Tribuna/Футбол/Блоги/Апельсинова кава/«В «Великом футболе» мне не давали быть настоящей». Ириша Блохина – о работе на Евро-2012, родителях и Ризатдиновой

«В «Великом футболе» мне не давали быть настоящей». Ириша Блохина – о работе на Евро-2012, родителях и Ризатдиновой

Разговор с директором «Школы Дерюгиных» и тренером сборной Украины.

Автор — Ірина Козюпа
27 июня 2020, 09:01
14
«В «Великом футболе» мне не давали быть настоящей». Ириша Блохина – о работе на Евро-2012, родителях и Ризатдиновой

Ирина Козюпа пообщалась с директором «Школы Дерюгиных» и тренером сборной Украины по художественной гимнастике.  

«Все отдыхали, а Аня вставала в 6 утра и бегала кроссы зимой»

– Анна Ризатдинова сказала: «После Лондона хотела завершить карьеру. И как раз в тот переломный момент появилась Ириша». Что вы сделали?

– Мы с Аней сделали осознанный выбор создать историю для нашей страны. Заставлять ее не надо было, на тот момент Аню нужно было просто вдохновить. Мы очень много пахали. С грудным ребенком я, как тренер, уже в 8 утра находилась в зале. Дочка еще в пижаме была, переодевали ее уже потом на тренировочной площадке. Из зала уходили последними.

Аня могла утром заползти и вечером выползти из зала – настолько отдавалась своему делу. Она засыпала и просыпалась с одной мечтой – поднять флаг Украины на Олимпийских играх. Многие не знают, через что ей пришлось пройти, когда большую часть карьеры ей говорили, что она не сможет это сделать. Мы действительно отдали все «до последней селезенки», и я знала, что будет результат. Чувствовала и видела эту «тройку» (бронзовую медаль – прим.). Знала, что нам не дадут два первых места на Олимпиаде.

В 2015-ом в квалификации чемпионата мира в Штутгарте у Ани был бросок за пределы площадки. Булаву как будто сдуло. Но это заставило нас работать еще больше. Все потом отдыхали, а она вставала в 6 утра и бегала кроссы зимой. Мы уже тогда начали готовиться к лету. Ризатдинова уже в январе была в шикарной форме и была готова выступать на Олимпийских играх.

И сама поездка в Рио для нас была как праздник жизни. Да, Аня боялась. Это было видно, но это нормально. Если бы она не боялась, то я бы точно спросила, все ли у нее в порядке. На Олимпиаду нужно ехать осознанно, мега-суперготовым и хотеть там быть. Страх и адреналин будут. Но когда человек морально готов, то он хочет выйти, показать свою лучшую работу и обнять весь мир своим профессионализмом. Наш результат не был бы таким, если бы Аня не была готова. На пьедестал поднимаются только лучшие.

– Художественная гимнастика – очень красивый вид спорта, но бытует мнение, что в женском коллективе сложно работать. Насколько это правда?

– У нас очень крутой коллектив и отличная атмосфера. Каждую секунду мы вкладываем в развитие себя и поколения. Каждый день поднимаем и вдохновляем друг друга. Это не рутина, а максимально интересный и инновационный процесс.

Каждому ребенку, который заходит к нам в зал, мы даем шанс и верим в него. Но потом это уже их индивидуальный выбор, насколько они этого хотят. Надо также понимать, что в зал к нам дети просто так не попадают. Мы их смотрим, отбираем, ищем, заглядываем в каждый уголок Украины. Это очень тщательный процесс.

Почитайте историю нашей первой Олимпийской чемпионки Александры Тимошенко. У нее были проблемы со здоровьем – артрит. Врач посоветовал ей заняться художественной гимнастикой, в результате она стала самой титулованной гимнасткой Украины. У многих бывают какие-то нюансы, но при правильно выстроенной работе они становятся чемпионами.

История показывает, что растяжка и гибкость – не самое главное, а очень много факторов и компонентов составляет ДНК чемпиона. Когда гимнастка заходит к нам, она должна хотеть этого больше, чем мы. Мы верим и знаем, как из нее сделать чемпиона, но она должна осознанно приходить в зал. Эту осознанность мы пробуждаем каждый день. Если девочки здесь не по той причине, чтобы стать лучшими, то надолго они не остаются.

– Еще одна цитата Ризатдиновой: «Недаром школу Дерюгиных сравнивают со школой Лобановского. Там иногда кнут перевешивает пряник». Это правда?

