Tribuna/Авто/мото/Блоги/Dolce Vita/В 2012-м случилась самая странная победа в Формуле-1. Существует сразу несколько теорий заговора

В 2012-м случилась самая странная победа в Формуле-1. Существует сразу несколько теорий заговора

Мы разберем все их и попробуем найти правду

Блог — Dolce Vita
29 ноября 2020, 19:23
5
В 2012-м случилась самая странная победа в Формуле-1. Существует сразу несколько теорий заговора

От редакции: вы находитесь в блоге Dolce Vita. Его автор написал этот пост в рамках конкурса «Лучший блогер Украины-2020». Поддержите его плюсами, комментариями и подпиской.

***

История Формулы-1 знает уйму интересных побед: непредсказуемая по развитию событий Канада-2011, когда Дженсон Баттон четырежды побывал в боксах, но все равно финишировал первым; или же история с крашгейтом, скандальная победа Фернандо Алонсо в Сингапуре 2008 года, которая стала возможной исключительно благодаря умышленной аварии его напарника Нельсиньо Пике.

Будь то воля случая, или же попытка обойти правила, но в вышеупомянутых победах все предельно ясно. Чего нельзя сказать о первой и единственной победе Пастора Мальдонадо в Больших призах, которая припала на Гран-при Испании 2012 года. Все болельщики венесуэльца запомнили его больше по числу столкновений и аварий, но та единственная победа успела породить сразу несколько теорий заговора, которые обросли всевозможными тайнами, интригами и расследованиями.

Давайте разбираться, все ли подстроено, заслужил ли победу Пастор и кто убил Кеннеди? Хотя с последним разобраться намного проще.

Обо всем по порядку. Что вообще произошло?

На дворе царил беззаботный 2012 год: рекордные 20 плановых этапов чемпионата, возвращение в календарь Гран-при Америки в Техасе, участие в чемпионате сразу шести чемпионов мира. Болельщики автоспорта души не чаяли в Формуле-1 — в кои-то веки в первых семи гонках победило семь разных пилотов! Интрига, о которой сейчас можно только мечтать.

И вот в самый разгар этого веселья, вся активность Ф-1 перемещается в Испанию. Традиционно победителем барселонской гонки становится представитель команды, которая в дальнейшем с огромной долей вероятности становится победителем в Кубке Конструкторов. Все просто, трасса не обгонная, но очень требовательна к аэродинамике, не даром на ней и тесты предсезонные проводят. Если ты силен здесь — будь уверен в своей силе на большинстве автодромов.

И вот как гром среди ясного неба, впервые с 2004 года победу в гонке одержала команда «Уильямс». Все дальнейшие описания только наращивали убежденность в существовании некой теории заговора. Победил пилот, чей лучший финиш до этого был на восьмом месте, а после — на пятом. Победил пилот, чей партнер по команде квалифицировался на 17 месте и не завершил гонку. Победил не по причине массового завала лидеров, не по причине отказа половины пилотов от участия в гонке, не по причине досрочного финиша, не по причине употребления запрещенных веществ всеми присутствующими на каталонском автодроме и телезрителями.

Порой люди не хотят верить в банальные совпадения, а череду отдельных фактов, которые нужно как-то объяснить и принять, обязательно свяжут в какую-то теорию заговора. Ибо любая система лучше ее отсутствия, это по-человечески и так нас учили на лекциях философии. Чем фанаты Формулы-1 исключение? Да ничем, вот и они, руководствуясь реалиями команды «Уильямс» и загадочным пожаром в боксах команды аккурат после гонки, выстроили забавные теории случившейся победы венесуэльца Пастора Мальдонадо.

Теория №1. Победу в Испании проплатил Уго Чавес

Прежде всего, эта теория подкрепляется неоспоримым фактом дружбы венесуэльского гонщика и президента страны. Более того, дружба имела конкретную материальную денежную форму, как заявлял сам Уго Чавес: «Мы поддерживаем Мальдонадо и его команду через государственную нефтяную компанию PDVSA. Для попадания в Ф-1 Пастору потребовались деньги. Много денег».

Подтверждал это и сам пилот: «Венесуэла очень старалась, чтоб я попал в Большие призы. В особенности — Уго Чавес. Я это точно знаю».

Много болельщиков Формулы-1 уверены, что правительство Венесуэлы решило пойти дальше, не ограничиваться ежемесячными перечислениями на счет Френка Уильямса. Да и время было самым подходящим: проходили выборы, победа Мальдонадо сделала бы его национальным героем, а Пастор мог бы направить всех граждан в правильное русло. В качестве вишенки на торте — победа в Испании, стране с королевской семьей которой у Чавеса отношения не складывались.

Но не все так просто. Да, Чавес действительно проводил свою четвертую президентскую выборную кампанию, но основная претензия оппозиционеров как раз заключалась в разбазаривании государственных средств. Он, конечно, мог выделить больше прежнего, но поверьте — удовлетворить запросы Берни Экклстоуна (и тем более противоправные) не так то просто.

Кто знает, решился ли тогда Чавес поставить все на кон, но победа Мальдонадо действительно заткнула оппонентов, их СМИ называли пилота «Духовным лидером нации», а главный противник Чавеса Энрике Каприлеса лично поздравил гонщика. Для Чавеса куда важнее стала октябрьская победа, где он в четвертый раз был избран президентом Венесуэлы. На этот раз ненадолго.

Теория №2. Экклстоун таким образом поздравил с 70-летием сэра Френка Уильямса

70 лет — серьезный юбилей, особенно если львиную долю этих лет ты провел в Больших призах. Формула-1 — элитарный вид спорта, которому присущи специфические традиции. Сейчас Берни плюет, видя как американцы превращают его детище в способ легкой наживы, но в свое время с легкостью мог пожертвовать принципом равенства и отдавать большую часть прибыли в руки «Феррари» по историческому принципу.

Кажется, ничего не мешало Экклстоуну предоставить команде «Уильямс» теоретическое преимущество — или разрешить использовать специальные шины, или нарушить технический регламент. Гранды от этого не потеряют, болельщики будут ликовать от числа победителей, исторический бренд «Уильямса» напомнит о себе — все это ведет только к обогащению Ф-1. Значит, и самого Берни. И все это негласно можно обернуть как подарок сэру Френку? Гениально!

Конечно, болиды или резину можно было бы проверить после окончания гонки, если бы не одно но — сразу после ее окончания в боксах «Уильямс» произошел пожар, который уничтожил все возможные улики. Алекс Вурц, на тот момент гоночный консультант команды, дал вектор для размышлений: «Машина оказалась очень быстрой, потому что нашей команде первой удалось выяснить способ максимально эффективно прогревать передние покрышки с новыми ободами».

Никто и не ждал, что австриец сразу вскроет все карты, есть вероятность, что он и не знал всю правду. Просто ему преподнесли это как отличную работу персонала по работе с шинами. Неравнодушные к Ф-1 знают, что отличная работа механиков «Уильямс» — это как правильная тактика «Феррари». Вещи несоприкасаемые.

И все же — как Мальдонадо умудрился победить?

Считаю, что истина кроется как всегда где-то рядом или между теорий.

Проплатил ли победу Чавес? Вполне возможно, что какую-то сумму он таки предложил Берни. Экклстоун, в свою очередь, решил по-максимуму воспользоваться ситуацией и обыграть это в честь старого знакомого. Конечно, победа в гонке вызвала бы слишком много вопросов, и самым вероятным развитием сценария видится разрешение «Уильямс» использовать один комплект запрещенных шин — это объясняет скорость Мальдонадо и ужасную форму Сенны.

Но тут вмешались в судьбу гонки непредсказуемые ошибки всех ее участников:

— «Макларен» недолила Хэмилтону топлива и вместо поула Льюис стартовал с пит-лейна;

— проваленная квалификация откинула «Ред Булл» в середину пелотона;

— «Лотус» прогадал с выбором времени для пит-стопа;

— «Феррари» не смогли грамотно работать с шинами, а заодно заминка Алонсо с круговыми, что позволило Пастору вернуть лидерство;

— все действа происходили на одном из самых необгонных автодромов.

А затем был пожар, огонь, много огня.

Как утверждает Берни Экклстоун: «Скорее всего, пожар возник из-за системы КЕРС, которую я считаю ненужной вещью для Формулы-1. Короткое замыкание — и вспыхнуло топливо, могли пострадать много людей». Очередная попытка Берни урвать двух зайцев? Все удивлялись открытости расследования команды «Уильямс», но им-то что? Все улики уничтожены, такое поведение только им на руку.

Огонь очищает.

Многие даже начали говорить о возрождении чемпионских времен команды «Уильямс» и о Мальдонадо, как об одном из лидеров. Увы, победа венесуэльца стала разовой акцией. Но даже так она принесла радость миллионам венесуэльцев и навсегда вписала Пастора в число победителей Гран-при Ф-1.

Все остальное — формальности.

Фото: Williams/LAT, Reuters

Другие посты блога

Все посты