Tribuna/Футбол/Блоги/Взгляд на поле/Ателькин – легенда «Шахтера». Привез в Донецк первую ЛЧ и Срну, пережил инфаркт в 36

Ателькин – легенда «Шахтера». Привез в Донецк первую ЛЧ и Срну, пережил инфаркт в 36

Попал в «Шахтер» благодаря брату, был награжден квартирой и «шестеркой» Сергей Ателькин родился в шахтерском городе Кировское Донецкой области. В детстве он не грезил мечтами стать легендой «Шахтера», а был более прагматичным и мечтал об обычной жизни донбасского рабочего. «Мечта была земная и понятная каждому, кто вырос в горняцкой семье: окончить техникум, отслужить в армии и вернуться, чтобы работать на шахте», - говорил Ателькин. Будущую легенду «Шахтера» на одном из матчей турнира «Кожаный мяч» Заметил Яремченко и...

2 октября 2020, 12:13
32
Ателькин – легенда «Шахтера». Привез в Донецк первую ЛЧ и Срну, пережил инфаркт в 36

1 октября 2020 года умер Сергей Ателькин. Вероятно, смерть наступила из-за проблем с сердцем. 

Брат убедил Сергея выбрать футбол, в «Шахтере» получил квартиру и «шестерку»

Сергей Ателькин родился в шахтерском городе Кировское Донецкой области. В детстве он не грезил мечтами стать легендой «Шахтера», а был более прагматичным и мечтал об обычной жизни донбасского рабочего.

«Мечта была земная и понятная каждому, кто вырос в горняцкой семье: окончить техникум, отслужить в армии и вернуться, чтобы работать на шахте», – говорил Ателькин.

Будущую легенду «Шахтера» заметил Яремченко на одном из матчей турнира «Кожаный мяч». И пригласил 17-летнего парня в дубль донецкой команды. На то время Ателькин уже окончил второй курс горного техникума в Енакиево и должен был выбирать жизненный путь. Бросить техникум и начать футбольную карьеру убедил старший брат Юрий, выступавший во второй лиге СССР.

Ателькин быстро пробился в первую команду и почувствовал правильность выбора. Зарплата футболиста составила на то время внушительные 340 рублей, по контракту клуб предоставил автомобиль ВАЗ «шестерку» и двухкомнатную квартиру в Донецке.

Был вынужден покинуть «Шахтер» из-за конфликта с тренерами

В начале 90-х «Шахтер» не был безоговорочным грандом, но в команде был ряд молодых и перспективных игроков: Шутков, Канчельскис, Ребров, Онопко и сам Ателькин. Последний стал основным форвардом команды, на протяжении двух сезонов забивал больше 10 голов в чемпионатах Украины.

В начале сезона 1995/96 Ателькин забил свой первый еврокубковый гол в ворота «Линфилда» в Кубке Кубков, но в том же матче получил травму, которая помешала ему провести тот игровой год на своем уровне. Но даже несмотря на это, переход одного из самых перспективных нападающих в начале 1996 года в аренду в «Кремень» из зоны вылета казался как минимум странным.

Оказалось, у форварда не сложились отношения с новыми тренерами «Шахтера» Валерием Рудаковым и Михаилом Соколовским. Суть недопонимания до сих пор остается тайной.

«Дело дошло до того, что Соколовский запретил мне тренироваться вплоть до его «особого распоряжения». Ничего другого не оставалось, как покинуть Донецк», – рассказывал Ателькин.

В «Кремень» Ателькина (а также Олега Матвеева и Игоря Леонова) забрал Валерий Яремченко. Команда из Кременчуга во второй части сезона стала лучшей в чемпионате после «Динамо» по набранным очкам, благодаря чему смогла подняться с 16-го на 9 место, а также вышла в полуфинал Кубка Украины, где проиграла тому же «Динамо». Кстати, «Кремень» обошел и «Шахтер», который в том сезоне стал 10-м. Ателькин вспоминал тот успех с трепетом.

«Душу и сердце грела удивительная атмосфера, которая сложилась вокруг команды в Кременчуге. Никогда, даже в Италии, не видел таких сумасшедших болельщиков. За нас переживал весь город. На рынок было неловко ходить: овощи, фрукты торговцы старались всучить футболистам бесплатно. Не жизнь, а сказка», – рассказывал нападающий.

