Tribuna/Футбол/Блоги/Под одесским углом зрения/Кирилл Ковальчук: «Черноморец» в этом сезоне откровенно убивали»

Кирилл Ковальчук: «Черноморец» в этом сезоне откровенно убивали»

О бойкоте в «Металлисте», запрете «Черноморцу» играть в Одессе, обвинениях в «сливах» и назначении Севидова – Григорий Зайдман обстоятельно поговорил с опорным полузащитником «Металлиста» и сборной Украины.

17 июня 2015, 23:00
8
Кирилл Ковальчук: «Черноморец» в этом сезоне откровенно убивали»

О бойкоте в «Металлисте», запрете «Черноморцу» играть в Одессе, обвинениях в «сливах» и назначении Севидова – Григорий Зайдман обстоятельно поговорил с опорным полузащитником «Металлиста» и сборной Украины.

Расставание с «Черноморцем»

– В отпуск вы поехали не на Мальдивы, а в Одессу.

– Это мой дом. Раньше, когда жил в Одессе, летом старался куда-то съездить. Сейчас же так соскучился по городу, что весь отпуск с удовольствием провожу дома. Погода, море, друзья – сказка!

– Роман Григорчук недавно сказал, что знает все о происходящем в «Черноморце». А вы?

– Аналогично. Поддерживаю связь со многими ребятами – Васин, Слинкин, Юра Мартыщук. Общаюсь с футболистами нашего состава, переписываюсь с Димой Безотосным. Есть контакт и с руководством, у нас нормальные отношения. В общем, владею информацией. Жаль, что «Черноморец» сейчас в тяжелом положении. В принципе, как и вся наша премьер-лига.

– Есть информация, что вы были готовы на серьезные уступки, лишь бы остаться в «Черноморце». Правда?

– Конечно. Был готов на более чем двукратное понижение зарплаты. «Черноморец» – команда моего сердца. И это не пустые слова. Самое дорогое из того, что я пережил в футболе, случилось здесь – финал Кубка, Суперкубок, Лига Европы, плей-офф. История! И я рад, что участвовал в ней. Не уверен, что еще испытаю такие эмоции. Надеюсь, что испытаю, конечно, но в Одессе так любят футбол, что я реально чувствовал поддержку от каждого одессита – непередаваемые ощущения.

Было немножко тяжело... Да как немножко. Очень тяжело. Не только мне, но и всей моей семье – жене, родителям. Все переживали за тот «Черноморец». Я и сейчас болею за одесский клуб. Надеялся до последнего, что все наладится. Уйти было непросто. Но получилось так, что клуб поставил цель сохраниться и сильно омолодиться. Мы сделали неплохой задел в первой части сезона, поэтому можно было рисковать.

Верю, у «Черноморца» временные трудности и в Одессе будет большой футбол. Нужно время. Александр Бабич молодой амбициозный тренер, но он в первую очередь человек, которому тоже нужно время. Понимаю, как ему тяжело, но вижу, что у него все получится.

– Почему уверены, что у Бабича получится?

– Он трудолюбивый человек, который выкладывается на 100 процентов. Ребята рассказывают, что у него очень интересный тренировочный процесс, он все правильно объясняет тактически. Конечно, желательно добавить в каждую линию по хорошему исполнителю, тогда будет костяк, вокруг которого легче строить команду и внедрять молодых. Тогда уйдет проблема реализации, которая была в прошлом сезоне. Не хватало спортивной наглости, опыта. Было видно, что молодые боялись.

– В чем заключалась боязнь?

– Возьмем матч с нами. У «Черноморца» хорошее выбегание, к примеру, 5 в 4, но из-за нервозности и неуверенности в себе футболисты бьют с 30 метров, хотя можно спокойно доиграть до верного. Это нервы. Ребятам по 20 лет. Пройдет немного времени – все изменится. И, может, уже в новом сезоне кто-то станет открытием. Потенциал у одесской молодежи есть. Я их знаю давно, они часто с нами тренировались – там действительно есть хорошие игроки.

– Кто выделялся уже тогда?

– Данченко. Выкладывается Филимонов. Мне нравится Луценко, в новом сезоне он себя проявит. И очень перспективный нападающий Яворский. Делает много врываний – самое важное для центрального нападающего. У него голова работает в правильном направлении. Защитникам тяжело с ним, потому что он все время работает на обострение. И в премьер-лиге он в каждой игре имел моменты, но надо забивать.

Талант есть еще у многих, но его мало. Нужно старание, трудолюбие и дисциплина.

– Зимой было сказано, что «Черноморец» полностью рассчитался с ушедшими игроками. Можете подтвердить?

– У всех индивидуальные договоренности. Правильнее было бы сказать – не рассчитались, а договорились. Мы относимся с пониманием, с уважением к клубу. Все держится на доверии. Я лично договорился под честное слово, доверяю руководству и верю, что все обязательства будут выполнены.

– Что знаете о коттеджах, которые футболистам «Черноморца» якобы предлагали вместо зарплаты?

– Вроде как кому-то предлагали их в качестве погашения долгов. Кто-то договаривается, кто-то нет. Я не вникал, у меня коттеджа нет.

– Финальное по теме: хотелось бы вернуться в «Черноморец»?

– Естественно! Готов вернуться в любой момент, как только команда будет ставить перед собой максимальные задачи.

Переход в «Металлист»

– В «Металлисте» вы оказались вместе со старыми знакомыми – Бобко, Приемовым, Назаренко. Насколько это помогло с адаптацией?

– Помогло, безусловно. В «Металлисте» шикарный, действительно семейный коллектив, все люди приятные и открытые. Не делю футболистов на тех, с кем играл, а с кем нет. Футбольный мир тесен, общаются все. Того же Колю Ищенко знаю сто лет, еще в дубле «Карпат» играли. С Погорелым был знаком. Сдружился с Болбатом, с Рыжуком.

– Как реагировали на бойкот легионеров?

– Старался не обращать внимание. Я вообще против каких-либо бойкотов. Он случился как-то резко: все вроде хорошо, осталось два дня до возобновления чемпионата – и бойкот. Не было времени об этом думать, потому что шли игры, вырисовался уже новый костяк. Бойкотировавшие ребята тренировались отдельно, лишь позднее к нам присоединились Болбат и Кулаков. Тех, кто бойкотировал, можно понять – футболисты долгое время не получали зарплату, переживали. Насколько я знаю, со всеми были достигнуты договоренности.

– С вами проблем нет?

– Как везде, небольшие задержки. Но это не худшая ситуация с учетом происходящего в стране. Диалог с руководством есть.

– Сразу после вашего перехода в «Металлист» выступил Святослав Сирота: «Какие же футболисты лохи! Ровно через 2-3 месяца услышим плач Ярославны от Ковальчука, что его бедного обманули». Прошло больше времени, а Ковальчук все не плачет.

– Сам я не читал, но мне рассказывали про это заявление. Отвечать на такие высказывания никогда не буду. Доволен, что нахожусь в «Металлисте».

– Игорь Рахаев говорил, что в «Металлисте» только 4 игрока на контракте. Вы, Иван Бобко. Кто еще?

– Каядо и Денис Кулаков. В клубе обещали, что с большинством игроков последнего состава продлят сотрудничество.

Извинение Рахаева

– В первой части сезона «Черноморец» был чемпионом по 0:0. В весенней части «Металлист» четырежды сыграл 0:0. Этот счет вас просто преследует.

– Мои функции как раз заключаются в том, чтобы играть сзади на ноль.

У нас же в «Черноморце» была четкая система. Мы выходили и знали, что делать, куда бежать, куда садиться. Было два варианта: ты либо весь матч атакуешь, либо настолько четко переключаешься от атаки к обороне, что соперник за весь матч бьет три раза, да и то с 30 метров в сторону ворот, а не в створ.

В «Металлисте» говорить о системе, конечно, рано. В «Черноморце» была сыгранная команда, в Харькове все основывалось больше на старании, но эти серии по 0:0 – положительный момент, который нужно развивать.

– В «Черноморце» вы были незаменимым футболистом, всегда играли по 90 минут и за четыре года пропустили матчей пять. В «Металлисте» вас часто меняли, и из 13 матчей вы сыграли только 6 полных. Есть объяснение?

– Не знаю. Был готов играть 90 минут, но есть тренер, который решает и отвечает за результат. Я много над этим думал, можно сказать, ночи не спал, переживал – но с моей стороны объяснения нет. На разговор не шел, все держал в себе, хотя понимал, что это сильно портит мою статистику.

– Суммарная разница мячей «Металлиста» в первых таймах – 3:5, во вторых 9:13. С чем связано?

– Да, отмечал для себя. Но почему так, не знаю. Скорее просто интересный статистический факт. В каких-то матчах во втором тайме мы уже играли в открытый футбол – атака на атаку. И могло быть не 9:13, а 20:25. Порядка во вторых таймах было меньше, это правда. Бывало, по ходу проигрывали, шли отыгрываться, пропускали, забивали... Тот же матч с Луцком – 5 голов за 20 минут. Если убрать этот матч, то статистика уже будет покрасивее.

– Кварцяный и Рахаев заявили тогда, что футболисты будто ставили на большое количество голов.

– В том матче меня как раз заменили на 56-й минуте, и я все наблюдал со стороны. Говорю уверенно: во время игры у меня даже мысли не было, что это сдача. Ну как команды могут договориться, чтобы пропускали и те, и те? Нереально. В том туре было забито 32 мяча: «Шахтер» 7:3 с «Говерлой», «Динамо» забило шесть «Металлургу». Тур такой, что делать.

Тренеры высказались на эмоциях, но слышать было неприятно, потому что звучало как обвинение.

– Рахаев как-то оправдал свои слова перед командой?

– Да. Извинился: «Мы должны были выиграть матч. Сказал в шутку, был на эмоциях. Ни в коем случае никого не подозреваю, вижу, что все выкладываются».

– Вы выиграли всего два матча весной.

– Но мы-то и проиграли всего три игры, если без Кубка – «Динамо», «Ворскле» и «Олимпику». Зато сыграли вничью с «Днепром» и «Шахтером». Отсутствие побед не так гнетет, потому что поражений было не так много. Первую игру с «Динамо» не считаю: девять человек дебютировали, пацанам по 18-19 лет. Против Ленса, Мбокани, Ярмоленко мы выдали максимум – первый тайм закончили 0:0. Киевляне уже были в тонусе, после еврокубков, против детей – понятно, мы на ничью даже не рассчитывали. Затем приехали арендованные, и стало легче.

– Почему «Металлист» недотянул до еврокубков?

– Где-то не повезло. Сейчас с «Зари» сняли три очка, то есть мы остановились, по сути, в шаге от Лиги Европы. Но главное – не хватило людей. Играли одним составом. Кто-то травмировался – и уже тяжело. Чтобы добиваться больших результатов, должен быть порядок во всем. В «Заре» и «Ворскле» был порядок – и на финише они как машины стали набирать очки. Все команды вроде одинаково играют, а очки берут именно «Заря» и «Ворскла». Таким порядком отличался и наш «Черноморец».

Бардак с отмененным матчем

– Так и не состоявшийся матч последнего тура «Черноморец» – «Металлист». Как это выглядело со стороны футболистов «Металлиста»?

– Однозначно это бардак. Не знаю, кто кому что писал, но оштрафовали футбольную лигу.

– Окончательного решения пока нет, но вроде как «Черноморец» тоже будет наказан.

– Бред. «Черноморец» нельзя штрафовать. Говорю прямо: «Черноморец» в этом сезоне откровенно убивали! Мне очень обидно, что Одессе не дают играть дома. Международный матч по регби, стадион «Спартак», приходит 4500 человек – а через неделю «Черноморцу» нельзя сыграть домашний матч без зрителей. Что мешает? Оградили парк, закрыли ворота, ни одна машина не заедет на территорию парка – не говоря уже о стадионе.

Аркадия – каждый день по 5-10 тысяч человек в ночных клубах. Каждый день! Это не опасно? А матч «Черноморца» – опасно. Прекрасно понимаю, как тяжело футболистам и тренерам. Каждая игра в новом городе. Люди выезжают из Одессы и не знают, на сколько дней. То говорят – в Харьков и обратно, потом – нет, останемся в Полтаве, потому что игра, из Полтавы в Киев, из Киева в Одессу...

Команда сыграла все игры на выезде. Допустим, у «Шахтера» те же проблемы. Но они сели в самолет, прилетели во Львов, заехали в хорошую гостиницу, переночевали, сыграли и улетели – другой уровень возможностей, задач и комфорта. «Черноморец» не обладает такими ресурсами. Команда добирается на чем попало – на поездах, автобусом. И это в ситуации, когда клуб экономит. Растет нагрузка и на клуб, и на футболистов. Поэтому мое мнение: это бардак, и «Черноморец» сделал правильно, не поехав на последнюю игру.

– В то воскресенье, когда должны были играть с «Металлистом», «Черноморец» сыграл товарищеский матч на стадионе. Пришло тысячи две-три.

– И провели идеально, без милиции. Мы либо всей страной объединяемся и идем вместе, либо разрозненно двигаемся кто куда. Пока почему-то второй вариант. Просто противно. Речь не только о «Черноморце», это убивает весь футбол. Клубы должны договориться. Потому что больший бред, чем отключить от футбола такой город, как Одессу, представить сложно. Здесь любят футбол, я-то знаю не понаслышке, на нас ходило минимум по 20 тысяч на каждый матч. Зачем тогда вообще футбол в стране?

– Вы считаете нормальным, что чемпионат завершен, но матч не сыгран?

– Бывают разные ситуации. Тот же «Арсенал» снимался. Но при двух живых командах – о чем говорить... Мы готовы были играть где угодно – в Киеве, в Одессе. Понимая, что в Харькове игры не будет, мы переместились в Киев, чтобы удобнее было добираться в любую точку. В субботу утром потренировались, после чего нам сказали, что игры не будет – и мы разъехались. Но поверьте, были готовы по звонку собраться в воскресенье и сыграть.

Назначение Севидова и сборная

– За время отпуска в «Металлисте» сменился главный тренер. Как восприняли назначение Севидова?

– Александр Владимирович хороший специалист, которого я знаю около 10 лет, – вместе работали в «Зимбру». Очень приятный человек, настоящий мужик. С ним интересно, у него интересная методика. Сам помню, и никогда не слышал недовольств ни от кого из тех, кого он тренировал. У Севидова все строится на позитиве. Уверен, что такие тренеры должны сейчас быть везде, учитывая, какой период в стране. Под эту сложную ситуацию нужно подстроиться, поэтому важно, чтобы тренер имел современные и оригинальные взгляды. Севидов именно такой.

– Обязательно напомните ему при встрече, что когда вы вместе работали в «Зимбру», вас признали лучшим игроком команды.

– Слишком много времени прошло. Уже и Ковальчук не тот, и Севидов не тот. Нужно все доказывать заново.

– Последний год Александр Севидов работал экспертом на телеканале и сложил о себе впечатление образованного и разностороннего человека.

– Талантливый человек талантлив во всем. Александр Владимирович умен и отлично знает свое дело. Ему было просто перестроиться, ведь нужно лишь доходчиво говорить о том, что он видит. Были запоминающиеся комментарии к матчам – с точки зрения журналистики он прибавил. От этого сотрудничества выиграл и он, и канал «Футбол».

– Зимой вы сказали, что отказались от заграничных предложений, потому что хотите быть на виду у тренеров сборной. Но в сборную вас привлекать перестали. Почему?

– Значит, надо больше работать. Когда команда на подъеме, то игроков этой команды охотнее вызывают. А если команда не в порядке, значит, и игроки не соответствуют уровню.

– Бывают исключения.

– Конечно. Я надеялся, старался, но дальше расширенного списка не проходил. Переживаю за ребят, смотрю все матчи, помню, как там хорошо, и хочу снова там оказаться. Буду доказывать, что соответствую уровню национальной сборной.