Tribuna/Футбол/Блоги/Was für ein Tor!/Марко Ройс: драма великого футболиста

Марко Ройс: драма великого футболиста

Перевод большого интервью Марко Ройса немецкой газете Zeit.

Блог — Was für ein Tor!
Автор — Kostiantyn Stepaniuk
13 сентября 2019, 19:07
1
Марко Ройс: драма великого футболиста

Марко Ройс невероятно одарен — и невероятно невезуч. Удастся ли ему в этом сезоне наконец выиграть значительный титул?

Марко Ройс выглядит довольно экстравагантно. Он один из лучших и креативных нападающих своего поколения. Но за пределами поля он избегает публичности. По словам Ройса, ему гораздо проще играть в футбол на глазах у 80 тысяч зрителей, чем выступать перед сотней слушателей. Но когда он все же дает интервью, он избегает говорить «я». Он предпочитает «ты».

Например:

«Во время игры у тебя есть всего доля секунды, чтобы принять решение».

Или:

«У тебя не получается воспринимать критику спокойно, когда тебе 20, 23, 25. Ты учишься этому только к 28 годам, когда становишься умнее и спокойнее. В этом помогает также осознание того, как же тебе повезло с призванием».

Чем дольше с ним общаешься, тем сильнее становится впечатление: это не языковая причуда, а его личная скромность и широта натуры. Не «я», а «ты». Он рассказывает о своей жизни нам так, чтобы мы могли ощутить себя на его месте — как будто мы играли вместе с ним в одной лиге. Он очень многого добился, но с подкупающей деловитостью дает болельщикам понять, что его жизнь там, наверху, не слишком сильно отличается от жизни обычного человека. Место нашего разговора соответствует такому подходу: мы встретились за обедом в итальянском ресторане на окраине Дортмунда. Официант приветствовал Ройса как постоянного гостя — и это разительно отличалось от любимого многими другими футболистами подобострастного обращения, словно король почтил своим визитом конюшню.

Неумеренность, яркость, легкость — все это Ройс показывает на поле. Вне игры он лаконичен. От него с большей вероятностью можно услышать скептичное: «Не впадай в крайности». Чем характерна его игра? Это задор, почти беспечность артиста, который никогда не скучает, что с мячом, что без мяча. Ройс — нападающий плеймейкер, так называемая «ложная девятка». И он не только «делает игру», но и наслаждается ей, тем, как благодаря своей скорости играет роль то охотника, то преследуемого. Зрители наблюдают за ним со смесью радости и беспокойства, как за подопечным, о здоровье которого переживают.

Марко Ройс очень часто выбывал из строя из-за травм. Из-за этого у публики создается парадоксальное ощущение, что он все еще восходящая звезда, хотя ему уже 30. Травмы как будто помогли ему сохранить молодость. Он — кандидат в сборную мира, который так ни разу в нее и не попал. Его можно сравнить с гитаристом Джеффом Беком — его очень высоко оценивают профессионалы, но ему никогда не удавалось попасть в ранг суперзвезд. Но почему же?

На чемпионате мира 2014 года он получил тяжелую травму на несущественном матче сборных. Спустя два часа его сокомандники отправились без него в Бразилию, а пять недель спустя вернулись чемпионами мира. А ему пришлось следить за матчами по телевизору из больничной палаты и смотреть, как во время празднования игроки держали его футболку перед камерами. Его чествовали в Рио как отсутствующего, и это его тронуло, но одновременно заставило почувствовать себя изгоем: почти звезда в полном одиночестве, запертый в четырех стенах. С тех пор в футбольных кругах многие хотят, чтобы сердце Ройса наконец получило утешение — звание чемпиона мира.

Важная часть популярности Ройса — ценность его игры. Во время чемпионата мира 2018 года в России, где сборная Германии провалилась по всем пунктам, Ройс не особо проявлял себя. Но даже соперники и их болельщики сожалели, что Ройс попал в такую неорганизованную команду. Например, англичане ценят его очень высоко, признают его одним из ярчайших представителей «гегенпрессинга» — стиля, который Юрген Клопп практиковал в Дортмунде и довел до совершенства в Ливерпуле. Там этот стиль называют «Роллс Ройс».

А его скорость! РОЙС — это отличное имя, которое подходит ему как нельзя лучше. Оно похоже на вспышку пламени и срывается с губ комментаторов как боевой клич, когда они видят, как он входит в штрафную. Ройса знают как превосходного тактика, который думает на шаг вперед и быстро изучает своих соперников, вступая с ними в дуэли. Видит ли он себя во время игры сверху? Как фигуру на поле?

«Нельзя отвлечься от игры на пять секунд и мысленно воспарить вверх, чтобы посмотреть на себя с высоты птичьего полета. Но допустив ошибку, запоминаешь ее и извлекаешь из этого урок. Танцы с противником: он повернул налево, так что в следующий раз я пробегу мимо него справа. Это на уровне инстинктов».

Если рассмотреть его дрибблинг в замедленной съемке, действительно можно заметить, что он похож на танец, где роль партнеров уже определена: кто ведет, а кто ведомый.

Вы можете одним мановением пальца вывести соперника из равновесия. Насколько велик соблазн оскорбить других?

«Я никогда не стану оскорблять соперника. Это вопрос уважения. Конечно, есть такие игроки, как Неймар, которые могут выставить тебя дураком... [тут он внезапно переходит с «ты» на «я»] ...Но мне плевать на последствия, так что я бы просто послал его... подальше. [Смеется.] Конечно же, это шутка. Я думаю, Неймар тоже не хочет никого оскорблять. Просто у него такой способ показать: я так и так обойду тебя. Я могу сделать все, что захочу, и попробую что-нибудь другое — потому что обычный путь для него, возможно, слишком скучен».

В матчах мирового уровня часто находят выражение политические страсти. В финале Лиги Чемпионов 2018 года между «Реалом» Мадрид и «Ливерпулем» как будто вынырнула из морской пучины прошлого старая англо-испанская вражда. Серхио Рамос и Мо Салах столкнулись в дуэли за мяч, и из-за полученной травмы Салаха пришлось заменить. Многие считают, что Рамос сделал это намеренно. Как вы справляетесь с чувством злости и страха в отношении таких игроков, как Рамос?

«Было ли это намеренно, никто не знает. Факт в следующем: Он жестко атаковал Мо, вывел из строя лучшего игрока и тем самым внес свой вклад в победу «Реала». Но будучи частью команды, ты не думаешь: мы должны ему за это отомстить. Ты пытаешься отомстить другим образом — сплоченной игрой команды и голами».

Месть через лучшую игру: такая легкость к агрессии типична для Марко Ройса. Он умеет мстить не кулаками, а превосходным владением мячом. Безупречность его игры поражает, угол, из которого он забивает, иногда выглядит просто невероятным — он играет как настоящий волшебник.

В ответ на вопрос о том, кого бы он включил в список семи самых великих игроков, он отвечает после небольшого раздумья:

«Пеле. Марадонна. Я бы назвал еще Беккенбауэра. Месси. Роналду. Зидан. Ван Бастен тоже неплох. И еще одного я считаю топовым игроком: это Андрес Иньеста».

Иньеста, этот щуплый и мрачный каталонец, который в прошлом вместе с Хави был настоящим вечным двигателем «Барселоны». Как бы было здорово, если бы Иньеста и Хави играли с Ройсом в одной команде. Они были бы просто ослепительны. Хави, который выглядел вечно отстраненным от всей суматохи на поле, вообще не заинтересованным в успехе своей команды: словно из одолжения он отправлял мяч в ближайшее свободное пространство, куда «совершенно случайно» уже врывался Иньеста. Марко Ройс действует как Хави и Иньеста вместе. Он одинаково хорош и в пасах, и в их завершении.

Чем дольше говоришь с Ройсом, тем отчетливее понимаешь, что в его жизни часто приходится играючи выходить из тяжелого положения. Ему раз за разом нужно пробиваться сквозь толпы противников, искать возможности, преодолевать баррикады. Как на поле, так и — возможно, даже сильнее — в так называемой «настоящей» жизни. Эта жизнь делится на разные карантинные и безопасные зоны (тренировочное поле, клуб, гостиницы, любимый итальянский ресторан, дом, аэропорты), между которыми он передвигается в клубных автобусах или лимузине с затонированными стеклами.

Кстати: в августе 2016 года Ройс получил водительские права, без которых до этого ездил год. Эта история стала частью его биографии. Почему такой публичный человек сделал нечто настолько глупое, легкомысленное и по-детски бессмысленное? Может быть, он просто хотел как можно быстрее ощутить роскошь своей жизни?

Автомобиль был единственным местом, где молодой футболист мог наконец остаться один и в полной мере насладиться жизнью. Ройс рано начал ездить один, без инструктора (то есть без очередного тренера). На улицах он сам себе был тренером: довольно небрежным, но без аварий. В его защиту можно сказать: он инстинктивно чувствует, как не совершать ошибок, как на дороге, так и не футбольном поле. И он заплатил большой штраф: 540 тысяч евро, его трехмесячная зарплата.

Одним из отличительных качеств Ройса является то, что он не считает родной город местом, которое нужно покинуть как можно быстрее. Так делают многие другие одаренные игроки его поколения: они говорят о «следующей карьерной ступеньке», когда уезжают в Лондон, Мадрид или Манчестер, в их биографиях это указывается как шаг вперед.

Ройс — сын слесаря и секретарши, он произрос из дортмундских корней, «Боруссия» была его первым клубом, который ему пришлось покинуть в 16 лет, потому что его посчитали слишком щуплым и недостаточно крепким. Он переехал в Ален, где играл в клубе третьей лиги, а оттуда — в «Боруссию» Менхенгладбах. Чтобы наконец, словно потерянный принц, в 2012 году вернуться в Дортмунд. Он мог бы подписать контракт с «Реалом», «Барселоной» или «ПСЖ», но остался в том городе, где родился. Потому что он, как он говорит, хочет играть в футбол, не забивая себе головы: «Возможно, надо иметь мужество, чтобы остаться и попробовать построить что-то на одном месте».

Что он собирается делать после завершения карьеры?

«Еще 15-20 лет работать в футболе, быть публичной личностью как тренер или менеджер — это, скорее, не по мне. Я бы хотел узнать другую сторону жизни и заняться тем, чем раньше не мог, а еще путешествовать по-настоящему, а не так, как футболисты, когда в одном месте проводишь не больше двух дней. Есть еще так много вещей, которые я хочу испытать. А на это нужно время».

Может случиться так, что к концу карьеры ему так и не удастся получить значительный титул, и он так и не станет чемпионом мира, Европы или Германии или победителем Лиги Чемпионов. Но его все равно будут помнить как одного из величайших футболистов. Возможно, даже именно поэтому. На самом деле ему не нужен никакой «официальный» титул.