Tribuna/Биатлон/Блоги/Сніжний блог/Финансирование от диаспоры и медаль на чужих лыжах: первые Игры для Украины

Финансирование от диаспоры и медаль на чужих лыжах: первые Игры для Украины

Здесь было полно колоритных историй.

Автор — Volоdymyr Harets
12 февраля 2018, 14:39
11
Финансирование от диаспоры и медаль на чужих лыжах: первые Игры для Украины

24 года назад в Лиллехаммере началась Олимпиада. Это были первые Игры, в которых Украина приняла участие  как независимое государство.  Здесь было полно колоритных историй.

Выступление сборной на треть профинансировала украинская диаспора

Экономика Украины в начале 90-х слабо понимала, зачем нужен спорт. Депутаты Верховной Рады в конце 1993 года долгое время упирались и не хотели давать деньги на подготовку к зимней Олимпиаде. После долгих дебатов выделили 87 миллиардов карбованцев. Или, если перевести по примерному курсу, 2 миллиона долларов.

Этого было явно недостаточно, чтобы подготовить команду, поэтому тогдашний глава НОК Валерий Борзов подключил к спасению дебюта Украины на Играх диаспору. Диаспора моментально организовала специальный фонд и начала сбор денег.

Одна из инициаторов той идеи Лариса Барабаш-Темпл вспоминает: «Молодому государству сложно было решать проблемы без ущерба для результатов наших спортсменов. Конечно, диаспора решила помочь Украине. Даже престарелые бабушки несли свои 10 долларов в банк, чтобы поддержать страну». Да и как вообще могла не помочь организация с названием «Українська Спортова Централя Америки і Канади»?

Собрали чуть больше 1 миллиона долларов – треть от общей суммы, потраченной на Олимпиаду. Но все равно пришлось ужиматься до предела. От самого плохого качества олимпийской формы до покупки экипировки за собственный счет. Зато потом президент Кравчук подарил медалисткам по деревянной шкатулке, а «Укрпошта» выпустила марку в их честь.

Цербе-Несина завоевала первую в истории Украины медаль на чужих лыжах

Биатлон в ту пору не был главным медальным видом Украины. Перед началом Олимпиады главные надежды на медали связывали с фигуристами, задача биатлонистов – выступить достойно.

Валентина Цербе-Несина в 1994 году была нестабильной спортсменкой, которую взяли в состав  последний момент – она на зубах вырвала победу на чемпионате страны за месяц до Олимпиады. Тогдашний тренер сборной Игорь Починок под впечатлением от выступления Валентины решил поставить ее на спринт, несмотря на все протесты главы ФБУ Ивана Бякова. Тот хотел увидеть в гонке Петрову, но тренерский штаб настоял на своем.

Валентине пришлось выступать на чужих лыжах. Комплект на погоду, которая установилась в тот день в Лиллехаммере, был только у юниорки Нины Лемеш. Она, в свою очередь, с помощью своих братьев купила эти лыжи прямо в Лиллехаммере – у россиянки Анисимовой. «Василий Карленко тогда говорил: «У нас нет смазки для лыж и хороших патронов, так что стреляйте без промахов», – вспоминала Валентина. – Что я и исполнила».

Цербе-Несина уступила Мириам Бедар и Светлане Парамыгиной меньше 1,5 секунд – из-за того, что в конце эти лыжи шли уже совсем плохо. Но судьба вернула ей должок еще в той же гонке. За 200 метров до финиша по времени всю эту тройку опережала казахстанская биатлонистка Инна Шешкил, но уже на последней прямой у нее внезапно разъехались лыжи в разные стороны. Пять секунд, но этого хватило для медали украинке.

Тарасу Дольному не засчитались чистые попадания в индивидуальной гонке

У Тараса Дольного и без этого случая была сложная спортивная судьба. Будучи сильнейшим биатлонистом Украины 80-х, его не брали в сборную СССР, потому что он не захотел менять тернопольскую прописку на московскую. И даже проходя по результатам отбора в 1984-м году, его все равно проигнорировали.

Поэтому на Олимпиаде Дольный дебютировал в 34-летнем возрасте – и едва не завоевал медаль. В индивидуальной гонке он после трех рубежей шел на втором месте, но затем дважды промахнулся и финишировал лишь 12-м. Все бы ничего, но потом выступление Дольного показали в эфире канадского телеканала. Вся украинская делегация увидела, как Тарас при третьем и пятом выстреле попал точно в центр мишени – но они лишь покачнулись. Не сработала механическая установка, которая перестала работать в десятиградусный мороз Лиллехаммера.

Но протест наши тренеры все равно не оформляли. «У нас просто не было средств – 500 долларов, чтобы подать апелляцию», – рассказал потом Дольный. Что интересно, точно такой же скандал случился потом с белоруской Парамыгиной и россиянином Чепиковым, а механические установки на стрельбище запретили сразу же после Олимпиады. И так близко к медалям на Играх в мужской биатлонной сборной никогда больше не были.

Елена Петрова заблудилась в индивидуальной гонке

Цербе-Несина может благодарить за свой успех в спринте не только Нину Лемеш, но и Елену Петрову. Игры в Лиллехаммере для одной из сильнейших наших биатлонисток были первыми в карьере – и 21-летняя спортсменка их провалила. Из-за организаторов.

Для того, чтобы сохранить хоть какое-то подобие снега для поздних номеров в Лиллехаммере подготовили два разных круга. Нужно было просто не заблудиться и не пойти не на тот участок трассы – с чем Петрова не справилась, а тренеры почему-то не подсказали.

«Года до 1998-го эта тема, вообще, была закрытой, – рассказывала Петрова. – Но с тех пор прошло столько лет, так что уже отболело. А тогда и вовсе не могла успокоиться – все нервничала, переживала, думала: как так вышло?

Но, наверное, где-то так и должно было случится, потому что был дан шанс Валентине выступать в спринте. Не знаю, как тогда планировал тренерский штаб, но в любом случае я рада тому, что она тогда вышла на старт спринта».

Петровой судьба тоже вернула долг. Через четыре года в Нагано в индивидуалке она взяла серебро. С помощью палок Елены Зубриловой.

Оксане Баюл пришлось ждать награждения час, пока организаторы искали гимн Украины

Наверное, самая знаменитая история с той Олимпиады. После того, как судьи в фигурном катании отдали победу Оксане Баюл, встал вопрос о том, что нужно включить гимн Украины на церемонии награждения.

Это стало большой проблемой и головной болью для организаторов. Главу делегации Людмилу Михайловскую они отвели в сторонку и рассказали о том, что на их кассете есть 100 гимнов со всех уголков мира. Кроме украинского. В качестве извинений предложили выбрать из трех вариантов – олимпийского, российского или советского.

Михайловская предпочла четвертый вариант. Она тут же вызвала машину и уехала в гостиницу за своей кассетой с нашим гимном – и заставила всю арену подождать. О том, что делала в этот перерыв сама Баюл, показания разнятся, но ее версия самая красивая: «Я сидела в раздевалке и ела «Сникерс», пока искали гимн. Меня после Олимпиады еще некоторое время болельщики после выступлениями забрасывали шоколадками, когда узнали об этой истории».

Зато другая история с той же церемонии награждения легко опровергается с помощью видео. Флаг Украины не был поднят вверх ногами по незнанию – во-первых, его перевернули только набок, а во-вторых, так сделали и с флагами США и Китая. Поэтому это можно смело назвать фишкой организаторов.

Другие посты блога

Все посты