– Слушайте, мы же не начинающая группа или кружок. Это большой спорт. Здесь царит дисциплина, и кто готов к ней, тот и становится чемпионом. Аня была готова к этому. Да, было сложно, но благодаря этому она стала лучшей.

Я присоединилась к работе в сборной после чемпионата мира в Монпелье в 2011 году. Тогда как раз увидела, что у нас есть такая замечательная спортсменка и ее нужно развивать. На тот момент Ане, например, ставили задачу делать тысячу бросков или упражнений – и она эту тысячу делала. Была уверена, что если это выполнит, то у нее все потом будет получаться на 100%.

Я у нее спросила: «А как ты эту тысячу делаешь? Попробуй один раз сделать это осознанно и понять весь процесс от каждого микродействия, от каждой мысли у себя в голове до каждой мышцы, которая включается. Куда рука идет, как ты это делаешь, чувствуешь ли ты предмет в руке, есть ли у тебя в руках влага, какое у тебя дыхание, как ты видишь бросок и сколько у тебя времени». Аня смотрит на меня: «Это все в один раз?!». Объяснила, что если сделать это раз, но очень осознанно, то тысяча уже не понадобится. Кажется, у нее тогда мир перевернулся.

Поэтому… кто-то может воспринимать это как кнут: «Боже, тут такая дисциплина. Ужас». А кто-то может сказать: «Класс. Это сделает меня лучше».

«Одни из самых интересных и полезных разговоров у нас были с папой»

– Складывается впечатление, что тренерство – это действительно ваше. Какой вы тренер?

– Я выросла в семье, где все тренеры – дедушка, папа, бабушка, мама, вторая бабушка. Для меня это самое органичное, что может быть. Я очень много училась в разных сферах. У меня есть музыкальное и спортивное образование, актерское мастерство. И продолжаю учиться, потому что все это делает мою работу намного интереснее. Сегодня именно благодаря актерскому мастерству, психологической подготовке, подготовке папы, мамы, бабушки и дедушки, я могу дать намного больше детям, с которыми работаю.

Одни из самых интересных и полезных разговоров у нас были, наверное, с папой. Я жила с ним в Греции и любила ездить на тренировки, общалась с тренером вратарей. Не поверите, но это все тоже пересекается с гимнастикой. Быть тренером – это целое искусство, а не просто пришел и поставил галочку.

У меня сегодня задача – продолжать поднимать и развивать школу. Считаю, что каждый тренер по художественной гимнастике должен быть творцом и творить чудеса, должен быть ритмичен и музыкален, должен быть хорошим психологом. Надо владеть всеми этими ресурсами.

Перед выходом гимнастки на ковер с ней может случиться все что угодно. Поэтому ты должен быть мамой, папой, тренером, психологом, и у тебя должна быть волшебная палочка. За 30 секунд гимнастка может «дать заднюю». Бывает, у спортсменки подкашиваются коленки и она говорит: «Я не пойду», а ее уже объявили. И она бежит. В этот момент нужно не думать, а знать, что делать.

Мне часто задают вопрос, почему я уехала учиться в Америку. На тот момент я бы не получила такого образования здесь, в Инфизе, одновременно и по тренерской работе, и по актерскому мастерству, и по музыке. Мне нужно было бы учиться этому отдельно. А там я получила такую возможность.

Считаю, что самому спортсмену тоже нужно знать очень много информации, чтобы показать свою индивидуальность и раскрыть в себе харизму. Недостаточно просто знать, как сделать элемент. Чем богаче внутренний мир гимнастки, тем интереснее она будет на площадке. Поэтому мы с раннего возраста вкладываем в развитие каждой девушки намного больше.

– Какие ваши родители Олег Блохин и Ирина Дерюгина в обычной жизни? Со стороны кажется, что они строгие.

– Есть строгость, а есть дисциплина. Это две разные вещи. Многие дети сегодня не понимают, что такое дисциплина. А это то, что делает тебя профессионалом, делает тебя лучше и закаляет. Дисциплина – это не наказание. Все почему-то боятся этого слова, но для меня дисциплина – это в том числе возможность достичь своей мечты.

Поэтому да, у моих родителей есть дисциплина. Не каждый человек может сделать то, что удалось им. Они лучшие и не дают себе сбавки. Папа и мама – великие люди этой страны, которая должна ими дорожить и ценить, пока у них есть силы и азарт работать, и пока они здоровы. К сожалению, такие люди ценятся потом. Молодежь часто даже не знает, кто такие Блохин или Дерюгина. Но нужно, чтобы они знали эти фамилии.

В жизни они мегакрутые. Ирина Ивановна безумно веселая и интересная. Она будто заряд атомного реактора. Не нужны другие электростанции – хватит одной Ирины Дерюгины, чтобы обеспечить всю страну электричеством. Она всех вдохновит, зарядит, у нее всегда есть силы. Она никогда не дает себе выходного, если ей плохо, и даже во время отдыха будет вкладывать в развитие себя и других.

Папа – невероятный тренер. Каждому стоит поучиться у него. Да, он очень любит дисциплину. Строгость может тоже присутствовать в нем. Но это защитная реакция. Родители – глубокие люди, которые очень сильно любят свое дело. Они фанаты того, чем занимаются.

– Сейчас вы с отцом говорите, как тренер с тренером или больше о жизни и внучках?

– Обо всем. На самом деле у нас с папой был не совсем легкий путь. Он всегда хотел, чтобы я была еще сильнее, еще лучше. Переломный момент наступил после нашей медали в Рио. Тогда он позвонил и сказал, что гордится мной. Для меня это очень много значит.

Я благодарна, что выросла в такой семье. Использую каждую возможность, чтобы строить дальше и продолжать наши традиции.

«Вижу золотую медаль Олимпиады. И не одну, а даже две медали на Играх в следующем году»

– Как отреагировали на перенос Олимпиады?

– Мы до конца надеялись, что ее не перенесут. Или если пойдут на такой шаг, то это будет всего на пару месяцев. Конечно, это был шок. Вообще, мы за неделю до запланированного на 19-22 марта Кубка Дерюгиной были уверены, что турнир состоится. Всей командой были готовы на любые варианты развития событий, чтобы провести соревнования, адаптировать их под все возможные ограничения и меры безопасности. Но его все-таки пришлось перенести.

Когда приняли решение по Олимпиаде, то стало понятно, что переносятся на неопределенное время также все запланированные старты этого года. В том числе Чемпионат Европы, который должен был пройти в Киеве в мае. Весь мир перевернулся и все стало другим. На сегодня известно, что Кубок Дерюгиной пройдет 10-13 сентября, а чемпионат Европы – 26-29 ноября. На следующий год уже подтвердились ряд соревнований, которые перенесли с 2020-го. Это этапы Кубка мира и Гран-при.

Мы не прекращали работать и продолжаем поддерживать дух команды, здоровье и физическую форму. Для любого профессионального спортсмена, который всю свою жизнь готовился к Олимпийским Играм, выстраивается целый план. Подготовка к Олимпиаде идет не один месяц, а целый год. Резко остановиться – самое опасное для каждого спортсмена, который вот уже подходил к пику и был готов ехать на Олимпиаду. Говорю об этом, а у меня аж мурашки идут.

Тут еще нужно было спасать и самих тренеров. Разрывы сердца были у всех – как сохранить команду и не потерять спортсменов. У нас молодой вид спорта. В индивидуальных соревнованиях довольно молодая команда, а в групповых упражнениях – более зрелая. Для девушек постарше это очень сложно. Во всем мире гимнастки, которые планировали закончить карьеру в сентябре после Игр, должны еще год работать. Не каждый это выдержит.

– Сейчас 17-летняя Влада Никольченко – первый номер в сборной Украины. Как оцените ее потенциал?

– Мы все видели, что Влада может делать до этого момента. А представьте, что она сможет сделать через год. Потенциал этой спортсменки еще настолько не раскрыт, что мы можем сказать – это только начало. Весь мир называет ее феноменом. Она у нас действительно уникальная по многим факторам. Можно сказать, что для Влады перенос Олимпиады идет на пользу. Но сложно психологически, ведь старты всегда всем нужны.

У нас вся команда очень сильная. Это и Кристина Пограничная, и Ева Мелещук, и Виктория Оноприенко, которые очень сильно набирают обороты. Молодое поколение тоже подтягивается. Николь Красюк в этом году стартовала как сениорка и показывает замечательные результаты.

Сегодня мы концентрируемся на том, чтобы так поменять программы, чтобы был шанс еще потом их развить, подкорректировать, усложнить. Учим новые элементы.

– Решилась ли уже проблема с «Октябрьским дворцом»?

– Мы каждый день ждем, что получим какую-то положительную новость. Очень надеемся и верим, что нам не просто пообещали и это не просто слова. Приятный момент – новая глава департамента молодежи и спорта КГГА Юлия Хан приходила лично к нам в «Октябрьский дворец». Она была в шоке от увиденного.

Здание Октябрьского, в котором уже 63 года работает «Школа Дерюгиных», находится в плачевном состоянии. И в таких условиях рождаются чемпионы. Если мы это делаем в таких стенах, то представьте, чего могли бы достичь для Украины с чуть лучшими возможностями и условиями. Когда Юлия Хан пришла, то спросила, почему никто ничего не делал раньше. 63 года истории заслуживают того, чтобы это место не рушилось и не стояло в руинах.

Другого помещения нам, как коммунальной школе, не предложили. Очень надеемся, что в ближайшие дни состоится встреча в КГГА между юристами всех сторон и мы к чему-то придем. Очень верю в нашего мэра Виталия Кличко и его поддержку. Все же он человек спорта.Благодаря этой школе у нас есть сборная Украины по художественной гимнастике. Стены «Октябрьского дворца» пропитаны успехом и заряжены на победу.

– Какой вы видите себя и «Школу Дерюгиных» через пять лет?

– Пять лет – это слишком мало. Я вижу дальше. Ни в коем случае нельзя переставать мечтать, строить и развиваться.

В нашей школе более 400 детей, которые требуют заботы. Наш штат – 15 тренеров. Карантин был сложным испытанием, но в результате все как заново родились. Каждый понял, что может больше. Очень важно не терять эту надежду. Сегодня наша задача – сохранить мечту для детей. Я вижу развитие бренда «Школы Дерюгиных», вижу, как это надо строить и глобализировать.

Очень хочу, чтобы у нас был современный Центр художественной гимнастики. Есть, например, стадион имени Валерия Лобановского. Почему не может быть такая же «Школа Дерюгиных»? Ведь это часть Киева, Украины и всей нашей истории.

Конечно, вижу золотую медаль Олимпиады. И не одну, а даже две медали на Играх в следующем году. Как вы поняли, мы «задней» не давали, двигаемся только вперед. Хочу, чтобы весь мир знал, что мы едем в Токио бороться. Всеми возможностями мы будем проводить Кубок Дерюгиной и Чемпионат Европы. Я верю, а Ирина Ивановна еще больше верит. У нас сложился отличный тандем.

«В «Великом футболе» был создан определенный имидж, в который меня зажали. Случалось даже, что мне специально отключали микрофон»

– Сейчас вижу и слушаю совсем другую Иришу Блохину, чем та, которая вела «Великий футбол» с Александром Денисовым во время Евро-2012. Что изменилось?

– Я была такой же. Просто тогда меня в Украине не настолько знали, а в этой программе не давали быть настоящей. Это было 8 лет назад. Я приехала из Америки, где училась, развивалась и вкладывала в себя, чтобы вернуться работать в Украину. И чтобы быть такой, какая я есть. Но меня поставили в очень жесткие рамки. 

В результате все видели картинку, где я стояла: «Снова здрасте, с вами я ― Ириша Блохина». Был создан определенный имидж, в который меня зажали. Случалось даже, что мне специально отключали микрофон.

– Очень часто к девушкам в футболе предвзятое отношение. Сталкивались с проявлениями сексизма?

– Расизм, гендерное неравенство и в целом неуважение к женщинам ― над решением этих проблем в нашей стране надо еще много работать.

– Сейчас вы в футболке «Динамо». Не хотели бы снова поработать ведущей спортивной или футбольной программы?

– Я всегда «за». Но сейчас у меня и работа в сборной, и управление в «Школе Дерюгиных», и развитие бренда детской спортивной одежды, а еще семья и двое маленьких детей. Без своего мужа (сын Владимира Брынзака – Алексей, – прим. Tribuna.com) я ничего бы этого не осилила. Он – моя огромная опора, сердце и душа.

Мы сейчас собираем самую лучшую команду для работы и в «Школе Дерюгиных», и Федерации гимнастики. У нас появился менеджер школы, чего раньше не было, команда по маркетингу и SMM, замечательная пресс-аташе и много других небезразличных людей. 

Призываю всех: если вы заинтересованы в развитие спорта в Украине и у вас есть креативные идеи, инновационный подход и возможности, то пожалуйста, обращайтесь, пишите нам. Мы очень открыты к этому.

Фото: Мария Музиченко, страница Ириши Блохиной в инстаграм, fity.club, like

Другие посты блога

Все посты