Tribuna/Футбол/Блоги/Апельсинова кава/«Игроки «Динамо» не были привилегированны». Легенда «Шахтера» Попов – о работе с Лобановским в сборной

«Игроки «Динамо» не были привилегированны». Легенда «Шахтера» Попов – о работе с Лобановским в сборной

Сергей играл у тренера в отборе на ЧМ-2002.

Автор — Ірина Козюпа
15 июля 2021, 13:00
13
«Игроки «Динамо» не были привилегированны». Легенда «Шахтера» Попов – о работе с Лобановским в сборной

Сергей играл у тренера в отборе на ЧМ-2002.

Валерий Лобановский тренировал сборную Украины в отборе на ЧМ-2002. Он совмещал работу в национальной команде и «Динамо» Киев.

Больше о том периоде рассказал защитник «Шахтера» и сборной Сергей Попов, который стал одним из героев документального аудиосериала «Маятник» от MEGOGO Audio о легендарном тренере.

Идея в том, чтобы услышать о Лобановском не от игрока «Динамо», а от футболиста из другого клуба. Попов как раз работал с Валерием Васильевичем в сборной и хорошо помнит их первый индивидуальный разговор.

Лобановский говорит: «Я хочу пригласить тебя в «Динамо». Как ты на это смотришь?»

«Это случилось на базе «Динамо», когда меня вызвали в сборную. Так-то я общался с ним на тренировках еще в 1996 году, но это был рабочий разговор – «здравствуйте», «до свидания». Но именно тет-а-тет мы встретились в конце 1997 года, когда сборная готовилась к Хорватии. В то время я играл за «Зенит».

Я болел и много пропустил, но меня все равно в сборную вызвали. Авансом дали такой шанс. Мне сказали: «Поговори с Лобановским, он тебя зовет». Поздоровались, он говорит: «Я хочу пригласить тебя в «Динамо» Киев. Как ты на это смотришь?» Я ответил, что от такого не отказываются. Он тогда говорит: «Ну, есть вопрос с твоим клубом. Давай, пусть это будут решать руководители, чтоб все правильно было». Сказал мне связаться с Суркисом. Но так получилось, что я с ним не смог связаться, звонил в приемную...

А после этого цикла приехал домой в Донецк. Сразу меня там встретил Яремченко, мы с ним пообщались и я подписал договор. Да, было это предложение от «Динамо», но дальше не было какой-то конкретики. Я понимал, что я иду к Лобановскому в обойму, где буду непонятно каким. Поэтому, когда я подписывал контракт с «Шахтером», то для себя понимал, что я иду домой и буду там играть. А «Динамо» – это был, возможно, какой-то шанс».

«Лобановский присутствовал на тренировках и в раздевалке, когда сборную тренировал Сабо»

Хотя Лобановский официально возглавил сборную Украины в 2000-м году, но с 1996-го он занимал должность консультанта у Йожефа Сабо. В отборе на Евро-2000 команда заняла второе место, а в плей-офф не смогла пройти Словению. После этого Сабо подал в отставку.

«У «Шахтера» и «Динамо» были горячие игры, но когда игроки приезжали в сборную, то там это все как бы сглаживалось и нормальные были отношения. При Сабо я провел цикл, играл и, грубо говоря, всегда вызывался. Когда Лобановский стал тренером сборной, то это не так было явно видно, потому что были почти те же игроки. А Валерий Васильевич присутствовал на тренировках и в раздевалке. По сути, Лобановский при Сабо уже был в сборной. Получается, когда он стал главным, это не сильно большие и кардинальные изменения произошли.

Игроки «Динамо» не были привилегированны в сборной. Просто они работали с Валерием Васильевичем, чувствовали, знали его настроение, понимали и были более расслабленные и спокойные на сборах. Те, кто приезжали из других клубов, все-таки были впечатлены его личностью. Ты едешь и не знаешь его реакцию. Но то, что тебя вызвали, это уже дает повод для гордости. Ты как бы едешь такой, широко расправив грудь, и надеешься, что проявишь себя.

Все-таки, надо признать, что это было приятно – ощущать, что ты как бы причастен к элитной части украинского футбола. Один раз был только состав на моей памяти, когда кроме динамовцев играли я и Скрипник. Мы еще тогда разговаривали, мол, как мы туда попали? А так шуток или прибауток насчет этого не было».

«Допустил грубейшую ошибку в матче с поляками»

В отборе на ЧМ-2002 сборная Украины попала в одну группу с Польшей, Норвегией, Беларусью, Уэльсом и Арменией. Нашу команду считали одним из фаворитов, но отборочный цикл сложился не совсем удачно. Все началось с обидного домашнего поражения от Польши – 1:3.

В последствии Украина вышла в плей-офф, но попала там на Германию. В Киеве команды сыграли вничью 1:1, а в Дортмунде немцы победили – 4:1 и поехали на чемпионат мира.

«Много надежд было на этот отбор. Наверное, когда первая игра с поляками была, то возникла какая-то мысль, что мы обыграем их. Я просто в этом матче участвовал и допустил грубейшую ошибку. И вот мы проиграли полякам. Потом была Армения, потом у Норвегии выиграли. Но там поляки тоже залезли наверх и мы за ними всегда гнались. Когда за тобой гонятся – намного легче, чем ты догоняешь.

Мы где-то думали, что у нас сейчас есть такая отличная сборная с Шевченко и Ребровым, Лобановский даст свои идеи и все получится. Ну, наверное, не хватило каких-то мелочей.

После первой игры с Германией, когда сыграли 1:1, ехали туда с надеждами. Ты играешь, мечтаешь, но когда выходишь на поле, то уже оно показывает все. В Дортмунде я сидел на лавке, поэтому ощущения совсем другие. Вышли играть и сразу в первом тайме нам забили уже три. Сидели такие и думали, что лишь бы больше нам не забили».

«На тренировках Лобановский больше со стороны смотрел, а занятия вели его ассистенты»

После поражения от Германии Лобановский поблагодарил футболистов за проделанную работу в этом отборочном цикле и попрощался с командой. Дальше он сосредоточился только на «Динамо». Тренера все больше беспокоили проблемы со здоровьем и тянуть две команды было слишком тяжело.

«Раньше сборная играла максимум 6-5 игр за год. Он тренировал сборную полтора года и мы встречались всего 5-6 раз максимум.

Наверное, ему перемещаться сложнее стало. Я так понимаю, что у него с ногами были уже проблемы – они отекали. Но он не показывал, что ему плохо или что у него есть какие-то проблемы. На тренировках он больше со стороны смотрел, а занятия вели его ассистенты. Он делал выводы, принимал решения и давал установки.

Думаю, что на тот момент руководителям федерации было проще взять в сборную человека, который добивается с клубом успеха в чемпионате и удачно участвует в еврокубках. Ведь базовой командой для сборной было «Динамо», а это 10-12 футболистов».

«В раздевалке Лобановский всегда был очень хладнокровный»

Хоть Попов и недолго работал с Лобановским, но на всю жизнь запомнил, как он его мотивировал после той самой ошибки в матче с Польшей.

«Когда мы приезжали в сборную к Лобановскому, то действительно было такое чувство, что ты идешь к какому-то гуру. А когда заходишь к нему, то чуть-чуть мандраж был небольшой.

У него были паузы в разговоре, когда он говорит какое-то предложение или слово, делает между словами паузы, а ты сидишь и у тебя в голове много всяких мыслей проскакивает. Допустим, он сказал какое-то предложение, ты сидишь и думаешь, а он оп – и добавил. Эти паузы он брал и получалось, что вроде ты немного с ним разговаривал, а кажется, такая долгая беседа была.

Я допустил грубую ошибку с поляками – не попал по мячу. Зашел в раздевалку, опустил голову и так сидел. А потом мы играли в Армении. Понятно, если человек ошибается, то не играет уже. Третья игра была на выезде в Норвегии. И он меня вызвал к себе. Зашел, сел, а он начал разговор: «Вот ты скажи, мне все корреспонденты говорят, что Попов сдулся. Я говорю им: «Почему сдулся?»

Пауза. И я отвечаю: «Почему сдулся? Нет». А он смотрит на меня: «И я говорю, что нет. Ну все, иди».

На следующий день я был в составе, а этот разговор остался у меня в памяти. Он меня так мотивировал. Помню его слова, когда он только пришел в сборную: «Футболист должен быть мотивирован». А мотивация у каждого разная. Мне хватило двух слов, для других игроков он находил другие слова. В этом, наверное, и заключалась его психология.

В раздевалке он всегда был очень хладнокровный. И это при любом раскладе матча – выигрываем, проигрываем, а он спокойный. Может в «Динамо» была другая ситуация – я не знаю. Но в сборной он не психовал, был всегда уверенный в себе. И как бы, даже может чересчур спокойный. Это внушало уверенность в себе и ты старался выполнить слова тренера по максимуму.

Помню случай, когда мы в Греции на обед пришли, он еще не был готов, а вся команда стоит и ждет. А он сделал выдох и говорит «А что это?». И тогда все начало крутиться и кипеть. Вот это было, наверное, верх его эмоций, что он недоволен. Мол, все у нас должно быть готово, а еще ничего нет».

«Слезы наворачивались на похоронах Лобановского и было очень грустно»

7 мая 2002 года Лобановскому стало плохо во время матча «Динамо» в Запорожье против «Металлурга». У тренера случился инсульт и 13 мая он скончался. Все усилия врачей не помогли спасти ему жизнь. Финал Лиги чемпионов того сезона начался с минуты молчания в память о великом тренере.

«Честно сказать, следили за ситуацией с Лобановским. Тогда мы соперничали с «Динамо». И эта смерть стала действительно большой потерей для киевлян. Наверное, она очень сильно выбила команду из колеи. Да, я не снимаю с нас заслуг – мы старались и прикладывали максимум усилий. Но то, что он умер – это повлияло все-таки на «Динамо», они сдали позиции потом.

Я был на похоронах на стадионе «Динамо». И слезы наворачивались тогда и было очень грустно. Это мягко сказать.

Лобановский – это величина мирового уровня. Понятное дело, я не скажу, что он на меня так же кардинально повлиял, как на динамовцев, но для меня это тоже был большой опыт и большая честь, что я работал с ним.

Лобановский воспринимается у нас в стране как реформатор – он поменял подход к футболу. Он не был таким, как все. Поэтому и остается великим».

Послушать аудиосериал «Маятник» можно бесплатно в разделе «Аудио» приложения MEGOGO на смартфонах на базе iOS и Android, в автомобилях с аудиосистемой Android Auto и Apple CarPlay. Также проект доступен на Smart TV (раздел «Сериалы») и веб-версии MEGOGO по ссылке.

Фото: архив Николая Бочка, Getty Images

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты