Tribuna/Теннис/Блоги/Теннисный дайджест/Можно ли убить теннисным мячом? Птицу – легко, человека – почти невозможно (хотя случаи были)

Можно ли убить теннисным мячом? Птицу – легко, человека – почти невозможно (хотя случаи были)

Автор — Павел Ниткин
17 июля 2020, 22:42
6
Можно ли убить теннисным мячом? Птицу – легко, человека – почти невозможно (хотя случаи были)

Получать мячом больно и опасно.

«Он на самом деле бывает опасен. Так бить – опасно. Не для меня, но для линейных судей, для болельщиков. Никто не знает, куда полетит такой мяч. Я знаю, что он талантливый человек, но я тоже профессиональный теннисист. Я знаю, что после такого удара мяч может полететь куда угодно.

Один раз он попал в меня, и это нормально. Я профессионал, я могу с этим справиться. Но в другом случае мяч улетел прямо в ограду корта. Так что это был опасный удар для линейных. Если такой удар попадет в глаз, будут проблемы. Вот и все», – так Рафаэль Надаль в прошлом году рассуждал о попытках Ника Кириоса пробить ему в корпус во время их уимблдонского матча.

Насколько на самом деле могут быть опасны удары теннисистов? Давайте разбираться.

Мощный удар может убить птицу

И такое случалось не раз. Например, в 2002-м Микаэль Ллодра во время парного полуфинала Australian Open попал в пролетавшую над сеткой ласточку, и спасти ее не удалось. Подбежавшему к птице Жюльену Бутте осталось только упасть на колени и перекреститься.

А в 2011-м тоже в Мельбурне старший брат Энди Маррея Джейми убил воробья во время тренировки – подачей. «Да, я убил птицу подачей. Да, я был шокирован. Да, я надеюсь, что такое больше не повторится. Но еще я надеюсь, что подача останется настолько же точной», – писал Маррей-старший в твиттере.

Потом Энди расспрашивали об инциденте, и он сказал, что такое в теннисе случается, но не очень часто.

Подача может запустить цепь событий, которая приведет к смерти

В мужском теннисе награда за честную игру и спортивное поведение носит имя шведа Стефана Эдберга. По одной из версий, он идеально вел себя на корте и почти не улыбался из-за происшествия во время юниорского матча.

В 1983-м во время финала US Open (который швед в итоге выиграл и оформил юниорский календарный Большой шлем) мяч после его подачи полетел в пах судье на линии Ричарду Вертхейму. Тот пытался от него увернуться, но в итоге упал, ударился головой об корт, впал в кому и через пять дней умер в больнице.

Семья Вертхейма пыталась отсудить у организаторов турнира $2,25 млн, и изначально присяжные даже присудили ей 165 тысяч. Но в итоге суд высшей инстанции отменил это решение, посчитав, что удар не стал причиной смерти.

На Эдберга это все равно очень повлияло, и он какое-то время даже думал о завершении карьеры. Однако отказался от этой идеи, стал первой ракеткой мира, шестикратным чемпионом «Больших шлемов» и одним из детских кумиров (а потом и тренером) Роджера Федерера.

В теории удар мячом может привести к смерти от сотрясения сердца

Сотрясение сердца происходит в основном у мальчиков-подростков после удара в грудь. Чтобы оно случилось, удар должен попасть в очень неудачный момент – на определенном этапе сердцебиения, который длится всего 10-30 миллисекунд. Тогда нарушается работа сердца, начинается фибрилляция, и оно в итоге останавливается. Если человеку сразу не оказать помощь, то вероятность смерти составляет больше 80%, и даже дефибриллятор сокращает ее всего на 15%.

Сотрясение сердца очень часто происходит во время занятий спортом, когда в грудь прилетает мяч или шайба. Бывают случаи во время занятий боевыми искусствами. А в 1992-м итальянский хоккеист умер после того, как соперник ударил его клюшкой в грудь. Соперника в итоге обвинили в убийстве, но он признал вину, и тяжесть преступления смягчили.

Теннисный мяч тоже может привести к сотрясению сердца. Такой случай был в Швеции в 2018-м, и, что примечательно, пострадавший мужчина выжил.

Нанести серьезный вред просто ударом очень сложно, но случаи бывали

Есть исторические рассказы о смертях попаданий во время игр в прародителя современного тенниса – же-де-пом или реального тенниса.

Например, французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень рассказывал, что его брат Арно получил мячом чуть выше правого уха, какое-то время с ним все было нормально, а через шесть часов он умер от апоплексии.

А в Британии есть памятник 13-летнему Джону Стэнли, который в районе 1460-го умер после попадания мячом в висок. На скульптуре его правая рука указывает на голову, а в левой он держит мяч. Но искусствоведы подозревают, что мяч мог появиться только в середине XIX века после реставрации.

В современном теннисе таких легенд нет. Вероятно, дело в аэродинамических свойствах современных мячей – их размера, веса и пуха, который их замедляет. Из-за этого игроки просто не могут придать мячу необходимую скорость.

Американские ученые посчитали, что необходимо минимум 375 джоулей энергии, чтобы сломать человеческую кость. Но теннисный мяч не набирает такую энергию даже после самого сильного удара.

По правилам ITF, теннисный мяч должен весить не больше 59,4 грамма. Самый быстрый удар в истории – это подача Сэма Грота, полетевшая со скоростью 263 км/ч, причем официально этот рекорд не признан. И даже если мы возьмем самый тяжелый мяч и запустим его с самой высокой возможной скоростью, все равно получится всего 154 джоуля энергии.

Чтобы мяч набрал необходимую энергию, его нужно послать со скоростью 402 км/ч. Просто сильная подача – допустим, 200 км/ч – станет опасной для костей, если мяч будет весить 247 граммов. А просто сильный удар (150 км/ч) сломает кость, если его наносить 446-граммовым мячом.

Поэтому в большинстве случаев даже после очень сильных ударов игрокам просто какое-то время очень больно. Как, например, Марсело Мело, получившему от напарника мощной подачей в затылок. Тот матч он в итоге продолжил.

Или Жо-Вильфреду Тсонга, которого Энди Маррей на пару минут положил на корт ударом в пах. Француз тоже матч доиграл, а через пять лет у него родился ребенок – так что долгосрочных эффектов от попадания тоже скорее всего не было.

Даже просто рассечение кожи – большая редкость. Хотя в прошлом году на «Уимблдоне» Равен Клаасен так сильно получил в район уха, что у него пошла кровь.

В исследовании сотрясений мозга, полученных в теннисе, большинство рассмотренных случаев связаны не с попаданием мяча, а с падениями – как было с Викторией Азаренко, Кейси Деллакуа и Эжени Бушар, отсудившей у организаторов US Open много денег. Однако одна теннисистка все же получила серьезную травму от удара.

В 2011-м британка Сара Боруэлл рассказывала о последствиях попадания мячом в затылок, перенесенного во время парного матча годом ранее. «Соперница пробила в меня с двух метров. Мяч отскочил от головы, и все было нормально. Мы продолжили матч, выиграли, но моя напарница сказала, что мне нужно провериться.

Когда адреналин прошел, у меня началось головокружение, лицо опухло, и это всех напугало. Врачи сказали, что у меня сотрясение, и мне не давали спать, отслеживали реакцию. На следующий день я ужасно себя чувствовала и пошла на КТ. В итоге у меня обнаружили ушиб мозга, контузию».

По словам Боруэлл, для тенниса такие повреждения не характерны, но у нее долгое время были проблемы с равновесием, памятью, реакцией, речью, и писала она так, будто у нее дислексия. После травмы британка вернулась на корт, но в 2011-м фактически закончила карьеру.

Так что в большинстве случаев удары в теннисе безопасные – пусть и болезненные. Но все равно от них лучше уворачиваться.

Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire, Julian Finney; East News/AP Photo/Leslie Mazoch; stefanstennis.free.fr; flickr.com/Aidan McRae Thomson

Другие посты блога

Все посты