Tribuna/Футбол/Блоги/Тренерский блог, который смог/Что футбол представляет из себя как явление и какие его преимущества перед другими видами спорта

Что футбол представляет из себя как явление и какие его преимущества перед другими видами спорта

Футбольные турниры постепенно возобновляются и в этот раз приковывают к себе намного больше внимания чем обычно. Попробуем прояснить для себя, что это вообще за странный культурный феномен, почему интерес к нему объединяет такое невероятное количество людей, которое привыкло к гуманитар­ным, а не спортивным развлечениям и как научиться получать от него удовольст­вие.

Автор — Заїка Іван
13 июня 2020, 14:46
Что футбол представляет из себя как явление и какие его преимущества перед другими видами спорта

Футбольные турниры постепенно возобновляются и в этот раз приковывают к себе намного больше внимания чем обычно. Попробуем прояснить для себя, что это вообще за странный культурный феномен, почему интерес к нему объединяет такое невероятное количество людей, которое привыкло к гуманитар­ным, а не спортивным развлечениям и как научиться получать от него удовольст­вие.

Немецкий философ Петер Слотердайк утверждает, что футбол возвращает нам возможность пользоваться охотничьими инстинктами, от которых мы отказывались в процессе эволю­ции: когда мы переходили к собирательству, к земледелию, охотничьи ин­стинк­ты становились нам не нужны. И вот эти древние атавизмы, которые в нас есть, воскресают, как только мы видим, что происходит на газоне, — и это чувство торжества, когда ты каким-то снарядом попадаешь в добычу, как пишет Слотердайк, которая при этом пытается защититься, уникально, в дру­гих местах его сложно испытать. И Слотердайк пишет, что именно в этот момент, по его мнению, игра и становится тем, что называется deep play, то есть сложной игрой.

Но ведь, в принципе, люди почему-то издревле испытывали странное пристрастие к шарообразным предметам. Более того, не только люди: если мы посмотрим на реакцию на мяч разных млекопитающих — кошек, собак, даже дельфинов, — то мы увидим, что он вызывает у них бурный интерес, все они с большим удовольствием с мячом играют. Футбол в этом смысле среди всех других видов спорта и, может быть, многих других человеческих занятий уникален и с какой-то точки зрения абсурден, потому что в футболе изначаль­но отменена возможность действовать руками. А ведь руки для нас — главные конечности, и человек прогрессировал, учился делать новые и новые сложные вещи, работая именно руками. В футболе руками могут играть только врата­ри. И неожиданно выясняется, что у современных футболистов какой-то потря­сающе разнообразный функционал ног: если обычные люди ногами только ходят, прыгают или бегают, то, как только ты начинаешь играть в футбол, ты узнаешь, что по мячу можно бить внешней стороной стопы, а можно внутренней стороной стопы, закручивая мяч, можно бить подъемом, можно бить с носка, можно останавливать мяч, можно жонглировать мячом. Во всех остальных спортивных играх — и в хоккее, и в гандболе, и в волейболе, и в бас­кетболе — задействованы руки. И, может быть, именно этот основопола­гаю­щий запрет привел к тому, что футбол стал идеальной игрой с точки зре­ния соотношения закономерности и случайности. Хотя тут, конечно, также повлиял и размер поля, и количество игроков.

Кроме того, по мнению Йохана Кройфа, бывшего главного тренера и великого футбольного мыслителя (по-другому его не стоит называть), и не только по его мнению, футбол чрезвычайно доступен. Он доступен всем. Есть люди, которые пробегают 100 метров за 10 секунд, но мы понимаем, что ни ты, ни я, ни боль­шин­ство других людей никогда этого не добьются. Чтобы играть в баскетбол, желательно быть два метра ростом — бывают исключения, но они категори­чески редки. В футбол можно играть, будучи любого роста, любого веса, любого размера и, разумеется, любого пола — женский футбол сейчас очень бурно развивается. И Йохан Кройф говорил о том, что, если вы наблюдаете за игрой «Барселоны», это потрясающая, красивая и очень сложная игра. Но даже маленькие дети могут попытаться это повторить: так же играть в пас, так же комбинировать друг с другом. И эта доступность футбола, наверное, тоже привела к тому, что он стал так популярен.

Ну и последняя точка зрения для начала — это точка зрения историка Кристиа­ны Айзенберг, которая много изучала футбол с социологической точки зрения,. Она привела такие версии, почему футбол стал настолько популярен. Когда он возник и был уже институционализирован, то есть когда появились правила, в футбол нельзя было играть руками, в нем были запрещены грубые, жесткие контакты. Он оказался более безопасным развлечением, чем, скажем, регби, и поэтому он более доступен для работаю­щих людей. Кроме того, в футболе у разных людей есть разные роли: есть центральные защитники — и есть крайние защитники, есть полузащитники оборонительного плана — и атакующего плана, есть нападающие, есть вра­тари — и, по мнению Айзенберг, именно благодаря этому в футболе есть место и артистичности, и расчету, и спонтанности. И поэтому у атлетов появляются определенные роли, то есть, как в драме, в какой-то момент здесь проявляется индивидуальность, в какой-то — дух солидарности, в какой-то — эгоцентризм, самопожертвование, замашки кинозвезды, геройство… Все это в футболе есть.

Философия, может быть, уделяла футболу не так много внимания, как могла бы, но уделяла точно. И совершенно не зря у «Монти Пайтона» появился заме­чательный скетч, который называется «Футбол философов», где сборная Гер­ма­нии (в составе — Лейбниц, Кант, Гегель, капитан — Шопенгауэр, и др.) играет со сборной Греции (в составе — Платон, Сократ, Софокл, Аристотель и проч.). Там поначалу Ницше получает желтую карточку, потому что говорит судье Конфуцию, что у того нет свободы воли. 89 минут футболисты просто ходят по полю и думают — они не знают, что делать. На 89-й минуте Архимед кричит: «Эврика!» — отдает пас Сократу, и Греция забивает победный гол, после чего, естественно, возникают споры: Кант говорит, что весь матч существует только в воображении, Маркс с присущим ему материализмом говорит, что был офсайд (что правда). Но в итоге матч так и заканчивается со счетом 1:0

Тот же Хайдеггер (немецкий философ-идеалист), который упоминал футбол в своих работах, играл в футбол в юности, и есть замечательные истории про то, как он, уже будучи пожилым человеком, ходил к соседям смотреть футбольные матчи чемпионата Европы: у него не было своего телевизора. Или как его в электричке встретил интендант фрайбургского театра и пытался втянуть в разговор о литературе, а Хайдеггер уходил на разговор о Франце Беккенбауэре, игроке сборной ФРГ, которым он тогда восхищался.

Современный философ Ханс Ульрих Гумбрехт, отталкиваясь, в том числе, от каких-то вещей, описанных Хайдеггером, пытался сформулировать ответ на вопрос, на который мы все время пытались ответить: почему футбол так привлекателен для очень большого количества людей? Гумбрехт создает такое понятие, как «явление», то есть появление чего-то как события — например, очень удачный маневр вратаря, какого вы не видели никогда за всю свою жизнь. Зрители и спортсмены весь матч находятся в высочайшем напряжении, потому что ждут вот этого вот явления из ничего. Футбольный матч, с одной стороны, имеет совершенно конкретную форму, а с другой — он совершенно эфемерен, потому что абсолютно идентичного эпизода не будет никогда: он произойдет сейчас — и больше этого не произойдет никогда в жизни. И явле­ние, пишет Гумбрехт, — это возникновение вот этой ранее неизвестной фор­мы, которая приносит футбольным болельщикам высшую степень удоволь­ствия. У Гумбрехта это приближается к тому, что Хайдеггер описывал как искусство: для Хайдеггера искусством является «становление и свершение истины», а для Гумбрехта фактически точно так же появляется и проявляется футбол.

Другие посты блога

Все посты