Tribuna/Футбол/Блоги/Апельсинова кава/Как Кандауров играл в «Бенфике»: не подошел Моуринью, судился с клубом, врач занес в колено инфекцию

Как Кандауров играл в «Бенфике»: не подошел Моуринью, судился с клубом, врач занес в колено инфекцию

Теперь Сергей – спортивный директор академии «орлов» в Харькове.

Автор — Ірина Козюпа
14 сентября 2021, 10:26
13
Как Кандауров играл в «Бенфике»: не подошел Моуринью, судился с клубом, врач занес в колено инфекцию

Теперь Сергей – спортивный директор академии «орлов» в Харькове.

(Текст был впервые опубликован в ферале 2020 года)

Перешел в «Бенфику» за миллион долларов

Немного предыстории. В 1993 году Кандауров вместе с Романом Пецом перешли из «Металлиста» в «Маккаби» Хайфа.

«Металлист» долго обещал квартиру, но продвижений не было. А нас приглашали в серьезный клуб, где уже был украинец Ваня Гецко. Мы согласились», – вспоминал Сергей.

Футболист легко адаптировался к новой стране, полюбил хумус и даже ивритом овладел в совершенстве. А еще застал в команде совсем молодого Йосси Бенаюна.

«Он нашел себя не сразу, но тренер дал ему свободу в центре полузащиты, и украинец хорошо этим пользовался. Он играл широко, и на оборону, и на созидание. Был достаточно жестким, судьи смотрели на него сквозь лупу, боясь упустить какой-то жесткий прием.

А сам Кандауров тем временем рос на глазах, становясь самым сильным украинским игроком в истории чемпионата Израиля. Можно смело сказать, что он был первым легионером, который возмужал именно у нас, а не приехал готовым или отставным мастером», – писала местная пресса.

За четыре с половиной сезона в «Маккаби» Сергей один раз выиграл чемпионат и кубок, дважды стал серебряным призером. В 1995 году его признали лучшим легионером чемпионата Израиля, он был настоящим лидером команды. Его хотел видеть «Фейеноорд» и «Торино», но Кандауров оказался в Лиссабоне.

«Всех серьезных футболистов из Израиля в Европу возил приближенный к руководству «Маккаби» агент Пини Захави. У него колоссальные связи. Захави дружил с Грэмом Сунессом, а тот в течение короткого времени возглавлял «Торино» (выступавший тогда в Серии В), после чего получил приглашение от «Бенфики». И вот декабрь 1997-го. Мы с Романом Пилипчуком отдыхаем в Мюнхене, а к Рождеству я возвращаюсь в Хайфу. Тут же в аэропорту получаю звонок из клуба: «Лети в Лиссабон. Ничего с собой не бери. Поговори с людьми. А потом возвращайся». Так в ночь с 25-го на 26 декабря я подписал в столице Португалии контракт с «Бенфикой», – рассказывал украинец в интервью «Спорт-Экспресс в Украине».

«Маккаби» получили за Кандаурова миллион долларов (другие источники говорят о 1,5 млн долларов), а сам игрок – хорошую зарплату.

«Я прилично выиграл в деньгах, оказавшись за рубежом. В «Бенфике» получал раз в десять больше, чем в «Маккаби», а в «Маккаби»… Хотя, какой смысл сравнивать мою зарплату в Хайфе с харьковской, если в Украине тогда люди рассчитывались купонами?» – говорил Кандауров.

В первые же выходные после презентации в новой команде Сергей вышел против «Порту» на матч Кубка Португалии. Украинец даже гол забил, но его не засчитали. Арбитр решил, что Кандауров подыграл себе рукой.

«Через день-другой после подписания контракта я уже тренировался, а 2 января вышел на поле в матче против «Порту». А потом выяснилось, что даже выиграй «Бенфика» ту встречу, нам бы все равно засчитали поражение. Все потому что и я, и еще один новичок Карел Поборски могли появиться на поле только через две недели после подписания контрактов».

Играл под руководством Сунесса и Хайнкесса, не подошел молодому Моуринью

Кандауров, Сунесс и Поборски

В сезоне 1997/98 «Бенфика» сменила трех тренеров. Лишь шотландцу Сунессу удалось задержаться дольше, чем на полгода. В его распоряжении была симпатичная по именам команда: Прюдомм, Овчинников, Бруно Кайреш, Эль-Халедж, Прингл, Жуан Пинту, Эрвин Санчес, Пандуру, Амарал, Поборски, Нуну Гомеш. «Орлам» не хватало стабильности, поэтому лишь второе место в сезоне. Чемпионом стал «Порту».

«Овчинников был едва ли не первым, кого я увидел в раздевалке «Бенфики». И с порога сказал мне: «Ну, слава Богу! Будет теперь с кем на родном языке поговорить». В тот же день сходили пообедали. И тот раз оказался последним. В отелях, в дороге всегда рядом, но куда-то вместе ходить – ни-ни. Я Сереге один раз предложил, второй, а потом перестал. Впоследствии оказалось, что общаться со мной на людях ему запрещал агент. В Португалии все схвачено, там без последствий даже в магазин не выйдешь.

А после пребывания в стране Юрана, Кулькова и Мостового, за игроками из бывшего СССР почему-то закрепилась репутация товарищей, не ладящих с режимом. Вот Овчинников и не хотел давать прессе поводов. Кроме того, он жил неподалеку от стадиона «Бенфики», а я в богатом районе в Эшториле.

Зато появилась возможность побольше общаться с иностранцами: тем же Карелом Поборски и местными игроками. Таким образом, и португальский выучил довольно быстро».

На одной из тренировок Кандауров подрался со своим конкурентом за место в составе Майклом Томасом.

«Чтобы я не делал, но в состав Грэм Сунесс ставил приглашенного им англичанина. Я забил мяч и отдал две голевые передачи во встрече с «Боавиштой». В раздевалке тренер чуть ли не обнимал меня: «Сергей, ты – красавец! Просто лучший!» Но на следующую игру снова вышел Томас.

В какой-то момент я начал забивать почти после каждого выхода на замену – ничего не помогало. Овчинников даже шутил: «Может, тебе лучше без голов с поля уходить? Так и в стартовый состав попадешь». А на тренировки наши приходила уйма народа – человек сто журналистов и тысячи две-три болельщиков. Ногу в такой обстановке убирать не будешь. Тем более, в стыке с конкурентом. В общем, мы с Томасом и завелись –  потолкались, пока не разняли.

Уже в душе Майкл подошел, извинился. Его век в Лиссабоне закончился очень скоро – с уходом из команды Сунесса. Кстати, лишнего веса у англичанина было килограмм десять».

В 1999 году команда взяла бронзу, вместо Сунесса, пришел немец Юпп Хайнкесс. Кандауров, при достаточно сильных конкурентах и смене тренеров, играл регулярно. В сезоне 1998/99 он дебютировал в Лиге чемпионов. Под конец следующего сезона Сергей забил гол, который многие признали лучшим в сезоне. В дерби со «Спортингом» он поразил ворота соперника дальним ударом метров. Матч закончился со счетом 3:3.

При Хайнкессе у Кандаурова пошла игра. Он отыграл великолепный сезон 1999/00, проведя почти 40 матчей и забив 7 мячей.

«Юпп ко мне с уважением относился, мы часто общались. Когда его «Байер» приезжал в Харьков, то мы встретились – посидели, пообщались, я ему подарил пятилитровую бутылку украинской водки.

Он – интеллигентнейший человек. Никогда не кричал. На установке его, правда, не всегда понимал: он владел испанским, а переводчика рядом не было. Позже выучил. Практически вся работа на тренировках велась с мячом. У него мы, по сути, и не бегали. Я сторонник того, чтобы вообще не бегать» – говорил Кандауров о Хайнкессе в интервью Football.ua.  

Но следующий год обернулся для полузащитника кошмаром. Врач делал укол и занес в колено инфекцию. Из-за осложнений игроку пришлось много времени провести в лазарете.

«Мне вводили жидкость, чтобы избавить колено от сухости. И занесли инфекцию. Колено моментально опухло, доктор испугался и тут же откачал все обратно, но было поздно. Три дня я лежал с температурой сорок. Доктора через полгодика уволили, но я после этого три месяца ходил на костылях. Было очень обидно, потому что Хайнкесс, сменивший Сунесса, ставил меня в состав регулярно».  

Немецкий тренер тоже надолго не задержался в «Бенфике». Хайнкесса сменил молодой Жозе Моуринью.

«У нас состоялась личная беседа. Для меня она получилась довольно неприятной. Моуринью был корректен, выгонять не собирался, но честно сказал: «В составе я тебя не вижу, но крест не ставлю. Полечись, а там видно будет». Но через месяц Жозе рассорился с президентом и ушел в «Лейрию», а я продолжал бегать по кругу».

Почти перешел в «Астон Виллу», судился с «Бенфикой» за деньги

А потом настала пора подписывать новый контракт. «Бенфика» предлагала пролонгацию, но украинца хотели видеть в своих рядах клубы английской Премьер-лиги. Дело шло к подписанию 3-летнего контракта с «Астон Виллой», но соглашение сорвалось. Сергею даже пришлось проситься тренироваться с «Лидсом», «Бирмингемом», «Эвертоном».

«Я ведь уже контракт подписал с «Астон Виллой» – с годовой зарплатой в миллион долларов. Но, видимо, президента клуба смутили отзывы о моем больном колене. И он решил не рисковать».

Назад в «Бенфику» пути не было – клуб задолжал украинцу солидную сумму. Дело дошло до судебных разбирательств. Даже влиятельный агент Сергея, Пини Захави (работал с Бекхэмом и Рио Фердинандом), не смог выбить те деньги.

«Свою недвижимость в Португалии успел реализовать. Вовремя узнал о налоговом обложении, заплатил штраф и продал. А вот 400 тысяч евро, прописанных в англоязычном экземпляре моего контракта с «Бенфикой», я так и не увидел. Даже несмотря на вмешательство адвокатов «Челси», приглашенных Пини Захави».

Кандауров решил вернуться домой. Через полгода решил попробовал начать все заново. Получилось, но немного не так. Сергей снова поехал в Израиль, но играл там за скромный «Ашдод». С Англией опять не вышло – новичок АПЛ «Портсмут» пригласил ветерана Мерсона. В итоге украинец оказался в Португалии, где играл в первом дивизионе за «Салгейруш». Но провел там только три матча и вернулся доигрывать домой – в харьковский «Гелиос».  

Через несколько лет Сергей признался, что пожалел о своем решении покинуть «Бенфику».

«У меня было предложение остаться на тех же условиях, что были. Но поддался на уговоры своего агента, что в Англии я буду играть за хороший клуб с хорошим контрактом. Я был свободным агентом, поэтому мог выбирать. А в итоге не получилось ничего. А мечта была – выиграть чемпионат Португалии с «Бенфикой» и поиграть за сборную Украины побольше».

Луизао и Кандауров на открытии академии «Бенфики» в Харькове

Сейчас Кандауров опять связан с «Бенфикой». В 2019 году клуб открыл свою академию в Харькове. Украинец стал ее спортивным директором. Сергей говорил, что португальские тренеры уже отметили нескольких наших ребят: «Не исключено, что когда-нибудь они сыграют в Лиссабоне».

После Кандаурова украинцев в «Бенфике» не было долгое время до перехода Романа Яремчука летом 2021-го.

О Сергее в Португалии хорошо помнят.  

«У нас когда-то был один хороший украинский игрок (речь как раз о Сергее), но он один, а нам бы хотелось больше. Потому что это также наша цель, мы развиваемся и ищем новые таланты», – сказал коммерческий директор «Бенфики» Бернарду Карвалью об открытии академии орлов в Украине.

Фото: «Бенфика», Reuters, Getty Images

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты