Tribuna/Футбол/Блоги/Всё, что не влезает в голову/17 реформ для украинского футбола

17 реформ для украинского футбола

Сергей Болотников, устав ругать футбольную власть, решил заняться делом и составил список идей, которые могли бы изменить наш футбол к лучшему.

17 реформ для украинского футбола

Сергей Болотников, устав ругать футбольную власть, решил заняться делом и составил список идей, которые могли бы изменить наш футбол к лучшему.

Разумеется, список этот неполный, предложения рамочные, одни работают лишь в комплексе с остальными, другие – наоборот, взаимоисключающие. Их можно и нужно обсуждать, совершенствовать, дополнять и предлагать альтернативу. Но важно, что они существуют – и мы не в тупике. Впрочем, ни одна из этих или других идей не воплощена в жизнь новым руководством украинского футбола. Тем временем, прошло ровно 100 дней, как Андрей Павелко занял президентский пост в ФФУ.

1. Понять, чего мы хотим

Всем – и ФФУ, и УПЛ, и собственникам клубов, и болельщикам – нужно четко определить цель. Понятое дело, мы хотим, чтобы наш чемпионат был зрелищным, а клубы – успешными. Но если мы рассчитываем, что система власти и бизнеса в Украине кардинально изменится к лучшему, мы должны понимать – от прежней формулы «больше денег собственника – больше побед» надо переходить к правилу «чем эффективнее работает клуб, тем больше шансов опередить других».

Как это сделать? Для начала нужно спуститься на землю. Финансовый уровень украинского футбола взлетел гораздо выше, чем должен был, учитывая состояние экономики страны. Доходы клубов покрывают лишь порядка 20% расходов, которые на 70-90% состоят из завышенных зарплат игроков. Чем ниже зарплаты, тем легче собственникам их выплачивать и покрывать дефицит бюджета. Чем меньше дефицит, тем больше потенциальных владельцев клубов. Чем больше потенциальных владельцев, тем больше клубов. Чем больше клубов, тем выше конкуренция. Чем выше конкуренция, тем интереснее чемпионат. Чем интереснее чемпионат, тем выше доходы. Чем выше доходы, тем раньше футбол превратится из увлечения в бизнес и зарплаты игроков снова начнут расти – но уже естественно, согласно законам рынка.

2. Избавиться от должников

Согласно всем нормативным документам, ФФУ не имеет права выдавать лицензии ряду клубов, особенно «Металлисту» (долгов не должно быть не только у действующих игроков и сотрудников, а у всех, кто работал в клубе на протяжении года). Да, VIII приложение «Правил УЕФА по лицензированию клубов и финансовому фэйр-плей» и пункт 10.5.5.2 «Положений про аттестацию футбольных клубов Украины» действительно предусматривает возможность мирового соглашения клуба с игроком про отсрочку задолженностей. Но клубы должны договориться именно с игроками, а не с федерацией, как это происходит сейчас.

В противном случае – их аттестаты нужно аннулировать. Или хотя бы запретить должникам подписание новых игроков. Если получится слишком мало клубов или нечетное количество – предложить участие в УПЛ клубам первой лиги, для которых на один сезон сделать упрощенные требования. К примеру, освободить от обязательного участия в турнире U-21, а лучше вообще упразднить этот турнир – в таком возрасте игроки уже должны играть в основных командах.

3. Изменить форматы лиг

Очевидно, после жесткого лицензирования в УПЛ останется не больше 10-12 клубов. Но у премьер-лиги уже есть 10 вариантов проведения таких турниров. Три – для 12 команд: со вторым этапом «6-6», «4-4-3» и с одним этапом в три круга. Два – для 10 команд: просто три круга и со вторым этапом «4-6». Ничего страшного, если сезон-два мы поиграем в сокращенном формате, не случится. Шаг назад, чтобы сделать два вперед, гораздо лучше, чем медленно тонуть в трясине.

Первая и вторая лиги тоже давно нуждаются в реформировании. Их стоит объединить и разбить на группы по географическому принципу, чтобы уменьшить расходы и время на переезды. Сейчас у команд первой лиги выпадает до трех дней в неделю – это огромный удар по тренировочному процессу. Ко всему, сократится путь к УПЛ – отличная мотивация для собственников новых клубов.

4. Сократить зарплаты футболистов

Рынок уже отреагировал на кризис. Средняя зарплата игроков премьер-лиги упала до 350 тысяч гривен в месяц. Но если считать по соотношению среднего дохода граждан и футболистов, Украина все еще среди антилидеров рейтинга – игроки у нас зарабатывают примерно в 100 раз больше граждан. Чтобы выйти на средний европейский показатель (в 50 раз больше), зарплата игроков должна упасть до 180 тысяч гривен в месяц.

Разумеется, проблема в топ-клубах. Если не считать зарплаты в «Шахтере», «Динамо» и «Днепре» (у всех – порядка 1,3 млн в месяц), средний показатель УПЛ уже сейчас равен 100 тысячам. Вполне возможно, зарплатные ведомости лидеров чемпионата сами сдуются, когда они отпустят самых высокооплачиваемых легионеров. Но если этого не случится, стоит подумать о потолке зарплат, который уменьшит гигантскую пропасть между лидерами и остальными. Впрочем. придется и поломать голову, как при нынешней коррупции и теневой экономике не позволять топ-клубам обходить запреты.

Футболисты в Украине зарабатывают примерно в 100 раз больше граждан

Если «потолок» кажется слишком спорной и невыполнимой идеей, то обязательный переход на гривну во всех контрактах с игроками и введение «пола» зарплат (по примеру НХЛ, КХЛ или даже минимальной зарплаты на законодательном уровне) – более реальные и эффективные предложения. Это позволит уберечь клубы от внезапного банкротства в случае скачка курса и защитит права игроков, которые, как в «Карпатах», официально зарабатывают лишь 5000 грн. Казалось бы, подобные меры только усложняют жизнь маленьким клубам – им придется платить гораздо больше налогов. Но те же «Карпаты» сами предлагают ввести прозрачный денежный оборот.

5. Переориентировать наш футбол с импорта на экспорт

Падение курса гривны, на самом деле, может не убить наш футбол, а дать ему идеальный шанс для развития. Продажа хотя бы одного игрока за 500 тысяч евро каждое трансферное окно покрывает годовую зарплату 20 игроков и тренера клуба-середняка. Вдумайтесь – почти всей команды.

Достаточно лишь развивать собственные школы и селекционные службы. Как показывает опыт «Партизана», при умелом подходе к делу, достаточно тратить лишь 10% бюджета, чтобы полностью компенсировать расходы всего клуба продажей игроков. Не умеете – зовите иностранцев. Приглашение директора академии «Партизана», скаута «Порту», тренера «Аякса» или менеджера «Боруссии» обойдется не дороже трансфера и зарплаты уловного Мбокани. Зато принесет гораздо больше пользы.

6. Ввести «спортивный кредит» от государства

Финансирование футбольных клубов из государственного или местных бюджетов – конечно, вещь архаичная и совершенно неприемлемая, особенно во время войны и экономического кризиса. Но можно подумать, как стимулировать развитие футбола и прозрачность финансов в украинском футболе. Возможно, стоит снять налогообложение с клубов или предоставлять преференции собственникам команд.

Впрочем, это весьма рискованный шаг как для нашего пока еще не реформированного государства. Зато идея экс-министра спорта Дмитрия Булатова – выплачивать спортивным клубам ежемесячно по 150 грн за каждого занимающегося ребенка – выглядит прагматично и обосновано. 500 детей в школе равно почти миллиону гривен в год. Для профессиональных клубов идею можно развить – выплачивать больше за каждого ребенка, но клуб компенсирует государству расходы, когда оформляет трансфер футболиста за рубеж. Это не спасет клубы, тем более лидеров, но сгодится в качестве дополнительной копейки и мотивации переориентироваться на экспорт игроков.

7. Изменить лимит на легионеров

Иностранцы массово покидают Украину – в этом сезоне их число в УПЛ опустилось до 23%, это самый низкий показатель в топ-10 европейских чемпионатов. Нынешнее ограничение – не больше семи легионеров на поле – по сути, ничего не регулирует. Лимит надо либо отменять вовсе, либо серьезно видоизменить, чтобы уберечься от наплыва третьесортных игроков (это дешевле, чем воспитание своих). К примеру, как в России – не больше 10 легионеров из 25 игроков заявки. При этом определенное число игроков должны быть выпускниками клубной академии.

Такое ограничение с одной стороны обязывает клубы больше уделять время воспитанию собственных игроков, а с другой – развязывает тренерам руки. Появится выбор – закрывать несколько позиций украинскими игроками, как сейчас, или выпускать на поле хоть всех легионеров, зато у каждого из них будет конкурент-украинец.

8. Повысить компенсации за собственных воспитанников

Как рассказывал Tribuna.com директор одной из частных футбольных школ, сейчас за собственного выпускника они могут получить максимум 100 тысяч гривен – если он проучился в школе с 12 до 18 лет. Что равно месячной средней зарплате игрока УПЛ. Более того, профессиональные клубы часто находят лазейки в правилах, просто воруя детей.

Возрастной предел надо расширить – считать с 8 лет. Суммы же необходимо увеличить в разы. Сделать хотя бы градацию – если контракт с молодым игроком подписывает клуб УПЛ, он должен платить максимальную сумму, клубам первой и второй лиг можно делать скидки (иначе большинство футболистов просто окажутся на улице). Это станет лучшей мотивацией для клубов, тем более частных детских школ, развивать свой «инкубатор».

9. Ограничить число арендованных игроков

В том числе – на игроков из одного клуба. Это усложнит задачу клубам, которые и так сейчас сводят концы с концами. Но если вы набираете 2/3 команды арендованных футболистов, значит, хотите не развивать футбол вообще и свой клуб в частности, а просто существовать ради каких-то загадочных целей.

Ограничение будет мотивировать клубы развивать собственные академии. Чтобы причинить минимум проблем, можно вводить лимит постепенно – ужесточать число арендованных с каждым сезоном.

10. Обновить всю власть снизу

Нынешнего президента ФФУ, несмотря на все его амбиции и обещания изменить систему, мало кто воспринимает всерьез, считая всего лишь ставленником Григория Суркиса. На самом деле, Андрей Павелко скорее союзник вице-президента УЕФА – он получил это кресло благодаря договоренностям с Суркисом-старшим и допуску его людей в руководство ФФУ.

Чтобы доказать свою самостоятельность и заняться реальными делами, Павелко должен развязать себе руки – избавиться от навязанного окружения. То есть, пойти против Суркиса. Дело рискованное, но стоит свеч. Для начала надо поменять президентов региональных федераций. Помимо пользы на местах, это позволит изменить статут ФФУ, обновить состав конгресса и назначить других вице-президентов. Места организаций-призраков должны занять люди, которые умеют что-то делать или хотя бы хотят: представители каждого клуба УПЛ, болельщики, спортивные журналисты (прежде всего, трансляторы), владельцы детских школ, главные спонсоры.

11. Пересмотреть размеры взносов клубов

Каждый клуб УПЛ ежегодно платит почти миллион гривен заявочного взноса. В сумме получается порядка 15 млн, из которых лишь 3,5 уходит на арбитров. При этом УПЛ не делает ничего для развития чемпионата. Такой объем работы могут выполнять десяток людей в нескольких кабинетах Дома футбола. Премьер-лига же тратит на зарплаты половину своих расходов (7,2 млн), а на аренду офиса – 120 тысяч в месяц. Еще 250 тысяч в год, например – на содержание автопарка. Автопарка, Карл!

При этом за каждый чих клубы должны доплачивать. Поменять номер игрока? Не вопрос, 5000 грн. Подать протест? Такая же такса. Хотите название команды изменить? Ой, это такой геморрой – платите в десять раз больше. Штрафы – отдельная статья. Как и «акциз» на легионеров – по 150 тысяч гривен за каждого нового легионера в заявке на развитие детско-юношеского футбола. Каждый сезон в премьер-лиге появляется с десяток новых иностранцев. То есть УПЛ получает 1,5 млн в год. Вы слышали, чтобы УПЛ за восемь лет своего существования сделала хоть что-то для детей?

В ПФЛ ситуация лучше, но не намного. Взнос каждого клуба – 350 тысяч гривен. Итого – 5,5 млн, лишь 3,3 из которых тратятся на арбитров. Причем клубы второй лиги тоже платят, хотя их турнир проводит та же организация. Все эти расходы можно и нужно сократить в разы. Или, по крайней мере, тратить гораздо эффективнее.

12. Создать единый телепул

Сейчас каналы платят каждому клубу 10-20 млн гривен. Командам этих денег не хватает, а каналы не окупают расходы. То есть, два олигарха перекладывают деньги из одного кармана в другой, раздают остальным – и никого эта ситуация не устраивает. Единый телепул может серьезно изменить расклад. Он гораздо привлекательнее для рекламодателей, продажи за рубеж и в интернет (учитывая появление 3G, это очень перспективное направление с целью если не заработать, то увеличить аудиторию).

Премьер-лига тратит на зарплаты половину своих расходов (7,2 млн), а на аренду офиса – 120 тысяч в месяц

Общая стоимость прав может упасть – сейчас клубы торгуются за каждый клуб, а при едином пуле конкуренция уменьшается. Но эту проблему можно решить – выплачивать клубам одинаковые суммы, а не в зависимости от зрелищности и статуса, как сейчас. Топ-клубы будут не в восторге, зато остальные получат достаточно средств. Такой «коммунизм» плохо сочетается с желанием приблизить украинский футбол к рыночным условиям. Но стоит потерпеть несколько сезонов, когда цена прав увеличится, и можно будет вернуть прежнюю – так сказать, справедливую – систему оплаты.

13. Разрешить рекламу крепких напитков во время спортивных трансляций

Многие считают спорт и алкоголь взаимоисключающими вещами, забывая, что профессиональный футбол – это шоу. Общего со здоровьем он имеет примерно столько же, сколько «Танцы со звездами». Так или иначе, алкоголь в умеренных дозах не вреден. А чрезмерно губительны и майонез, и кредиты, и много чего еще, что свободно рекламируется. Собственно, даже занятие спортом и просмотр телевизора больше положенного явно не идут на пользу.

Когда наша экономика и футбол поднимутся, спонсоры будут стоять в очереди, тогда можно думать над ограничениями и запретами. Сейчас же это едва ли не единственный крупный игрок на рекламном рынке, готовый вкладывать в спортивные зрелища (ну или просто желающий вырваться из блокады ночного эфира). Когда тонешь, глупо ждать спасателей и не воспользоваться проплывающим бревном.

14. Легализовать букмекеров

Еще один потенциально главный коммерческий партнер украинского футбола. Запрет букмекерских контор не убил их, а увел в тень. Даже находясь вне правового поля, они умудряются находить законные формы собственности и подписывать рекламные контракты с клубами и СМИ. Если их легализовать, суммы контрактов увеличатся в разы. Выиграет и государство, в чью казну хлынут налоги – букмекеры говорят о сумме 2 млрд грн в год. Разговоры о возврате к легализации контор идут уже больше года, стороны спорят о размере налога. Власть хочет получать 10%, букмекеры жалуются, что их прибыль немногим больше – 12% с оборота. Руководство ФФУ и УПЛ должно включиться в этот процесс и помочь найти оптимальный вариант.

Легальный статус букмекеров позволил бы давно уже бороться с договорняками. «Сливы» матчей – это не коррупция (в правовом поле она считается только при участии чиновников), и не мошенничество, потому что нет пострадавшей стороны. Кроме букмекеров. Но формально их не существует.

15. Эффективнее бороться с договорными матчами

По-хорошему, нужен закон, который приравнивает махинации в футболе к коррупции на государственном уровне и позволяет привлекать правоохранительные органы к расследованиям. Собственно, именно такой законопроект и заканчивает разрабатывать Павелко и Ко – это пока единственная существенная реформа, которую начал новый президент ФФУ.

Но, во-первых, без легализации букмекеров этот закон не сможет полноценно работать. Во-вторых, с нашей милицией, СБУ, прокуратурой и, что самое главное, судами результат этой борьбы можно предвидеть заранее. И в-третьих, для борьбы с договорняками и сливами, даже учитывая существование закона, в первую очередь нужна политическая воля руководства ФФУ. Чтобы наказать «Металлист» и дважды «Карпаты», не понадобилось никаких законов. Если бы в Доме футбола действительно хотели искоренить это зло, кое-кого уже давно выгнали бы в первую лигу.

16. Отдать стадионы клубам

Попробуйте назвать хотя бы одну причину, зачем нашему государству, например, «Олимпийский». Как правило, все государственные или муниципальные стадионы убыточны, то есть существуют за наши деньги. Более того, эти деньги просто разворовываются. Увы, украинское государство – худший из возможных собственников.

Если передать (отдать в бесплатную долгосрочную аренду, а лучше вообще продать) стадионы клубам, у владельцев команд появится мотивация модернизировать арены. Сейчас, когда в любой момент у тебя могут забрать стадион, делать это бессмысленно. Новые арены – это и заметный прирост посещаемости, и более привлекательная телевизионная картинка, и лучшие условия для спонсоров (вплоть до возможности продажи названия). Чтобы избежать ситуации, когда собственник закроет клуб и построит на месте арены рынок, достаточно прописать жесткие условия в договоре.

17. Начать работать с болельщиками

Клубы должны всерьез взяться за маркетинг. Учиться сами или же УПЛ стоит организовывать мастер-классы. Или хотя бы прислушаться к советам Юрия Свиридова – главы департамента маркетинга и коммуникаций «Шахтера». В колонке для Tribuna.com он приводит вполне логичные аргументы. Чтобы завоевать аудиторию, нужно работать с детьми, а чтобы дети стали болельщиками, они должны играть в футбол. Значит, клубы и федерация должны строить поля. Таким образом, развивая массовый футбол, поднимается и профессиональный. Если увеличить количество играющих в футбол детей до среднего европейского уровня, в будущем можно довести стоимость ТВ-прав на матчи УПЛ до 60-70 млн долларов, что в разы больше, чем сейчас. Спонсорские контракты при большой аудитории тоже ощутимо увеличатся.

Не умеете зарабатывать на болельщиках на стадионе – отдайте эту сферу кейтеринговым компаниям

Но даже сейчас немало методов для привлечения зрителей. Для начала надо отменить практику показа матчей в рабочее время будних дней. Стоит поднять цены на билеты, но при этом сделать значительно выгоднее и удобнее приобретение абонементов. Футбол не может быть бесплатным, но разовые акции – к примеру, на каждый матч делать свободный вход для учеников определенной школы – вполне себе способ привлечь аудиторию. Не умеете зарабатывать на болельщиках на стадионе – отдайте эту сферу кейтеринговым компаниям за отдельную плату. Если нет магазина или он не приносит доход – разрешите предпринимателям использовать ваш бренд для производства и продажи клубной атрибутики. Это хотя бы увеличит базу болельщиков, больше привяжет их к родному клубу.

При средней цене билета 40 грн и посещаемости в 10 тысяч можно заработать больше 6 миллионов гривен за сезон. Немного, но и немало – около 10% от нынешних бюджетов клубов-середняков.

***

Итог

Представим себе, что все эти реформы воплощены в жизнь. Тогда, даже по самым скромным подсчетам, клуб-середняк сможет зарабатывать примерно: 20 млн на трансферах и компенсациях, 15 млн на телевидении, еще 15 млн на спонсорах и 10 млн на болельщиках (билеты, доходы от коммерческой деятельности в дни матчей, продажа сувенирной продукции). В сумме – 60 млн гривен (или 3 млн долларов). То есть, практически полностью покрыть все расходы.

Другие посты блога

Почему я не верю Реброву
25 октября 2016, 21:09
48
Все посты