Tribuna/Авто/мото/Блоги/КИНОЗАЛ/АУТСАЙДЕРЫ - большие гонки на большом экране

АУТСАЙДЕРЫ - большие гонки на большом экране

Какая разница между постановкой Голливуда FORD v FERRARI и знаменитой гонкой Le Mans ’66?

Блог — КИНОЗАЛ
Автор — Фанзона Фм
5 января 2020, 12:15
4
АУТСАЙДЕРЫ - большие гонки на большом экране

С Новым 2020 -м годом вас, друзья! И с новым блогом!

Мы открываем КИНОЗАЛ. Для чего? Читайте в пилотном выпуске - тут

История КИНО знает немало примеров успешных экранизаций фильмов о БОЛЬШИХ ГОНКАХ. Кстати, один из них так и назывался.

Но давайте к нашей сегодняшней ленте.

Не знаю что было на уме у наших кино-маркетологов, но придумать название АУТСАЙДЕРЫ голливудской постановке FORD v FERRARI, это надо постараться. В экономной Европе поступили просто назвав фильм Le Mans ’66. Но как говорится, у кого что болит...

Режиссер ДЖЕЙМС МЭНГОЛД (LOGAN, 3:10 TO YUMA, KATE & LEOPOLD) при работе над фильмом явно оглядывался на картину RUSH (2013) с КРИСОМ ХЕМВОРТОМ и ДАНИЭЛЕМ БРЮЛЕ.

Но в этот раз основное внимание уделено не противоборству двух гонщиков на трассе, а конфликту между гонщиками старого поколения, индивидуалистами и мечтателями, способными самостоятельно разработать и починить автомобиль, сесть за руль и привести его к победе в гонке, и крупными автопроизводителями, принесшими в автоспорт корпоративную культуру, иерархию, разделение задач, строгие правила и… командную тактику.

Забавно, что в FORD v FERRARI именно FERRARI, которую последние 20-лет регулярно ругают за использование командной тактики, олицетворяет собой старые гоночные команды и дух свободы, а FORD – новые подходы к участию в гонках и отношение к соревнованиям как к маркетинговому инструменту, способному подстегнуть продажи дорожных автомобилей. Не зря единственный в фильме, кто, кроме Кэрролла Шелби, оценил идеальный круг и всю гонку Кена Майлза – это именно Энцо Феррари. И этот короткий кивок с балкона от Коммендаторе значил для гонщика больше, чем лавры победителя 24 Hours of Le Mans.

У Джеймса Мэнголда получилась прекрасная картина о человеческих отношениях, работе и гонках. Естественно, для того, чтобы сделать историю более кинематографичной, сценаристы минимально «причесали» реальные события — добавили немного пафоса, надрыва и драмы. При этом, в отличии от нашумевшей «Богемской рапсодии», картина не меняет фокус и не идет вразрез с реальными событиями. Но давайте все же отделим зерна правды от киношных плевел...

Компания FORD реально пыталась купить FERRARI?

Это правда. Узнав, что компания из Монцы на грани банкротства, Генри Форд II действительно решил ее купить. Но, по правде говоря, многие утверждают, что инициатором сделки был именно он, а не Ли Якокка, как показано в картине. Последний действительно был выдающейся фигурой и считается одним из лучших топ-менеджеров в истории автоиндустрии, но все же в реальной жизни именно Форд решил взяться за эту сделку. Причем история была очень даже драматичной.

В 1955 году на Ле-Мане случилась авария, которую называют самой страшной в истории автоспорта. MERCEDES BENZ француза Пьера Левега разбился и влетел в толпу зрителей, убив 83 человека и ранив 180. После данного инцидента в знак уважения к погибшим немецкая компания заявила об уходе из автоспорта. В 1957-м Американская ассоциация автопроизводителей (American Automobile Manufacturers Association) запретила автокомпаниям участвовать в гонках. В итоге разработки гоночных экземпляров прекратились до 1962 года, когда наконец FORD не объявил «Тотальный перформанс» — программу возвращения корпораций в большие гонки.

Учитывая доминирование FERRARI, не удивительно, что концерн решил попытаться поглотить итальянцев. Сделку почти подписали, когда Энцо Феррари вдруг понял, что будет руководить гоночным подразделением исключительно номинально и отказался. При этом он действительно красиво послал Форда. А вот FIAT купил часть (50%) FERRARI только в 1965 году, так что этот эпизод был введен для драматизма.

FORD действительно нанял Кэррола Шелби для работы над гоночным автомобилем?

Формально это правда. Но для того, чтобы немного сократить повествование, некоторые факты сценаристы все же упустили.

Дело в том, что изначально постройкой машины занималась британская компания LOLA, которая и создала первый GT, представив его 16 марта 1964 года. К слову, модель была похожа на гоночный автомобиль LOLA Mk6. Спустя два месяца, в мае, FORD GT впервые участвовал в гонке — это был Нюрбургринг 1000 км. Потом был и Ле-Ман, но в обоих гонках автомобили так и не доехали до финиша. После череды провалов руководство проектом решили доверить Кэрроллу Шелби. Это случилось в декабре 1964 года.

Действительно ли Кена Майлза так не любили в компании FORD?

А вот здесь сценаристы все же решили обильно приукрасить события. Кен Майлз действительно сразу был вовлечен в проект Кэрроллом Шелби и даже быстро начал давать результат — уже в феврале 1965 (менее, чем через 2 месяца после прихода) он выиграл «Дайтону 2000», а спустя месяц победил на 12-часовом «Себринге» в классе прототипов. Вот только дальше дела не задались и команда проиграла остальные старты.

 Одним из них был Ле-Ман. Да, Кен Майлз таки поехал во Францию в 1965 году, но так и не смог финишировать, как и остальные автомобили корпорации. Но для Шелби данного опыта хватило, чтобы к сезону 1966 года подготовить именно тот GT40 Mk II, который в результате станет одним из самых выдающихся автомобилей в истории автоспорта.

Что случилось на том легендарном «24 часа Ле-Мана 1966»?

Кен Майлз действительно лидировал в гонке. Компания FORD действительно попросила всех водителей финишировать одновременно. Майлз действительно занял второе место.

Касательно причин последнего события, то до наших дней дошли две версии.

Первая — FORD уже после команды водителям узнали о том, что при одновременном финише победителем будет считаться та машина, которая проехала самую длинную дистанцию (по правде говоря, в Ле-Мане именно дистанция считается основным критерием победы). Так что учитывая, что Mk II Майлза был на 18 метров ближе к старту, чем автомобиль Брюса МакЛарена, первое место занял последний.

Вторая и более вероятная — Майлз был обижен на корпорацию после решения одновременного финиша, так что прямo перед финишем немного притормозил, пропустив вперед автомобиль коллеги по команде. Так или иначе, Кен был очень недоволен решением FORD.

Смерть Кена Майлза.

Тут фильм оказался предельно точен. Майлз действительно остался в гоночной программе и вовсю испытывал новую модель GT40. 17 августа 1966, через два месяца после «Ле-Мана» он погиб. Символично, что в том заезде он испытывал новаторские «сотовые» панели, которые как раз должны были предотвращать подобные аварии.

Как известно, гонщики долгое время не пользовались ремнями безопасности – считалось, что быть выброшенными из машины более безвредно, чем остаться в горящей машине. Еще и по этой причине спортивные соревнования почти всегда оставляли за собой горький осадок. Но 24 часа Ле-Мана 1966-го продемонстрировали, что опасных поворотов гораздо больше, чем может показаться даже опытному гонщику.

Кен Майлз закончил свою жизнь, как и мечтал: «лучше умереть на гоночной машине, чем быть съеденным раком». Его смерть помогла внести определенные правки в испытуемый автомобиль, которые и спасли жизнь другому гонщику – Марио Андретти.

Для фильма, рассказывающего о сильных личностях, крайне важен был выбор исполнителей, и здесь FORD v FERRARI попадает в десятку. Несмотря на то, что на главные роли в фильме изначально рассматривались ТОМ КРУЗ и БРЕД ПИТТ, Кристиан Бейл и Мэтт Деймон действительно очень сильные актеры, и им удалось показать на экране очень интересных героев. Да, для того, чтобы задействовать всю мимику и пластику Бейла, сценаристам пришлось немного изменить характер реального Кена Майлза, сделав из него одержимого безумца, в то время как в реальности Майлз был достаточно уравновешенным человеком, невероятно корректное поведение которого на трассе отмечали даже соперники. Здесь же Майлз действительно одержим: он разговаривает со своим автомобилем, ругается с менеджерами и соперниками, отбрасывает все, что мешает ему добиться идеала. На игру Кристиана Бейла и Мэтта Деймона действительно интересно смотреть, пойти на FORD v FERRARI можно хотя бы ради этих двух.

И все-таки, чтобы закончить на мажорной ноте приведу еще один любопытный факт.

Именно на гонке «24 часа Ле-Мана» было положено начало такой традиции, как душ из шампанского. В 1967 году победителями гонки стали Дэн Герни и Эй-Джей Фойт. Когда они поднялись на подиум, им вручили большую бутылку шампанского. Рядом с подиумом они заметили президента FORD Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, их жён и нескольких журналистов, ранее пророчивших провал выдающегося дуэта. Дэн встряхнул бутылку и окатил шампанским всех, кто стоял рядом с ним, установив таким образом традицию празднования победы, которая вот уже более 50-ти лет поддерживается во всём мире. Герни оставил на бутылке свой автограф и вручил её репортёру журнала LIFE Флипу Шульке, который затем в течение многих лет использовал её в качестве лампы. Недавно он возвратил бутылку Дэну, который теперь хранит её в своём доме в Калифорнии.

Но это, как говорят, уже другая история...

Что осталось за кадром.

Кристиан Бэйл ради этой роли рискнул здоровьем. Эксперименты актера с весом уже стали легендарными, и в этот раз он рассказал, что ради фильма "Форд против Феррари" сбросил целых 18 килограммов! И все это за 6 недель! Причём, сделал он это для того, чтобы просто поместиться в небольшую гоночную машину. До этого для роли Дика Чейни в фильме "Власть", он, наоборот, потолстел почти на 20 кг.

Тот самый McLaren. На трассе Le Mans ’66 Ford GT40 под номером «1» и номером «2» пересекли финишную линию одновременно, отставший на 12 кругов номер «5»шел сразу за ними забирая бронзу. А вот ситуация с распределением первого и второго места, как вы уже знаете, вышла очень некрасивой. Майлз и его напарник Хьюлм были уверены в своей победе, однако по правилам Ле-Мана, стартовавший на пять позиций позади него Брюс Макларен преодолел большее расстояние по ходу гонки, потому был признан победителем. И это тот самый McLaren, который впоследствии создаст одну из самых знаменитых команд Формулы-1.

Спортивная драма "Форд против Феррари" и ее украинская версия АУТСАЙДЕРЫ, премьера которой у нас состоялась 14 ноября 2019-го хорошо показала себя в мировом прокате. Кассовый сбор фильма вдвое превзошел его бюджет. На сайте Deadline сообщается, что спортивная биографическая лента собрала 200 миллионов долларов в мировом прокате.И хоть создатель фильма Джеймс Мэнголд не разглашал сметы проекта, в некоторых изданиях отмечалось, что бюджет составлял 100 миллионов долларов.

По материалам интенет изданий текст с картинками и видео смонтировал

Shocker, авто-кино-механик

P.S. И для любителей покопаться в еще более мелких автомобильных деталях этой истории

 На фото - кадры из фильма