Tribuna/Футбол/Блоги/Трезвый взгляд/Разделяй и властвуй. Кто сейчас владеет донецким «Металлургом» и что его ждет

Разделяй и властвуй. Кто сейчас владеет донецким «Металлургом» и что его ждет

Илья Новиков объясняет, как финансовые проблемы Сергея Таруты и Олега Мкртчана отразятся на будущем группы их клубов.

Автор — Илья Новиков
15 января 2015, 09:56
5
Разделяй и властвуй. Кто сейчас владеет донецким «Металлургом» и что его ждет

Илья Новиков объясняет, как финансовые проблемы Сергея Таруты и Олега Мкртчана отразятся на будущем группы их клубов.

Кто финансирует «Металлург»?

«Металлург» является едва ли не самым закрытым клубом УПЛ – даже официальный сайт ничего не сообщает о президенте и владельцах. Впрочем, указано, что генеральным партнером клуба является корпорация «Индустриальный Союз Донбасса». В «ИСД» входят Алчевский металлургический комбинат и коксохимический завод, Днепровский металлургический комбинат в Днепродзержинске, а также предприятия в Польше и Венгрии. В результате остановки заводов в Алчевске руководство компании приняло решение перенести производство в страны Евросоюза.

В начале 2010 года контрольный пакет акций корпорации был продан российским инвесторам, сделку финансировал Внешэкономбанк, находящийся в собственности правительства России. У прежних украинских акционеров Сергея Таруты и Олега Мкртчана остались пакеты по 25 процентов минус одна акция. В дальнейшем влияние россиян в корпорации только усиливалось. В частности, после назначения Таруты губернатором Донецкой области «ИСД» выпустил пресс-релиз, где сообщал, что олигарх не является председателем совета директоров корпорации, как считалось раньше.

Генеральным директором «Металлурга» работает Евгений Гайдук – родной брат Виталия Гайдука, экс-секретаря СНБО и одного из основателей «ИСД», продавшего свою долю Таруте и Мкртчану за год до прихода российских инвесторов.

Каково влияние Таруты?

СМИ продолжают по привычке называть Таруту президентом «Металлурга», хотя очевидно, что он не имеет никакого влияния на дела клуба. Весной об аресте части активов олигарха-губернатора, в том числе и кипрской компании Arrowcrest Ltd. Среди арестованных активов Arrowcrest были 25,3% акций «Металлурга» – вероятно, это единственное, что связывает сейчас Таруту с футболом. «Экономическая правда» летом предположила, что Тарута является миноритарным акционером «ИСД», которого при помощи исков со стороны российского банка ВТБ и ареста активов вынуждают продать последний небольшой пакет. В последнем интервью Тарута заявил, что является банкротом.

Еще одна показательная деталь: в последние годы сайт «Металлурга» упоминал учредителей клуба, только поздравляя их с днем рождения. В 2014 году пресс-служба случайно забыла поздравить тогдашнего донецкого губернатора, а поздравление Мкртчана дублировало прошлогоднее, за исключением пары слов – убрали упоминание о том, что в 2001 году он возглавил клуб вместе с Тарутой. Подобные мелочи, как в советской прессе, говорят больше, чем любой инсайд.

Каково влияние Мкртчана?

Экс-партнер Таруты по «ИСД» был и остается гораздо более вовлеченным в футбол. Помимо донецкого «Металлурга», Мкртчану принадлежало 75% акций краснодарской «Кубани», а также армянский «Бананц». Кроме этого, корпорация была главным спонсором днепродзержинской и алчевской «Стали», а в Алчевске регулярно получали практику молодые игроки «Металлурга». Мкртчан владел сетью футбольных клубов еще до того, как это стало общеевропейским трендом (Джампаоло Поццо, семья Дюшатле, Red Bull, City Group) и, очевидно, рассматривал их как часть бизнеса. В частности, ему принадлежали 50% прав на Генриха Мхитаряна и Араса Озбилиса. В случае с Озбилисом второй половиной прав владел, кстати, Дмитрий Селюк.

Война на востоке Украины повлияла не только на металлургические, но и на футбольные интересы Мкртчана. Параллельно с первыми сообщениями о финансовых проблемах в «Кубани» в конце весны появилась информация, которая казалась невероятной: Мкртчан договаривается с Сулейманом Керимовым, и «Кубань» объединяется с «Анжи». Результаты договоренностей между Мкртчаном и Керимовым стали видны в начале лета, когда в «Анжи» перешел тренер донецкого «Металлурга» Ташуев, гендиректором стал Сергей Кораблев, работавший в донецком клубе и в киевском «Соколе», принадлежавшем Таруте, в Махачкалу переехали из Донецка Зотов и Мутари, а Морозюк отказался, по, скажем так, личным причинам. В «Кубани» мог оказаться еще один герой известного ролика, но Прийма также не захотел переходить в российский клуб.

К концу года стало понятно, что Мкртчан полностью прекратил финансирование «Кубани» и клуб существует за счет краевого бюджета. Об этом говорил после увольнения Виктор Гончаренко, новый генеральный директор был назначен с подачи губернатора Ткачева, а недавно стало известно, что «Кубань» строить новый стадион (ранее предполагалось, что Мкртчан станет инвестором этого проекта). В то же время партнерство Керимова и совладельца «ИСД» уже не ограничивается футболом: в конце декабря Мкртчан приобрел 18,5% акций Polyus Gold, крупнейшего российского золотодобытчика. Около 40% акций этой компании находится в собственности владельца «Анжи».

Еще одной жертвой войны в Донбассе и переориентации бизнеса Мкртчана стала алчевская «Сталь» – клуб снялся с выступлений в первой лиге из-за финансовых проблем. Хотя формально «Сталь» не входила в структуру «ИСД», ее основным спонсором всегда был Алчевский меткомбинат.

Что ждет «Металлург»?

Очевидно, что Олег Мкртчан – единственный человек, от которого зависит существование «Металлурга». Сторонних инвесторов сложно найти даже «Черноморцу» и «Металлисту», для клуба без стадиона, базы и болельщиков это нереально. Есть два варианта развития событий для донецкого клуба. Первый – Мкртчан разрывает оставшиеся связи с Украиной и сосредотачивается на «Анжи» и совместном бизнесе с Керимовым. В этом случае «Металлург» ждет судьба «Ильичевца» или «Стали» – медленно или быстро, но клуб загибается.

Второй вариант – «Металлург» остается украинским филиалом футбольной сети Мкртчана, в клуб продолжают приезжать легионеры самого разного качества со всего мира, лучшие из них отправляются в «Анжи», который наверняка выйдет в РПЛ, или выгодно перепродаются, как Мхитарян и Озбилис. Подобное развитие событий кажется более вероятным – «Металлург» и раньше рассматривался не как социальный проект для жителей Донецка или реклама бренда «ИСД», а лишь как команда для обкатки перспективных футболистов. Все косвенные симптомы тоже внушают осторожный оптимизм – никакого массового ухода игроков, главный тренер о возможном усилении, запланированы три сбора в Турции.

Сегодня в украинском футболе смело можно делать только плохие прогнозы, и нужно учитывать политические риски – «Металлург» будет финансироваться за счет российского капитала, а у Мкртчана, по слухам, возникли проблемы с партнерами после появления в сети ролика с песней игроков. Тем не менее, пока кажется, что Мкртчан будет добывать золото под Магаданом с Керимовым, а его футбольные менеджеры в Украине, России и Армении продолжат искать самородки в тоннах шлака, которые прошли через «Металлург» за последние годы.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Что происходит с Коваленко
2 сентября 2017, 14:33
120
Все посты