После такого успеха Ателькин и компания во главе с Яремченко вернулись в «Шахтер», чтобы написать новую главу в истории клуба.

Стал легендой «Шахтера», забивая важнейшие голы

Ателькин считается легендой горняков не благодаря огромному числу матчей или количеству забитых голов. По первому параметру нападающий не входит и в топ-10, а по второму занимает 8-е место с 86-ю мячами. Главная ценность Ателькина для «Шахтера» – степень важности его голов.

История успехов донецкого клуба, как в Европе так и в Украине в конце 90-х – начале 00-х полностью переплетается с фамилией Ателькин. Нападающий был причастен ко всем историческим достижениям «Шахтера».

Ателькин принес горнякам победы во всех четырех финалах Кубка Украины, в которых брал участие – 1995, 1997, 2001 и 2002 годов. Везде нападающий либо забивал победный гол, либо переводил матч в овертайм, после чего «Шахтер» добывал победу.

Форвард отмечался в воротах всех соперников в первом удачном еврокубковом сезоне «Шахтера» – Кубке Кубков 1997/98 – «Зимбру», «Боавишты» и «Виченцы». Всего на счету украинца было 5 голов в 5 матчах того турнира. Горняки дошли до 1/8 финала, а сам Ателькин после такого перфоманса уехал в Италию.

Но главное достижение Ателькина – первое в истории «Шахтера» выступление в Лиге чемпионов. В историческом дебютном матче квалификации нападающий отметился хет-триком в ворота «Левадии», сняв вопрос прохождения в следующий раунд. А уже в третьем раунде квалификации Ателькин, забив «Славии» в овертайме, вывел «Шахтер» в первый в истории клуба групповой этап ЛЧ.

«То вообще был сумасшедший матч. На четвертой добавленной минуте мы подаем угловой, я бью головой в «девятку». Как их вратарь потянул тот удар, мне до сих пор непонятно. Но молодец Воробей, что оказался в нужное время в нужном месте и сыграл на добивании. А в дополнительное время он отдал мне должок — обокрал защитника и выдал голевой пас», – вспоминал Ателькин.

Тогда горняки ожидаемо не вышли в плей-офф из группы с «Арсеналом», «Лацио» и «Спартой», но благодаря сенсационному разгрому англичан в домашнем матче 3:0 (первый гол забил Ателькин) прошли в Кубок УЕФА.

А в своем последнем сезоне за «Шахтер» Ателькин, хоть уже и не был основополагающим игроком команды, но все же помог горнякам взять первое чемпионство Украины в истории клуба. Это стало наградой форварда за созданную историю клуба.

Кафу ломал ему ребро, ездил на предсезонный турнир в составе звездной «Пармы»

После сезона 1997/98 Ателькина за 1,45 млн долларов купил «Лечче», который вышел в Серию А. Как сказал сам форвард о своем переходе: «Ахметов наступил на горло собственной песне и дал мне шанс испытать себя в самом сильном европейском чемпионате».

В Италии у украинца не сложилось. Ателькин был недоволен политикой клубного руководства, которое распродало большинство футболистов после выхода в Серию А. Это послужило плохим стартом и разногласиям в коллективе.

«Атмосфера общей неприязни друг к другу остро ощущалась и давила на психику. Я пришел где-то за пять туров до окончания первого круга, забил три гола в чемпионате. А в начале второго круга получил травму – перелом ребра», – рассказывает Ателькин.

Ребро украинцу, кстати, сломал легендарный бразилец Кафу, который в то время выступал за «Рому».

По итогам сезона «Лечче» ожидаемо понизился в классе, а Ателькин перешел в аренду на сезон в «Боавишту». Но и в Португалии у украинца не сложилось. Переход форварда организовал президент клуба, а главному тренеру Ателькин оказался ненужен.

«С первой минуты пребывания в «Боавиште» я оказался невольным заложником непростых взаимоотношений между президентом и тренером», – рассказывал нападающий.

Украинец выходил лишь в Кубке Португалии и на замены в чемпионате, но смог забить несколько голов, после чего вернулся в «Лечче», которые вновь поднялись в Серию А.

Однако в Италии Ателькину были не рады. Клуб не допускал игрока к тренировкам, забрал машину и квартиру, которые полагались по контракту. Дело пришлось решать с помощью профсоюза футболистов Италии. В итоге контракт был разорван, форвард вернулся в «Шахтер».

У Ателькина были варианты и из-за границы, но форвард хотел вернуться на родину: «Я бы не смог слишком долго жить за границей, не говоря уже – постоянно. Характер не тот. Домашний я человек».

Хоть карьера за границей не задалась, но украинец использовал возможность поиграть со звездами мирового футбола. После сезона 1997/98 Ателькину предложили поехать с «Пармой» на предсезонный турнир в Испанию, так как на чемпионат мира разъехалось большинство легионеров и не хватало одного форварда.

«Представьте, неделю играл в одной команде с Буффоном, Кьезой, Дино Баджо. А служебный телефон, который мне выдали на это время, принадлежал уехавшему на мундиаль Тюраму», – вспоминал Ателькин.

Отказал «Волыни» ради селекции в «Шахтере», привез в Донецк Срну

После ухода из «Шахтера» и неудачного сезона в донецком «Металлурге» Ателькин собирался завершать карьеру, но врасплох застало предложение Виталия Кварцяного перейти в «Волынь».

«Раздается как-то звонок на мобильный, я сижу в парикмахерской – «Перезвони мне, когда освободишься. – просит Виталий Владимирович. – Хочу видеть твою прическу в своей команде». Почему, думаю, нужно отказываться?» – вспоминал Ателькин.

Нападающий согласился, но в последний момент решил посоветоваться с Ринатом Ахметовым, а тот в свою очередь пригласил его в «Шахтер» на пост тренера-селекционера. Ателькин не мог отказать родному клубу.

О работе Ателькина на этой должности известно немногое в силу его скромности. Селекционер лишь поверхностно описывал годы работы в «Шахтере».

«Всех иностранцев с 2002-го года в клуб привезли именно мы. Трудиться начинали под руководством знаменитого в прошлом футболиста Владимира Плоскины. Он наладил современную и эффективную работу селекционной службы горняков, снабдив кадрами команду Виктора Прокопенко. Первыми, помню, мы привезли в Донецк Мариуша Левандовски, Дарио Срну и Игора Дуляя», – говорил о своей работе Ателькин.

Не стал тренером из-за проблем с сердцем

Ателькин не планировал ограничивать себя селекционной работой, а хотел стать и тренером, но решил не рисковать здоровьем. Первые проблемы с сердцем у Ателькина начались еще в 36 лет. В 2008 году бывший футболист перенес инфаркт миокарда.

«Инфаркт, знаете, как бывает? Нежданно-негаданно, ни с того ни с сего. Но вот уже вышел из больницы с выпиской. Завтра поеду на курорт, в Славянск. Процесс выздоровления прошел нормально», – рассказывал тогда Ателькин.

Через год он признался, что раньше бы согласился поработать тренером, но не в свете последних событий: «Глубоко задумаюсь, перед тем как принять предложение стать тренером, если таковое поступит. Ведь тренерская карьера не проходит бесследно для здоровья».

А уже в 2018 году Ателькин, кажется, смирился с тем, что не потренирует команду, сказав, что в селекции сможет принести больше пользы.

Был скромным, несмотря на регалии

Ателькин запомнился болельщикам не только как легендарный футболист, который стоял у истоков успехов «Шахтера», но и как скромный, откровенный, но тактичный человек.

Он не боялся выражать свое мнение, но делал это максимально деликатно и дипломатично. В 2012-м мог покритиковать сборную за неготовность к Евро, но похвалить страну за организацию чемпионата. В 2015-м говорил, что Коноплянка готов идти в большой клуб и засиделся в «Днепре, а в 2016-м поднимал проблему арбитража в ДЮФЛ, ведь «такое отношение отбивает у детей желание заниматься футболом».

Ателькин никогда не воспевал свои достижения, а если и говорил о своей важности для команды, то добавлял: «Не хочу показаться нескромным». Хотя его вклад в историю «Шахтера» сложно переоценить.

Фото: «Шахтер»

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты