Tribuna/Баскетбол/Блоги/Правила Джетро Гиббса/Американская мечта. 7 украинцев, выбранных на драфте НБА

Американская мечта. 7 украинцев, выбранных на драфте НБА

Накануне очередного драфта НБА Иван Манчев вспоминает всех украинцев, выбранных на ежегодной ярмарке талантов, и то, как после этого сложились их отношения с сильнейшей лигой мира.

26 июня 2014, 19:19
9
Американская мечта. 7 украинцев, выбранных на драфте НБА

Накануне очередного драфта НБА Иван Манчев вспоминает всех украинцев, выбранных на ежегодной ярмарке талантов, и то, как после этого сложились их отношения с сильнейшей лигой мира.

Александр Волков (1986, «Атланта», 134 пик)

Железный занавес под конец восьмидесятых оставался достаточно прочным для того, чтобы советские баскетболисты могли вырваться на вольные хлеба за границу. Но многие отлично понимали: если Горбачёв продолжит следовать заданному курсу в международных отношениях, то всё очень скоро изменится. В числе понимающих оказался молодой тогда ещё специалист Майк Фрателло, с подачи которого «Атланта» в пятом раунде задрафтовала одного из лидеров сборной СССР. Это вложение было чем-то сродни пятидесятирублевой купюре, которую забыли во внутреннем кармане пиджака, дабы вспомнить о ней через пару-тройку лет.

Волков уехал в США сразу после того, как приложил руку к чемпионству «Будивельника» в сезоне 88/89, но закрепиться за океаном надолго у олимпийского чемпиона Сеула не вышло. Во-первых, на его позиции львиную долю игрового времени получал Доминик Уилкинс, что было весьма и весьма предсказуемо. Во-вторых, начало подводить здоровье – из-за травм был полностью пропущен сезон 90/91. Вернувшись в строй, будущий руководитель всего украинского баскетбола выдал довольно сносную регулярку (9 + 3 + 3 при 44% с игры), но «Атланта» не попала в плей-офф, уступив «Майами» по дополнительным показателям. Фрателло в клубе из Джорджии больше не работал, и один из его протеже предсказуемо покинул Америку.

Виталий Потапенко (1996, «Кливленд», 12 пик)

«Кливленд» умел делать странные выборы на драфтах ещё до того, как Дэн Гилберт стал владельцем франшизы. Хотя если присмотреться подробнее, то объяснение интереса к Потапенко находится легко – «Кавальерс» тогда возглавлял … да-да, знающий толк в украинских игроках Майк Фрателло. Сочетание навыков, данных советской школой и американской системой, впечатляло в придачу к внушительной массе, и не беда, что после Виталия на ярмарке талантов ушли Брайант, Стоякович, Нэш, Джермейн О’Нил и немного не вписывающийся в эту компанию Олл-Старов Делк. Свой лучший выбор на том драфте «Кавс» всё равно сделали под конец второго десятка, заполучив Жидрунаса Илгаускаса.

«Украинский Поезд» на первых порах стопроцентно оправдывал своё прозвище – лезть под 130-килограммовую махину, получившую мяч в трёхсекундной зоне, не хотелось никому. Он худо-бедно умел подбирать (4.5 отскока за 19 минут в среднем за карьеру), но на этом полезные навыки Потапенко заканчивались. По иронии судьбы, лучшим для Виталия стал постлокаутный сезон 98/99, когда он был основным что в «Кливленде», что в выменявшем его «Бостоне» (Рику Питино болельщики «Кельтов» до сих пор не могут простить тот трейд, ибо в Огайо отправился пик первого раунда весьма глубокого на поверку драфта-99). Уже в новом тысячелетии украинец последний раз вспыхнул в «Сиэтле» в сезоне 03/04, но история Джерома Джеймса чуть позже дала понять, что такие вещи всерьёз воспринимать не стоит.

Сейчас Потапенко остался в США и вряд ли жалеет о том, что порвал с украинским прошлым ещё в девяностых.

Сергей Лищук (2004, «Мемфис», 50 пик)

Ровенский самородок так и не попал в НБА, но нельзя сказать, что его карьера складывается неудачно. Сейчас, спустя почти десятилетие, кажется, что Лищук точно бы не затерялся в «Мемфисе» времён зрелого Пау Газоля – регулярно выходившим в плей-офф до поры «Мишкам» непосредственно в постсезонке не хватало жёсткости и напора, в том числе и со скамейки. Оказавшийся у руля клуба из Теннесси в межсезонье Фрателло (а куда же без Майка, в самом деле?) предложил генеральному менеджеру Дику Версаче выбрать Сергея именно из этого расчёта. И правда, ставка на европейскую версию Троя Мёрфи в конце второго раунда в теории могла бы стать безошибочной.

На практике же Лищуку Атлантический океан пересекать так и не пришлось. В середине нулевых, когда он доминировал на площадке в составе «Азовмаша», многим казалось, что бигмен попросту пересидел на родине. Заглянув в Испанию ради «пробы пера», Сергей задержался в «Валенсии» на шесть сезонов и стал одним из любимцев требовательных левантийских болельщиков, но самоотверженность, как известно, чревата многочисленными травмами. В сборной один из её лидеров не появлялся с литовского Евробаскета, но сейчас вроде как подлечился и готов помочь на дебютном для нас чемпионате мира.

Забавно здесь ещё и вот что: российское трио Подкользин – Хряпа – Моня, выбранное подряд «Ютой», «Нью-Джерси» и «Портлендом» (Павел в итоге оказался в «Далласе», а Виктор присоединился к Сергею в Орегоне) в НБА хоть и засветилось, но закрепиться не сумело. Говорите, риски всегда оправданы?

 

Алексей Печеров (2006, «Вашингтон», 18 пик)

Майк Фрателло имел отношение и к этому украинскому выбору, но уже по «принципу двух рукопожатий». Александр Волков неоднократно интересовался мнением вытащившего его когда-то в Штаты наставника, пытаясь слепить новую отечественную звезду по образу и подобию Дирка Новицки. Но у Печерова был один существенный недостаток, который устранить было непросто – проблемы с самоотдачей и рабочей этикой бросались в глаза ещё во Франции, где Алексей проходил обкатку после драфта, дабы влиться в состав «Вашингтона» уже готовым к НБА игроком. Лень-матушка сделала своё дело, и к двадцати девяти годам один из многих «Дирков 2.0» стал никому не нужным игроком с завышенными запросами.

За три года в Америке Печеров запомнился прежде всего безынициативностью в моментах, когда мяча не было в его руках. Один из местных аналитиков чертовски точно подметил: «Парень хочет бросать по кольцу, а не играть в баскетбол, это совершенно не одно и то же». Памятный данк Андреса Носьони был не единственным эпизодом, в котором украинец исполнял роль мебели. «Уизардс» с радостью избавились от него, в «Миннесоте» Алексей выдал поначалу полдюжины почти фантастических матчей, заставив столичный клуб усомниться в правильности решения, но потом всё вернулось на круги своя. Со сборной пути некогда самого талантливого украинского проспекта тоже разошлись – Фрателло нужны люди, которые будут сражаться из последних сил, а не ходить вразвалочку, будто делая всем одолжение.

Кирилл Фесенко (2007, «Филадельфия», 38 пик, обменян в «Юту»)

Спустя год был задрафтован человек, считавшийся полной противоположностью Печерову. Баскетбольные умения Фесенко многими ставились под вопрос, но нынче очевидно одно: если Кирилл попадал в нужную атмосферу, то становился удивительно полезным исполнителем. В Солт Лейк Сити один из многочисленных выходцев с улицы Титова, ставших профессиональным спортсменом, исполнял роль энергетика, такого себе тяжеловесного Криса Андерсена, чью эффективность бессмысленно измерять цифрами. В конце концов, нельзя забывать о том, что лентяи в команде Джерри Слоуна никогда не задерживались.

 

Сезон 10/11 должен был стать для Кирилла судьбоносным. Он отклонил неплохое и долгосрочное предложение «Хьюстона», решив остаться в «Юте», затем приложил руку к успешной квалификации сборной на чемпионат Европы (главную роль там, впрочем, сыграло желание ФИБА срочно расширить состав участников), а с осени стал ещё больше выкладываться в НБА, получая свои традиционные десять минут за вечер. По закону жанра, висящее за кулисами ружьё выстрелило в самый неподходящий момент – в последнем матче Евробаскета приключилась весьма серьёзная травма колена, последствия которой по сей день мешают Фесу вернуть былые кондиции. Летом он наверняка будет пытать счастья в летних лигах, но, похоже, более разумным решением будет возвращение в Европу.

Сергей Гладырь (2009, «Атланта», 49 пик)

Тот же Лищук, только в профиль. Шутки шутками, но американские истории двух Сергеев удивительно похожи: два талантливых провинциала были выбраны командами, не хватающими звёзд с неба, но шансов так и не получили, поскольку на их позициях тренеры предпочитали видеть американских рекрутов. В ростере «Атланты» всегда хватало снайперов, и как бы Гладырь ни старался, стать даже тринадцатым игроком в Джорджии ему было не суждено. Единственным объективным шансом виделся обмен прав на защитника в другую команду, но эти самые права иногда имеют привычку «гулять» туда-сюда по всей лиги, так и не будучи использованными.

За пять лет в жизни Сергея изменилось многое. Он связал себя узами брака (и с кем – с олимпийской чемпионкой по фехтованию! Вот вам и работа над менталитетом победителя, так сказать), да и на баскетбольных площадках стал выглядеть более зрело. Некоторая доля авантюризма всё же осталась, но рискует Гладырь лишь при надобности. Если раньше он мог спокойно махнуть рукой на оборонительные обязанности, то на Евробаскете в Словении храбро сражался даже с травмой, а в составе «Нантерра» в еврокубках выглядел куда умнее безголовой американской диаспоры (Дэвида Лайти, конечно, стоит вынести за скобки). Если сейчас Сергей чем-то и хуже условного Белинелли, то лишь отсутствием опыта выступлений в НБА. Но в Америку его уже вряд ли позовут…

Алексей Лень (2013, «Финикс», 5 пик)

Отъезд уроженца Антрацита в США (кто-то, правда, до сих пор называет это бегством и не скрывает возмущения) оказался на удивление своевременным. Алексею не совсем повезло с колледжем – такое ощущение, что игроки задней линии «Мэриленда» не пасовали бы на больших даже с приставленным к голове огнестрельным оружием, но за два года Лень всё же сумел восполнить те пробелы в подготовке, которые неизбежно возникают у любого украинского бигмена. В какой-то момент большинство аналитиков даже котировало его как потенциальный первый пик, но травма отбросила центрового чуток пониже.

Дебютный сезон в сильнейшей лиге мира оставил противоречивое впечатление. С одной стороны, нельзя не согласиться с Джеффом Хорнасеком, который максимально берёг новичка во время игр, осторожно нагружая его на тренировках. С другой стороны, даже травмированный и неопытный семифутер на позиции пятого номера мог бы смотреться лучше старшего из братьев Пламли, чью хорошую статистику в нападении можно списать на старания Драгича, а в защите – на увеличение игрового времени. Майлз как был игроком уровня какого-нибудь европейского середнячка, так им и останется, а вот Лень спустя некоторое время действительно может выйти на тот уровень, который прогнозировали специалисты. Иногда лучше работать и ждать, сцепив зубы.

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты