Tribuna/Баскетбол/Блоги/Фонарь/Боитесь смотреть баскетбол, потому что это игра для умных? Псс, это не так страшно

Боитесь смотреть баскетбол, потому что это игра для умных? Псс, это не так страшно

Доктор Свиридов борется с фобиями.

Блог — Фонарь
4 ноября 2019, 21:30
10
Боитесь смотреть баскетбол, потому что это игра для умных? Псс, это не так страшно

Доктор Свиридов борется с фобиями.

Баскетбол – лучшая игра на свете. Но иногда она отпугивает сложными правилами, иноземными терминами и ощущением полнейшей неразберихи, за которым не всегда можно уловить высокоинтеллектуальные интенции.

Ниже – исчерпывающий набор знаний, который позволит как минимум преодолеть первоначальный испуг и отличать пик-н-роллы от пик-н-попов, пик-н-попы от коуча Попа, коуча Попа от коуча Нелли и нелли-бол от литрбола (по крайней мере, в той степени, в какой это делает сам коуч Нелли).

После одного из матчей на Олимпиаде-96 к Карлу Мэлоуну подошел финский журналист и задал уместный вопрос: «Извините, я не очень хорошо разбираюсь в этой игре. А почему за одно попадание дается сразу два очка?»

Для начала нужно понимать, что в баскетболе:

– за попадание с линии штрафных (без помех) начисляется 1 очко;

– за любое попадание внутри трехочковой линии – 2 очка;

– за любое попадание вне трехочковой линии – 3 очка.

Лучший действующих тренер НБА Грегг Попович считает, что такое разграничение – это цирк, все остальные – что это кайф.

С разметкой площадки можно разобраться интуитивно (центральный круг, например, удивительным образом расположен в центре), отдельного пояснения заслуживают лишь три момента:

1. Трехочковая линия появилась лишь перед  сезоном-1979/80, но к настоящему моменту эта дуга – самая важная часть разметки на паркете.

Баскетболисты сперва считали ее чем-то необязательным, скорее развлекательным элементом, который вносил в игру нечто непредсказуемое, забавлял зрителей. Лига время от времени передвигала трехочковую линию то ближе к кольцу, то дальше от него – от 6 метров до 6,75 м.

Со временем трехочковый бросок  перестал быть цирковым номером и превратился в самую важную часть баскетбола – с каждым годом дальних бросков становится все больше и больше. И к настоящему моменту динамика выглядит так, что это уже начинает пугать.

И именно с трехочковой дугой (или периметром) связан самый распространенный термин современного баскетбола – «спэйсинг», так называется пространство в нападении, которое есть у атакующей команды. Это пространство создается за счет игроков, умеющих попадать трехочковые с высоким процентом – благодаря угрозе броска они растягивают защиту, что дает свободу для проходов, врываний и прочих действий недружественного характера.

Цель баскетбола состоит в том, чтобы вывести игрока на самый эффективный бросок, то есть либо попытку с минимальным сопротивлением под щитом, либо трехочковую попытку без какого-либо сопротивления.

Двухочковые броски со средней дистанции в современном баскетболе используются по минимуму – их разрешают только тем, кто атакует с 3-4 метров с таким же процентом, как из-под кольца. Все остальное считается неэффективным и проигрывает броскам с дистанции и из-под кольца.

Считается, что если не придумал, то ввел моду на такое статистическое прочтение баскетбола, Дэрил Мори, генеральный менеджер «Хьюстона». И потому современный баскетбол, помешанный на всевозможной статистике, иногда называют «Мориболом». Да, это тот же самый Дэрил Мори, что этой осенью умудрился одновременно дискредитировать и НБА, и свой родной Массачусетский технологический институт, когда поддержал протесты в Гонконге. Внезпно оказалось, что можно быть самым умным человеком в НБА и окончить один из самых престижных вузов мира, но одновременно вести себя как полный дурень.

2. Прямо под кольцом располагается трехсекундная зона, которую обычно называют «краской» (так как она выделена цветом). Атакующая команда стремится проникать сюда как можно чаще – либо для набора очков, либо для последующей скидки на периметр.

Как следует из названия, зона создана для того, чтобы игроки не находились под кольцом больше трех секунд. По правилам ФИБА, это положение распространяется лишь на игроков атаки, по правилам НБА – защищающиеся игроки могут находиться в «краске» больше трех секунд лишь тогда, когда непосредственно держат своего опекуна (нарушение трех секунд в защите наказывается техническим фолом).

В английском языке эта зона до сих пор называется «ключ» (key). Все из-за того, что в 40-х ее ширина составляла лишь 1,8 метра и имела форму ключа – из-за столь странной формы правила трех секунд поначалу никак не ограничивали первого доминирующего центрового в баскетболе Джорджа Майкана. С 50-х «краску» начали расширять, и к середине 60-х – благодаря подрывным усилиям Уилта Чемберлена – она уже достигла современных 4,9 м в ширину (5,8 м в длину).  

Некоторым доминирующим центровым, впрочем, лига наоборот помогала. Так перед сезоном-1997/98 возникла еще и ограничительная линия под кольцом: в этой зоне не фиксируются фолы в нападении.

В связи с этим нужно запомнить еще один важный термин – «чардж», так называют действия защитника, который успевает занять неподвижное положение (поставить обе ноги на паркет) и подставиться под нападающего (а потом, чаще всего, картинно завалится на паркет). В середине 90-х огромный Шакил О’Нил очень быстро набирал фолы в нападении из-за того, что сбивал соперников под их щитом – бесконечные протесты «Орландо» заставили лигу пересмотреть правила фиксации нарушений в «краске» и ввести ограничительную линии, где чарджи уже не действуют. Именно из-за этого часто можно видеть, как защитники подбирают ногами и пытаются в последний момент выйти за пределы этого полукруга (он расположен на 1,22 м от кольца).

Так как «краска» – главная цель атаки, то необходимо знать несколько терминов, связанных с нею.

Верхние (то есть удаленные от кольца) углы «краски» называются «хай-пост», или elbow.

Нижние углы «краски» называются «лоу-пост», или block. Из-за того, что по правилам ФИБА «краска» долгое время была не прямоугольной, а трапециевидной – это место называется также «усами».

Когда игрок пытается отпихнуть соперника задницей и спиной в этих зонах, это называется «играть в посту».

Кроме того, в зоне «лоу-пост» располагается так называемое «место данкера». Дело в том, что «спэйсинг» (ага, правильно, пространство атаки) может быть не только горизонтальным и определяться угрозой трехочкового, но и вертикальным. Когда в усах находится человек с ростом за 2,15 м и длиннющими руками, то защитник не может от него отойти ни на шаг – в противном случае последует простой навес через головы и данк.

3. Наконец, линии бывают не только нанесенные на паркет, но и невидимые.

В баскетболе есть правило «голтендинга» – защитнику запрещено смахивать мяч после броска, когда он идет по снижающейся траектории. В НБА под это же положение попадают и ситуации, когда мяч находится в так называемом «цилиндре кольца», воображаемом пространстве над кольцом, ограниченном дужкой – в такие моменты его нельзя трогать ни защитникам, ни нападающим (тогда для защищающейся стороны это называется «голтендинг», а для атакующей – offensive interference).

Это правило появилось в НБА в 1944-м и тоже было связано с именем великого Джорджа Майкана. Тогда центровой с ростом в 2,08 м (что было в те времена редкостью) наловчился смахивать мячи, которые летели в кольцо его команд. До этого в баскетбол играли люди помельче, а потому считалось, что такое даже теоретически невозможно.

В ФИБА до сих пор считают, что такое невозможно, и потому по их правилам игроки атаки могут добавлять мячи, а игроки защиты сбивать его в сторону даже тогда, когда снаряд находится в «цилиндре кольца».

4. Еще один пример невидимых линий – это мысленное разделение площадки на две половины, связанное с пониманием тактики: та, половина, где находится игрок с мячом, называется «сильной стороной», та, где пусто, но идет какая-то сумасбродная беготня – «слабой стороной».

Обе работают по совершенно иным законам. И нужно об этом помнить.

С понятиями слабой и сильной стороны связано одно из самых странных законодательных решений в истории НБА. В 1987 году лига ввела правило, по которому на слабой стороне площадки не может находиться более двух игроков атакующей команды, если они стоят за линией, проведенной параллельно лицевой от верхушки круга вокруг штрафной линии.

Считается, это положение было введено из-за Майкла Джордана. Лидер «Чикаго» слишком много играл один на один, в то время как его менее талантливые партнеры курили в центре площадки и следили, чтобы соперник не убежал в отрыв в ответной атаке и одновременно держался подальше от Его Воздушества (в те времена игроки были обязаны неотступно следовать за своими визави и отходить от них лишь на метр).

Теперь надо разобраться с позициями в баскетболе.

Формально здесь все просто. Согласно стартовым протоколам и символическим пятеркам, их в баскетболе пять: разыгрывающий, атакующий защитник, легкий форвард (эти две категории могут объединяться в одну неформальную – «свингмен», «крайний», «винг»), тяжелый форвард и центровой. Соответственно их неформально и называют в том же порядке: «первый номер» (разыгрывающий»), «второй номер» (атакующий защитник) и так далее...

Проблема в том, что все эти баскетбольные амплуа давно растворились и являются скорее элементом традиции.

Современный баскетбол – это баскетбол «беспозиционный». И вот эти классические наименования ни черта не объясняют, так как современные игроки нарушают и ареалы своего обитания, и устоявшиеся правила поведения. Разыгрывающие палят с центра площадки и не хотят пасоваться. Центровые выходят на периметр и ищут возможность для передачи. «Мощный форвард», позиция, некогда символизирующая брутальность и связанная с людьми, готовыми хоть сейчас на ринг, теперь представлена меланхоличными снайперами вроде Кевина Лава или ориентированными на розыгрыш башковитыми ребятами вроде Дрэймонда Грина или Джулиуса Рэндла.

Лучше всего оценивать игрока с точки зрения так называемой «тройной угрозы».

Вообще «тройной угрозой» называется позиция, в которой игрок одновременно угрожает защитнику проходом, передачей и броском. Но в данном случае вы должны просто оценить, насколько тот или иной исполнитель хорош во всех трех компонентах – может ли он проходить своего опекуна на ведении, насколько умело он играет в пас и как хорошо он бросает на той или иной дистанции.

Из этой оценки уже выводятся условные амплуа, которые гораздо лучше описывают современный баскетбол:

– если игрок способен за счет скорости или дриблинга обыгрывать своего оппонента и идти под щит, то его можно описать как «боллхендлера/плеймейкера/организатора»;

– узкопрофильные атлетичные игроки, специализирующиеся на защите и дальних бросках, попадают в категорию «3&D» (то есть «трехочковый плюс защита»);

– узкопрофильные игроки, специализирующиеся главным образом на дальних бросках, называются «шутерами»;

– «большие», добывающие очки из усов, описываются как «игроки «поста» и являются в сегодняшней лиге вымирающим видом;

– «большие», вписывавшиеся в эпоху и бросающие из-за дуги, называются «растягивающими четвертыми/пятыми номерами» (или стретч-фор, стретч-файв);

– те, кого описывают как «пойнт-форвард» – номинальные форварды, через которых ведется вся атака: например, Дрэймонд Грин в «Уорриорс» разгоняет быстрое нападение, а потом выдает передачи под открывания снайперов;

– остальных «больших» можно описать просто как «тело». Благодаря росту и атлетизму они приносят помощь в защите, некоторые из них получают заслуженный статус «рим-протектора» – игрока, защищающего трехсекундную зону и мешающего забить своими неординарными габаритами. Но в нападении они ограничены и способны лишь закидывать мяч из-под кольца.

Звездные игроки обязаны полностью попадать под определение «тройной угрозы» – безотносительно роста и габаритов, большинство из них в той или иной мере способно и бросать, и проходить, и играть в пас. Их можно назвать созидателями, и от их разносторонности отталкивается игра всей команды.

Самый затерзанный термин, мимо которого нельзя пройти – это «единорог», дословный и довольно нелепый перевод английского “unicorn”. Нелепый потому, что не полностью передает смысловую нагрузку, а она все же заключена в корне unique, в том, что в лиге много игроков уникальных, слишком выделяющихся, чтобы под них придумывать какие-то позиции.

Леброн Джеймс – разыгрывающий в теле мощного форварда, постепенно учащийся еще и попадать из-за дуги.

Яннис Адетокумбо – семифутер, который легко ведет мяч в своих осьминожных проходах и одновременно хочет разыгрывать и бросать с дистанции.

Никола Йокич – центровой, вокруг божественных рук и нестандартного интеллекта которого построена вся атака «Денвера».

Кевин Дюрэнт – семифутер, из-за природной мягкотелости играющий легкого форварда и при этом превосходящий всех по бросковой эффективности за последнее десятилетие.

Стеф Карри – лучший шутер в истории, научивший, что элитная линия 50-40-90 (то есть процент попадания с игры, из-за дуги и с линии штрафных) может достигаться даже в том случае, когда большая часть попыток идет из-за трехочковой дуги.

И так далее.

Уникальное впечатление от баскетбола состоит в том, что здесь вы найдете игроков, аналогов которым (с точки зрения тела и умений) никогда больше не было и не будет.

Теперь о том, что делает баскетбол баскетболом – о правилах.

Самое важное здесь – это ограничение атаки 24 секундами.

Революционное нововведение предложил владелец клуба «Сиракьюз Нэшнлз» (сейчас – «Филадельфия») Дэнни Байазон в 1954 году. Оно было придумано из-за того, что до этого баскетбол напоминал унылостью футбол: стоило команде повести в счете, как она переставала атаковать и сосредоточивалась на одуряющем контроле мяча. Особенно запоминающимся получился матч между «Форт-Уэйн» и «Лейкерс» в 1950-м. «Пистонс» тогда боялись лишний раз бросить по кольцу, чтобы не отдавать мяч доминирующему Джорджу Майкану, а потому просто пасовали друг другу. Итоговый счет – рекордные для баскетбола 19:18. 

Байазон жил до эры продвинутой статистики, но для выведения идеально подходящей цифры ему хватило ручки и салфетки. Он обратил внимание, что больше всего ему нравились матчи, в которых команды на двоих совершали 120 бросков с игры, поэтому разделил общее игровое время (2880 секунд) на 120.

Гениальность расчетов стала очевидна практически сразу. 24 секунды – это одновременно достаточно быстро для того, чтобы никому не наскучить, и достаточно медленно для того, чтобы команды смогли не суетиться в нападении и придумать ситуацию для хорошего броска.

В дальнейшем секундомер также ограничил еще три аспекта:

Во-первых, команда должна выводить мяч на чужую половину за 8 секунд (10 секунд в студенческом баскетболе). Это правило было введено в 93-м для еще большего ускорения игры.

Во-вторых, игрокам, находящимся между лицевой и линией штрафных, запрещается вести мяч спиной к кольцу больше 5 секунд. Это ограничение связано с фигурой разыгрывающего «Никс» и «Индианы» Марка Джексона, который любил уединяться в зоны «лоу-пост»/«хай-пост» (вы уже знаете, где это) со своим опекуном, выставлять непреодолимую преграду в виде широкого тазобедренного сустава и старательно долбить мячом на протяжении всего владения. Очень эффективно, но лига не оценила вот эту эстетику заднего хода.

В-третьих, в правилах официально закреплено, что минимальное время на бросок – это 0,4 секунды. За меньшее время команда может переправить мяч в кольцо лишь при помощи касания: например, если передача подвешивается над кольцом и переправляется внутрь волейбольным приемом.

Последним же из тех, кто не попал под это нарушение, был защитник «Никс» Трент Такер. В сезоне-1989/90 его команда билась в Мэдисон-Сквер-Гарден с «Буллс» Майкла Джордана и уступала за 0,1 секунды. «Никс» вводили мяч из-за боковой после тайм-аута, и обе команды готовились к единственной очевидной комбинации – набросу мяча из аута сразу на кольцо. Но Марк Джексон не стал бросать на Юинга, а отпасовал выбегающему на дугу и никем не опекаемому Такеру.

Тот поймал мяч, развернулся и точно бросил. Все это – за 0,1 секунды.

В те времена люди еще думали о долях секунды свысока.

Второй важный блок правил связан с ведение мяча.

Здесь есть пять ограничений:

– двойное ведение – если игрок берет мяч в две руки после дриблинга, то он не может продолжать ведение;

– прыжок с мячом – выпрыгнув с мячом, игрок должен обязательно избавиться от него – бросить или отдать передачу;

– пронос мяча – ладонь не может находиться снизу мяча;

– шаги с места – находясь в стоячем положении, игрок должен ударить мячом в паркет вместе с началом движения;

– пробежка – после дриблинга игрок может взять мяч в руки и сделать с ним не более трех шагов, но на третьем обязательно избавиться.

Все это – особенно проносы, шаги с места и пробежки – одно из самых дискуссионных явлений в НБА ввиду излишней либеральности судей. В угоду зрелищности и более эффективного нападения они давно закрывают глаза и на технический брак (почти все «большие» в лиге начинают движение с лишнего шага), и на изыски дриблинга (разыгрывающие в пост-айверсоновскую эпоху не продержались бы в 50-х), и на хронические дефекты у звезд (благодаря «крабовому дриблингу» Леброн заслужил одно из своих самых известных прозвищ).  В этом сезоне лига декларативно демонстрирует, что пытается избавиться от этого стереотипа и борется с нарушениями. 

Наконец, баскетбол определяет контактная борьба, причем степень ее жесткости зависит от субъективной оценки судьи.

ФИБА дозволяет большую плотность и больше контакта.

НБА стремится максимально защитить своих звезд.

Определение фолов интуитивно понятно (зацепы, подножки, захват руками, удары локтями или коленями, нарушение правила «цилиндра игрока» руками или ногами, движение при постановке заслона), за исключением уже упоминавшегося выше явления «чардж».

Что это?

Верно. 

Когда атакующий и защищающийся игрок сталкиваются на скорости, бывает непросто понять, кто именно из них нарушил правила. Разница между фолом защитнику и чарджем и соответственно фолом нападению – это грамотная позиция защищающегося: требуется, чтобы он зафиксировал обе ноги на паркете, чтобы он не двигался в сторону нападающего и чтобы он принял соперника телом, а не ногой или рукой.

В баскетболе атакующий игрок получает преимущество. И задача защищающегося главным образом состоит в том, чтобы успеть перекрыть проход под щит. Поэтому говорят, что в баскетболе защищаются не руками, а ногами: блок-шоты, перехваты и прочие удачные действия все же являются косвенным продуктом грамотных перемещений и не особенно много говорят о качестве защиты.

Теперь давайте обсудим, из каких элементов состоит баскетбол. Многие из них также обычно не переводятся на русский.

Броски:

Бросок в прыжке

Время создания: начало 30-х годов

Авторы: Джон Купер/Кен Сэйлойрс

Элемент, без которого баскетбол невозможно представить, появился далеко не сразу. В игре, придуманной Джеймсом Нэйсмитом в 1891-м, не предполагалось вертикального измерения: за передачами следовал бросок от груди безо всякого прыжка.

Бросок в прыжке в современном виде появился когда-то в 30-х годах, причем его внедрение в жизнь, с одной стороны, было обусловлено обстоятельствами, не имеющими отношения к самой игре, а, с другой, осуществилось не без огромного противодействия.

Обстоятельства были такие. Все игроки, связанные с популяризацией элемента (помимо Сэйлорса и Купера, это Глен Робертс, Майер Скуг, Джон Гонсалес и Джо Фалкс), тренировались на грунтовых площадках. Водить мяч там было не совсем сподручно, а потому они начали тренировать технику «запрещенного» броска.

Официально установлено, что первым, кто совершил такой бросок в матче NCAA, был Джон Купер, который учился в университете Миссури в начале 30-х. Проблема в том, что после этого его немедленно отправили на скамейку и сказали, чтобы он больше такого не смел делать. Тренеры были настроены консервативно и не предполагали, что такая неказистая штука может изменить игру. На переубеждения у Купера ушел целый год – в 32-м он стал лучшим бомбардиром Биг-Сикс и получил от газетчиков прозвище Джамшот Купер.

Вот только популяризировать бросок удалось лишь в середине 40-х, когда Кен Сэйлорс применил ставшее откровением оружие сначала в университете Вайоминга, а потом на профессиональном уровне в БАА и НБА. Так что обычно именно ему приписывают авторство оригинального броска в прыжке: он рассказывал, что придумал бросок в 13 лет, когда играл против старшего брата и не мог его перебросить другим способом.

Бросок с отклонением

Время создания: 60-е

Автор: Уилт Чемберлен

Благодаря сами знаете кому бросок с отклонением – в Зале славы баскетбола. Но его рождение произошло при весьма неоднозначных обстоятельствах. Ввел в моду этот надежный инструмент Уилт Чемберлен.

По версии тех, кто считает гиганта лучшим центровым на все времена, он руководствовался тем, что использование столь неотразимого броска сделает его совершенным баскетболистом. Бросок с отклонением требует необычной координации, хорошего прыжка, соответствующих атлетичных кондиций – логично, что самый одаренный игрок в истории баскетбола захотел бы дополнить свой арсенал чем-то подобным.

Есть и другая версия. Уилта все ненавидели, так что болельщики всегда считали, что он придумал бросок с отклонением лишь для одного – чтобы соперник не имел возможности нарушить на нем правила и ему не пришлось вставать на проклятую линию штрафных. Чемберлен каким-то парадоксальным образом сочетал неотразимый и сложный бросок с отклонением и абсолютное неумение пробивать штрафные броски. В какой-то момент Алекс Ханнэм даже предложил ему выполнять штрафные при помощи броска с отклонением, но мнительный Чемберлен посчитал, что все будут над ним смеяться, и продолжил мазать.

На смену Чемберлену пришли более приятные персонажи вроде Бернарда Кинга, Лэрри Берда и Хакима Оладжувона, которые помогли героизировать элемент. А уж с появлением Его Воздушества репутация броска изменилась навсегда.

Бросок с отклонением (при выпрыгивании с одной ноги)

Время создания: нулевые

Автор: Дирк Новицки

Голубоглазый блондин в одном ботинке добавил маленький, но важный штрих.

Бросок с разворотом

Время создания: середина 30-х годов

Автор: Белас Ван Смоули

Имя Ван Смоули фигурирует в числе тех игроков, кому приписывают создание «броска в прыжке»: он также начал активно использовать этот прием еще в середине 30-х годов. Обычно в авторстве ему отказывают, но признают – Ван Смоули, звезда БАА в 40-х, обладал самым высоким прыжком среди пионеров джампшота и первым начал употреблять разновидность, получившую название «бросок с разворотом».

Bank Shot (бросок от щита)

Время создания: 50-е

Автор: Сэм Джонс

В 50-х не было продвинутой статистики и богатого на откровения анализа игры, но попытки рационально осмыслить баскетбол все равно предпринимались. По мнению некоторых тренеров, включая Джона Вудена, бросок от щита – наилучший способ поразить кольцо с острого угла.

В школе у Джонса были фундаментальные проблемы с броском: он не мог попасть не то что с дистанции, но даже из-под кольца. В какой-то момент он решил перестроиться и начать бросать с отскоком от щита – и это решение в итоге радикальным образом изменило его баскетбольный статус и сделало его карьеру. В профессиональном баскетболе его бросок приобрел еще одно преимущество: соперники провоцировали его совершать попытки с острого угла, тогда как ему только это и было нужно. Именно такая странная история в итоге произвела на свет одного из оригинальных «клатчеров» НБА, незаменимого скорера в команде Билла Расселла.

Модным, правда, бросок от щита так и не стал, оставаясь сугубо индивидуальным предпочтением. Тим Данкан, конечно, придал элементу новую жизнь, но для современного баскетбола это скорее атавизм.

Броски в посте:

Крюк

Время создания: 1937

Автор: Пранас Талзунас/Гуз Татум

В 37-м году полумифическая сборная Литвы выиграла золото Евробаскета, а звание MVP получил ее лидер, американец с литовскими корнями Пранас Талзунас, который вовсю опробовал на соперниках бросок, получивший название «крюк».

В Америке же «крюк» изначально воспринимался некий элемент фиглярства: в 30-х-40-х он стал одной из коронных фишек Гуза Татума, одного из ключевых артистов в команде Гарлем Глоубтроттерс – тот совершал такие броски, совсем не глядя на кольцо.

Ввиду того, что в 50-х баскетбол был не особенно эффективным – подобные броски «на шару» выглядели не намного хуже, чем более рациональные способы доведения мяча до цели. И «хук» получил большое распространение: в НБА, например, он стал коронным оружием Гарри Галлатина, в Советском Союзе – им пользовался Виктор Зубков, сильно уступающий в росте соперникам-центровым.

Но со временем «хук» превратился в элитарное оружие, которым владели единицы. Его эффективность уже давно мифологизирована, и крюк превратился в «небесный крюк» (Карим Абдул-Джаббар утверждал, что такой бросок нельзя заблокировать – что? ой), в то время как сложность никуда не делась. Потому логичное развитие привело к выработке более упрощенной версии броска – полукрюку, самому важному элементу в арсенале центрового.

Полукрюк

Время создания: начало 60-х

Автор: Билл МакГилл

Билл МакГилл ушел на драфте 62-го года под 1-м номером: благодаря своему полукрюку, который по легенде был использован еще в середине 50-х против Уилта Чемберлена, не отличающийся феноменальными габаритами центровой выдавал лучшую результативность в студенческом баскетболе и довел университет Юты до «Финала четырех». Когда МакГилл приехал в Нью-Йорк, город на какое-то время помешался на броске, который пресса называла kooky hook, «корявый крюк».

Секрет броска раскрывался довольно просто. Еще в школе МакГилл получил травму колена, не совместимую с игрой в баскетбол. Отвергнув предложения врачей о жестком фиксаторе, он продолжил отдаваться любимому делу целиком – колено постоянно опухало, и в течение многих лет врачи втайне откачивали жидкость. К университету МакГилл играл на одной ноге, с которой собственно и отталкивался – так полукрюк заменил ему обычный бросок, так необычные обстоятельства навсегда изменили баскетбол.

Профессиональная карьера из-за всей этой истории вышла довольно быстротечной: в НБА он продержался три года, затем еще три в АБА. Популяризации полукрюка больше всего способствовал год в «Сент-Луисе», где его «коронка» заинтересовала Боба Петтита, добавившего к своему арсеналу новый элемент и занявшегося его распространением.

Up and under

Время создания: 80-е

Авторы: Кевин МакХэйл

Кевин МакХэйл – именно тот человек, с которого началась игра в «посте» в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Предыстория всех тех разрушений, которые неказистый форвард «Селтикс» обрушивал на соперников, предельно проста. МакХэйл вырос довольно поздно, уже ближе к университету, когда его основные навыки уже сложились. Маленькому мальчику приходилось изворачиваться, чтобы отправить мяч в кольцо даже в непосредственной близости от него – потому МакХэйл разработал свою систему финтов. Она была очень далека от абсолютной гармонии Dream Shake, но не менее эффективна – МакХэйл совершал показы, крутился на месте, овладел броском с разворотом и броском с отклонением… В какой-то момент он пришел к тому, что в 80-е называлось «движением МакХэйла», а в современной терминологии значится как Up and Under (шаг назад, показ броска и два шага внутрь – под попадающегося на уловку соперника»). Проблема в том, что с точки зрения ортодоксального прочтения правил это является нарушением – но МакХэйл нащупал слабое место в прочтении и выжал из этого максимум дивидендов.

После него кружение на опорной ноге (якобы без ее отрыва от паркета) превратилось в основу баскетбола.

Drop Step

Время создания: 80-е

Авторы: Патрик Юинг

Юинг подошел к игре в посте с другой стороны. Одному из самых атлетичных центровых в истории баскетбола не было нужды обманывать противников, он их просто подавлял физически. Откуда-то отсюда пошел прием, называемый drop step (оборот вокруг защищающегося игрока), который потом нашел еще большее применение в ногах еще более мощного центрового.

Броски из-под кольца:

Finger roll

Время создания: 60-е

Автор: Уилт Чемберлен

Обычно finger roll, вариацию лэй-апа, совершаемую при помощи пальцев, связывают с фигурой Джорджа Гервина, популяризовавшего элемент в более-менее приличном контексте. Но в своей основе это, конечно, типичная снобская штуковина из арсенала Уилта Чемберлена. Доминировавшему гиганту и воинствующему эстету было не по душе просто выпрыгивать на верхотуру и перекладывать мяч в кольцо через голову защитника. Нужно было добавить какую-то привлекательную изюминку – пижонское движение пальцами, благодаря которому снаряд отправлялся в цель с подтекстом.

Scoop

Время создания: нулевые

Автор: Стив Нэш

Нэш обогатил баскетбол тем, что стал одним из первых тщедушных «малышей», бесстрашно идущих под кольцо. Канадец не мог похвастаться не то что сумасшедшим, но даже средним атлетизмом, так что фантазировал на свой лад. Его задумка состояла в том, чтобы находить контакт с защитником, максимально отводить руку с мячом в сторону и перекладывать снаряд в кольцо.

Изначально необходимость искать себя возникла из-за того, что еще в университете правша Нэш возле кольца играл только левой рукой. В школе он травмировал левый голеностоп и долго не мог его залечить – а потому прыжок в правую сторону ему не давался. Из-за такой предсказуемости пришлось вводить в употребление не совсем классический прием. В дальнейшем Нэш развил его в отдельный элемент, уже ни на что не похожий – бросок снизу одной рукой без прыжка.

Tear drop («флотер»)

Время создания: 30-е

Автор: Хэнк Люсетти

Хэнк Люсетти никогда не играл на профессиональном уровне – на войне он заработал менингит, исключавший какую-либо баскетбольную карьеру. При этом в опросе на звание лучшего баскетболиста первой половины 20 века, проведенном в 50-м, его имя значилось на второй строке, сразу за Джорджем Майканом.

Для подобного результата было всего одно обоснование – Люсетти взорвал баскетбольный мир своим революционным движением – он совершал броски одной рукой да еще и в движении. Ну и попадал. В 30-е на такое безобразие смотрели косо. Университетские тренеры так и говорили: «Если кому-нибудь из моих парней придет в голову мысль бросать одной рукой, то я сразу уволюсь». Поначалу это казалось блажью, случайностью, но по мере того как Люсетти все попадал, ажиотаж нарастал, и его революционная фигура стала знаковой для истории баскетбола.

Собственно, Люсетти пошел против всех общепризнанных на тот момент правил не из-за желания соригинальничать. Не самые выдающиеся данные, особенно изначально, мешали ему совершать прицельный бросок двумя руками – он просто не мог добросить до кольца, так что решил делать это с разбегу и в прыжке.

В итоге появление флотера произвело революцию в игре и вывело из тени маленьких игроков. В 50-х по пути Люсетти отправился Боб Кузи, а за ним уже потопали толпы последователей.

Around the world (показ паса за спиной и последующий лэй-ап)

Время создания: 50-е

Автор: Боб Кузи

Обратный лэй-ап

Время создания: финальная серия 1980-го

Автор: Джулиус Ирвинг

Дриблинг:

Кроссовер

Время создания: 60-е

Автор: Пи Уи Кирклэнд/Оскар Робертсон

Согласно легенде, изобретателем обыгрыша один в один за счет резкого перевода мяча перед/за собой, является Пи Уи Кирклэнд, легенда уличного баскетбола, который предпочел карьере в НБА карьеру наркоторговца. У него этот элемент подсмотрел Оскар Робертсон, отправивший его в массы.

В конце 80-х кроссовер получил новый импульс из уличного баскетбола – из эффективного, но нейтрального элемента он превратился в оружие смертоносного поражения голеностопов. Произошло это благодаря Тиму Хардуэю, чья резкость добавила кроссоверу необходимое ощущение морального подавления соперника. Для него это был уже совершенно новый прием, который он сам называл «убийственным кроссовером» – элементом, запрограммированным на то, чтобы валить с ног.

Хотя именно Тима в качестве гуру называют его многочисленные продолжатели и даже более успешные популяризаторы, сам Хардуэй подсмотрел штуку с убийством у Дуэйна «Перла» Вашингтона, защитника Сиракьюз, засветившегося даже в НБА. Выросший на улицах Нью-Йорка игрок славился тем, что любил издеваться над защитой соперника и обыгрывать ее в одиночку. При этом он придерживался более классической техники кроссовера, отличающей, скажем, Айверсона, тогда как Хардуэй расширил этот элемент под себя, включив необходимый перевод под ногой.

Широкое распространение связано и с более вольной трактовкой правил: в 60-х-70-х словосочетание «пронос мяча» еще имело вполне конкретное значение.

Бостонский кроссовер или Shammgod Crossover (Кроссовер Шэмгода)

Время создания: 50-е

Автор: Боб Кузи

Прием, сегодня названный в честь Года Шаммгода, пережил несколько реинкарнаций. Сам элемент носит черты «примитивизма» – это такой как бы корявый дриблинг на грани потери, призванный сбить соперника с толку и одурачить его в последний момент (автор продолжает движение мяча дальней рукой, что становится совершеннейшим сюрпризом для защиты).

Шаммгод воскресил этот прием в 90-е и успешно научил ему всех желающих.

Хотя его имя закрепилось за элементом, у такого кроссовера есть еще два автора. В 50-х прием был любимейшим у Боба Кузи, возведшего такую забавную детскую беготню за мячом в целую систему. А в 80-х хорват Данко Цветичанин радовал болельщиков в Европе аналогичным приемом, имевшим название «Хлыст».

Shake and bake (перевод за спиной)

Время создания: конец 60-х

Автор: Арчи Кларк

Арчи Кларк дважды играл на Матчах всех звезд, выступал за «Лейкерс» и образовывал бэккорт с убийственным сочетанием всевозможных интересных приемов с Эрлом Монро в Балтиморе, но умудрился остаться практически неизвестным. По свидетельству «современников» именно Кларк, которого так и называли «shake and bake», стал пионером в клубе по продвижению кроссовера и его вариаций в массы, найдя ту тонкую грань, которая отделяет легальные элементы от проносов.

Jab Step (ложный выпад)

Время создания: 50-е

Популяризатор: Элджин Бэйлор

Обычно «ложный выпад» возводят к первому скореру классического типа: Элджин Бэйлор делал показ в одну сторону, затем начинал двигаться в другую. Через Джулиуса Ирвинга и Дэвида Томпсона это движение пришло к Майклу Джордану, который и здесь добился совершенства.

Jab Step – самый простой способ для обыгрыша без скорости на минимальном пространстве. И гораздо более востребованный, чем раньше – сейчас игроки гораздо более опасны с любой дистанции, а потому если получают свободу, могут сразу бросить.

Double Step Back (двойное отшагивание)

Время создания: конец десятых годов XXI века

Автор: Джеймс Харден

Защитник «Хьюстона» – один из главных новаторов (или читеров) современного баскетбола. Борода постоянно пытается найти способы обмануть баскетбол, за что баскетбол ему регулярно мстит в плей-офф.

Но в креативности Хардену совершенно точно отказать нельзя. Одно из его величайших изобретений – это хитроумный двойной стэпбэк.

Обычный стэпбэк – это отпрыгивание назад для того, чтобы получить пространство для броска. Обычно игрок делает вид, что собирается пройти, но резко останавливается и отпрыгивает назад.

Хотя Харден останавливается быстрее всех в лиге, он захотел получить еще большее преимущество и для этого берет мяч в руки лишь после отступающего шага (который таким образом не считается судьями).

Зачастую техника Хардена подводит, и у него получается пробежка, но так как ее никогда не фиксируют, таким образом он добивается сразу двух целей – осуществляет маневр и всех бесит собственной безнаказанностью. Ради этих двух целей он вообще и играет в баскетбол.

Евростеп

Время создания: 60-е

Автор: Элджин Бэйлор

Воинственные американцы не захотели отдавать первенство в баскетболе ни в какой области, так что в Youtube легко можно обнаружить ролик, на котором Элджин Бэйлор, Джулиус Ирвинг и Арчи Кларк радуют местных жителей евростепом.

Но один из самых эффективных приемов сегодняшнего баскетбола по-прежнему называется евростепом и связан с европейским баскетболом. Общепризнанно считается, что принес (ну или воскресил) этот элемент в НБА Шарунас Марчюленис, а довел до совершенства и популяризовал среди американских игроков Ману Джинобили.

Вертушка

Время создания: 60-е

Автор: Эрл Монро

Хотя разворот («пивот») давно стал частью игры, в том виде, в каком вертушка являлась частью баскетбола Эрла Монро, она появляется довольно редко. Такому элементу практически невозможно научить. Неслучайно действия защитника на площадке чаще сравнивали с хаотичным, построенным на сплошной импровизации звучанием джаза – он двигался на инстинктах, постоянно менял направления, порой сам не знал, что сделает в следующее мгновение, дополнял дриблинг десятками ложных движений и использовал развороты как некую систему координат.

Собственно вертушки воплощают ту невероятную легкость передвижения, которая отличала Монро – мяч становился продолжением даже не его тела, а его мысли, а он намеренно утыкался в соперника, поворачивался к нему спиной и вновь устремлялся в свободное плавание, в котором его было не удержать.

Данк

Время создания: 40-е

Автор: Боб Керлэнд

Игровая карьера Боба Керлэнда оказалась в тени Джорджа Майкана, но слава первопроходца в области силового направления мяча путем переложения его в кольцо принадлежит ему целиком и полностью.

Керлэнд и Майкан были двойниками в NCAA: оба семифутеры, обоих тренеры ненавидели, считая, что такие «громадные чудики» разрушат игру, оба ее успешно разрушили (Керлэнд любил смахивать падающие в кольцо мячи не меньше Майкана, что в итоге и привело к созданию правила голтендинга), оба доминировали, причем университетская карьера Керлэнда сложилась чуть лучше. Но по окончании учебы их пути разошлись. Майкан отправился в НБА, где стал лицом лиги, пятикратным чемпионом и легендой. Керлэнд же предпочел работу на гражданке в Phillips Petroleum и выступления на любительском уровне (который подразумевал и участие в двух Олимпиадах).

В какой-то момент в середине 40-х Керлэнд оказался с мячом под кольцом и случайно отправил его в цель непосредственным внедрением. «Я не планировал ничего подобного. В этом не было злого умысла», – оправдывается он сейчас.

Так как у него были проблемы с попаданием из-под кольца при привычных способах атаки, Керлэнд решил обратить эту случайность себе на пользу – и ввел самый эффективный способ доведения мяча до корзины в употребление.

Но не в моду. До конца 50-х данки оставались «дурным тоном» и очень жестко карались защитниками, видевшими в таких приемах сплошное неуважение к своим персонам – они подбегали к провокаторам и встречали их снизу так, что те обычно не могли продолжить игру. Но Керлэнду при его габаритах все эти неприятности не грозили, так что он наплевал на все неписаные правила и продолжил «набивать себе статистику».

Окончательно неотъемлемой частью игры броски сверху стали с приходом Билла Расселла и Уилта Чемберлена. Люди, которые пытались остановить их, обычно попадали в больницу с переломами рук.

Аллей-уп

Время создания: середина 60-х

Авторы:Джеки Мун

Братья Такеры/Дэвид Томпсон и Тим Стоддард

Однозначной версии возникновения аллей-упа нет, на лавры первопроходцев в данной области претендуют два дуэта.

Согласно одному источнику, первый аллей-уп был осуществлен еще до запрета на данки в NCAA студентами баптистского университета Оклахомы братьями Такерами. Эл, проведший четыре года в НБА, славился способностью резко взмывать в воздух и выделывать там всякие интересные штуки.

Вторая интерпретация упирает на то, что в самом названии элемента слышится намек на запрещение данков («уп» это вроде как совсем не указание на «алле-гоп», а звук прохождения мяча через кольцо при нежном его туда помещении). Предполагается, что первым такой сложный номер мог выполнять только «ходящий по воздуху» Дэвид Томпсон, лидер команды штата Северная Каролина.

Наброс самому себе

Время создания: 2000-й

Автор: Трэйси МакГрэйди

Пасы:

Слепой пас, пас из-за спины

Время создания: 50-е

Автор: Боб Кузи

«Он был настоящим творцом. Взгляните на него в исторической перспективе – если вам кажется, что Мэджик Джонсон или Джон Стоктон умели пасовать, то умножьте их умения в 10 раз, и тогда вы поймете, кем был Боб Кузи» (Том Хэйнсон).

Пас локтем

Время создания: матч новичков на Уикенде всех звезд-2000

Автор: Джейсон Уильямс

Злопыхатели продолжали утверждать, что лига слишком много позволяет Джейсону Уильямсу из-за цвета его кожи, но всем уже было все равно. «Белый шоколад» ворвался в НБА под звуки оглушительного гимна уличному баскетболу и выдал десятки шедевров, которые по-прежнему заслуживают самого пристального внимания. Но при этом он очень точно уловил, что такое настоящее искусство.

Пас локтем был проделан всего один раз и остался в истории баскетбола уникальным явлением, одинаково шокирующим и в историческом контексте, и вне его. При этом стал столь же полной и развернутой иллюстрацией карьеры автора, как отработанные до автоматизма и часто повторяемые коронные номера многих звезд.

Урок химии

Выше мы узнали:

– какие есть типы игроков;

– какими способами они могут доводить мяч в кольцо;

– какие ограничения накладывают на них правила и защитники.

Теперь нужно разобраться, какие существуют типы атакующих действий.

Самое популярное баскетбольное взаимодействие – это «двойка».

Слово «двойка» описывает два основных баскетбольных приема: пик-н-ролл и пик-н-поп, которые составляют чуть ли не половину всех розыгрышей.

Если по классике, то пик-н-ролл – это взаимодействие между игроком с мячом и «большим», при котором «большой» игрок ставит заслон, после чего начинает двигаться к кольцу, где получивший свободу благодаря этому заслону маленький отдает ему передачу.

Пик-н-поп – это то же самое, только в данном случае «большой» не движется к кольцу, а отскакивает на периметр, откуда может совершить дальний бросок.

Формально в «двойках» принимают участие два игрока, но фактически задействована практически вся команда. Важной частью современных пик-н-роллов являются снайперы, которые облегчают процесс взаимодействия партнеров: если их опекун попробует сместиться под щит и страховать «большого», то игрок с мячом отдаст передачу не на «большого», а на свободного снайпера.

Но это классика.

В современном баскетболе «двойкой» может быть просто взаимодействие между двумя игроками, которое вынуждает соперника совершать заведомо проигрышный размен. Например, это одна из главных комбинаций в «Хьюстоне»: Джеймс Харден и Клинт Капелла заставляют соперников меняться, и тогда либо бородатый защитник легко уходит против неповоротливого центрового, либо огромный Капела получает мяч вблизи кольца и перебрасывает маленького опекуна. Несколько лет назад в «Рокетс» играл Райан Андерсон, один из лучших бросающих четвертых номеров, и выглядело все наоборот: он выскакивал далеко на периметр и бросал оттуда.

Одновременно с этим «Лейкерс» в данный момент рассчитывают взять чемпионский титул, уповая единственно на то, что их пик-н-ролльное нападение окажется лучшим в лиге. При том, что калифорнийцы разыгрывают двойку между игроками, формально выступающими на одной позиции – двумя мощными форвардами, Леброном Джеймсом и Энтони Дэвисом.

Существует множество подтипов, вариаций и индивидуальных дополнений к защите против пик-н-роллов, но, если совсем строго типизировать, то можно выделить шесть основных:

1) Это размен. «Маленький» игрок остается против «большого», «большой» против «маленького». Лучшие команды в современном баскетболе охотно размениваются практически при любых сочетаниях, веря, что их защитник сможет нейтрализовать разницу в габаритах и скорости. Например, доминирующие последние пять лет «Уорриорс», у которых были и атлетичный состав, и несколько элитных защитников, понимающих, когда нужно прийти на подстраховку, ввели практику разменивать все.

2) Заступ/хедж. «Большой» игрок активно выскакивает на периметр и делает заступ или то, что называется «показ», мешая проходу игрока с мячом и не давая ему набрать скорость. Затем он возвращается к своему игроку, пока соперник с мячом отходит в центр площадки и ищет другие варианты.

Это любимая защитная схема «Денвера». Никола Йокич выскакивает на маленького и сбивает его с толку, а пока тот пытается что-то придумать, центровой уже убегает и прячется ближе к кольцу. Атакующей команде приходится все начинать сначала, а время уже потеряно.

3) Ловушка. Это еще более агрессивный вариант защиты, когда оба защитника вылетают на игрока с мячом. В лучшем случае все оборачивается потерей, в худшем – тот вынужден расстаться с мячом в пользу партнеров.

Так «Кэвз» действовали против Стефа Карри в 2015-м. Главная цель их действий состояла в том, чтобы изъять мяч из его рук: его партнеры оставались вчетвером против троих, но это казалось меньшей бедой, чем креативность разыгрывающего.

4) «Под заслоном». Такая защита возможна в тех ситуациях, когда игрок с мячом плохо бросает – защитник проходит под заслоном и восстанавливает позицию, зная, что никакой угрозы не будет. Так раньше действовали против Леброна Джеймса, дальний бросок которого оставлял желать лучшего. Постепенно форвард развил бросок на уровне средних значений по лиге и заставил выдумывать новые варианты обороны.

5) Blue/Ice/Down. Все эти термины подразумевают такую защиту против игрока с мячом, которая мешает ему войти во взаимодействие с «большим» и осуществить пик-н-ролл. Обычно игрока с мячом заставляют смещаться в сторону.

6) Zone up. Отход «большого», не готового бегать на периметре, обратно глубоко в трехсекундную зону. Подходит для огромных неповоротливых центровых вроде Брука Лопеса – «Милуоки» держит «большого» близко под кольцом и провоцирует трехочковые попытки со стороны соперника, так как знает, что те скорее всего окажутся не слишком эффективными.

Еще один простой вид «взаимодействия» – это «изоляция», где как будто никакого взаимодействия и нет.

«Изоляция» – это розыгрыш, восходящий к классике баскетбола, игре один в один.

Цель атаки в баскетболе сводится к неравноценному размену (это называется «мисмэтч»). Когда хорошо известны уязвимые игроки защиты (например, крошечный неатлетичный защитник или неповоротливый медлительный «большой»), то нападение старается вывести своих лучших исполнителей один на один с заведомыми жертвами.

В 80-х-90-х игра один в один была квинтэссенцией баскетбола: тогда были запрещены зонные защиты. В случае если защитник пытался выйти на подстраховку и отойти от своего визави больше, чем на два шага, следовало техническое замечание. Соответственно команды, обладающие суперзвездами, использовали это правило: команда отходила на так называемую  «слабую сторону» (повторим: площадка делится вертикально на сторону, где есть мяч и где нет мяча) и оставляла половину площадки звезде для обыгрыша один в один.

С разрешением зонной защиты и более свободным перемещением игроков обороны по зоне изменилась и суть «изоляции». Теперь созидателя оставляют один на один благодаря тому, что вместе с ним на площадке находятся снайперы, располагающиеся на дуге. Защитники боятся отойти от своего опекуна, так как это может привести к мгновенной скидке под трехочковый бросок, а потому возможности для подстраховки или помощи защитнику, оставшемуся один на один, минимальны.

Какое-то время баскетбол к «изоляциям» относится пренебрежительно: считалось, что по сравнению со всеми остальными вариациями нападения этот наименее эффективный. «Изоляции» слишком предсказуемы и требуют от игрока с мячом слишком высокого индивидуального мастерства. А потому баскетбол, включающий множество изоляций, получил в народе название «героического баскетбола» (ну, вроде бессмертного эпоса, устраиваемого на площадке Кобе Брайантом), а у аналитиков – название «пещерного баскетбола» (из-за излишней примитивности).

Довольно быстро оказалось, что смерть героического баскетбола преувеличена.

Во-первых, «Хьюстон» – как раз команда аналитического баскетбола – переосмыслила «изоляции». За счет грамотно выстроенного спэйсинга (правильно), окруженный шутерами (ай, молодца) Джеймс Харден приучил к тому, что игра один на один может быть вполне себе эффективной.

Во-вторых, на последних минутах, в решающие моменты игры в условиях максимального психологического давления, усталости и риска невынужденной ошибки «изоляции» представляются менее опасным вариантом атаки, чем сложный розыгрыш мяча. Именно поэтому в такие моменты ситуацию решают лидеры за счет индивидуальных качеств.

Третий вариант нападения – это кэтч-энд-шут (то есть поймал-бросил).

Здесь мы как раз возвращаемся к той самой непонятной суете на слабой стороне. Оказывается, то, что казалось сумасбродной беготней – вовсе не хаотичное безумие. Снайпер получает заслоны от партнеров, чтобы освободиться и выскочить под получение и последующий бросок.

Вообще по сложности все броски делятся на три категории:

1. Бросок с места (spot-up)

2. Бросок после получения (catch-and-shoot)

3. Бросок с ведения (pull-up)

Вторую категорию не стоит недооценивать: один из главных специалистов в данной области в НБА Джей Джей Редик, не умея больше ничего другого, уже который год выбивает себе зарплату больше 10 млн в год.

Наконец, заканчивается типология владений на атаках, которые называются «пост-ап». Как легко догадаться, это название связано с зонами хай-пост и лоу-пост – в них игроки пытаются обыграть соперников спиной (и именно из-за этого нюанса данная категория отличается от простых «изоляций»). 

Изначально пост-ап – это основа баскетбола, спорта для семифутеров, которые давным-давно устраивали в «краске» сражения Годзиллы против Кинг-Конга.

Искусство обыгрыша спиной расцвело  с приходом в лигу Карима Абдул-Джаббара и достигло своего пика в 90-х, когда защитник Майкл Джордан превратил этот метод в основной способ добывания очков.

Но в эпоху трехочкового баскетбола пост-апы пребывают в странном положении, причем частично искусственно. Лига очень бережно относится к маленьким игрокам, делающим шоу, и последовательно защищает их от нарушений на периметре. Одновременно с этим игра внутри по-прежнему остается довольно жесткой. Какими бы ни были индивидуально безупречными современные гиганты вроде Карла-Энтони Таунса, Джоэля Эмбиида или Николы Йокича, пока им не удается реабилитировать «больших» и доказать, что центровые могут доминировать в лиге так же, как это было в 80-х.

Вот еще несколько сопутствующих терминов, объясняющих взаимодействия:

испанский пик-н-ролл – вариация пик-н-ролла, при котором снайпер располагается не на дуге, а внутри зоны и двигается по мере развития взаимодействия между партнерами на периметр и по дороге может предложить еще один вспомогательный заслон. Популяризировал это Серджо Скариоло в годы работы со сборной Испании, отсюда и название.

«рога» – такое взаимодействие, при котором оба «больших» выходят на уровень линии штрафных, чтобы затем предложить заслон под двойку игроку с мячом: один из них после этого бежит к кольцу, а другой выходит для броска на периметр. 

«шорт-ролл»– «большой» после пик-н-ролла устремляется к кольцу и получает мяч, но не продолжает движение, а на полпути совершает скидку.

«хэнд-офф» – так называется процесс передачи мяча из рук в руки при перекрестном движении двух игроков (обычно на дуге). Маневр помогает одновременно сбить защитников с толку, получить свободу или даже размен и при этом начинать атаку уже в движении.

«пиндаун», «степ-ап» или «стаггер» – виды заслонов, которые получает открывающийся игрок обычно под кэтч-энд-шут.

«кат» – врывание, рывок в свободную зону, обычно за спину защитнику. Особенно выделяют “backdoor cut” (по-русски так и говорят «рывок в заднюю дверь»), когда игрок сначала делает вид, что двигается в сторону дуги, а сам резко меняет направление, уходит от опекуна на противоходе и оказывается под кольцом.

«драйв-н-кик» – дословно «врывание и скидка», упрощенное описание нападения, построенного за счет командного движения мяча и постоянного улучшения позиции для броска за счет коллективных усилий, которые – как можно догадаться – выражаются в проходах под щит, стягивании на себя подстраховки и последующих скидок на периметр.

Урок физики

В принципе, это все знания, которые необходимы для понимания того, что происходит на поляне. Теперь углубим их теоретическими моделями.

В разные исторические периоды рождались ярко выраженные атакующие системы. Они получали специальное наименование и были связаны с конкретными командами или конкретными тренерами-новаторами. Важно понимать, что сейчас ничего подобного не существует: команды могут использовать элементы или комбинации (вернее «сэты») тех или иных систем, но в чистом виде такого не встретишь.

Несколько слов о «системах», которые давно стали нарицательными.

Ран-н-ган

Ран-н-ган – стиль нападения, подразумевающий высокую результативность, желание как можно быстрее бежать в прорыв, зачастую в ущерб собственной защите.

Вообще «ран-н-ган» – довольно размытое понятие. Стремление убежать в быстрый отрыв и получить тем самым возможность для легких очков – естественно для баскетбола. И от этого принципа отталкивались три лучшие династии в истории баскетбола: «Бостон» Билла Расселла, «Лейкерс» Мэджика Джонсона и «Голден Стэйт» Стефа Карри. Правда, они базировались на стабилизирующей защите: Билл Расселл блокировал и передавал Кузи, Абдул-Джаббар блокировал и передавал Мэджику, Дрэймонд Грин хватал мяч и бежал в отрыв. И как-то исторически сложилось, что «ран-н-ганом» называют не вот эти быстрые, задорные, бегущие, но солидные команды, а тех, кто пытается за счет темпа нивелировать дефекты практически во всем.

Четыре явления, которые лучше всего характеризуют ран-н-ган:

1. Работа Пола Уэстхэда в колледже Лойола Мэримаунт в конце 80-х

Уэстхэд был первым тренером Мэджика Джонсона в «Лейкерс» – разыгрывающий уволил его как раз из-за того, что специалист не хотел играть в максимально доступном темпе. На университетском уровне Уэстхэд довел систему «ран-н-ган» до абсолюта: он включал прессинг по всей площадке, требовал рисковать в защите и стараться совершить перехват, быстро переводить мяч в атаку и совершать бросок в течение семи секунд, причем лучше всего трехочковый бросок. Так как дело происходило в колледже, тренер мог постоянно производить замены состава и не беспокоиться о радикальной разнице в классе между звездами и скамеечниками (что было бы в НБА). Через какое-то время в университете Гриннелл к принципам Уэстхэда еще и добавят игру сразу в три пятерки – с заменами в стиле хоккея.

2. Нелли-бол

Дон Нельсон – главный тренер-экспериментатор в НБА на протяжении 80-х и 90-х. Он первым догадался уйти от чистого разыгрывающего и передать его функции тяжелому форварду. Он первым перешел на маленькие пятерки – на месте тяжелого форварда у него выходил легкий форвард, а не месте центрового тяжелый форвард. Он требовал нагнетать темп так, насколько вообще хватало сил у его игроков. И он призывал палить из всех орудий из-за трехочковой еще до того, как это стало модно.

Команды Нельсона ничего существенного выиграть так и не смогли: «Милуоки» в 80-е разбивался о стену в виде «Филадельфии» и «Бостона», «Голден Стэйт» в 90-х и нулевых едва заскакивал в плей-офф, «Даллас» Новицки и Нэша все не мог добраться до финала.

При этом именно Нелли-бол – над Нельсоном всегда потешались и называли «безумным профессором» – заложил основы современного баскетбола.

3. «7 секунд и меньше»

Название системы Майка Д’Антони в «Финиксе».

Тренер скопировал у предшественников почти все, вплоть до требования именно 7 секунд на атаку, которое сформулировал еще Пол Уэстхэд. Но его «Санс» со Стивом Нэшем в нулевых были важными популяризаторами ран-н-ганной модели баскетбола.

4. Смолл-болл

«Смолл-болл» – это еще один суперпопулярный термин современного баскетбола. И, как и все слишком модное, он оказался чересчур размыт и перестал описывать что бы то ни было. Изначально «смол-болл» подразумевал игру маленькой пятеркой, то есть такой пятеркой, где позиции «больших» игроков занимают ребята более субтильные, чем принято: то есть на месте центрового выходит четвертый номер, на месте четвертого – легкий форвард.

Мы живем в эру смоллболла. Две главные команды эпохи – это «Майами» времен «Большого Трио» и «Голден Стэйт» Стефа Карри.

Первые передвинули Криса Боша, растягивающего четвертого, на место центрового, а Шейна Баттье, который мог играть и второго – на место мощного форварда. Тем самым они создали вокруг Леброна Джеймса идеальное окружение снайперов. Это помогло им четыре раза выйти в финал и два раза там победить.

Сам Эрик Споэльстра придумал еще один важный термин для описания всего этого: формулировка «pace-and-space» (дословно скорость и пространство) изящно описывает ключевые характеристики такого баскетбола – необходимость наращивать скорость и использование множества снайперов для спэйсинга.

«Голден Стэйт» породил феномен «смертельной пятерки», где на месте пятого номера выступал 196-сантиметровый номинальный легкий форвард Дрэймонд Грин. Благодаря тому, что он легко мог обороняться против превышающих его в габаритах оппонентов, «Уорриорс» всегда имели преимущество в скорости и пользовались максимальным пространством (или? правильно: спэйсингом). Результат – пять финалов подряд и три титула.

Как я уже сказал, «смоллболл» со временем потерял всякий смысл. В как будто «маленькой пятерке» «Голден Стэйт» бегал семифутовый, то есть не уступающий центровым форвард Кевин Дюрэнт. В как будто «маленькой пятерке» «Милуоки» «маленького» центрового играет семифутовый Яннис Адетокумбо. «Маленькая пятерка» «Лейкерс» называется «маленькой» исключительно потому, что 208-сантиметровый центровой Энтони Дэвис не хочет играть центрового слишком часто и отказывается называть себя центровым.

И вот так в беспозиционном баскетболе передвижения игроков на позицию «больше» перестали восприниматься как нечто сенсационное.

Типы позиционного нападения

Позиционное нападение в баскетболе бывает двух видов: «continuity offence» (что-то вроде «повторяющееся нападение») и «motion offence» («непрерывное нападение»). Разница между ними проста. Первое предполагает определенный набор общекомандных маневров (врываний, заслонов, передач), которые постоянно повторяются – игроки как будто бегают по рельсам и занимают определенные точки на паркете. Второе не имеет никаких ограничений, более интуитивно и ориентируется на ряд фундаментальных правил (вроде того, что «большие предлагают заслоны под открывания маленьких).

Первое – более предсказуемо, но ему проще научить. Второе – отталкивается от того, что предлагает защита и требует более высокого интеллекта от игроков.

Самые известные вариации первого:

shuffle offence – использовалось тренером университета Северной Каролины Дином Смитом; лучше подходит для команды с хорошими боллхэндлерами, но без доминирующего «большого», умеющего обыгрывать спиной;

flex offence – одно из самых популярных нападений на школьном уровне, элементы которого использовал в своей работе главный тренер «Юты» Джерри Слоун; это продолжение идей «shuffle offence», но игроки становятся полностью взаимозаменяемыми;

UCLA High Post – было создано тренером UCLA Джоном Вуденом для наилучшего использования его доминирующих центровых Карима Абдул-Джаббара и Билла Уолтона;

«Треугольное нападение» – самая раскрученная версия этого типа нападения, приобрело полумагическую ауру после того, как использующий его в НБА Фил Джексон взял одиннадцать чемпионских титулов. Основные принципы – три игрока на сильной стороне, два на слабой, постоянное движение мяча, наличие постоянной угрозы от игрока в посте, уменьшение роли разыгрывающего до снайпера, так как никому не надо здесь водить мяч… В отличие от предшественников, «треугольное нападение» дает больше свободы и позволяет лучше читать защиту и действовать по ситуации. Сам главный тренер «Чикаго» и «Лейкерс» всегда настаивал, что данный вид нападения представляет собой оптимальное расположение игроков на паркете при позиционном нападении и идеально вовлекает каждого в командную работу. 

«Непрерывное нападение» не подразумевает каких-либо паттернов движения и ориентируется на общие принципы.

Принципы могут быть разными.

«принстонское нападение» предполагает, что четыре игрока располагаются на периметре и совершают врывания/открывания в свободные зоны;

«мемфисское нападение» – популяризированное легендой университетского баскетбола Джоном Калипари – построено на проходах защитников с дриблингом и создания пространства под эти проходы;

– собственно то, что известно как motion offence, отталкивается от того, что игроки предлагают заслоны друг другу под открывание.

В НБА влияние обеих атак оценить довольно сложно.

Фил Джексон сделал все, чтобы «Треугольное нападение» в лице ее создателя и теоретика Текса Уинтера было введено в Зал славы баскетбола. При этом все его ученики с позором провалились: считается, что научить «треугольному нападению» очень сложно, так как оно «противоречит инстинктивным позывам игроков», что бы это ни значило.

Грегг Попович был менее успешен в «Сан-Антонио» и далеко не всегда пользовался принципами «motion offence». При этом перелопатил всю лигу на собственный лад – половина тренеров и генеральных менеджеров лиги прошла его школу, а элементы «непрерывного нападения» можно разглядеть во всем, что играется сегодня в НБА.

Главный тренер «Голден Стэйт» Стив Керр, ученик обоих, умудрился объединить элементы обоих стилей в самую разрушительную систему атаки, которая только была в баскетболе.

При этом ко всем троим относятся пренебрежительно: у первого были Джордан, Шак и Кобе, у второго – Тим Данкан, у третьего – четыре полноценных суперзвезды. Если вам нужны настоящие авторитеты, то лучше прислушиваться к пользователям этого сайта, а не всяким шарлатанам.

Урок чтения

Напоследок о том, сколько всего интересного можно увидеть на баскетбольной площадке, если не следить исключительно за человеком, у которого мяч.

1. Представлять себя на месте игрока с мячом и пытаться предугадать его действия;

Для этого нужно понимать, что пытается делать команда. Это может быть «Денвер»: Никола Йокич следит за передвижениями партнеров вокруг и выдумывает невообразимый пас. Это может быть «Голден Стэйт»: Карри откидывает Грину, бежит в противоположный угол и получает мяч там. Это может быть «Сан-Антонио»: Ламаркус Олридж возвышается на левом хай-посте и ждет открывания в «краску».

Нужно правильно оценивать умения каждого, кто находится на паркете.

Центровой «Лейкерс» Дуайт Ховард может сколько угодно требовать мяч в посте – ему никто не собирается его давать, потому что эффективность такого броска у него крайне мала. Когда же Ховард выходит на периметр, то его опекун за ним и вовсе не идет, а остается под щитом – он тоже понимает, что оттуда человек с такой прической может бросить только вызов общественному вкусу.

А вот за Джей Джей Редиком защитник бегает неотступно и, когда не может наступать ему на пятки, зовет на помощь – если снайперу дать свободно получить мяч, то он накажет и на расстоянии в семь метров.

Брук Лопес, семифутер, но когда он бросает из-за дуги, никто в его команде против этого не возражает. Он умеет.

Джавэйл Макги – тоже семифутер. Но если он попробует бросить откуда-нибудь, кроме как из-под кольца, то его снова будут показывать в Shaqtin’ a fool.

Из трех этих примеров вытекает одна из аксиом современного баскетбола: эффективность броска с дистанции – одна из важнейших характеристик любого игрока.

2. Следить за тем, что происходит на слабой стороне;

«Голден Стэйт», который мы потеряли, организовывал ураган из трех человек и без всякого мяча: Томпсон и Карри ставили заслоны друг для друга, устраивали суматошную беготню вокруг Джавэйла Макги, а потом разбегались. И через несколько секунд ошарашенные защитники находили, что самых опасных игроков они-то успешно держат, вот только центровой «Уорриорс» в это время в одиночестве закладывает мяч в кольцо.

3. Следить за игровым темпом;

В НБА большинство команд стремится улететь в отрывы и списывают потери и шальные броски на побочный эффект тех благ, что дает им такая тактика. А потом взгляните на «Сан-Антонио», где считают, что спешка нужна только при ловле блох.

4. Следить за тем, в какие точки старается бить атакующая команда;

Баскетбол – игра «мисмэтчей» или неравноценных разменов. Очень часто бывает так, что важные игроки нападения очень плохо защищаются: либо из-за того, что им не хватает размеров и атлетизма, либо из-за того, что они много делают в атаке и просто ленятся. Поэтому очень часто команда пытается специально выцелить жертву для того, чтобы обыграть ее один на один. Именно так «Хьюстон» всегда пытался найти Стефа Карри, худшего из защищающихся игроков «Голден Стэйт». Одновременно защищающаяся команда прилагает некоторые усилия, чтобы такого игрока скрыть: например, Карри обычно резко бросался на игрока, который уже думал о том, как бы его обыграть, притормаживал его эффектом неожиданности и резко отбегал, а его место занимал партнер.

5. Следить за особенностями игры в защите;

Это самое сложное в баскетболе. Выше уже говорилось про типы защитных действий против пик-н-роллов.

При этом тактика может включать множество разных моментов:

– обычно команды НБА защищаются индивидуально, один на один;

– если кто-то из игроков заслуживает особенного внимания, то на него в определенных ситуациях могут бросать «дабл-тим», то есть опеку двух игроков сразу. Обычно это происходит на подступах к «краске»;

– иногда команды могут включить прессинг по всей площадке, чтобы застать соперника врасплох и спровоцировать потерю;

– «зонная защита», то есть такая, где игроки занимают фиксированные позиции на площадке в НБА, была разрешена только перед сезоном-2001/02.  В лиге по-прежнему ее используют крайне редко (любят ее в основном тренеры «Далласа» и «Майами» Рик Карлайл и Эрик Споэльстра), но иногда так, что это запоминается навсегда: например, в финале-2019 «Торонто» прибегли к зонному построению box-and-one, нацеленному специально на нейтрализацию Стефа Карри. Партнеры Карри получали мяч в свободных положениях, но реализовать броски у них не получалось.

6. Следить за ярким поведением даже незвездных игроков;

Патрик Беверли довольно ограничен в своих умениях, но зато скрывает недостатки при помощи не сдерживаемой буйности: его яростные протесты, попытки уязвить оппонентов и напряжение всех сил во вроде бы ничем не примечательных моментах вдохновляют. Регулярный сезон НБА может быть утомительным марафоном, но вот благодаря таким людям скучно не бывает никогда.

7. Следить за изменениями, которые предпринимают тренеры;

Это может выражаться в точечной замене: неотразимый Алекс Карузо разгружает Леброна Джеймса в плане работы с мячом, и сразу пик-н-роллы Джеймса и Энтони Дэвиса получаются неудержимыми.

Это может выражаться в смене углов – углов, под которыми ставятся заслоны, или углов, при которых разыгрываются двойки: небольшая фиксация и вот уже появляется коридор для передачи под открытый бросок.

Это может выражаться в радикальном изменении стратегии: переходе от изощренного нападения к примитивным, но более действенным пик-н-роллом с участием лучших игроков.

8. Следить за тем, какой вклад приносят игроки скамейки;

Некоторые из них могут растеряться. Некоторые выглядят получше игроков стартовой пятерки: на площадке появляются Лу Уильямс и Монтрезл Хэррел и налаживают бесперебойную доставку мячей в корзину через пик-н-роллы.

9. Подмечать яркие индивидуальные особенности всех присутствующих.

Что сегодня творится с прической Леброна Джеймса.

Рианна, как и мы все, не может отвести глаз от божественного Карузо.

Главный тренер «Портленда» Терри Стотс пришел на игру с неприкрытой грудью и сорвал все планы сопернику.

Стеф Карри вытащил капу изо рта и обрушил сервера Tribuna.com.

Джоэл Эмбиид разговаривал с Андре Драммондом всю игру, и тот полностью провалился. Полная расшифровка бесед ждет вас обязательно после игры.

10. Наконец, понимать, за счет чего одна команда побеждает другую;

Грубо говоря, итоговый результат зависит от количества и качества владений.

Количество определяется благодаря борьбе за отскоки, за спорные мячи и благодаря числу потерь.

Чаще всего, это все аспекты, где решает не столько талант, сколько страсть. Деннис Родман мог сколько угодно рассказывать про свой переносной компьютер, благодаря которому он высчитывал, куда вероятнее всего упадет мяч после промахов. Все понимали, что главное его достоинство – все же не любовь к точным наукам, а неимоверное желание превзойти оппонента. И не так важно, кто им был: Шакил О’Нил или Шон Кемп.

Если эмоций не хватает: щит проигран, соперники выгрызают ничейные мячи – то компенсировать это можно лишь за счет более талантливого исполнения.

Качество – это эффективность бросков.

Эффективность зависит от того, насколько удобные попытки генерирует нападение команды. Открытые трехочковые точно лучше, чем попытки даже самого суперталантливого центрового разобраться в усах. Легкие очки в быстрых отрывах после потерь дают заметное преимущество, если обе команды не могут получить пространства в нападении. «Изоляции» в исполнении Джеймса Хардена эффективнее, чем «изоляции» какого-нибудь Терри Розира. 

Все вроде бы просто: вон тот блондин слева играет хорошо, а вот этот брюнет справа играет плохо. Но все же нужно обращать внимание на то, что блондин выпрыгивает с отклонением, держа перед собой колено, и раз за разом поражает кольцо с пяти метров, а брюнет исполняет роль растягивающего «большого», чтобы его партнер получил пространство для прохода. Формально они в прямой конфронтации, по сути – они находятся на площадке с совсем разными целями.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты