это влияние на пользу или во вред. Пока все складывается хорошо, мы умеем справляться с трудностями.

– Смена часовых поясов – проблема? Приходилось ли вам выступать в Токио ранее?

– В ту часть света я уже ездила – в Китай и Корею. Часовые пояса тяжело менять, но мы же спортсмены, привыкли справляться с трудностями. Есть собственный опыт. Мы с тренером прочитали все возможные исследования по влиянию путешествия на восток на организм спортсмена, разработали план, чтобы облегчить мою адаптацию. Надеюсь, все пройдет хорошо. Конечно, хотелось бы поехать заранее на полную акклиматизацию, но не вышло. Будем адаптироваться в ускоренном темпе.

– Вы набрали неплохую форму: установили личный рекорд в беге на 400 м с барьерами, установили национальный рекорд. Сил на Олимпиаду хватит?

– Не хочется загадывать, но уставшей я себя точно не чувствую. Наоборот, пришел азарт и интересно узнать, на что способен мой организм. Но это же Олимпийский год, все блещут результатами. Мы готовимся подойти в лучшей форме к главному старту сезона.

– Как думаете, хватит ли вам показателя национального рекорда для медали в Токио?

– На предыдущих Олимпиадах хватило бы, на этой – нужно бежать быстрее. Конкуренция сейчас рекордно высокая.

– Помимо индивидуальных 400 метров, будете ли вы бежать в эстафете 4х400?

– Да, расписание позволяет бежать и в эстафете. Если все будет нормально, то меня включат в состав команды.

– Кого считаете своими основными конкурентками в борьбе за медали?

– Очень сильны американки, две рекордсменки мира Далайле Муххамад и Синди Маклафлин. Из европеек отмечу Фемке Бол из Нидерландов. В этом сезоне она бьет рекорд за рекордом, еще не проиграла ни одного старта.

– С кем-то из соперниц поддерживаете дружеские отношения?

– Да, практически со всеми европейками. Все очень отзывчивые и общительные. Приятно, что конкуренция у нас только на дорожке, в обычную жизнь она не переносится. Девчонки очень милые, искренне поддерживают и болеют друг за друга. Когда установила национальный рекорд, было очень приятно получить массу поздравлений от девчонок, с которыми сейчас встречаюсь на дорожке. Писали и те спортсменки, кто уже закончил карьеру.

– В Лондоне девять лет назад вы завоевали четвертое место, в итоге ставшее «бронзовым». Какой результат будет хорошим для вас в Токио?

– Для меня хорошим результатом будет ощущение после финиша, что я сделала все, что смогла, выложилась на максимум. А в какие секунды это выльется – посмотрим.

«После травмы я перестала жить ради Олимпиады»

Вы получили травму ахилла перед Олимпиадой-2016. Это удар для любого спортсмена. Что вам помогало пережить этот сложный момент?

– Было очень тяжело. Муж, конечно, очень помог своей поддержкой. Но в такой ситуации пока сама не переживешь это опустошение, не приведешь мысли в порядок и не поставишь новые цели, жизнь не придет в норму. Пришлось на некоторое время отвернуться от спорта и переключиться на совершенно другой род деятельности.

– Участие в Олимпиаде было вашей главной мотивацией после травмы?

– Нет, наоборот, травма стала поворотным моментом, позволила мне переосмыслить свое отношение к спорту. Я перестала жить ради Олимпиады, мучиться на тренировках, все время чем-то жертвовать. После травмы у меня была такая мысль: попробую восстановиться, получиться – хорошо, не получится – ничего страшного. Когда убрала из головы эту огромную значимость Олимпиады, то начала просто получать удовольствие от каждого дня. Тренировки стали легче переноситься, я по-настоящему полюбила свою работу.

– Чему вас научила эта история с травмой?

– Слушать свой организм и вовремя останавливаться. Лучше отдохнуть, чем переработать. Также очень много знаний приобрела по восстановлению и укреплению мышц и связок. Очень жаль, что эти знания у нас приобретаются только через свой горький опыт. Поэтому сейчас стараюсь помогать друзьям советами, чтоб они не проходили через такие испытания.

– Кем из спортсменов вы восхищаетесь и кто вас вдохновляет, как пример для подражания?

– Примеров и кумиров у меня нет. Считаю, что все индивидуальны. Что подходит одному, не подходит другому. У каждого свой путь. Мы постоянно находимся с друзьями по команде вместе на сборах. Общаемся, делимся опытом и учимся друг у друга. Наблюдаем за спортсменами из других стран, анализируем, пробуем что-то для себя.

Сейчас меня впечатляет норвежский барьерист Карстен Вархольм, который недавно установил мировой рекорд. У него можно поучиться концентрации и самоотдаче на дорожке.

«Раньше тренировались на разбитом советском наследии с такими глубокими ямами, в которых после дождя селились уточки»

– На ваш взгляд, в каком состоянии сейчас находится легкая атлетика в Украине?

– В плохом. Из плюсов только то, что строятся новые стадионы. Но, к сожалению, во всем остальном мы очень отстаем от команд, у которых еще несколько лет назад с легкостью выигрывали.

Это очень объемный вопрос, можно рассматривать и детский спорт, и профессиональный, даже любительский – везде куча проблем, которые решить не так просто.

– Вы чувствуете прогресс в инфраструктуре в нашей стране?

– Да, несколько городов получили нормальные стадионы. Сейчас еще пару арен строится и реконструируется. Зимние манежи есть только в Сумах и Киеве – это очень мало. Этот минимум позволяет удерживать легкую атлетику от полного вымирания.

Сейчас активно развивается любительский спорт, стадионы точно не будут пустовать. Только у нас любят громкие названия «стадион европейского уровня», «стадион, на котором можно принимать международные соревнования». Но на самом деле действительно высокого уровня стадионы строить у нас еще не умеют или не хотят. Разрезают ленточку на открытии, все видят красивую картинку, а потом заходят спортсмены и понимают, что в эксплуатации дорожки неровные, вода после дождя не уходит, что-то не конца сделано или сделано неправильно.

Но спасибо и на этом, однозначно раньше было хуже! Сейчас можно тренироваться и не беспокоиться, что травмируешься. Уж мне точно есть с чем сравнить. В моем родном Днепре только пять лет как есть современный стадион. Раньше тренировались на разбитом советском наследии с такими глубокими ямами, в которых после дождя селились уточки.

– Как завлекать молодежь в легкую атлетику?

– Этот процесс потихоньку идет, сейчас модно быть спортсменом. Профессиональные спортсмены своим примером, открытостью в соцсетях стараются привлекать интерес к спорту. И новые красивые стадионы позволяют заинтересовать детей.

– Вы как-то говорили, что хотите поменять свой вид спорта. Готовы после завершения карьеры изменить систему?

– Чем больше во все вникаю, тем сильнее понимаю, что систему не сломать, как бы я сильно не старалась. Меня очень беспокоит и злит нынешнее положение, стараюсь сейчас не думать об этом, чтоб не тратить энергию.

«В соревновательный период больше предпочитаю читать книги, чтобы убежать от своих мыслей»

Во время карантина вы участвовали в онлайн-батле. Расскажите, что это был за опыт?

– Сами придумали с девчонками, сами поучаствовали, сами снимали. Федерация помогла с трансляцией на своем YouTube-канале. Это как раз тот случай, когда своими силами привлекаем внимание к своему виду спорта. Получилось интересно. В отсутствии любых соревнований это позволило нам не забывать соревновательного состояния, держать себя в тонусе, сохранять позитивный настрой и общаться, находясь в разных уголках Украины. Да и не только Украины – Оля Ляховая тогда была в Кении, например.

– В одном из интервью вы говорили, что заканчивали художественную школу и вышиваете крестиком. Берете вышивку с собой в Токио?

– В художественной школе училась, но так и не закончила. Это было больше мамино желание, у меня нет тяги к рисованию. А вышивать я люблю, чаще делаю это на сборах. Действительно помогает разложить мысли по полочкам. В соревновательный период больше предпочитаю читать книги, чтобы убежать от своих мыслей. Поэтому в Токио беру книги.

– В конце 2019 года вы участвовали в старте в Ухане. Можете вспомнить те соревнования?

– Когда ехали в Ухань, никто и знать не знал об этом городе. Соревнования прошли очень спокойно и организованно, никто бы не мог подумать, что весь мир остановится из-за какого-то страшного вируса. Спокойно гуляли по городу, удивлялись, когда видели в продаже защитные маски. И да, там все так колоритно как рассказывают. Есть и современные кварталы, и места, где на улицах продают всякую не привычную для нас живность и еду.

– Вы вакцинировались или не рискнули делать это перед Олимпиадой?

– Я еще не вакцинировалась, у меня был очень плотный соревновательный график. Не получалось сделать так, чтобы снизить нагрузки до и после вакцинации, как это написано в рекомендациях.

Фото: globallookpress.com/Andreas L Eriksson/Keystone Press Agency, Sven Hoppe/dpa, Instagram Анны Рыжиковой