Tribuna/Лыжные виды/Блоги/Сніжний блог/Похоже, в Пекине будет выступать сочинская четверка. Наша реакция – 🤷

Похоже, в Пекине будет выступать сочинская четверка. Наша реакция – 🤷

Автор — Volоdymyr Harets
28 января 2020, 18:15
48
Похоже, в Пекине будет выступать сочинская четверка. Наша реакция – 🤷

Не говорите, что мы не предупреждали.

25-летняя Анастасия Меркушина проводит худший сезон в своей карьере – лишь одно попадание в очки и просто безумные (в плохом смысле) эстафеты. 

23-летняя Дарья Блашко настолько ужасно провела второй отрезок сезона, что ее отправили в Украину проверить здоровье. Ни о каком чемпионате мира речь, кажется, уже не идет. 

25-летняя Юлия Журавок проиграла 4 (четыре) минуты ногами лидерам в последней индивидуальной гонке Поклюки. И это даже не худший показатель в команде. 

22-летняя Анна Кривонос лишь в прошлом сезоне разок пробежалась на Кубке мира (74-е место) и, судя по выступлениям на IBU, на основной турнир не попадет еще нескоро. 

22-летняя Валерия Дмитренко проигрывает 14-летней юниорке на чемпионате Украины почти две минуты – и все равно становится третьей, потому что остальные ее однолетки выступили еще хуже. 

...

Серьезно, стоп. Можно продолжать до утра, но суть очевидна: в украинском женском биатлоне нет молодежи, которая сумела бы бросить вызов забронзовелой сочинской четверке. Елена Пидгрушная, Вита и Валя Семеренко, Юлия Джима были основными в 2014-м, будут основными и в 2022-м. Что тут говорить, если эту мысль озвучивает даже президент федерации биатлона Украины. Система настолько сломана, что за 6 (скорее всего, будет и 8) лет не сумела подготовить замену – и не говорите, что мы не предупреждали. 

Два года назад на Tribuna.com вышел материал «Украинский биатлон терпит крушение. Пора его спасать». Немного наивный, немного с завышенными требованиями, но даже если перечитать его сейчас – можно увидеть и ответ, почему нет достойной смены поколений, и руководство к действию.

Сейчас вместо профессионального тренерского штаба – анархия с четырьмя главными тренерами. Вместо реформ резерва – Кубок IBU используют в качестве ссылки.

Поразительно, но неужели никто даже на мгновение не подумал, что прецедент, когда чуть ли не у каждой спортсменки свой личный тренер и своя особенная система подготовки – в первую очередь отразится на молодежи? У Василия Карленко, опытного и очень заслуженного тренера, есть любимое предложение, которое он использует чуть ли не во всех интервью: чтобы подготовить биатлониста, нужно потратить минимум 6 лет. Невозможно сходу перескочить с юниоров во взрослый биатлон – окей, с этим согласимся. Но даже эти шесть лет (ох, как же спорно) должны быть потрачены с умом и пользой, правда?

В ответ же у нас яркий пример Анастасии Меркушиной. Она в 2017-м выступала на уровне, который сейчас ей покорится только чудом. С отцом тренироваться, наверное, комфортно, но не слишком похоже, что он ее учит как правильно проходить спуски или справляться с давлением на стрельбе. Техника лыжного хода Меркушиной – обнять и плакать, физическое состояние, кажется, ни разу за год не порадовало даже ее саму. 

Так Меркушина – это вундеркинд, которая при должном подходе к 2020-му могла уже стать безоговорочно первым номером сборной с претензией на топ-10 Кубка мира. А что с другими биатлонистками, у которых при равных условиях нет такого таланта?

После ухода Уроша Велепеца был запрос на узкопрофильный тренерский штаб, а взамен получили четырехглавого и неповоротливого монстра. Как в таких условиях должна воспитываться замена – вопрос, на который нет ответа. И это если еще эта замена вообще попадает на Кубок мира. Федерация, тренеры, ветераны – все против выступления молодежи на турнирах, которые выше Кубка IBU.

Они думают, это плохо повлияет на моральное состояние, а подводить девушек к главным стартам надо постепенно.

Эта псевдологика не работает в украинских условиях. На Кубке IBU еще несколько лет назад была ситуация, когда биатлонисткам даже не выдали новую форму на сезон. Пришлось бегать в старом – результаты были соответствующие. Тренеры, уровень обеспечения, мотивация – все на Кубке IBU на порядок ниже. Этот турнир продолжают использовать как страшилку, а нужно, чтобы это было окном возможностей. К сожалению, учитывая, что сочинская четверка не собирается уходить еще минимум пару лет, скоро можно будет наблюдать, как целые поколения украинских биатлонисток загораются и гаснут в резерве. 

И главный вопрос.

22-летняя Юлия Джима в свой первый сезон на Кубке мира стала железным стартером эстафеты, которая завоевывала по несколько медалей за сезон.

21-летняя Елена Пидгрушная в свой первый сезон на Кубке мира пробежала сразу 20 гонок, пусть и проигрывала лидерам по две минуты ходом.

20-летняя Вита Семеренко в свой первый сезон на Кубке мира пробежала 18 гонок, успев даже взять серебро чемпионата Европы. 

19-летняя Валя Семеренко в свой первый сезон на Кубке мира успела даже отобраться на ОИ-2006.

Почему федерация, тренеры, ветераны – все забыли об этом опыте? И почему тогда эта четверка выступает до сих пор, когда как бережно воспитанные биатлонистки заблудились на дороге между юниорами и взрослым биатлоном?

***

Очевидно, что до Пекина ситуация не поменяется. В биатлоне мало что поддается прогнозированию, но если была возможность, то поставил бы на полное повторение сочинского состава в эстафете ОИ-2022. Будет символично, если тренеры по такому поводу выберут ту же самую расстановку. А вот занять первое место шансов уже даже меньше, чем у нашей мужской сборной.

Очевидно, что только после Пекина будет возможность расшевелить болото женского биатлона. В единого тренера для сборной после этого сезона пока совсем не верится – почему сестры Семеренко или Юлия Джима должны уступить Брынзаку? Последние годы не показали наличия авторитарности в этом вопросе у президента федерации, откуда она появится сейчас? А за ними потянется и Анастасия Меркушина, у которой найдутся убедительные аргументы, почему ее папа – лучший в мире. 

Как всегда. 

Потом, когда ветераны под фанфары и заслуженные почести уйдут на пенсию, можно будет запоздало, но начать строить новый дом. С новыми правилами, с новой ответственностью. Но это спорт высших достижений, как любят повторять в министерстве. Без правильной стратегии можно даже не начинать разговор.

Можно долго доказывать, что система отношений «федерация – министерство» не работает. Можно долго рассказывать в интервью, что в Украине нет достойной инфраструктуры, чтобы воспитывать молодежь. Это огромная беда нашей страны, но это лишь часть проблемы. Все решения, которые принимала именно федерация в тренерском вопросе и в вопросе отношения к спортсменкам (вот сейчас это по адресу и к Владимиру Брынзаку лично) после 2015 года – все они точно также привели к нынешней ситуации. И чтобы начинать что-то новое, необходимо сначала найти смелость признать свои же ошибки, а не перекладывать их на чужие головы.

Два года назад мы призвали спасти наш биатлон. Пауза немного затянулась, вам не кажется?

Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Дмитрий Евенко/biathlon.com.ua

Другие посты блога

Все посты