Tribuna/Футбол/Блоги/Пас на тренера/«Ничего не использовал из того, что было при Лобановском». Первое интервью Хацкевича после отставки

«Ничего не использовал из того, что было при Лобановском». Первое интервью Хацкевича после отставки

Об увольнении, «Шахтере», Гармаше и «сердцах».

28 сентября 2019, 11:33
19
«Ничего не использовал из того, что было при Лобановском». Первое интервью Хацкевича после отставки

Александр Хацкевич дал обширное интервью YouTube каналу «Вацко Live». Расказал об уровне сегодняшнего «Динамо», играх в карты, динамовской молодежи, Яремчуке, Гусеве и Шапаренко.

Блиц

— Минск или Киев?

— Киев.

— «Ливерпуль» или «Манчестер Сити»?

— «Манчестер Сити».

— Милевский или Ярмоленко?

— Милевский.

— Гвардиола или Симеоне?

— Гвардиола.

— Александр Денисов или Александра Лобода.

— Лобода однозначно.

— Виктор Леоненко или Олег Венглинский?

— Можно пропустить этот вопрос. Дальше.

— «Великий футбол» или хорошая книга?

— Хорошая книга.

— После матча: бокал красного вина или рюмка водки?

— Лучше рюмка водки, после любого матча.

Об увольнении из «Динамо»

— Вас затрагивает, что Игорь Суркис сообщил вам об отставке в телефонном режиме?

— Зная его и наши отношения, никаких вопросов и обиды не возникало. Можно было встретиться, чтобы высказать наши мнения, но после матча с «Брюгге» (3:3) мы созвонились и он сказал: «Ты не уволен, тебе просто нужно немножко отдохнуть».

— После матча с «Брюгге» вы понимали, что это последняя игра?

— Конечно, когда ты не выполняешь основную задачу... Я понимаю, почему была поставлена задача попасть в групповой этап ЛЧ: финансовая сторона достаточно высокая в этом турнире.

— «Брюгге» был проходным соперником?

— Конечно. Две равные команды. Все еще живут концом 90-х и помнят все это (речь о достижениях «Динамо» — прим.). Но футбол изменился. Решают моменты и эпизоды, но и удача нужна. Гол на чужом поле очень влияет в матчах на вылет.

— Была договоренность с Суркисом, что в случае невыхода в группу ЛЧ будет ваша отставка?

— Это не было нигде прописано. Это же была его инициатива встретиться и поговорить после истечения моего контракта с «Динамо». У нас состоялся достаточно жесткий разговор. Была и ненормативная лексика, ведь мы оба вспыльчивые. Попадание в ЛЧ я не мог гарантировать. Любой другой тренер тоже бы не смог. Все зависит от жеребьевки, удачи и состояния команды. Основная задача была — выиграть чемпионат.

О противостоянии с «Шахтером»

— Те футболисты, которые у меня были, находились в команде на протяжении полутора года. Я поставил условие, что нужно укрепить позиции под нападающим или второго нападающего и опорного полузащитника-разрушителя. Мы искали такого опорника два года, но не все сейчас едут в Украину. Да, мы нашли Кадири, но он больше подходит к матчам, где нужно держать центр поля. Мы практически год играли без нападающего. Потом еще и пошла череда травм. Но мы все равно могли и должны были выигрывать УПЛ сезона 2018/19.

У «Шахтера» стабильный состав на протяжении пяти лет. 1-2 человека могут появляться, но результат делают одни и те же люди. В матчах с нашим прямым конкурентом мы играли достаточно уверенно и добывали результат. Когда проиграли в Харькове (1:2), показали чуть ли не лучшую игру, хоть и уступили. Мы не закрывались в этом матче.

— Паулу Фонсека однажды после поражения от «Динамо» сказал, что вы лучше тренер, чем он.

— Это всего лишь один матч. Впереди длинная дистанция, в которой мы проигрывали в плане стабильности результата. Стабильный результат зависит от стабильного состава. После окончания прошлого сезона, я уже видел тот состав, который должен был начинать чемпионат. На первые 6 туров я определил для себя 15-16 футболистов. Травмы помешали некоторым игрокам пройти полноценные сборы (Цыганков, Соль, Вербич — прим. Tribuna.com).

О победах «Шахтера» на всех уровнях в прошлом сезоне

«Академия «Шахтера» до этого тоже не выигрывала, а сейчас пришел такой период. На таком уровне все нестабильно, но сколько игроков из академии пришло в «Динамо», а сколько — в «Шахтер»? У них своя политика: вкладываются средства в молодых бразильцев, им дается время, чтобы привыкнуть к быту и футболу. У них хватает терпения. Эта система дает результат и заработок. Есть и такие моменты, которые не показываются в прессе для общественности, например, сколько футболистов не заиграли.

А приобретенный «Динамо» футболист должен сразу играть. Эти люди, которые возле клуба, журналисты... Это все выносится сразу, а в «Шахтере» — такого нет. Это большой их плюс. Сколько лет Алан Патрик в «Шахтере»? А те же Веллингтон Нем, Матузалем. Показывается только хорошее, только положительные моменты: купили футболиста за столько, а продали — за столько. Это очень важный момент. Все то, что не подошло, все селекционные ошибки спокойно уходят».

Об уровне «Динамо»

«Сейчас очень большая разница между топ-клубами и средними, а есть еще ниже. Я не считаю, что «Динамо» — это топ-клуб. Это большой клуб, с большой историей. Топ-клубы — это команды, которые выигрывают Лигу чемпионов и Лигу Европы, где играют топ-футболисты.

«Динамо» на сегодняшний момент находится на своем уровне в Европе. Я беру клубный рейтинг последних пяти лет: до этого команда с Сергеем Ребровым удачно выступала в ЛЧ, мы в последние два года тоже подняли клубный рейтинг. Мы остались на той же позиции, что и были 5 лет назад. Сейчас это будет сделать тяжелее, ведь эта разница растет.

Возвращаясь к матчам с «Брюгге», мы приобрели трех футболистов, но на них потратили не больше пяти миллионов. Бельгийцы перед встречами с нами купили вратаря за 8 миллионов (Симона Миньоле — прим. Tribuna.com). Да, они продали нападающего, но сразу купили нового. Они вложили порядка 23-25 миллионов, чтобы попасть в ЛЧ».

Кого бы из нынешних футболистов «Динамо» посадил бы за стол «Динамо» конца 90-х-начала 00-х сыграть в джокер

— Денис Гармаш точно бы не потерялся. Денис Бойко — мы бы еще подумали, посадить бы его за стол, ведь ходят разные истории по этому случаю. Задача стоит выиграть, а как ты это делаешь — честно или не честно — дело другое. Если ты попался, тогда уже все.

Когда у Олега Лужного что-то не шло в игре в карты, он раз пять переодевался за партию. То носки снимал, то трусы менял, то майку, то другую майку. Нужно было что-то поменять на фарт.

Сейчас ребята особо не играют в карты, только те, что старше. Те же Сергей Сидорчук, Гармаш и Бойко. За ними это еще иногда наблюдается. Играть в карты не запрещается, только в день матча. Мы себе такое тоже не позволяли. В такой день ты должен быть сосредоточен, а если проиграешь, то может быть плохое настроение.

— Шепелев хорошо бы блефовал?

— Да, Вову не просчитаешь. Если по Олегу Романовичу можно понять, что карта не идет, то с Вовой это не пройдет, ведь он не показывает эмоций.

— Топ-3 игрока в джокер того «Динамо»?

— Карты тоже любят фарт. Саня Шовковский. Он очень долго думал, но всегда был в плюсе. С переменным успехом играли мы с Валентином Белькевичем, тот же Владислав Ващук, Олег Лужный. Я знаю, что неудачник — это Сергей Коновалов. Это не его, он был очень азартным игроком. У нас было две четверки: первая и вторая лиги, где была разная ценовая политика.

О «динамовских сердцах» на тренерском посту

«С одной стороны, это плюс, ведь это традиции клуба, ты знаешь, в какой клуб пришел. У этого клуба очень богатая история, и она тебя стимулирует, ведь ты не имеешь права подвести тех людей, которые доверили тебе это место, ты не имеешь права подвести болельщиков.

Не буду говорить за других, но лично я вообще ничего не использовал из того, что было при Лобановском. У меня есть свое направление, я следую ему. Может быть, где-то наши взгляды с Сергеем Ребровым совпадают. В плане контроля мяча и тренировочного процесса. Мне хотелось добавить больше агрессии и скорости.

Говорят, команда не бежит. А куда бежать, когда ты 95% матчей играешь в позиционной атаке? Играя против «Динамо» и «Шахтера», у команд стоит задача надежно отыграть в обороне, не дать пространство, а если получится, [то забить]. «Шахтеру» это удается, потому что индивидуальное мастерство [выше]».

Почему молодые динамовцы не дают результат

— Уровень чемпионата очень сильно влияет. У нас уже года три его уровень очень низкий. Разрыв между «Шахтером» и «Динамо» и остальными клубами составляет 20 очков и больше. Средний уровень поддерживается, но, чтобы играть в Европе и конкурировать...

Миколенко начал играть в 18 лет, Шапаренко — в 19, Цыганков — в 19, Русин — в 19. В этом возрасте год-два имеет большое значение. Того же Маттейса де Лигта никто не знал в 18 лет, не говорили о нем так в Европе. Но прошло время, пришли опытные игроки, с которыми окрепли молодые, и «Аякс» дал результат.

В УПЛ молодежь может развиваться до определенного уровня. Например, Роман Яремчук. Он на меня очень сильно обиделся, когда я сказал, что ему лучше уехать и играть где-то. В то время у нас были Дьюмерси Мбокани, Жуниор Мораес, Артем Кравец, Артем Беседин. Сейчас он не жалеет, что уехал, а я жалею. Я знал его сумасшедший потенциал, но не мог тогда его поставить, потому что были ребята посильнее. Если бы он остался, то не играл бы в сборной Украины. Он уехал и вырос, я слежу за ним.

— Молодым нужно делать скидки?

— В другой команде, может быть, да, но не в «Динамо». В киевском клубе ты должен давать результат независимо от возраста. Я мог в некоторых моментах закрыть глаза, списать на молодость. Но это я делал для медиа. Но внутри команды я говорил, что независимо от зарплаты и возраста ты должен давать результат, если попал в основной состав. Я им сказал не слушать, что я говорю для прессы, потому что между нами будет совершенно другой разговор.

О Дьюмерси Мбокани

— Он был примером игры для Беседина, нападающий-эталон. Я не беру [во внимание] его поведение. Он — тяжелый парень, но я нашел к нему подход. Он давал результат. Он был показателем для Беседина, как нужно работать на футбольном поле. Но я говорил Беседину: «Не смотри, как надо работать на тренировках». Дьюмерси вообще не любил тренироваться, искал тысячу причин. Но выходя на матч, он выкладывался полностью. Сколько мог — он давал, это тоже хороший показатель.

— Это раздражает тренера?

— Конечно, должно быть уважение. Когда я пришел в команду, то сказал: «Вы меня любить не обязаны. Любите своих девушек, родителей, братьев, сестер. Нужно уважение». На какие-то моменты я закрывал глаза, ведь принципиально сильным тоже нельзя быть. Мбокани давал результат. Если он чувствует, что ему нужно восстановиться, а не тренироваться, то, пожалуйста. А молодых ребят приучаешь к дисциплине. Можно всю жизнь тренироваться, быть лучшим в тренировочном процессе, но в матче ты не будешь давать результат.

Определенные правила есть для всех, дисциплина должна быть. Штрафы есть, но все подписались перед этими правилами. Игорь Цыганык сказал, что игроки «Динамо» будут оштрафованы, если не победят «Мальме». С чего они будут оштрафованы? Штрафовать ты имеешь право только с премиальных, а не с прописанных в контрактах денег. Все было честно

О Гармаше

«Самый большой штраф заплатил Денис Гармаш: за удаление в четвертьфинале Кубка Украины (когда боднул Жуниора Мораеса — прим.). Это была достаточно серьезная сумма. Не пятизначная, но внушительная.

Денис — непредсказуемый игрок как для соперника, так и для своей команды. Очень хороший футболист. Перед отъездом на сборы в Австрию с ним пообщался Григорий Суркис. Из-за него старадал не только я, а и тренеры, которые были до меня. Он мог позволить себе то, что нельзя было себе позволять, особенно в таких принипиальных матчах.

Пример с «Лацио»: 2:2 на выезде, все здорово, а он подходит к судье... Мы все время спрашиваем у него, на каком языке ты общаешься с арбитрами? Он говорит, что они его понимают. Да, они его понимают, но в итоге следующий матч он пропускает или настраивает судью против нас.

Он может выдать как сумасшежший матч, так и провалить. Если после 5-й минуты он начал разговаривать с судьей, то можно задумываться над его заменой в перерыве. Если не получил карточку, то продолжает играть, как только получил — все».

О лидерах раздевалки

«Ребята знают мое мнение, что у нас не хватало настоящего лидера. Последний, кто был — это Олег Гусев. Например, матч с «Партизаном» в Сербии. Мы проигрывали 0:2 после первого тайма. Гусев был в запасе, а Гармаш демонстрировал неадекватное поведение. Олег взял его за майку и завел в туалет. Что он с ним там делал, я не знаю. Мы не обращали внимание. Когда уже все выходили на поле, он его оттуда выпустил и дал волшебный пендель. Во втором тайме Гармаш был совершенно другой.

Сейчас нет такого. Я говорил Сидорчуку: ты капитан команды, неважно, что о тебе будут думать, ты имеешь право. Он говорит, что мало играет. Алессандро Костакурта был в «Милане» до 38 лет. В последние два года он проводил 5-7 матчей в сезоне, но был лидером раздевалки. Карло Анчелотти для этого его и оставил в команде: ему нужен был авторитетный человек в раздевалке, который не стесняется в своих выражениях и действиях. Но они тоже должны быть аргументированы. Когда я говорю, что с этим футболистом нужно поговорить один на один...

С Денисом разговарили не только я и президент, но и ребята. Да, у него есть свое мнение, но где-то нужно и один на один с ним поговорить. В раздевалке, при всех. Нужно достать у них вот это «А что обо мне подумают». Неважно, что о тебе подумают, важно — что ты сделаешь.

Говорил Руслану Ротаню, что он нужен в этой позиции. Человек с таким опытом, с таким уважением к нему, к тому же и футболист прекрасный, который еще поможет на поле. Но вот эта его интелегентность... Он говорил, что только пришел в команду, я ответил, что нет вопросов. На сборах он спросил, зачем это вообще надо, ведь все работают супер: терпят, никаких претензий к отношению к делу нет. Сказал, что специально конфликт искать не будет.

Из нынешного состава потенциал стать лидером есть у Виталия Миколенко. Эти качества у него есть. В этом возрасте нужно показывать игру, чтобы к тебе прислушивались. Виктор Цыганков тоже может, но он более интелегентный. Я не буду сравнивать наше время, когда могли в перерыве друг другу по морде надавать, а потом выйти, обняться и лечь друг за друга на поле. А после матча напиться и опять друг другу морды бить. На следующий день снова обняться, потому что делаем одно дело».

О Цыганкове и Цитаишвили

— Цыганков может оказать давление на судью и партнеров. Я его каждый день видел. Назначил его капитаном не только потому, что он может что-то сделать индивидуально. Виктор — пример и будущее. Говорил ему, что на поле он имеет право высказать судье свое мнение за команду. Пусть оно даже будет неправильным, но ты должен оказывать давление.

Помню, как в матче с «Мариуполем» Болбат подкатился под Кендзеру — Цыганков готов был сначала этого Болбата разорвать, а потом судью. Он без проблем может подойти к судье и нецензурно высказаться.

— Вы знали, что в августе «Хоффенхайм» привозил «Динамо» 20-миллионное предложение по Цыганкову?

— Но оно не устроило Игоря Михайловича. У нас были с ним открытые отношения: если есть предложение по игроку, то я об этом знаю. Мне тоже звонили.  Было это официальное или неофициальное предложение — этого я не знаю.

— На месте Суркиса вы бы отпустили его за границу?

— Как тренер, нет. Для сегодняшнего «Динамо» — это потеря. Да, на его место есть Цитаишвили, но еще хотя бы год [подождать]. Президента не устроила цена. Его мнение должно совпасть с мнением тренера.

Цитаишвили — креативный футболист с сильными качествами. Сейчас у него такой период, что нужно терпеть, работать и ждать. Мы все к этому готовы. У него правильная жизненная позиция — работать. Он такой футболист, который подойдет и спросит, что у него получается, а что — нет. Это подкупает. Он этим живет и горит. Это не то, что стал чемпионом мира, повесил себе медаль и все — заслуженный мастер спорта международного класса в 20 лет.

О Шапаренко

«У меня с ним нормальные отношения, это все придумано. Он очень быстро перешагнул. Коля — такой футболист, который всегда должен себя держать в функциональном тонусе. В прошлом сезоне он здорово начал сборы и первые матчи сезона, а потом был вызван в сборную Украины.

Я ему говорил, что лучше было бы поехать в молодежную национальноую команду, но играть там. Он участвовал в тренировочном процессе, но ему нужно хотя бы раз в неделю играть. А в результате пропал игровой тонус.

В стартовых матчах текущего сезона я сделал ставку на более опытных ребят. Мне нужен был результат, я об этом сказал ребятам. Потом бы наигрались все».

Фото: «Гордон», Xsport, «Шахтер», «Динамо», Sport.ua, «Брутальный Футбол», dynamo.kiev.ua, 1927.kiev.ua.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты