Tribuna/Футбол/Блоги/Апельсинова кава/Украинец, который покорил мир: обожал борщ, выиграл две Олимпиады, был кумиром Шварценеггера

Украинец, который покорил мир: обожал борщ, выиграл две Олимпиады, был кумиром Шварценеггера

Леонид Жаботинский – самый сильный человек 60-х.

Автор — Ірина Козюпа
28 августа 2020, 22:00
17
Украинец, который покорил мир: обожал борщ, выиграл две Олимпиады, был кумиром Шварценеггера

Леонид Жаботинский – самый сильный человек 60-х.

Украинец восемь лет был самым сильным человеком на планете и королем тяжелой атлетики. Жаботинский дважды выиграл Олимпийские Игры и установил множество рекордов, а началось все в маленьком селе Успенка на Сумщине.

Работал токарем на заводе, ходил в вечернюю школу, мечтал получить мастера спорта

Маленький Леонид занимался разными видами спорта – легкой и тяжелой атлетикой, боксом и борьбой. Он даже стал мастером спорта по толканию ядра и бронзовым призером чемпионата Украины.

Но однажды попал на показательные выступления известных штангистов того времени. Эта встреча произвела на парня огромное впечатление. Он сделал свой окончательный выбор в пользу секции по тяжелой атлетике.

«Юность пришлась на послевоенное время. Мама с папой работали на Харьковском тракторном заводе, особого изобилия на столе у нас не было. К тому же я, брат, бабушка и родители жили в одной комнате площадью 14 квадратных метров. В общем, приходилось несладко. А спортсменам давали дополнительные талоны на питание», – вспоминал в своих интервью Жаботинский.

Папа пристроил сына токарем на заводе в Харькове, куда семья переехала из своего родного села Успенка. После работы Леонид ходил в вечернюю школу и на тренировки. Мечтал выполнить норматив мастера спорта по тяжелой атлетике. Когда это мечта исполнилась, Жаботинский понял, что может достичь гораздо большего.

Та самая дуэль с Власовым на Олимпиаде, Жаботинский ехал в Токио вторым номером сборной, переиграл соперника тактически

Юрий Власов и Леонид Жаботинский

Настоящий успех и мировая слава пришли к украинцу после победы на Олимпиаде в Токио. Хотя Жаботинский мог туда даже и не попасть, но помогли обстоятельства и политика. По традиции СССР посылал на Игры одного тяжеловеса. В то время номером один в советской сборной был олимпийский чемпион Юрий Власов (кстати, родился в Макеевке, Донецкая область).

Когда американцы решили послать в Токио двух спортсменов Норберта Шеманского и Гарри Губнера, то в СССР тоже пошли на такой шаг. Вторым стал Жаботинский. Но никто не ожидал от него борьбы за первое место. Бесспорным фаворитом считали Власова. Ко всему, Леонид за 10 дней до выступления получил травму плеча во время тренировки, на Играх блокировал боль уколами.

Но сила Жаботинского была не только в руках, но и в голове. Он сумел просчитать стратегию противостояния с соперником. Тактика помогла ему обойти Власова по сумме взятых килограммов. Тогда в тяжелой атлетике было троеборье – жим, рывок, толчок. Сумма результатов и давала первое место.

Жаботинский отставал от Власова почти на десять килограмм в последнем этапе. Он решил сразу замахнуться на мировой рекорд – 217,5 кг. Вес, который никто в мире еще не поднимал. Первая попытка не удалась, но уходя с помоста Жаботинский улыбался. У Власова также не получилось. И тут наступает звездный час украинца: толчок – рекорд в 217,5 кг. Это олимпийское золото.

«Короче, взял я ее на грудь, зацепил, поднялся и начал толкать. Пошла она так легко, будто я не два с лишним центнера толкал, а клал чемодан на верхнюю полку», – признался потом Жаботинский.

После Игр в Токио японские газеты писали: «Кто не видел поединка Власова и Жаботинского, тот не видел Олимпиаду».

Власов после награждения выбросил серебряную медаль в окно своего номера в олимпийской деревне. А в тяжелой атлетике началась эпоха Леонида Жаботинского.

Коротко об успехах великого украинца:

  • Двукратный олимпийский чемпион в супертяжелом весе (1964, 1968)
  • Четырехкратный чемпион мира
  • Шестикратный чемпион Европы
  • Пятикратный чемпион СССР
  • Установил 19 мировых рекордов, в том числе два в троеборье — 560 кг (1964) и 590 кг (1967)

«Леонид Жаботинский подвел человечество вплотную к 600-му рубежу. По всей вероятности, взятие его — дело недалекого будущего. Советский атлет находится сейчас в великолепной форме», — писала французская газета «Экип».

Но 600 кг украинскому гиганту так и не покорились. 18 марта 1970 года это сделал другой советский тяжеловес – Василий Алексеев.

«Я – украинец, и все свои победы посвятил Украине и тому городу, где я жил и живу в настоящее время (Запорожье)», – говорил Жаботинский в интервью 2012 года.

Молодой Шварценеггер брал автограф у Жаботинского, болел за него на Олимпиаде, приглашал украинца в Калифорнию

После Токио Леониду больше всего запомнилась встреча в любимом Запорожье на стадионе «Металлург». Там собрался аншлаг, чтобы увидеть героя Игр. Но слава Жаботинского распространялась далеко за пределы СССР – украинец стал кумиром для многих мальчишек во всем мире.

Во время турнира в Вене в 1965 году к Жаботинскому подошел местный 17-летний парень и взял автограф. В его комнате даже висела фотография сильного украинца, которого он считал своим героем. Леонид даже не запомнил этой встречи. И был очень удивлен, когда в 2004 году получил телеграмму с приглашением приехать в Калифорнию. Этим юношей был Арнольд Шварценеггер – будущий «Мистер Олимпия», голливудская звезда и губернатор.

«Грех было отказываться, и мы со старшим сыном Русланом полетели в США. Шварценеггер принял нас в губернаторском кабинете, где мы долго беседовали о спорте, политике, вообще о жизни. Выяснилось, что Арнольд болел за меня еще на Олимпиаде в Токио – даже несмотря на то, что моими соперниками были американцы Шемански и Губнер.

Затем, летая на губернаторском самолете, мы в течение нескольких дней знакомились с Калифорнией. Запомнилось и то, как вместе с Арнольдом посетили мировой чемпионат среди женщин по бодибилдингу. В общем, было очень интересно, и время в гостях пролетело быстро», – рассказывал Жаботинский о встрече с Терминатором.

«С самого детства я за тебя болел. Даже во время токийской Олимпиады, хотя там выступали Шемански и Губнер. За них тоже, конечно, переживал, но мне почему-то хотелось, чтобы выиграл ты», – признался Шварценеггер своему кумиру при встрече.

Жаботинский мечтал провести в Запорожье турнир десяти сильнейших супертяжеловесов мира, но так и не смог.

«Шварценеггер сказал мне: «Леонид, с удовольствием к тебе приеду». Планировал этот турнир уже в 2008-м году, но не сложилось. Мне делали операцию на колене. Да и у Арнольда не все было благополучно: сын на мотоцикле попал в аварию, ураганы на Калифорнию обрушились. Но я со Шварценеггером на связи, а мой старший сын Руслан в постоянном контакте с его секретарем».

Был знаком с Гагариным, дружил с хоккеистами сборной СССР, выбил квартиру у Щербицкого

Успехи в спорте сделали Жаботинского звездой в СССР. Однажды, с Леонида даже рисовали атамана для панорамы в городском музее Запорожья. Он начал общаться с другими известными личностями того времени.

«Не забуду улыбку Юрия Гагарина. Познакомился с ним в 1962 году на теплоходе «Грузия» после моей победы на турнире в рамках восьмого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. Он расспрашивал меня о спорте, я его – о космосе.

Помню, зажмурив глаза, Гагарин вдруг сказал: «Ты не представляешь, как я счастлив, что первым полетел в космос». И все удивлялся: «Как ты поднимаешь такие веса?» А я ему в свою очередь: «А как вы летаете в космос»... Общались замечательно, пропустили, как сейчас говорят, и по чашке «чая».

Вместе с нами еще Муслим Магомаев был – он как раз в те дни дебютировал с песней «Хотят ли русские войны». В общем, были молоды, радовались жизни. Позднее встречался с Гагариным и на съезде комсомола».

Жаботинский хоть и занимался тяжелой атлетикой, но дружил с многими хоккеистами сборной СССР. Даже ходил с ними на охоту.

«С Рагулиным, Старшиновым, братьями Майоровыми, потом с Фетисовым. Иногда бывали вместе на сборах. Помню, Анатолий Тарасов, общаясь со мной, шутил: «Я ребят заставляю таскать штангу как тяжеловесов. Наверное, за тренировку поднимают не меньше, чем ты». С Сашей Рагулиным нередко на охоту выезжали. До сих пор вспоминаю о наших вылазках. Отдых был полный».

Первым автомобилем Жаботинского был запорожец, подаренный заводом «Коммунар».

«Несмотря на свои габариты, я с удовольствием водил этот крохотный автомобиль – просто максимально отодвигал сиденье назад. А если застревал в песке, то из машины выходил, приподнимал ее и сам перетаскивал на хорошую дорогу. Потом у меня была уже двадцать первая «Волга».

А квартиру чемпион выбил у первого секретаря Украинской ССР Владимира Щербицкого.

«Как-то решил посмотреть новую квартиру, которую мне как раз через Щербицкого предлагали. Он мне: «Здесь и будешь жить. На седьмом этаже». Я ему: «Хотел бы на третьем. А вдруг приду с тренировки, и лифт работать не будет». Он очень серьезно в мою сторону: «Леонид, в этом доме лифт всегда будет работать». Но в конце концов все-таки выбил я квартиру на третьем».

Это было в Киеве, но надолго Жаботинский в столице не задержался. Уехал в свое место силы – Запорожье.

Познакомился с женой в театре на выступлении Тарапуньки и Штепселя, были вместе больше 50 лет, сын написал в книге, что ему завидовали все мальчики в стране

У Жаботинского очень красивая история любви. Во всех своих интервью спортсмен рассказывал, как познакомился с будущей женой и ласково называл ее Рая. Пара прожила вместе больше 50 лет, воспитала двух сыновей – Руслана и Вилена.

«Я победил в Запорожье на республиканских соревнованиях и, разумеется, был в отличном настроении. Предложил приятелю Вите сходить на выступление Тарапуньки и Штепселя. В зале имени Глинки билетов, конечно, не было. Артисты Тимошенко и Березин гремели тогда на всю страну. Но мы упросили администратора, и нам принесли два стула. Мой поставили у девятого ряда. По соседству оказалась замечательная, очень красивая девушка. Рая. Назначил свидание. И пошло...

Спустя много лет я рассказал эту историю Тимошенко и Березину. Те отреагировали предсказуемо: «Так наливай, мы ж тебя женили!» Куда деваться? Посидели нормально».

К 50-летию победы Жаботинского на Олимпиаде в Токио его старший сын Руслан издал книгу «Мой отец – Леонид Жаботинский».

«Мой отец – знаменитый на весь мир спортсмен эпохи 60–70-х годов ХХ столетия, дважды олимпийский чемпион по тяжелой атлетике. А это означало, что мне, Руслану Жаботинскому, завидовали все мальчишки в советской стране и за ее пределами. Кроме, наверное, детей Генерального секретаря ЦК партии.

Но я – его первенец – слабый здоровьем, худенький мальчик страдал от того, что отца видел очень редко, всего несколько раз в году, и чаще на экране, чем воочию. В нашей семье, единственной из всех местных обитателей, был черно-белый телевизор, поэтому все соседи приходили к нам смотреть передачи, особенно спортивные репортажи», – вспоминал Жаботинский-младший.

В юности поборол быка, отбивался от хулиганов, на несколько часов остановил работу фабрики в Париже

О жизни Жаботинского ходит немало интересных историй и даже легенд. Например, сам Леонид в интервью часто рассказывал, как укротил быка, когда был еще совсем молодым парнем.

«Как-то приехал в родную Успенку проведать дедушку. Тогда я центнер весил, ядро толкал, штангой занимался. Вышел со двора и вижу – коров с пастбища на дойку гонят. Я и раньше слышал, что в стаде драчливый бычок завелся, не дававший покоя селянам. А тут гляжу – все врассыпную. Женщины кричат: «Осторожно, бык! Не дай бог на рога подцепит». Не успел моргнуть – бык прямо на меня мчится. С перепугу хватанул его за рога и на себя дернул. А он как заревет, а потом – на колени. Затем поднялся и наутек. А по селу и району пошел слух, что внук Жаботинского укротил быка, и тот теперь никого не трогает».

Однажды на тяжеловеса даже напали трое хулиганов. Наверное, они плохи следили за спортивными новостями.

«Собрались с женой в театр, закрыли квартиру, а в парадном – темень, ни одной лампочки. Там и ждали нас трое из местной шпаны – стали вымогать деньги. Я сразу понял, что надо хорошенько отоварить наглецов, и попросил Раю отойти в сторонку. После моего удара кулаком сверху вниз первый лег сразу. Второму я заехал в живот. Третий убежал. Но в театр в тот день мы уже не пошли».

Еще одна забавная история – в Париже текстильная фабрика изготовила Жаботинскому спортивный пояс для участия в соревнованиях. Тогда работа остановилась на несколько часов – все хотели посмотреть на могучего спортсмена. А фабрика даже использовала это в своей рекламе: «Самый сильный человек мира пользуется поясом нашей фабрики! Покупайте наши изделия!»

А популярность Леонида в СССР была настолько большой, что любого рослого и крупного мужчину в толпе шутя называли «Жаботинским». 

Закончил карьеру из-за травм, работал на Мадагаскаре, выступал против допинга

Со временем Леонида стало подводить здоровье. Спортсмену пришлось перенести несколько операций – ему вырезали аппендицит и прооперировали ногу. На одном из тренировочных сборов во время игры в волейбол за трехлитровую банку томатного сока Жаботинский подвернул ногу и разорвал связки. С большим спортом пришлось закончить – чемпион ушел на пенсию.

Спортсмен получил международную категорию по судейству, был тренером сборной Вооруженных сил, работал в спорткомитете Министерства обороны, работал военным советником на Мадагаскаре. Провел там три с половиной года, похудев со 160 до 105 килограмм.

«На Мадагаскаре есть такой фирменный транспорт: усаживаешься в специальную тачку, и человек тебе сзади толкает. Когда сел я, то первым делом получил нагоняй от жены Раисы: «Не позорься, ты – советский человек! Как это так, что тебя кто-то возит!» Потом увидел грустное лицо местного «водителя», которому ой как непросто было сдвинуть тачку с моим весом.

Но похудел, конечно, не поэтому. Все делал сознательно. Хотя понемногу и подкачивался, но прежних нагрузок уже не было. Просто посчитал, что лишний вес мне не нужен».

В последние годы тяжелая атлетика тонет в допинговых скандал. Жаботинский резко выступал против допинга.

«Тех, кого поймали на допинге, надо дисквалифицировать не на шесть месяцев, не на два года, а пожизненно. Другим будет неповадно.

Я даже не знал, что это такое. Для меня важно было, чтобы мама борща наварила и в нем хороший кусок мяса плавал. Лучшего допинга не бывает».

***

В 2016 году Леонид Жаботинский ушел из жизни – грипп привел к тромбозу кишечника. Он не дожил две недели до своего 78-го дня рождения.

Шварценеггер тогда дал интервью «Нью-Йорк Таймс», в котором сказал, что умер не просто олимпийский чемпион, а человек-харизма.

Фото: РИА «Новости», Спорт-Экспресс

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты