Tribuna/Футбол/Блоги/Трибуна-Л/Лестница Яковенко. Как «Динамо» пыталось собрать сборную будущего

Лестница Яковенко. Как «Динамо» пыталось собрать сборную будущего

Дмитрий Литвинов – о легендарной «Академии-1985».

Блог — Трибуна-Л
19 декабря 2019, 19:26
23
Лестница Яковенко. Как «Динамо» пыталось собрать сборную будущего

Дмитрий Литвинов – о легендарной «Академии-1985».

В конце 1990-х «Динамо» было абсолютно доминирующим клубом в Украине. Команда, которая трижды подряд играла в весенней стадии Лиги чемпионов, о чем так любят вспоминать фаны столичного клуба в нынешние смутные времена, во внутреннем чемпионате побеждала еще до начала турнира. 

В качестве доказательства ряд чисел: 11, 5, 9, 18. Это не начало списка выигрышных номеров лотереи, а отрыв киевлян от соперников с сезона-1996/97, когда в Киев вернулся Лобановский. Сезон-1999/00 киевский клуб и вовсе прошел без поражений – 27 побед в 30 матчах. 

«Динамо» хотелось закрепить доминирование надолго. А продажи Шевченко, Лужного, Реброва показали, что инвестиции в своих футболистов могут приносить вполне солидный доход. Где-то в этот момент на руководителей киевлян и вышел бывший футболист клуба Павел Яковенко. 

Яковенко 

Яковенко был самым молодым из основы легендарного состава киевлян, который выиграл Кубок кубков. Как оказалось, тот год стал пиковым для него пиковым – и это всего в 22. На хавбека посыпались травмы. К примеру, в сезоне-1988 он сыграл лишь 6 матчей и пропустил «серебряный» чемпионат Европы. Годом позже было 10 игр, еще годом позже – снова 6, в последнем чемпионате СССР Яковенко сыграл и вовсе 3 матча. 

В итоге, он завершил карьеру в 29 лет, успев зацепить два первых независимых чемпионата Украины, а также совсем немного поиграть за границей во французском «Сошо». Карьера Яковенко оставила ощущение дикой нереализованности таланта. Павел абсолютно точно смотрелся бы уместно на поле и сейчас: динамичный и техничный опорник с отличным длинным пасом и ударом с обеих ног.

Классика – его гол «Рапиду» в четвертьфинале победного Кубка кубков, когда Яковенко сначала исполнил «пушку» с правой, а затем после попадания в штангу и удачного отскока зарядил столь же сильно с левой.

Вопрос о выборе дальнейшей карьеры для Яковенко не стоял: фанат тренировок и самодисциплины хотел стать тренером. Мема про «конспекты Лобановского» тогда еще не было, однако Яковенко – самое что ни на есть его воплощение. Все футболисты, которые у него играли, называют его тренировки самыми что ни на есть жесткими, как раз в духе Валерия Васильевича. 

К 1999-му Яковенко успел поработать с никопольским «Металлургом» (совсем краткосрочная «проба пера» сразу после окончания карьеры) и элистинским «Ураланом» (дважды с перерывом на любительскую сборную Украины).  

Вернувшись в Украину (говорили о сердечном приступе, от которого тренер решил лечиться в Киеве, а не в Калмыкии), Яковенко некоторое время наблюдал за развитием карьеры своих детей. «Увидев, в каких условиях тренируются сыновья, понял, почему национальная и молодежная сборные испытывают трудности с резервом. Клубы, забыв о воспитании собственного резерва, встали на тупиковый, на мой взгляд, путь приглашения легионеров», – говорил Яковенко. 

Он вышел на братьев Суркисов, получил от них карт-бланш и вместе с известным детским тренером Евгением Котельниковым взялся за создание команды, которая стала бы базовой для юниорской сборной Украины, а заодно со временем помогла бы «Динамо» получить в свой состав самых талантливых игроков Украины и не только. 

Условия 

Точная сумма, которую Суркисы инвестировали в проект, нигде не фигурировала. Однако о размахе можно судить по словам самого Яковенко: «По самым скромным подсчетам, получилось порядка ста кандидатов на место: чтобы набрать 25 игроков, посмотрели не меньше двух с половиной тысяч мальчишек». 

Уже прошедших первичный отбор игроков продолжали изучать. Владимир Полевой (много позже доиграется до уровня сборной Украины, но уже не из «Динамо», а из запорожского «Металлурга») рассказывал, что после того, как Яковенко увидел его на юношеском турнире в Севастополе, то позвал вместе с еще 5 футболистами из той же команды на просмотр – и парням пришлось пройти несколько сборов, прежде чем получить приглашение переехать в Киев. 

Украиной поле селекции не ограничивалось. Культовым эпизодом стал угон, иначе и не скажешь, сразу 8 человек из академии московского «Спартака». «До нас тогда дошла информация, что Павел Яковенко набирает для своей академии талантливых игроков со всего СНГ. У нас играл один пацанчик (Евгений Таранухин – прим.), и его отец нашел контакты Яковенко», – вспоминал в интервью Tribuna.com один из «похищенных» Сергей Пучков. 

Уезжали из «Спартака» россияне по одному – никто ничего не заподозрил. История стоила места тренерам юниоров «красно-белых», но в «Динамо» могли быть довольны. Да и сейчас могут – среди тех, кого переманили, был Александр Алиев. «Я поехал, посмотрел условия: как мы будем жить, на каких полях мы будем тренироваться. Мне все очень понравилось. Я с детства болел за «Спартак», но при этом у меня и в мыслях не было не остаться в Киеве», – вспоминал он. 

Искали людей и в Беларуси, откуда в Киев перебрались Милевский и Дмитрий Воробей, считавшийся по молодости футболистом, не уступающим по потенциалу Артему и тому же Алиеву. Яковенко собирал если и не молодежную сборную всего СНГ, то команду, которая вполне могла играть на равных с этой сборной. 

Юных футболистов соблазнял статус «Динамо» – не только еврокубковые успехи, но и потенциальная возможность поработать с Лобановским. К тому же, игроков полностью избавляли от всех бытовых проблем – селили на свежей супербазе в Конча-Заспе, где они жили на полном пансионе, тренируясь на полях, на которых работала и основная команда. 

Контраст впечатлял. Алиев вспоминал, что в «Спартаке» воспитатель, приставленный к команде, на глазах у всех воровал еду, которая выделялась игрокам. И ведь это «Спартак» – команда, которая в чемпионате России доминировала не менее «Динамо» в Украине. 

Бонус – стипендия, которую получали игроки. Алиев говорит о 150 гривнах, Полевой называет менее круглую, а значит более реалистичную сумму в 168 гривен. На всякий случай – повышенная стипендия студентам-отличникам в КНУ имени Шевченко в 2002 году составляла 50 гривен. А тут еще более ранний период и отсутствие любых затрат на проживание, питание и профессиональный рост. 

Результаты 

Академия Яковенко стала основой юношеской сборной, пробившейся на чемпионат Европы-2002 (по пути выбили итальянцев и турок). На самом чемпионате попала в группу с швейцарцами (Циглер, Сендерос, Барнетта), французами (Клиши, Бриан) и португальцами с юным парнишкой под номером 7, который в будущем станет 5-кратным обладателем «Золотого мяча». 

Швейцарцам сгорели в первом туре 1:3 при неуверенной игре вратаря Мусина, с французами матч закончился 0:0 и в последнем туре для выхода дальше надо было побеждать Португалию, желательно крупно. Но проиграли, пропустив в концовке. Группа оказалась очень сильной – в финале турнира сыграли как раз Франция и Швейцария, которая и победила в серии пенальти. 

Осенью 2002-го класс Яковенко заявили за «Борисфен-2» на вторую лигу. 16 место из 18 в своей группе – адаптация ко взрослому футболу и не обещала быть легкой. Интересно, что Алиев, Милевский и Воробей не считались основными в том турнире. Отчасти это объяснимо тем, что их стали привлекать к тренировкам первой команды, да и нагрузка в сборных никуда не исчезла. 

Яковенко не пугали эти результаты, более того – он позволял себе экспериментировать с универсализмом футболистов настолько, что Виталий Коломейченко в том сезоне успел отметиться и как вратарь, и как полузащитник. 

Матч жизни 

Главный свой матч «Борисфен-2» выиграл: 3:1 с «Динамо-3» в матче второй лиги, отметились Алиев, Прошин и Воробей. Победа привела к тому, что руководство «Динамо» решило распустить состав третьей команды клуба, где играли футболисты в среднем на год-два-три старше, чем «академики». 

В дальнейшем на взрослом уровне засветилось немало футболистов, которые проиграли подопечным Яковенко. Худжамов и Чеберячко доросли до сборной, Ильницкий, Бровкин, Оберемко поиграли в вышке – в общем, не стоит недооценивать уровень команды, которую обыграла динамовская академия. 

В результате 18 футболистов академии в начале сезона 2002/03 были распределены по составам «Динамо-2» и «Динамо-3» (интересно, что среди отбракованных был будущий игрок сборной Полевой – Несмачный и Каддури были явно сильнее). 

Алиев, Милевский, Воробей и Прошин получили шанс в основе. Алиев и вовсе стал самым молодым на тот момент игроком «Динамо», сыгравшим в чемпионате. В возрасте 17 лет и 6 месяцев он в августе 2002-го вышел на замену в матче «Динамо» с «Волынью». 

Кадры 

До уровня сборной Украины доросли Милевский, Алиев, Ярмаш, Александр Максимов и Полевой. Что уже очень неплохо для одного выпуска академии. Остальным повезло меньше, но многие стали профессионалами:

* Так и не вышел из тени Шовковского и его дублеров почти двухметровый вратарь Леонид Мусин, поездивший вдоволь по украинской, а затем и российской глубинке. 

* Дублер Мусина Алексей Прохоров не смог зацепиться нигде, уехал в Москву и работал там продавцом магазина мужской одежды. Посоперничать с ним в плане экзотичности карьеры может разве что форвард Станислав Борисов – травмы привели к раннему окончанию карьеры, после чего он стал певцом.

* центрбек Сергей Пучков, как и Мусин, переехал в Киев в составе той самой группы беглецов из «Спартака», но не получил шанса проявить себя и в итоге вернулся в Россию.

* Получивший прозвище "Гоблин" его напарник по центру защиты Андрей Прошин претендовал на звание самого высокого футболиста мира (рост согласно разным источникам колебался от 202 до 205 см), на уровне молодежных сборных в игре с Испанией практически «съел» Фернандо Торреса, но травмы прикончили все его перспективы. 

* Другие центрбеки Игорь Чучман и Александр Полуницкий считались менее талантливыми, но наиграли примерно столько же. Чучман выступал за «Закарпатье» и «Мариуполь», а заканчивал и вовсе в Казахстане. Полуницкий вдоволь наездился по командам первой лиги. 

* Травмы и веселый образ жизни (лучший друг Милевского как-никак) сгубили перспективы атакующего хавбека Дениса Адлейбы. Зато он нашел себя в светской жизни, регулярно показываясь на фотографиях Артема в период расцвета его инстаграма. 

* Атакующий универсал Владимир Самборский во взрослой карьере переквалифицировался в правого защитника, засветился в трех харьковских клубах, порвал «кресты» и завершил карьеру в 26 лет. По сути, Самборский повторил путь Бессонова – тоже начинал в атаке, но переквалифицировался в защитники, тоже страдал от травм и тоже был связан с «Металлистом» и «Динамо». Хотя, конечно, чемпионат Украины – это совсем другой турнир. 

* Правого хавбека Дмитрия Воробья называли «будущим украинским Бекхэмом» (логичное сравнение для начала 2000-х), но уже в 20 с небольшим он покинул «Динамо», так и не получил толком шанса конкурировать с Гусевым. Он долго скитался по провинции, пока не вернулся в Беларусь.

* Александр Сытник считался неплохим дриблером, но на взрослом уровне не потянул. Засветился разве что в «Говерле» в начале 2010-х, но пошел на понижение в любительские клубы, когда еще не было 30. Стал тренером юниоров «Динамо», а затем скандально перебрался вместе с коллегой еще по академии Самборским в систему «Шахтера».

* Форвард Вячеслав Литвиненко очень быстро начал выступать на уровне любителей в Крыму. Другой нападающий Иван Котенко после академии не получил предложения остаться в «Динамо» и уехал в «Днепр», где так и не перерос уровень глухого резервиста клуба высшей лиги («Кривбасс», «Нефтяник», «Львов»). 

Вместо итога 

Много позже Григорий Суркис скажет: «Вводя в состав легионеров, Лобановский подчеркивал, что это — временная, вынужденная мера. Он мечтал о талантливом пополнении из динамовского резерва — из той же академической группы Павла Яковенко. Возможно, попади в его руки Милевский и Алиев, они сполна реализовали бы свой огромный потенциал». 

Стоит ли списывать неудачи участников того проекта на то, что они так и не поработали у Лобановского? Вряд ли, все же Валерий Васильевич не был волшебником. Однако то, что они не получили шансов в полной мере, наверное, закономерно. Редко бывает, чтобы в одной юношеской команде играло сразу несколько будущих топов. Даже «Барса»-87, давшая миру Месси, Пике и Фабрегаса, не впечатлила в плане карьеры остальных игроков. «Динамо»-1985 вполне с ней сопоставимо количественно (5 игроков, попавших в сборную страны – это круто). 

Александр Сытник: «В академии тренер постоянно жил с нами, был рядом 24 часа в сутки и мы демонстрировали результат. Потом когда мы были в клубе, а Яковенко собирал нас в сборную, то в его команде мы даже играли намного лучше, чем в клубе. Но мы опять возвращались в клуб, а на нас не рассчитывали». 

По мнению игрока, команда, показывавшая результаты на уровне юношей и молодежи заслуживала больше шансов в клубах. Если бы Яковенко вел игроков еще 2 года на уровне «Динамо-2» или «Динамо-3», то ситуация была бы лучше.  

Увидим ли мы еще подобный эксперимент? Как кажется, в чистом виде – с созданием де-факто юношеской сборной если не СНГ, то Украины –  нет, хотя бы потому, что у «Динамо» появился достойный конкурент в плане сбора юных талантов. Однако попробовать стоило бы – в конце концов, один только трансфер Алиева в «Локомотив» наверняка отбил все затраты «Динамо» на проект. В условиях не прекращающегося кризиса это мог бы быть интересный вариант, который помог бы клубу осуществить мечту Игоря Суркиса о ставке на своих воспитанников. 

Авантюра не удалась. За попытку – спасибо.

Фото: football.ua; «Динамо» Киев

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты