Tribuna/Футбол/Блоги/ФУТБОЛ 1962-го ГОДА РОЖДЕНИЯ/ЧЕМПИОНАТ МИРА 1986. СССР - БЕЛЬГИЯ. 16-го ИЮНЯ 1986 ГОДА

ЧЕМПИОНАТ МИРА 1986. СССР - БЕЛЬГИЯ. 16-го ИЮНЯ 1986 ГОДА

День 16 июня 1986 года обещал быть жарким и душным. С начала лета стояла липкая влажная жара, и этот день тоже не предвещал никакого облегчения. В далёкой Мексике проходил 13-й чемпионат мира по футболу, в котором участвовала сборная Советского Союза. Накануне, в ночь с 15-го на 16-е июня, сборная СССР играла решающую игру с командой Бельгии. Без двадцати восемь утра 16-го июня 1986 года я ехал в красном трамвае маршрута №1 от остановки «ул. Артёма» до остановки «Больница им. Мечникова» на работу, в контору с громким названием «Институт геотехнической механики...

Автор — nemez-2020
18 апреля 2020, 17:49
1
ЧЕМПИОНАТ МИРА 1986. СССР - БЕЛЬГИЯ. 16-го ИЮНЯ 1986 ГОДА

День 16 июня 1986 года обещал быть жарким и душным. С начала лета стояла липкая влажная жара, и этот день тоже не предвещал никакого облегчения. В далёкой Мексике проходил 13-й чемпионат мира по футболу, в котором участвовала сборная Советского Союза. Накануне, в ночь с 15-го на 16-е июня, сборная СССР играла решающую игру с командой Бельгии.

Без двадцати восемь утра 16-го июня 1986 года я ехал в красном трамвае маршрута №1 от остановки «ул. Артёма» до остановки «Больница им. Мечникова» на работу, в контору с громким названием «Институт геотехнической механики Академии наук УССР».

Я работал в должности инженера в большом многоэтажном здании академического Института, где, кроме меня, находилось ещё несколько сотен подобных бездельников. Получал зарплату 115 рублей в месяц, не делал на работе практически ничего, и старался не опаздывать после обеденного перерыва больше, чем на 15 минут. Мне было 24 года, был я тогда ещё неженат, и в жизни моей, в принципе, не было ничего, кроме бессмысленного и нудного 8-ми часового сидения в большого комнате родного отдела Резинотехнической продукции.

Не было ничего, кроме Футбола. Я постоянно находился в окружении толстых подшивок газет «Советский Спорт», «Футбол-Хоккей», и телевизионной передачи «Футбольное обозрение». Я жил этим. Я дышал этим. Я смотрел все без исключения футболы по телевизору. По всем, тогда весьма многочисленным, трём программам, - первой, второй и украинской. Я ходил на «брехаловку» в парк им.Чкалова, где часами, до хрипоты, спорили практически ни о чём подобные мне типы.

На работе мне дико повезло. Напротив моего обшарпанного косоного письменного стола стоял такой же стол, за которым сидел Серёга Кенебас. Он тоже был футбольный болельщик. Мы понимали друг друга с полуслова. Он дышал тем же воздухом, что и я. Он был таким же помешанным на футболе, что и я.

Мы в сотый раз обсуждали, что если бы вчера, в игре «Днепр» - «Арарат» Ереван Литовченко на 67-й минуте не потащил бы сам мяч через центр, а отдал бы направо, на Тарана, то гол был бы стопроцентный. И нам не было скучно. Наши восемь пустых и бессмысленных рабочих часов пролетали легко и интересно.

В 1984-м году, после того, как «Днепр» стал чемпионом, мы с Серёгой купили абонементы на футбол, и к моменту моего рассказа уже третий год ходили вместе, каждую неделю, на игры «Днепра» на стадион «Метеор». Примерно за несколько часов до игры мы с ним встречались где-то в центре города, покупали 3 бутылки креплённого вина «Яблуневый квит» по цене 1 рубль 40 копеек за каждую, и шли ко мне, в пустую квартиру на ул. Серова, в которой тогда никто не жил. Я думаю, что стенограмме наших тогдашних разговоров позавидовал бы любой отчёт о футболе из газеты «Советский Спорт».

Кроме Серёги в моём Институте ИГТМ, в другом отделе, далеко на седьмом этаже, был ещё один болельщик, его звали Валера Шахновский. Толстый круглолицый кабан с чёрными кучерявыми волосами, и весом далеко за центнер. Его знания не уступали моим. Я очень любил с ним разговаривать, и уважал за футбольную эрудицию. Но по своей болельщицкой натуре он был скептиком и циником, и часто доводил меня до белого каления. «Да с кем эти твои киевляне играли ? С турками и с чехами ? Да что с ними было, попадись бы им немцы ?? Да что твой Лобановский, он разве тренер ? Грабит украинские команды, забирая лучших игроков ! Да что такое ваш «Днепр» ?? Выскочки ниоткуда!

Моему бешенству не было предела. Аргументы забывались. Мне хотелось ударить Валеру прямо в нос. Я выбрасывал бычок и уходил из курилки. Через 3 дня всё повторялось снова.

 

Чемпионат мира 1986-го года открывался 31 мая игрой Италия - Болгария.

20-го февраля мы с Серёгой написали на большом листе плотного ватмана размером 1,2 метра на 80 см жирно, фломастером, текст: «ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ ОСТАЛОСЬ … ДНЕЙ», а под текстом сделали специальный карманчик, в котором можно было каждый день менять цифры. Лист ватмана прикрепили кнопками к стене, и в карманчик засунули цифру 100. До начала чемпионата мира оставалось ровно 100 дней. Для нас с Серёгой чемпионат мира начался. За окнами нашего отдела вместе мусорки возникло поле главного мексиканского стадиона «Ацтека», на которое выходила сборная Советского Союза в красных футболках.

Началось Большое Ожидание. Каждый день мы меняли цифры на календаре, а после выходных, по понедельникам, мы кайфовали от того, что срок до начала чемпионата уменьшился не на один день, а на три. Сильными пьянками мы отметили даты «90», «60», и «30» дней до начала чемпионата.

Сборная СССР попала в одну группу с командами Венгрии, Франции и Канады. Франция была тогдашним чемпионом Европы и одной из сильнейших в мире, впрочем как и сейчас. Канада была никакая, а вот Венгрия была «тёмной лошадкой».

За 30 лет до этого Венгрия была одной из сильнейших в мире. Они выиграли в 1953-м году на лондонском стадионе «Уэмбли» у великих англичан со счётом 6-3, и эта игра вошла в историю мирового футбола. Они были вторыми на чемпионате мира 1954-го года. Они были постоянными соперниками сборной СССР, и иногда (я бы даже сказал - достаточно часто) выигрывали. За 2 недели до начала Чемпионата мира советское телевидение неожиданно показало товарищескую игру Венгрия - Бразилия из Будапешта. Венгры выиграли 3-0.

3-0 у бразильцев. У самих бразильцев !! Это было серьёзно.

Сборная СССР должна была играть свю первую игру на чемпионате вечером в понедельник 2-го июня 1986 года. Мы с Серёгой, уходя в этот день с работы, пожали другу другу руки, посмотрели в глаза, обнялись, и разошлись. Он поехал на автобусе к себе домой, через мост, на левый берег. А я взял пакет с заранее приготовленными двумя бутылками водки (в разгаре была антиалкогольная компания), перешёл через дорогу, и позвонил в дверь к моему другу Славику, который жил прямо напротив моей работы.

Игру СССР - Венгрия мы смотрели втроём: я, и 2 моих друга, - Славик, и Воля, которого сейчас уже нет с нами.

Наконец-то я дождался. Первая игра нашей команды на чемпионате мира. Первая игра МОЕЙ команды. Первая игра МОЕЙ ЛЮБИМОЙ команды. Сейчас будет битва.

Недавно венгры разнесли браизильцев. Как же всё сложится сейчас ? Ничья виделась вполне приличным результатом, и более того, - весьма желанным результатом. Удастся ли сделать ничью ? Хотя бы ничью ? Меня колотило не по-детски.

На 2-й минуте Паша Яковенко после углового забил первый гол. На 6-й минуте Алейников - второй. На 26-й минуте первого тайма счёт был 3-0 в пользу сборной СССР.

В итоге сборная СССР вынесла венгров со счётом 6-0. Мы орали, только когда забивались первые два или три гола, потом мы просто смотрели в экран, радостно и глупо улыбаясь, и не понимая что происходит. Счастье. Просто счастье. Нет никакого объяснения происходящему, нет удивления, нет каких-то сомнений ...

Просто счастье. Счастье и радость в чистом, первозданном виде. Счастье, которое запоминается на годы, и которое болельщик может испытать очень редко. Но которое остаётся навсегда. И сейчас, через 34 года, это чувство со мной.

Сборная СССР выиграла и набрала 2 очка, что было очень важно. Из группы дальше выходили 2 команды. Следующая игра была с Францией. Наши опять сыграли прекрасно. Вася Рац открыл счёт, потом французы сравняли, но всё выглядело отлично. Наши контролировали игру, было полно моментов, великий Мишель Платини был надёжно закрыт, ну в общем, лучше и быть не могло. Всё складывалось как нельзя лучше.

Канада была слабой, и следующие 2 очка были, считай, в кармане. Третью игру с Канадой, как и ожидалось, сборная СССР выиграла без всяких проблем, «в одну калитку», совершенно не напрягаясь, со счётом 2-0. Что и предполагалось.

Сборная СССР набрала 5 очков и вышла из группы даже не со второго места, а с первого, и попала на Бельгию. Начались игры на выбывание.

                                                                         

                                                                                   ***

Одна восьмая финала. Сильные, но «проходимые» бельгийцы. Серьёзный соперник, известные игроки. Но ненамного сильнее Венгрии, и уж тем более слабее Франции. И если мы отлично выглядели и с венграми, и с французами, то с бельгийцами уж как-нибудь справимся. Ведь справимся же ?, - спрашивал я себя и Серёгу.

Вот справимся с бельгийцами, - и это будет уже четвертьфинал, а там.… Сладкое, таинственное и манящее «а там.…».

Не верилось, но была мыслишка.... А вдруг сможем ? А вдруг попадём в полуфинал, в четвёрку ? В четвёрку лучших в мире. Это ведь это уже Олимп. Это небожители. Это ФРГ, Бразилия, Аргентина … А вдруг и мы здесь же, рядом с великими ? А что если мы способны ? А что если Лобановский действительно так велик, и вот сейчас, именно сейчас, наш звёздный час ?? После прекрасных игр с Венгрией и Францией сладкая манящая мечта переставала быть просто мечтой. Казалось, что мы уже здесь, рядом с вершиной, нужно только протянуть руку.

Но сначала нужно было выиграть у скромной, но серьёзной Бельгии. Все 2 недели, что шли предварительные игры в группе, мы не могли с Серёгой наговориться. Мы просто крепко обнимались наутро после каждой игры, и снисходительно рассказывали тёткам из отдела про шансы нашей команды, сколько очков нужно набрать, почему вчера не играл Блохин, и кто такой Марадона. Испытывали, наверное, одинаковые чувства. Восторг захлёстывал. Счастьем нельзя было насытиться. Скептик и пессимист Валера Шахновский был молчалив и скромно курил в сторонке.

С Бельгией играли в воскресенье 15-го июня 1986 года в 16.00 по мексиканскому времени. Игру должны были показывать в записи по Центральному телевидению СССР в 19-00 в понедельник, 16-го июня. У нас дома был толстый «Энциклопедический словарь». Там я нашёл, что разница с Мексикой составляет ровно 9 часов, то есть игра начиналась в 1 час ночи по московскому времени в понедельник. Я лёг спать в воскресенье без двадцати одинадцать, завёл будильник, подумал «через час двадцать», и заснул.

Понедельник, 16 июня 1986 года, 7-45 утра, температура на улице уже под 30, влажная липкая жара, переполненный трамвай, и одна мысль, только одна мысль. «Сыграли. Уже сыграли. Сегодня вечером я это увижу. Сегодня вечером. Сегодня вечером. Сегодня вечером я увижу Битву. Сегодня вечером будет пан или пропал. Сегодня вечером моя команда должна выиграть. Сегодня вечером великий Лобановский докажет всем.»

Надежда пополам с тревогой. Надежды больше. Больше никаких мыслей и чувств нет. Сегодня вечером я ЭТО увижу. Я верю в вас, хлопцы. Мы покажем им всем.

Я вышел из трамвая и пошёл по улице Симферопольской прямо к своему «научному учреждению». Вместе со мной шли ещё несколько человек из других отделов, кое с кем я поздоровался. Идти по улице нужно было минут 10, потом поворот, и сразу, метров через 50, попадаешь к проходной и главному входу. Я прошёл по улице, повернул к институту и увидел на крыльце прогуливающегося туда-сюда Валеру Шахновского, смолящего свою утреннюю сигарету. Я отчего-то почуял недоброе. Мысленно заметался и захотел куда-нибудь свернуть. Но сворачивать было некуда. Время без пяти восемь, опаздывать нельзя. Да и потом, может он здесь случайно ? Может просто курит с утра ? Ну откуда он может знать счёт ?

Но нет, эта мерзкая тварь была здесь не случайно. Он увидел меня, радостно заулыбался, и двинулся навстречу мне, не обращая никакого внимания на других сотрудников. Я на ватных ногах шёл к дверям, стараясь на него не смотреть. Негодяй затянулся сигаретой, и широко улыбаясь, сказал - «Ну шо, продули ?». Я обмер. «Как продули ?? Откуда ты знаешь ?». Он, улыбаясь ещё жизнерадостней, сказал - «А я ночью «Маяк» слушал. Продули 4-3 в дополнительное время».

Меня ударили тяжёлым молотом по голове. Меня облили ледяной водой в жаркий июльский день. Я упал со скалы в глубокую пропасть.

Серёги в этот день на работе не было. На следующий день он мне сказал, - «а я предполагал что такое может быть, и взял больничный».

Я не помню как прошёл этот мой рабочий день. В 19-00 я с потухшими глазами апатично сидел перед телевизором. Сборная СССР рвала Бельгию на куски. Наши открыли счёт, была куча моментов, я не верил своим глазам. Бельгийцы сравняли, наши опять вышли вперёд. Из эмоций был только ужас, - ну не может быть !! Не может такого быть. С такой игрой, с такой отличной игрой, - и проиграть ?

А что, если этот подонок наврал ? А что, если он просто купил меня, развёл как лоха ? А вдруг, вот сейчас, забьют ещё, ведь прекрасно же играют !

Но нет. Бельгийцы сравняли. Началось дополнительное время, бельгийцы забили ещё 2 гола, положение стало безнадёжным, за 9 минут до конца Беланов забил свой третий гол, сократил счёт, на этом всё и закончилось. Конец.

Наши вылетели. Наших больше нет на этом чемпионате. Проклятые бельгийцы есть, а наших нет. Сказке конец. Ты будешь вспоминать это следующие 34 года. Не забудьте выключить телевизор.

Есть знаменитый советский многосерийный кинофильм «Тени исчезают в полдень». Там всенародный герой, любимый всеми председатель колхоза, которого играл Пётр Вильяминов, устало щурит глаза и с горечью говорит своей паскуде-невесте, которая бросила его в день свадьбы, - «Счастьем своим я обязан тебе, Степанида. И несчастьем своим я тоже обязан тебе, Степанида. Эх Стеша, Стеша…. ».

 

Эх Валера, Валера ….

Лучшее в блогах
Больше интересных постов