Tribuna/Футбол/Блоги/Овертайм/Матузалем – первый топ-трансфер УПЛ: влюбил «Шахтер» в бразильцев, сбежал, боялся мести Ахметова

Матузалем – первый топ-трансфер УПЛ: влюбил «Шахтер» в бразильцев, сбежал, боялся мести Ахметова

Блог — Овертайм
25 апреля 2020, 23:55
52
Матузалем – первый топ-трансфер УПЛ: влюбил «Шахтер» в бразильцев, сбежал, боялся мести Ахметова

Александр Сажко – об игроке, который мог стать легендой клуба, но выбрал другой путь.

Матузалем провел всего три сезона в Украине, но оставил яркий след в нашем футболе. Трансфер бразильца стал знаковым для «Шахтера» и всей УПЛ. А сейчас ни одна подборка лучших легионеров в истории чемпионата не обходится без Франселино на самых высоких позициях. 

С момента последнего матча полузащитника за «Шахтер» прошло почти 13 лет – новые болельщики клуба занют его разве что только по нарезкам в ютубе. Разбираемся, что делает историю Матузалема уникальной. 

Красиво уехал из Италии: дубль Милану в прощальном матче Баджо на «Сан Сиро»

 

Матузалем переехал в Италию в 19 лет: вышел с «Наполи» в серию А, сразу вылетел обратно, а затем провел в высшем итальянском дивизионе три добротных сезона за «Пьяченцу» и «Брешию», играя практически в каждом матче.

В каждом из клубов бразилец точно запомнился: в «Пьяченце» стал первым легионером, который забил за клуб в серии А, с «Брешией» шикарно попрощался – сделал дубль в своем последнем матче и по совместительству в последнем матче в карьере легендарного Роберто Баджо. «Брешия» проиграла «Милану» на «Сан Сиро» 2:4, но два дальних удара Матузалема (один с передачи как раз Баджо) поставили красивую точку на его выступлениях за клуб. В этом же матче забивал и Андрей Шевченко:

Интересно, что в том сезоне это был всего второй и третий мяч бразильца в чемпионате. Но они получились такими знаковыми.

Стал первым входящим топ-трансфером УПЛ

24-летний Матузалем приезжал в «Шахтер» из топовой серии А начала 2000-х: «Милан» и «Ювентус» всего год назад разыграли между собой в финале Кубок чемпионов, Шевченко стал лучшим бомбардиром серии А-03/04 и выиграл как раз в 2004-м Золотой мяч. «Брешия» была середняком чемпионата – без серьезного риска вылета, но и без претензии на высокие позиции.

У Матузалема хватало хороших партнеров. Кроме знаменитого Баджо, который был главной фигурой в клубе, бразилец поиграл еще с несколькими итальянскими сборниками: Ди Бьяджи, Маури, Бриги, Караччоло. И в этой команде он был безоговорочно основным – пропускал матчи только из-за травм и дисквалификаций, играл почти всегда все 90 минут.

Футболисты с таким солидным бекграундом в самом расцвете сил раньше никогда не приезжали в чемпионат Украины. Знаковой стала и заплаченная сумма – 14 миллионов евро. Трансфер стал рекордным – предыдущий рекорд «Динамо» он превзошел больше чем в 2,5 раза (покупка Йерко Леко в «Динамо» Загреб за 5,5 млн евро).

Более того, для «Шахтера» это был первый рекорд в Украине – раньше максимальную сумму обновляло только «Динамо». Приход Матузалема стал явным заявлением о намерениях. Противостояние горняков с киевлянами только разгоралось – «Шахтер» взял первый титул в сезоне-01/02, но потом дважды проиграл чемпионат. Таким вложением Ринат Ахметов показал, что готов идти на все, чтобы побеждать. В дальнейшем трансферные рекорды в Украине била только его команда:

Если учесть футбольную инфляцию, то трансфер Матузалема до сих пор остается рекордным входящим в УПЛ в пересчете на современные деньги:

 

Разделил историю «Шахтера» на две эпохи, убедил Ахметова ставить на бразильцев

Рекордное подписание Матузалема за безумные на то время деньги – не самое важное событие в «Шахтере» летом 2004-го. Приход статусного бразильца – последствие системных изменений в клубе: главным тренером назначили Мирчу Луческу (хотя был в команде с мая, но работал вместе с Прокопенко), генеральным директором – Сергея Палкина. Началась новая эпоха, символом которой на поле стал именно Матузалем.

Сезон-04/05 стал переходным и для всего украинского футбола – последним без лимита на легионеров. Мирча Луческу пользовался возможностью использовать иностранцев по максимуму – доходило, что на поле в стартовом составе не было ни одного украинца. «Шахтер» первой половины 2000-х уже был командой, построенной на легионерах из восточной Европы. 

Матузалем не был первым бразильцем в составе горняков (Брандао играл в команде с 2002-го), но стал первым латиноамериканцем со ставшим позднее привычным типажом для «Шахтера» – невысокий, техничный, эффектный, умеющий классно обращаться с мячом и играть в короткий пас.

Дебютный матч Матузалема в чемпионате Украины тоже стал знаковым. «Шахтер» в первом же туре играл с «Динамо», причем второй раз подряд после поражения по пенальти в Суперкубке. Франселино был единственным бразильцем в старте горняков. Итог – победа 2:0 на выезде.

Мирча Луческу считает переход Матузалема переломным для «Шахтера»:

«Мы мечтали с президентом превратить матчи «Шахтера» в шоу, спектакль. Привлечь болельщиков. Вот тогда и родилась идея пригласить бразильцев. Есть разные игроки, но шоу делают только бразильцы. Если бы мы ставили другие задачи, в команде были бы аргентинцы и уругвайцы.

Тогда я уговорил президента приобрести Матузалема. До сегодня считаю его лучшим легионером, выступавшим в украинском чемпионате. Я объяснял президенту, что Матузалем станет примером для других высококлассных бразильских игроков. Они переходят только в те клубы, где чувствуют себя комфортно, как дома», – рассказывал Луческу.

Интересно, что сам игрок рассказывал немного другое. Якобы Луческу, увидев его в первый раз, даже не узнал: «Кто ты?» – поприветствовал меня Луческу. В итоге он стал мне как отец». У румына такое своеобразное чувство юмора или он все же не настолько сильно повлиял на трансфер, как рассказывал позже?

Именно трансфер Матузалема убедил президента «Шахтера». Уже в январе 2005-го клуб подписал Элано и Жадсона, а дальше почти каждое трансферное окно в клубе появлялся хотя бы один бразилец. В последний сезон Матузалема в донецком клубе их было уже шестеро: сам Мату, Брандао, Элано, Жадсон, Фернандиньо и Луис Адриано. И это если не считать так и не заигравших Ивана, Батисту и Леонардо.

Заиграл без адаптации, стал первым бразильским капитаном «Шахтера»

В Италии Матузалем мало забивал. В основном управлял игрой команды из глубины. В «Шахтере» бразильца прорвало – каждый сезон не менее 10 голов во всех турнирах. В отличие от большинства соотечественников, которые придут в клуб позже, он заиграл мгновенно, совсем без адаптации.

Гол «скорпионом» в памятном противостоянии с «Севильей» – первое, что вспомнит каждый болельщик о Матузалеме. Многие считают его если не лучшим, то точно одним из самых лучших в истории клуба:

Но на самом деле Франселино умел и делал на поле практически все, получил полную свободу от Луческу: бил, обводил, направлял атаки, раздавал голевые передачи, врывался в штрафную из глубины. Иногда он играл ближе к флангу, но все же главная зона бразильца – центр поля. Чтобы полноценно описать его футбол в этот период, нужен отдельный пост. Лучше всего разницу между Матузалемом и его партнерами описал Дмитрий Чигринский:

«Матузалем был другим. Он это делал и в матчах, и на тренировках. Я тогда был молодым, уровень «Шахтера» казался мне чем-то невероятным. Но он был другим футболистом во всем: понимание игры, во время тренировок, как он пользовался своим телом, контроль мяча, видение.

В «Барселоне» разница не чувствовалась, потому что там все были особенными. А вот Матузалем в том «Шахтере» был как игрок из другого вида спорта», – сказал Чигринский.

В первом же сезоне Луческу и Матузалема «Шахтер» выиграл чемпионат, а в следующем защитил титул – впервые в своей истории. Зимой 2007-го, после продажи Анатолия Тимощука в «Зенит», Матузалем стал первым постоянным бразильским капитаном клуба.

Сбежал в «Сарагосу»: Палкин назвал переход кражей, клуб до сих пор не получил деньги

Капитанской повязки оказалось недостаточно, чтобы удержать успешного игрока, у которого были предложения из топ-чемпионатов. После провального для клуба (не выиграли ни одного трофея), но солидного для себя сезона-06/07 (назвали лучшим в чемпионате Украины) бразилец в одностороннем порядке разорвал контракт и сбежал в «Сарагосу».

Матузалем объяснял поступок желанием играть в сборной Бразилии: «У меня была детская мечта – играть за сборную. Мы с моим менеджером разработали план, как покинуть «Шахтер», чтобы играть в чемпионате Испании и быть на виду у коуча сборной Бразилии».

И заявлял, что президент «Шахтера» Ринат Ахметов не сдержал обещание: «У меня была устная договоренность с президентом «Шахтера», что после трех лет в Донецке я сам буду выбирать – оставаться или уходить. Это должно быть мое решение, хотя я подписывал 5-летний контракт.

Как раз тогда карьера была на пике, и меня не отпускали. Это было недопонимание между мной и президентом «Шахтера». Я решил уйти – и ушел со скандалом. Мы не пришли к компромиссу».

«Шахтер» хотел 25 миллионов, «Сарагоса» же посчитала, что достаточно компенсировать оставшуюся по контракту зарплату игрока, если задействовать «правило Вебстера» – 2,36 миллиона евро. Оказалось, что даже по этой лазейке нельзя разрывать действующий контракт без серьезной причины. «Шахтер» обратился в суды – и все выиграл. CAS увеличил размер компенсации до 11,86 миллионов плюс 5 процентов годовых с момента побега.

Сергей Палкин объяснил просто: «Сарагоса» фактически украла у нас футболиста и теперь собирается еще и хорошо заработать на этой краже». Испанский клуб как раз отдал Матузалема в аренду в «Лацио» и прописал в контракте сумму выкупа – 13 миллионов евро.

Все осложнило банкротство испанцев. ФИФА никак не наказал «Сарагосу» за игнорирование решений суда, поэтому в 2016-м «Шахтер» подал в суд и на них. Только в 2017-м, спустя 10 лет, клубы договорились – «Сарагоса» согласилась выплатить 6,75 миллионов, примерно половину от набежавших с процентами 13,8 миллионов долга. Правда денег «Шахтер» так и не увидел.

В конце 2019-го Сергей Палкин вспоминал Матузалема, который стал для него первым трансфером в должности генерального директора:

«Фартовый трансфер зашел. Это футбол, это жизнь. На тот момент было мало опыта в этих всех контрактах, трансферах. Уже со временем ты его набирался. То, что произошло… Мы выиграли суд. И если бы Сарагоса находилась в нормальной ситуации, то мы бы получили все те деньги, которые нам причитаются. Но, к сожалению, мы на это влиять не можем».

Боялся мести Ахметова. Президент «Шахтера» заблокировал возвращение игрока

 

Матузалем даже был готов вернуться в «Шахтер», но как признался сам в 2015-м – ему не простил некрасивый уход Ахметов: «Я мог вернуться в «Шахтер». Были телефонные разговоры с Луческу, но возвращению помешал характер Рината Ахметова, который помнил мой уход из клуба. Если Ахметов мне позвонит, то вернусь в «Шахтер» хоть завтра». Правда период, когда была такая возможность, бразилец не назвал.

Интересно, что в других интервью полузащитник развивал тему отношений с Ринатом Ахметовым. Франселино боялся, что президент «Шахтера» сможет добиться того, чтобы он не смог играть в футбол:

«Я очень переживал из-за президента «Шахтера». Сначала они хотели наброситься на «Сарагосу», а потом старались сделать так, чтобы я больше не играл в футбол. Это был очень беспокойный период.

Было страшно? Да, да. Очень. В мире футбола есть люди и вещи, с которыми вы должны быть очень осторожны. Президент «Шахтера» очень хотел выиграть это дело. Когда он пытался сделать так, чтобы я больше не играл, я волновался. Даже когда я покинул «Сарагосу» ради перехода в Италию, я увидел, что весь этот процесс продолжается. Я никогда не переставал беспокоиться». 

Нигде не заиграл на топ-уровне. Возможно, повлияла травма, которую нанес Яя Туре

 

Матузалем в 27 лет сбежал из «Шахтера», чтобы играть на более высоком уровне и попасть в сборную Бразилии, но его план полностью провалился. Франселино неоднозначно начал в Испании: удаление в первом, но дебютный гол в четвертом матче за клуб. Все могло бы сложиться по-другому, но в «Сарагосе» его застали финансовые проблемы клуба и травма.

В следующем матче после первого гола Матузалем получил повреждение, из-за которого не играл более 5 месяцев. Его вырубил неожиданно грубым подкатом в центре поля еще один не чужой человек для украинского футбола Яя Туре, выступавший тогда за «Барселону»:

Матузалем считает, что этот фол все изменил:

«Это был один из худших дней в моей жизни. Ничего подобного не было с того времени. Это травма, которую я так и не преодолел. Непоправимый психологический ущерб.

Яя Туре не было необходимости идти в подкат. Я знаю, что у него не было необходимости играть так жестко, но он подкатился очень агрессивно, а я упал в депрессию. Я провел почти шесть месяцев без футбола. Это был самый худший момент в моей жизни. Это действительно отрезало мне крылья. Я больше не играл так хорошо, как раньше. Яя Туре едва не разрушил мою жизнь. Если бы не было этой травмы, то у меня все было бы по-другому».

«Сарагоса» с приличным составом вместо борьбы за Лигу чемпионов вылетела из примеры. Дальше карьеру бразильца нельзя назвать провальной, но он точно был способен на большее: 4 года в «Лацио», где он никогда не был на первых ролях (не более 22 матчей в серии А за сезон) и два похожих года в «Дженоа». Матузалем стал рядовым ролевиком, его нахождение на поле больше не было обязательным. Существенно упала и результативность – всего 5 голов за 7 сезонов во всех турнирах в клубах примеры и серии А:

Матузалем играл до 2017-го – завершил карьеру в 37 лет в клубе итальянской серии D.

Фото: Gettyimages.ru/Alessandro Sabattini, John Walton, Christof Koepsel, Denis Doyle; «Шахтер».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты