Tribuna/Теннис/Блоги/Теннисный дайджест/Кимико Дате-Крумм как легенда мирового тенниса

Кимико Дате-Крумм как легенда мирового тенниса

Павел Ниткин рассказывает о японке, которая в 44 года обыгрывает теннисисток Топ-30 и не собирается завершать карьеру.

14 августа 2015, 12:50
Кимико Дате-Крумм как легенда мирового тенниса

Самая возрастная теннисистка WTA

Кимико Дате-Крумм родилась 28 сентября 1970 года и дебютировала в профессиональном теннисе в марте 1989 года (когда, например, Каролин Возняцки еще даже не родилась). В 90-х она была игроком Топ-10 (добиралась до четвертой строчки рейтинга) и выходила в полуфиналы всех турниров «Большого шлема», кроме US Open (там лучший результат – четвертьфинал).

В 1996 году японка закончила карьеру, но в 2008 году вернулась в тур и играет до сих пор. Ей принадлежит несколько «возрастных» рекордов. Она самая возрастная теннисистка, обыгрывавшая игрока Топ-10 (в 39 лет на «Ролан Гаррос»-2010 она обыграла Динару Сафину, в через несколько месяцев в Осаке уже в 40 лет обыграла Сэм Стосур). Насчет победы над Сафиной ее муж сказал: «Для меня победа над Сафиной в первом круге «Ролан Гаррос» – равносильна победе на турнире. Я очень горжусь Кимико».

Она вторая в списке самых возрастных чемпионок турниров WTA: в 2009 года она победила в Сеуле, когда ей было 38 лет, 11 месяцев и 30 дней. В 2013 году она вышла в третий круг на Australian Open и «Уимблдоне» – в истории тенниса всего одна теннисистка старше Кимико проходила два круга на «Шлеме» (45-летняя Рене Ричард на US Open-1979). В 2010 году японка стала первой за 26 лет 40-летней теннисисткой в Топ-50 рейтинга WTA.

Саму Кимико все эти рекорды не особо волнуют: «Меня не волнует мой возраст, сколько лет я еще смогу играть, смогу ли побить какие-то рекорды. Мне все равно. Я просто очень рада тому, что могу наслаждаться теннисом – в молодости я этого не могла».

Сейчас Дате-Крумм 44 года, она стоит на 173-й строчке рейтинга и завершать карьеру не планирует: «Я не хочу прекращать играть из-за травм. Сейчас я здорова, могу бороться почти на 100 процентов, так что я стараюсь вернуться в Топ-100. А в межсезонье посмотрим. Если я почувствую, что хватит, то я прекращу. Но если у меня еще будет мотивация, то, может быть, я продолжу».

Из-за того, что Кимико так много лет, многим молодым теннисисткам психологически трудно с ней играть. Например, об этом говорила Екатерина Макарова: «Есть такое, что когда выходишь на матч с ней, думаешь: ну я не могу ей проиграть. Я умру, но перебегаю, переползаю. Ей действительно психологически тяжело проигрывать».

На прошлой неделе в Стэнфорде японка вышла в основную сетку турнира и там обыграла 24-ю ракетку мира Сабин Лисицки – это была ее первая победа в основной сетке турнира WTA с прошлого сентября.

Ушла из тенниса от одиночества

Дате-Крумм впервые закончила карьеру в 1996 году. Во время своей первой карьеры в 90-е годы Кимико была чуть ли не единственной японской теннисисткой, поэтому ей приходилось справляться с огромным давлением, которое на нее возлагали японские СМИ. Еще в 90-х она говорила, что, с одной стороны, ей приятно, когда целый стадион приходит посмотреть на Дате, но, с другой стороны, она была бы не против, если бы народу было поменьше.

«Когда я была молодой, я постоянно тренировалась, мне было нужно побеждать. Постоянно чувствовалось давление, что я должна быть в Топ-10. В молодости теннис не приносил мне большого удовольствия. Сейчас я наслаждаюсь теннисом – даже поражениями. Мне нравится справляться с трудностями – в моем возрасте это непросто», – так японка сравнивает две своих карьеры.

Другой проблемой были путешествия. Еще в 90-х Кимико говорила, что у японских теннисистов есть проблемы из-за далеких перелетов и акклиматизации. Она говорила, что будет легче, если WTA создаст больше турниров в Азии. К моменту ее возвращения в теннис ее желание было исполнено.

Свою роль в решении закончить карьеру играло и одиночество: «Не было компьютеров, не было iPhone, так что путешествовать за пределами Японии было тяжело. Мне всегда было одиноко, и я чувствовала давление, которое мне было трудно контролировать. Жизнь в туре не приносила мне удовольствия». Сейчас ситуация изменилась, в туре появилось много теннисисток из Азии, и Кимико уже не так одиноко.

К тому же она подтянула английский и налаживает контакт с теннисистками со всего мира. А их к Дате-Крумм, настоящей легенде WTA-тура, тянет. Разница в возрасте роли не играет: «Некоторые молодые теннисистки мне в дочери годятся. У некоторых мамы моложе, чем я. Но мне нравится разговаривать с молодыми теннисистками. Мы нормально общаемся».

Обсуждают они теннис, жизнь и, например, то, как в молодости Кимико обыграла Штеффи Граф. Кстати, Граф, как и многие сверстницы японки, считают ее по-хорошему сумасшедшей: «Все мне говорят, что я безумная. Первые слова всегда одинаковые: «Ты сумасшедшая». Но они меня поддерживают. Штеффи всегда мне говорит, что я должна закончить карьеру и завести ребенка».

Вернулась из-за мужа

В 2001 году Дате вышла за немецкого гонщика Михаэль Крумма и стала Кимико Дате-Крумм. Именно муж подтолкнул ее к возвращению в теннис. По словам теннисистки, она в тот момент не думала о тенниса, а наслаждалась жизнью, работала детским тренером, комментатором на японском телевидении и занималась благотворительностью.

После окончания карьеры она почти не играла, но со временем начала участвовать в выставочных матчах. В итоге муж стал мягко, но настойчиво убеждать ее вернуться в тур: «Муж говорил мне: «Почему бы и нет? У тебя есть шанс играть квалификации. После 12-летнего перерыва это уже большой успех». Тогда мне было, по-моему, 38 лет. И я решила вернуться в тур».

В итоге 6 апреля 2008 года после почти 12-летнего перерыва в выступлениях 37-летняя японка вернулась в теннис на турнире ITF в Японии – там она прошла квалификацию, дошла до финала в одиночке и выиграла парный титул. Сама она описывает возвращение так: «Я не знала, чего могу добиться. Но потом у меня проснулся голод до побед. Я отложила свои обязанности домохозяйки, и теннис стал для меня главным».

С мужем Дате познакомилась во Франции на легендарной гонке «24 часа Ле-Мана». Однако Михаэль Крумм работал на компанию Nissan и жил в Японии с 1994 года. Кимико приехала посмотреть «Ле-Ман», и гонщики познакомили ее с Круммом, который раньше видел ее матчи по телевизору. История у них совсем романтичная: «Он сказал своему другу, что нашел себе жену, хотя мы даже не были знакомы. И через несколько лет мы поженились. Он всегда говорил, что это судьба».

Крумм с пониманием относится к тому, что жена с новой страстью увлеклась теннисом: «Он тоже занятой человек и понимает меня. Он приезжает на некоторые турниры, но ненадолго. Конечно, это тяжело. Однажды мы вернемся к обычной жизни, но пока он еще ждет. Сколько еще? Не знаю. Пару лет точно!»

Многих волнует вопрос, не собирается ли Кимико закончить с теннисом, чтобы завести детей. Судя по всему, нет, потому что в 2011 году она сказала, что мечтает о детях, но времени осталось мало, и у нее всего год-два на принятие решения. С того момента прошло четыре.

Представительница старой школы тенниса

Поскольку мощностью японка не отличается, она старается брать соперниц выносливостью, несгибаемостью и теннисным интеллектом. «Я лишаю мяч скорости, стараюсь пробивать с низким отскоком, выходить к сетке. Это старый стиль тенниса, но иногда он работает! Сейчас теннис совсем другой – более мощный, более скоростной. Сейчас я прихожу в тренажерный зал, и там всегда кто-то работает с весами. Даже в день матча игроки занимаются в зале – настолько сейчас важная физическая подготовка».

Иногда японка ностальгирует по старым временам, когда у каждой теннисистки – Граф, Навратиловой, Селеш – было что-то свое, что-то особенное. «Сейчас все играют одинаково. Бум-бум-бум».

Ведет простой образ жизни

Сейчас японка живет очень просто – тренируется, много ест и много спит. По ее словам, она ест больше, чем ее муж и тренер. Но только здоровую пищу. И если во время первой карьеры она, по своим словам, ела только японскую еду, то сейчас у нее нет никаких ограничений: «Все думают, что я каждый день ем суши или японскую еду. Но когда я не в Японии я почти не ем японскую еду, потому что качество другое. Так что мне нравится разная кухня».

На корте она пьет специальный спортивный напиток из Японии. За пределами корта – китайский чай. Термос с чаем она носит везде, но на корт не берет, потому что он слишком горячий.

От рождения левша, но играет правой

Кимико родилась левшой, но, по японской традиции, ее переучили все делать правой рукой. «Когда я была маленькой, родители пытались научить меня все делать правой рукой – писать, есть. Понимаете, мы же пишем не слева направо, как на Западе. Поэтому нам нужно всегда использовать правую руку».

Процесс прошел так успешно, что даже ее тренер долгое время не знал, что она на самом деле левша: «Я начала играть в теннис в шесть лет – я всегда делала то же, что родители, так что взяла ракетку и начала копировать то, что делали другие. Большинство использовало правую руку, и я повторила. Мой тренер очень долго даже не представлял, что я левша».

Иногда во время розыгрышей японка пробивает форхенд с левой руки. Когда ей было 16, ее тренер решил, что это можно использовать в ее пользу, и сказал, что левую руку надо нарабатывать. Поэтому Дате ходила стучать мячом в стенку и не уходила от нее, пока не выполняла сто форхендов левой рукой.

Пробежала марафон

Во время перерыва в карьере Кимико увлеклась бегом, и это вылилось в то, что в 2004 году она пробежала Лондонский марафон за очень достойные 3 часа 27 минут. Уже после возобновления выступлений она говорила, что марафонская подготовка помогает ей в матчах, но вообще на тренировках она больше сосредотачивается на спринтах и интервальной работе.

Помогает бедным странам

Японка не только за счет мастер-классов продвигала теннис в таких странах, как Вьетнам, Гондурас, Бангладеш, Ямайка и Морокко, но и участвовала в программе NPO Room to Read. Эта программа занимается развитием инфраструктуры образования в беднейших странах, и Дате-Крумм спонсировала постройку школы в Лаосе.

Лучшая улыбка

У Кимико есть несколько интересных наград от японских профессиональных организаций. В 1993 году она, например, получила премию «Лучшая улыбка года» от Ассоциации Дантистов Японии, а в 1999 была признана лидером джинсовой моды Японской Ассоциацией Производителей Джинсов.

Фото: Gettyimages.ru/Gary Prior/Allsport, Al Bello/Allsport; REUTERS/Lee Jae-Won; facebook.com/kimiko.krummdate; Gettyimages.ru/Clive Brunskill

Другие посты блога

Все посты