Tribuna/Футбол/Блоги/Взгляд на Запад/«Говорят, я угробил «Динамо», но мне просто не хватило времени». Блохин – о легионерах, сборной и Милевском

«Говорят, я угробил «Динамо», но мне просто не хватило времени». Блохин – о легионерах, сборной и Милевском

Блохин вспомнил о проблемах с иностранцами во время работы в «Динамо», сравнил сборные Украины 2006 и 2012 года и раскритиковал натурализацию.

Автор — Роман Темный
18 февраля 2020, 12:30
26
«Говорят, я угробил «Динамо», но мне просто не хватило времени». Блохин – о легионерах, сборной и Милевском

Экс-тренер «Динамо» и сборной Украины Олег Блохин дал обширное интервью YouTube-каналу «ТаТоТаке».

Он рассказал о работе в «Динамо», отношениях с иностранными игроками в киевском клубе, о разных периодах в сборной Украины, пережитом микроинсульте, должности в УАФ. А также поделился мнением о Милевском, Гармаше, Хачериди и натурализации в национальной команде. 

О предложениях возобновить тренерскую деятельность

Предложения были, но срывались в начале или это были сказки. Было несерьезно. Называть не буду, тут можно придумать что угодно. Надо трезво смотреть на вещи – возраст, слишком много молодежи появилось, которая претендует на звание главных тренеров в мире. Слишком много сейчас лицензий дают. Но если будет нормальное предложение – почему бы нет. 

Клопп, Гвардиола – сейчас ведущие. В Украине сейчас ни одна команда не нравится. Сильно не слежу за украинским футболом, но чтобы кто-то нравился – нет. 

Я за эти годы не посещал никакие тренерские курсы, семинары. Не было времени. Также считал, что сейчас не было смысла заниматься другими делами. Так что я не ездил на курсы. Долго отходил после ухода из «Динамо». Но если я не ходил на курсы – разве у меня знания пропали? А ездить на стажировки – что мне показывать? Я не знаю. Когда работал в «Олимпиакосе» – тренеры приходили смотреть на мою работу. У меня была открытая тренировка каждый день, они смотрели. А на предматчевых тренировках – что я посмотрю?

А второй момент – они ездят за свои деньги или кто-то их отправляет? Я не знаю. Не стал ездить, правильно это или нет.

О видео в инвалидной коляске и микроинсульте

Просто после операции еще не отошел нормально. У меня была операция по межпозвоночной грыже. Но это большой футбол, нагрузка. Грыжа перекрыла мне нерв, я уже ходить не мог. Сделали операцию, после этого врачи мне сказали, что не надо нагружать. Я и сейчас долго идти не могу, делаю паузу, чтобы не нагружать спину. Занимаюсь пилатесом, чтобы закачать мышцы. А так – ничего страшного. Динамика есть. После 50 метров на коляске я встал и пошел. Если посмотреть на наших ребят – уже суставы поменяли, колени, диски. Но это нормально – профессиональный спорт. 

У меня был микроинсульт. Меня спасло, что я не сел в самолет, это было перед вылетом на базе. Я сидел с аналитиком «Динамо» Александром Козловым, мы что-то обсуждали. Он ушел, я взял стакан, а он выпал. Я слова сказать не могу. Сам спустился на лифте, дошел до врачей. А сядь я в самолет – и все. 

О пластинках и книгах

Собирал, что было популярно: Джо Дассена, The Beatles. У меня все сборники. Самый интересный случай: на границе купил диск Honey, на обертке лежала девочка без ничего и мед сверху капал. Так таможенница забрала у меня его. Но там порнографии не было. Я говорю, что диск не отдам, а обложку забирайте. Забрали. 

«12 стульев» и «Золотой теленок» – это мои настольные книги. Повышают настроение. 

О работе в «Динамо»

Говорят, что я угробил «Динамо», но у меня просто не получилось – не хватило времени. А то, что мы опускались на 3, 4, 5 место... Посмотрите на любую команду. Тот же «Реал» опускался, сейчас «Манчестер Юнайтед». Команда не может постоянно быть на определенном уровне. 

Второе – давайте возьмем, сколько игроков мы купили. Хорошие игроки. Давайте посчитаем, за сколько мы их потом продали (купили 52,5, продали 41,7 – прим. «ТаТоТаке»). За хорошие деньги. Клуб в плюсе. Сколько Лобановский создавал команду? Он не работал с легионерами. Он говорил, что команда создается от двух до трех лет. Мне просто не хватило времени. Луческу выгоняли из «Шахтера»?

Я понимаю, куда я приходил, что эта команда должна быть только на первом месте. Но, не расчистив чего-то и купив кого-то, ты за короткое время не можешь создать команду, ты же не факир. Вот и не хватило времени. 

Если вернуть время назад, я бы многое сделал по-другому. Но я «Динамо» не обсуждаю. Были и мои ошибки. Нужно было рубить жестче. А травля тренера, пока я не ушел, это нормально? Пресса бывает разная, но и поддержка должна быть. По щелчку пальцев ничего не бывает. Сейчас Моуринью пришел, разве у него все по щелчку получается? Или у Зидана, или у Гвардиолы, или у Клоппа в первые годы в «Ливерпуле»?

Ни у одного тренера так не бывает, это сказка. Мне не хватило времени, но меня обвинили, что я развалил «Динамо». Я ушел, а через неделю выиграли Кубок. На следующий год выиграли чемпионат. Значит, базу какую-то заложил. Молодец Ребров, я его поздравляю, но базу-то заложил. Там не убрали ни одного человека. Тремулинас один ушел. 

О легионерах

Мне нужно было с ними целоваться? Я по-испански не говорю, по-французски не умею, давайте на греческом говорить, я его хорошо знаю. А на английском кто говорил, два человека? Разве что Ленс. Велозу на португальском и итальянском. Этот по-испански, тот – по-французски. При чем тут английский язык? Проблема была не в этом. Ты когда иностранца трогаешь, он приходит со своим менеджером, сидит у Суркиса в приемной, плачется. Говорят, что Блохин не ставит. Все говорили, что Мбокани такой, сюда-туда, но он играл при мне. Один из лучших нападающих. У меня не было проблем с Мбокани. 

Бельханда – кальян курить меньше надо, наверное. Неуправляемый просто человек. Раффаэл не хотел играть, он хотел в Германию. Кранчар уже был поломанный. Хороший игрок, но он не успевал по темпу. У меня нет к Кранчару претензий, у него только проблемы с весом были. 

Хотели купить Дриса Мертенса. Он не захотел идти в «Динамо». Хотели купить Ракитича – тоже не захотел. Он тогда играл в «Севилье». 

Все игроки покупались под меня, но кто-то раскрылся, а кто-то нет. Бельханда – хороший игрок, но немного, может, с головой не дружит. Мне рассказывали, что он половину ночи может кальян курить. Я же по номерам не ходил. Менталитет другой. Иногда он не совпадает. Если он играет – говорит, что супертренер, суперкоманда. Как только он не играет – все. 

О голе «Баварии» и «Золотом мяче»

Не показывал я никогда гол «Баварии» игрокам «Динамо», не приносил «Золотой мяч». Хватит эту глупость рассказывать. Я показал «Золотой мяч» детям, когда был турнир Блохина. Это бред какой-то.

Рассказывают, что постоянно говорил «я». Что это значит? Приезжает условный легионер, не думаю, что он знает, кто я. Ему там что-то рассказывают, а дальше что. Он живет в своем мире, он подписал контракт, ему плевать. Тем более, он считает, что сделал одолжение, что приехал в «Динамо» и в Украину. Это обидно. Нужно уважать команду, тренера. Я здесь вырос, а эти только деньги приехали получать. Не верю, когда майку целуют, понты такие. 

О Милевском и Алиеве

Тренировка начинается в 11, а Милевский приходит в 15 на базу. Я даже не хотел с ним разговаривать. Мне уже доложили, что он выпивший. Считаю, что там не было шансов найти к нему подход. Если его выгоняли Семин, Газзаев, переводили в дубль за пьянку, что тут говорить. Человек может пить, гулять, но приходи в 11, умирай на тренировке, тогда прощу. А приходить в 3 часа дня – иди гуляй в клубе. Слишком много чести обсуждать Милевского. Был бы он обладателем «Золотого мяча» – может, я бы его еще обсуждал.

Когда Милевский и Алиев пришли еще молодыми, действительно играли – нет вопросов. Но так себя запускать невозможно. Если ты уважаешь себя, то должен поддерживать. Сейчас он поменял мнение, дай бог, повзрослел. Когда он был молодой, мы его и в сборную брали. Хотя нарушения режима были еще в молодежке. Но тогда это спускалось по молодости. 

Можешь играть и пить – пожалуйста. Был такой Виталий Раздаев в «Кузбассе». Он выпивал стакан водки и выходил играть. Забил 400 голов в первой лиге. 

О Гармаше и Хачериди

Они разные абсолютно. Все считают, что Хачериди неумный – напрасно. У Хачика как раз голова работает. Другое дело, что он немного... Даже слово сложно подобрать. Ему на тренировке говорят надевать щитки, а то будет штраф. Он не надевает и платит штраф. Причем постоянно, но штраф платит. Другому человеку уже бы надоело, жена сказала бы, сколько можно штрафы платить. Он объяснял тем, что забыл. 

Гармаш нормальный. Когда получил травму – плакал. Боялся очень операции. Он совсем другой. Его просто перемыкало. Бывает так в игре. То же самое с судьями. А подпустить психолога в команду сложно. Это если он сам нанял бы какого-нибудь психолога. Психолог может очень повлиять на команду. С Гармашем было нормально, он хороший игрок. 

Оба играли за сборную. Но у них есть свое видение жизни, футбола. Это нормально. Главное выполнять требования, у них иногда переключалось это. А так они хорошие игроки. Это осознанный риск, но что ты сделаешь, у тебя такие игроки. Плюсов от них больше, чем риска. 

Об уходе из «Динамо»

Я ушел сам. Я терпел, пытался сделать, пытался работать. Мы обыгрываем «Металлист», великолепная игра, а потом проваливаемся с кем-то. Не было стабильности, я это понимал. А когда стабильности нет – надо время. Я добился выплаты неустойки, поступил правильно по закону, дальше можно не обсуждать. Потом в течение года я нигде не выступал и ничего не говорил. Надо вести себя порядочно. Можно было сесть спокойно за стол переговоров, договориться, не было бы того, что было. А отношения с Суркисом у меня нормальные. Суркис – нормальный президент.

Как я переживал уход из «Динамо» – надо спрашивать у родственников. Я не бухал, пиво водкой не запивал, йорш не делал. Было неприятно, когда мой уход обсуждался. Был момент, когда посмотрел в зеркало и понял, что все могло закончиться плохо, лица не было. Потихоньку отходил. Какое-то время не хотелось работать. Человек не может уйти из команды и сразу перейти в другую. 

Я не жалею, что работал в «Динамо». Это была моя мечта, мечта родителей, я здесь вырос. Я создал этот клуб, делал много для этого клуба. Я рискнул, но так получилось. 

Об игроках «Динамо» и карьере за границей

Не знаю, кто из нынешнего состава может стать звездой. Мне нравится Миколенко. Парень работает, бьется. Цыганков – может быть. Одно дело украинский чемпионат – другое дело европейский. Как только они туда попадают, почему-то растворяются. То ли уровень нашего чемпионата не соответствует, то ли они не могут о себе заявить. 

Или надо раньше уезжать, как Шева. А если тебя купил условно «Манчестер Юнайтед», ты сидишь на лавочке, получаешь 7 миллионов фунтов в год – разве это предел мечтаний. Денег ты и так заработаешь – ты заяви о себе. Беланова помнят, Блохина и Шевченко помнят. Мы записаны в историю, не важно, сколько у нас денег. Это самое главное. 

Назовите мне нападающего, который показывает такую же скорость, как я. Мбаппе, может быть. Работает на скорости, молодой парень. Но не все решает скорость, легкая атлетика и футбол – разные вещи. 

О сборной Украины 2006 года

Первая составляющая моего успеха в сборной – фарт. Я правильно поставил цель, сказав, что выйдем с первого места на ЧМ-2006. Если не добьешься результата – тебя все равно уберут. 

Лучший матч сборной 2006 года – 3:0 в Турции. Самый главный матч – это Дания на выезде 1:1. Нервы, никто ничего не понимает, все на мандраже. Оттолкнулись от этой ничьей, потом вырвали победу над Казахстаном – команда пошла. То, чего мы добились, никто не мог предвидеть. Если бы еще забили в первом тайме Буффону (матч с Италией в 1/4 ЧМ-2006 – прим. Tribuna.com), если бы не второй гол Тони из двухметрового офсайда, то неизвестно, как бы тот матч завершился. 

В 2012-м выбор был побольше, в 2006-м в четвертьфинале с итальянцами некого было ставить центральным защитником. Это был предел. Играл в центре Гусин, а хотел поставить Олега Гусева. 

Альтман высчитывал биоритмы, что-то еще – нет вопросов. Но когда не хватает игроков... Я ему говорил, что все это хорошо, но мне нужно 11 человек поставить. У одного биоритм не совпадает, у второго тоже, третьего, а кого же мне ставить? Я собирал тренерский штаб, они говорили свое мнение по составу. А решение принимал я. 

О сборной Украины 2012 года

Иногда на установке вообще голос не повышал. Понимал, когда команда заведена, что ее нужно успокоить. А иногда приходил, видел, что команда в разобранном состоянии. Могло быть что-угодно: бутылкой запустить, стулом. Играли с англичанами, я перед матчем рассказывал анекдот – это была установка, практически. У нас в команде еще Воронин был, он конкретный одессит. Перед матчем включали музыку, он включил «За Блохина».

Или в Донецке на Евро-2012 пошел дождь. Команда ушла в подтрибунное помещение, я четко увидел, что ее уже нет, все упало, закончили 0:2. Тогда уже ничего исправить было нельзя. Нельзя было надуть спущенный воздушный шарик, когда нечем. 

Мы просеяли 65 игроков перед Евро-2012. Я смотрел на Григория Суркиса, мы проиграли все товарищеские матчи, у него галстук уже был на плече, журналисты постоянно спрашивали, когда уже Блохина уберут. Суркис устоял под этим натиском. Без везения ничего не бывает, но, понятно, была и тренерская работа. 

Сборные 2006 и 2012 года разные. После 2006 года я сказал, что требуется омоложение. Появились Ракицкий, Ярмоленко, Бутко, Пятов, Хачериди, Коноплянка. Я просматривал молодежку. Надо было их вводить, тогда в 2012 году сборная была бы еще на голову сильнее. Но руководство побоялось. 

В 2012 году: давайте посмотрим, у кого еще была такая группа – Швеция, Англия и Франция. С теми же англичанами команда играла, мне понравилось, если бы засчитали тот гол. Я объяснял ситуацию с офсайдом Милевского в том эпизоде. Если ты не поднимаешь офсайд – заиграно, ВАР нет. Если бы подняли флаг, остановили игру, нет гола, я принимаю, все закончилось. Но тут решение приняли по второму эпизоду, по голу, это неправильная ситуация. Лайнсмен с флажком стоял и не видел, он на штангу смотрел, а мяч был дальше. Если бы засчитали тот гол, англичане бы соскочили, мы бы их обыграли. Во втором тайме они не переходили центр поля, стояли в защите. 

Мой уход из сборной в «Динамо» во время следующей квалификации – это было сделано честно. Я пришел к главе УАФ Конькову, объяснил. Я не ушел сразу, обратился к президенту. Если бы мне сказали нет – другой разговор. Но я никого не предавал. 

О Шевченко и дисциплине

После матча с Турцией Шевченко подходил ко мне, спрашивал, откуда я взял этого парня – Рыкуна. Говорю, что есть такие таланты у нас. У Шевченко на поле в сборной не было особенной функции. Травма перед ЧМ, конечно, повлияла. Он не был священной коровой в сборной, а почему он должен был быть? В команде не может быть священной коровы, иначе ее не будет. Команда очень тонко чувствует, равен ли тренер со всеми. Если игрок что-то не выполняет, ты ему высказываешь – они это воспринимают. Если кого-то погладишь и пригреешь – команда тебя не примет. 

Потому была эта старая история, как я выгнал из сборной Закарлюку, Чечера и Зотова, когда они напились. Они не пришли, пришел за них просить Шовковский. Они даже не извинились, может, если бы извинились, я бы поступил по-другому. Было бы человеческое отношение. А потом эти же люди просят по тысяче долларов, чтобы их вернуть. У нас в одно время платили тысячу за вызов в сборную. Я даю эти деньги, но больше играть в сборной они не будут. 

О нынешней сборной Украины

Игра может радовать или нет, но главное – результат. Они добились, сделали. Я сборную не обсуждаю, это моя личная позиция. Могу только одно сказать – один результат есть, теперь нужен результат на Евро. Должны выходить из группы, три команды ведь сейчас выходят. 

Насчет того, кого из современной сборной взял бы для креатива в центр поля команды 2006 года. Зинченко – не знаю. Вот Малиновский – да. У Зинченко проблема с позицией. Он не левый защитник. Скорее Малиновского взял бы в сборную 2006 года. Только у него была бы немного другая позиция – чуть впереди Тимощука и Шелаева. Можно было бы ставить рядом с Ворониным. Малиновский – работяга, он бьет, а Воронин хитрый. 

Не знаю, вызвал бы я сейчас Ракицкого. Не буду обсуждать этот вопрос. Был бы тренером – принимал бы решение. Это политический вопрос. 

О натурализации

Плохо отношусь к натурализации. Наши должны играть. Это как, если его не берут в сборную Нигерии, его теперь надо в сборную Украины звать? Давайте натурализуем половину сборной или всю – это будет сборная Украины? До чего мы дойдем? И на «Динамо», и на сборную приходят на своего игрока. А иностранец – это иностранец. 

Когда я тренировал сборную, мне засовывали каких-то футболистов. Одного из Канады – Климович. Был еще Нойштедтер, все пытались навязать. Я говорю, определитесь, кто он – украинец, немец. Оказалось, что играет за сборную России. Единственный был Девич. Я не приветствую, но у меня выбора не было. Сейчас выбор есть. А нападение – это старая история. Пока не вырастут нападающие высокого класса, как Блохин, Шевченко, Беланов – не будет такого. Вопрос в таланте, помимо школы. Ты должен сам заниматься и хотеть. Это зависит от человека. Талант не воспитаешь. 

Если натурализованный один – ладно, надо позицию закрыть. У меня были колоссальные проблемы с обороной. А в нападении кто с Италией играл? У Милевского был первый матч за сборную в старте. Еще Белика нашел, он мне несколько игр сделал: с Казахстаном, Грузией. А в «Шахтере» он не играл, все на лавочках. 

О работе в УАФ

Я занимаюсь детским футболом вместе с Белановым. У нас есть школа в Виннице, называется «Блохин-Беланов». Мы провели турнир Баля, турнир Блохина, турнир Беланова в Киеве. Там было по 300 детей, подарили мячи от УАФ. Пытаемся привлечь детей к футболу, отвлечь от улицы. 

Детских тренеров не надо загонять в какие-то рамки, выигрывать кубки. Они должны готовить футболистов дальше. Надо поднять зарплаты детским тренерам. Такое направление. УАФ строит поля, площадки. Это главное направление. 

Помимо работы в УАФ у меня доходов нет. Бизнесом не занимаюсь. Я заработал деньги раньше. Во время работы в сборной, «Москве», «Динамо». Это чистые доходы, не украденные, с них честно заплатил налоги. 

Фото: «Динамо», AFP

Другие посты блога

Все посты