Tribuna/Футбол/Блоги/Апельсинова кава/«Говорили, что танки уже близко, в городе паника». Он работал в «Динамо» и «Днепре», а сейчас помогает Реброву

«Говорили, что танки уже близко, в городе паника». Он работал в «Динамо» и «Днепре», а сейчас помогает Реброву

Альберто Босх выучил русский и понимает украинский.

Автор — Ірина Козюпа
29 сентября 2019, 12:35
9
«Говорили, что танки уже близко, в городе паника». Он работал в «Динамо» и «Днепре», а сейчас помогает Реброву

32-летний испанский помощник Сергея Реброва в «Ференцвароше» Альберто Босх пообщался с Ириной Козюпой.

Испанцы еще со времен «Динамо» постоянно были в тренерском штабе Сергея Реброва. Но Альберто Босх успел поработать еще и в «Днепре» Хуанде Рамоса и Мирона Маркевича, после чего переехал в Киев на пост главы академии. В Венгрию он попал также по приглашению главного тренера. 

Его специализация в «Ференцвароше» – анализ игр соперников и своих матчей. В интервью он рассказал о требовательности Реброва, об игре украинцев и о том, как воспринимал события на Майдане в 2014-м.

«Ребята не будут играть лишь потому, что они украинцы. Вопрос, как ты работаешь»

– В «Ференцвароше» играет трое украинцев – Игорь Харатин, Александр Зубков, Данил Игнатенко. Как оцените их роль в команде?

– Думаю, что им очень комфортно здесь. Во-первых, их в команде трое. Они могут общаться с главным тренером на своем языке. Я тоже говорю по-русски. Мы можем объяснить им какие-то тактические моменты на тренировках или в игре.

У ребят разная ситуация. Игорь пришел раньше, Алекс и Данил – позже. Кто-то адаптировался быстрее, а кому-то нужно больше времени. Но процесс идет.

Ребята не будут играть лишь потому, что они украинцы. Вопрос, как ты работаешь. И это нужно доказывать постоянно. Никто не будет принимать во внимание, что ты хорошо сыграл две недели назад или забил красивый мяч в прошлом месяце. В команде есть конкуренция, надо работать, чтобы ее выиграть.

– Венгерский защитник «Динамо» Тамаш Кадар говорит, что молодым украинским игрокам лучше уезжать в «Ференцварош», чем играть в аренде за условный «Мариуполь». Согласны?

– Не могу советовать молодым игрокам. У каждого своя личная ситуация. Кому-то лучше уезжать заграницу, а кому-то – нет. Ребята могут посмотреть на пример Ивана Петряка, Алекса, Игоря и Данила. Они прогрессируют,  у них все хорошо получается.

Играя заграницей, нужно адаптироваться к другой стране. Возможно, Венгрия – не такой большой риск для украинцев, как, например, Китай. Это соседняя страна, а из Западной Украины можно машиной ехать. Играя в «Ференцвароше», можно участвовать в еврокубках.

– В прошлом году вы стали чемпионами Венгрии. Сейчас «Ференцварош» идет на третьем месте. Что не получается в этом сезоне?

– В чемпионате Венгрии мы хотим играть первым номером, контролировать мяч, сразу пытаться его вернуть в случае потери.

В Лиге Европы мы также хотим играть в подобном стиле, но там уровень соперников выше,  поэтому не всегда удается.

В этом сезоне у нас новая ситуация – мы играем каждые три дня. Это нелегко,  команде надо привыкнуть к такому режиму. Конечно, это совсем не оправдание. Но возникает больше возможностей, что какая-то игра может не получиться. Накапливается усталость – и физическая, и ментальная.

– Как болельщики и пресса оценивают работу вашего тренерского штаба?

– «Ференцварош» впервые за 15 лет играет в группе еврокубка. В «Динамо» была подобная ситуация. Ребров пришел и впервые за 17 лет пробился с командой в плей-офф Лиги чемпионов. Это все не случайность.

Пресса и болельщики видят, что мы пришли и сделали результат. Клуб прогрессирует и идет по хорошему пути. В прошлом сезоне мы стали чемпионами, а теперь вышли в Лигу Европы. Но надо еще больше работать, чтобы не останавливаться на этих достижениях.

– Сергей Ребров очень серьезен с журналистами. Какой он в работе?

– Он очень профессионально относится к своему делу, всегда сконцентрирован и думает о работе. Сергей следит за тем, чтобы никто не расслаблялся – ни игроки, ни тренерский штаб. Он хочет, чтобы мы все время были в тонусе и не разделяли игры на Кубок, чемпионат и Лигу Европы. У нас нет игр менее или более важных. Все должны знать, что важна каждая деталь.

– Ребров счастлив в «Ференцвароше»?

– Думаю, что сейчас да. Он доволен своей работой здесь, но хочет и дальше прогрессировать, а не останавливаться на достигнутом. Сергей – очень амбициозный.

– Его период в «Динамо» был очень успешным – два чемпионства, два Кубка, Лига чемпионов. В чем причина?

– Когда есть результат, то там много факторов, а не одна какая-то причина. Единая для всех структура работы, селекция, методология на тренировках – все это вместе сложилось и дало хороший результат. Работа продолжалась каждый день.

Это не тот случай, что в клуб приехали испанцы и сразу появился результат. Не все иностранцы адаптируются заграницей. Бывают как хорошие специалисты, так и не очень. Нельзя говорить, что успех связан только с приездом иностранцев. Да, это все было в одно и то же время. Мы сделали какую-то часть работы, но это главный тренер пришел, организовал новую структуру, собрав свой тренерский штаб и принес результат.

«Миколенко, Гио Цитаишвили, Попов – в первой команде «Динамо». С Супрягой я работал в «Днепре»

– Тренеры не любят называть имена, но кто из ребят в академиях «Динамо» и «Днепра» был самым талантливым во времена вашей работы?

– В каждом возрасте были игроки с хорошими качествами. Кто-то прогрессировал дальше, а кто-то остановился.

Миколенко, Гио Цитаишвили, Попов – в первой команде «Динамо». С Супрягой я работал в «Днепре».  

Но я не считаю, что это моя заслуга. Эти ребята уже были хорошими, когда я пришел. Может, я просто в чем-то им помог.

Недавно «Ференцварош» играл против «Эспаньола» в Лиге Европы, и я был очень рад видеть своего воспитанника в первой команде (Альберто 7 лет работал в академии клуба). Это очень приятно, но я не могу сказать, что сам его воспитал. У него было много тренеров. Но также есть много игроков, которые не смогли пробиться в первую команду. Об этом тоже надо помнить, а не обращать внимание только на успехи.

Тренера хотят, чтобы все игроки прогрессировали и играли на лучшем уровне. Но от игроков это тоже зависит. 

– Что мешает украинским игрокам заиграть в Испании?

– Много факторов. Конечно, незнание языка не помогает. Также футбол отличается. Но самое главное – культура и образование. В Испании у молодых футболистов в 18-20 лет уже есть понимание и знание футбола. В Украине могут на какой-то фактор не обращать внимание. А потом, когда игроки уезжают заграницу, то ощущают его дефицит.

У Марьяна Шведа и других игроков, которые уехали заграницу, есть большой потенциал и очень хорошие качества. Может, в Испании возникли проблемы с адаптацией или была большая конкуренция.

Тренер всегда будет рассчитывать на игрока, который быстрее все понимает и больше готов на тот момент.

– Как оцените перспективы Андрея Лунина в «Реале»?

– Его отдали в аренду, а потом ушел Кейлор Навас. Может, если бы Андрей остался, то клуб не взял бы в аренду Ареоля из ПСЖ. Могу только пожелать Лунину работать каждый день и ждать своего шанса.

Лучший способ попасть в «Реал» – это проявить себя в «Вальядолиде» и получать там игровую практику. Лунин – очень перспективный вратарь. Я с ним никогда не работал, но мои команды играли против него.

Когда я работал в «Днепре», то он был в «Металлисте». А уже в «Динамо» играл против него, когда он находился в «Днепре». Также наблюдал за ним в матчах сборных. Он очень быстро прогрессировал.

«Ребров пригласил испанцев в Киев – Рауль помогал в первой команде, Гомес работал в дубле, Унай – в U-19, а я – в академии»

– Вы очень молодой тренер. Сложно было работать куратором школы «Динамо» и управлять бывшими звездами клуба?

– В Испании люди очень рано начинают тренировать. Я уже в 18 лет начал работать тренером, а в 25 уехал заграницу. Да, я работал с людьми которые были старше меня по паспорту. Но опыт – это другой вопрос. Мне 32 года, но я уже 14 лет тренирую. Есть тренера, которым 50 лет, но они только два года работают. Опыт – это каждодневная работа.

Когда я работал в «Динамо», была очень четкая структура в клубе. Сергей Ребров очень переживал за молодых игроков и хотел, чтобы все команды работали в одном направлении. Поэтому он пригласил испанцев в Киев – Рауль Рианчо помогал в первой команде, Висенте Гомес работал в дубле, Унай Мельгоса – в U-19, а я – в академии. Сложно не было, ведь у нас был план. Кто-то был с ним больше согласен, кто-то меньше, но все знали, куда мы движемся. Сложно не было, ведь у нас был план. Кто-то был с ним больше согласен, кто-то меньше, но все знали, куда мы двигаемся.

Я быстро адаптировался в Киеве. У нас был очень семейный коллектив с игроками. Остались только хорошие воспоминания и много друзей. Держу контакт с ними через социальные сети. За 2,5 года я успел поработать с 3-4 возрастами.

– На уровне академий противостояние «Динамо» – «Шахтер» такое же принципиальное?

– Конечно. С «Карпатами» ми играли только финальный этап в конце сезона. Украина – большая страна сo сложной транспортной структурой поэтому команды разделяли на разные группы.

А так, то «Шахтер» – самый большой соперник. В академии все, как и у первой команды.

– Чем вам запомнился период работы в «Днепре»?

– Был там два года – 1,5 при Рамосе и полгода при Маркевиче. Это Андрей Русол пригласил испанцев в академию. Но там не было такого плана для всех команд, который Ребров построил в «Динамо».

Работал в клубе, когда «Днепр» дошел до финала Лиги Европы. Это большое достижение для украинской команды. Но, к сожалению, дальше не было продолжения. Возможно, был какой-то кризис, и руководство не очень интересовалось клубом и не переживало за его судьбу.

– Лично хоть раз виделись с Игорем Коломойским?

– Нет.  

– Перед Хуанде Рамосом до сих пор не рассчитались. Какая у вас ситуация?

– Тоже нет. Когда я был в «Днерпе», в Украине случились Майдан, Революция, а потом конфликт с Россией. Когда я только приехал работать, то курс был 1 евро – 10 гривен. А потом он подскочил почти до 30 гривен за 1 евро. В клубе не платили по новому курсу весь остальной период. Долги есть, но я не судился с клубом. Это уже в прошлом. Я уже и не жду ничего.   

Так бывает, когда клуб контролирует олигарх. Это не только в Украине такое случается. В Испании тоже есть подобные примеры. Например, «Малага».

«Хотел хорошо выполнять свою работу в Днепре и это меня очень мотивировало учить язык»

– Какой вы человек вне поля?

– Мое хобби – это моя работа. Футбол занимает практически все мое время. Футболисты поработали 1,5 часа на тренировке, провели восстановительные процедуры и могут быть свободны. А тренерский штаб продолжает работать.

Например, мне нужно смотреть очень много матчей наших соперников. А в этом сезоне даже больше обычного, ведь «Ференцварош» играет в Лиге Европы.  

Конечно, когда моя жена здесь, то мы чаще выбираемся в город. Она не понимает, как я могу так много футбола смотреть. Но уже смирилась с этим. Пытаемся совместить наш досуг и немного отдохнуть от работы.

– Где вы так хорошо выучили русский?

– Это был вызов для меня. Я хотел хорошо выполнять свою работу в Днепре и это меня очень мотивировало учить язык. Сложно через переводчика объяснить какие-то тактические моменты. Считаю, что это совсем не то. На тот момент там мало людей говорило на английском. Поэтому я посчитал нужным выучить русский.

Венгерский еще не выучил. Говорят, что он даже тяжелее чем русский или украинский. Но в Венгрии все говорят на английском. А это меньше мотивирует учить язык.

Говорю на русском, английском, испанском и каталонском. На украинском не розмовляю, хотя знаю некоторые слова и немного понимаю.

Когда в Днепре немного подучил русский, и смотрел новости по телевизору, то не знал, что они идут на украинском. Думал, что опять ничего не понимаю. А потом понял, что это другой язык.

С началом войны заметил, что больше людей стали говорить на украинском.

– Как вы реагировали на события в Украине?

– Работал в Днепре, когда в Киеве начался Майдан. А через 2 или 3 месяца мы играли на выезде против «Динамо». Видел баррикады на Майдане. Очень жаль, что продолжается война. Но я не чувствую себя комфортно, когда говорю о событиях в Украине. Я – иностранец и кто-то может сказать: «Да, что он знает о наших проблемах».

– Не боялись, что война может вас затронуть?

– Только в один момент в Днепре. Был один день, когда началась паника в городе. Говорили, что танки уже близко. Все начали снимать деньги в банкоматах и скупать продукты в супермаркетах. Но потом ситуация нормализовалась.

В Днепре смотрел новости каждый день. В Киеве уже так не делал. Все в Испании меня спрашивали и я всегда отвечал одно и то же: «Война на Донбассе, а Киев находится за 500 км и здесь все нормально».

– Что больше всего удивило в Украине в начале вашей работы?

– Помню, что в Днепре не так часто чистили дороги от снега. Во время Майдана две недели был очень сильный мороз. Доходило до -24 С. Это был мой температурный рекорд. В Днепре не чистили снег, а потом он превратился в неровный лед. Было очень сложно ездить на машине.

В Барселоне 7-8 лет назад выпал снег и весь город остановился. Не было возможности сразу его убрать, ведь никто не был к такому готов. Но в Украине каждую зиму одно и тоже, поэтому вы больше готовы к снегу.

Фото: страница Альберто Босха в Инстаграм, «Ференцварош»

Другие посты блога

Все посты