Tribuna/Футбол/Блоги/Жук в муравейнике/Гвардиоле помогает великий игрок в водное поло. Они дружат 27 лет, Пеп зовет его своим ангелом-хранителем

Гвардиоле помогает великий игрок в водное поло. Они дружат 27 лет, Пеп зовет его своим ангелом-хранителем

11 февраля 2020, 20:25
1
Гвардиоле помогает великий игрок в водное поло. Они дружат 27 лет, Пеп зовет его своим ангелом-хранителем

«Водный Марадона».

2013 год. Прага. «Бавария» рубится с «Челси» за Суперкубок Европы. Первый матч Гвардиолы в немецком клубе дошел до пенальти, и Пеп явно обеспокоен. Тренер собирает игроков в круг, но вместо бойкой мотивационной речи показывает на своего помощника – невысокого мужчину с зачесанными назад волосами:

«Этот человек – лучший исполнитель пенальти в мире. Слушайте его, никто не знает о пенальти больше. Он все вам расскажет».

Все повернулись к Мануэлю Эстиарте. Он взял секундную паузу, выдохнул, и начал рассказывать:

«Во-первых, сразу решайте, куда вы будете бить, и больше не меняйте это решение. Я повторяю: определитесь прямо сейчас и не смейте передумывать, что бы ни случилось. Во-вторых, мысленно повторяйте, что вы забьете. Повторяйте это тысячу раз и не останавливайтесь, пока не пробили. Не волнуйтесь и не меняйте ваше решение».

Вдохновленные речью Эстиарте игроки «Баварии» провели безупречную серию пенальти, а Нойер отразил удар Лукаку – и «Бавария» взяла трофей.

Мануэль Эстиарте слева в сером свитере

Мануэль Эстиарте в очередной раз выручил Гвардиолу.

Эстиарте называли «водным Марадоной». Он провел за Испанию полтысячи матчей и ездил на шесть Олимпиад

Попробуйте угадать, кто официально признан лучшим спортсменом Каталонии в 20 веке. Неа, не Гвардиола и даже не Йохан Кройфф – Кубки чемпионов не помогли им обогнать легендарного ватерполиста Мануэля Эстиарте.

Чтобы получить такой статус из водного поло, нужно быть по-настоящему великим. Эстиарте – великий. За карьеру он сыграл в 578 матчах за сборную Испании (рекорд все еще держится) и забил сумасшедший 1 561 гол. Эстиарте особенно любил сиять на Олимпиадах, где поставил два индивидуальных рекорда: 6 ОИ, 127 голов.

Мануэль дебютировал в сборной в 16 лет, уже через два года поехал на Олимпиаду-1980, а через три – забрал капитанскую повязку.

На фоне партнеров Мануэль сверкал яркой атакующей игрой: его любимым приемом был слаломный проход к воротам соперника, завершающийся мощным броском. За потрясающие атакующие навыки Эстиарте прозвали «водным Марадоной». 

Расцвет карьеры Эстиарте выпал на конец 80-х и начало 90-х. При нем сборная Испании закрепилась в мировом топе и регулярно играла в финалах чемпионатов мира и Европы, а Эстиарте семь раз подряд признавался лучшим ватерполистом мира.

Несмотря на подступающее величие, у Мануэля был открытый гештальт – ноль побед на Олимпиаде, самом ценном турнире в водном поло. К 1990-му он съездил на три Олимпиады, однажды стал лучшим бомбардиром, но выше четвертого места не поднимался. Пока не познакомился с Пепом.

Гвардиола и Эстиарте подружились на Олимпиаде-92. Благодаря совету Пепа Мануэль наконец выиграл золото

Пути Гвардиолы и Эстиарте долгое время шли параллельно: родились в соседних муниципалитетах каталонского района Бажес, с детства болели за «Барсу» и играли за испанские сборные.

Они знали друг о друге, но впервые пересеклись только в июне 1991-го. Мануэль пришел в вип-ложу «Камп Ноу» на последний тур Ла Лиги: «Барса» играла с «Атлетиком», для чемпионства ей требовалось еще и поражение «Реала» от «Тенерифе» в параллельном матче. Все получилось как надо, и обалдевший от счастья знакомый из клуба предложил провести Мануэля в раздевалку.

«Мне сказали подождать у двери. Я стоял у раздевалки и слушал крики радости. Потом Пеп вышел и обнял меня. Мы были шапочно знакомы, но в тот вечер родилась хорошая дружба», – вспоминал Эстиарте.

В следующий раз они встретились на Олимпиаде-1992 в Каталонии. В испанской олимпийской команде было всего девять каталонцев, поэтому Мануэль и Пеп быстро сошлись. Разница в возрасте (Хосеп на 10 лет моложе) не помешала – каждый день они прогуливались по олимпийской деревне и часами трепались обо всем. «Удивительно, как много у нас было общего. Словно я встретил родственную душу», – писал Мануэль в автобиографии.

В последний день Олимпиады дружба едва не разрушилась. Для испанских футболистов турнир прошел потрясающе и закончился золотом, а команда по водному поло вышла в финал, но проиграла итальянцам 8:9. Гвардиола подшутил над другом: «Ты приехал уже на четвертую Олимпиаду и ни разу не выиграл. Я здесь впервые, и у меня уже есть золото». Сначала Мануэль обиделся, но быстро понял, что Пеп сказал так не со зла: «Меня ранили его слова, а потом я осознал, что это часть его характера – быть постоянно мотивированным и соревноваться со всеми».

А через пару лет именно Пеп помог другу выиграть олимпийское золото. В одном из бесчисленных споров о футболе Пеп заметил, что проблема друга в его манере игры: «Мануэль, ты один из лучших, но играешь слишком эгоистично. Ты думаешь только о бросках, но забываешь о команде. Так ты никогда не станешь олимпийским чемпионом».

Мануэль задумался, и на Олимпиаде-1996 в Атланте мир увидел обновленного Эстиарте. «Водный Марадона» сделал то, на что не был способен футбольный: усмирил эго, начал рубиться в защите и заменил сольные проходы на командные комбинации. Эстиарте не стал лучшим бомбардиром, но впервые в карьере выиграл олимпийское золото.

Мануэль всегда поддерживал Гвардиолу и верил в него, когда Пепа обвинили в употреблении допинга

Олимпиада в Барселоне – поворотный момент, после нее мужчины стали лучшими друзьями. Эстиарте постоянно летал из Италии на «Камп Ноу» (вторую половину 90-х он играл в итальянских клубах), а Пепа часто замечали среди зрителей на водном поло.

Уже тогда само по себе произошло распределение ролей: Гвардиола часто попадал в переделки, а Эстиарте выручал.

В 1997-м в матче против латвийского «Сконто» Пеп получил мышечную травму. Первая мысль – растяжение икроножной мышцы, но вскоре травма мутировала во что-то странное: он почти перестал ходить и пропустил почти весь сезон-1997/98. В поисках верного диагноза Гвардиола объездил половину Европы – в компании Мануэля.

В 2001-м Гвардиола провалил допинг-тесты в «Брешии» – положительная проба на нандролон. Пеп позвонил Мануэлю, который играл в «Пескаре», и попросил найти адвоката. В этот момент медиа уничтожали Гвардиолу, но Эстиарте верил в невиновность друга и уже на следующий день приехал к нему вместе с юристом. Кстати, Пеп ничуть не унывал, и всю ночь изучал прежние случаи обнаружения нандролона в теле спортсменов.

В начале нулевых Мануэль завершил карьеру, женился на итальянке и купил дом на берегу моря. В 2006-м Гвардиола тоже закончил карьеру и постоянно отдыхал у друга.

Развалившись в шезлонгах и потягивая коктейли, мужчины любили размышлять о будущем.

– Вот подожди, скоро ты начнешь тренировать «Барселону» и навсегда уедешь отсюда!

– Я стану тренером «Барсы», только если ты будешь моим помощником!

В один из таких вечеров Пеп получил звонок с предложением вернуться в клуб. А через год он стал главным тренером «Барсы» – и в Пескаре прозвучал еще один телефонный звонок.

В «Барсе» Эстиарте был ментором звездных игроков: он спасал карьеру Пике и решал проблемы Месси

Мануэля назначили главой департамента внешних связей «Барселоны»: он был посредником между командой и медиа, помогал с пресс-конференциями и решал, кто из игроков будет общаться с журналистами. Но Пеп изначально видел друга ментором для игроков «Барселоны». Гвардиола считал, что раз Эстиарте был суперзвездой и лучшим игроком мира в своем виде спорта, то он понимает психологию звезд.

По просьбе Пепа Эстиарте посещал все командные мероприятия и внимательно наблюдал и сканировал эмоции игроков. Если Мануэль считывал недовольство, то пытался аккуратно узнать в чем дело (современной «Барсе» такой человек точно не помешал бы). 

Казалось, что самым сложным будет убедить игроков довериться парню из спорта, где играют в нелепых резиновых шапочках.  Но адаптация прошла идеально – спасибо статусу Мануэля в Каталонии.

«Вполне допускаю, что Месси мог спросить у одноклубников, кто я такой. Но Хави и Иньеста – каталонцы, они точно знали меня и рассказали обо мне Лео. Местные игроки очень помогли мне», – рассказывал Эстиарте.

В 2012-м у Пике началась бурная жизнь за пределами поля: Шакира, теннис, стартапы. Это отразилось на игре – в феврале «Барса» проиграла «Осасуне» (2:3), и Гвардиола обвинил Пике в пропущенных мячах. Возвращать Жерара Пеп поручил Мануэлю, а тот зашел через отца игрока и устроил с ним 20-минутную встречу.

«Игроки любят его. Они знают, что в любой момент могут прийти к Мануэлю с проблемой, и он поможет», – рассказал ESPN источник в «Барселоне».

«Любая проблема» – не пустой звук. Перед финалом ЛЧ-2008/09 «Барселона» заселилась в отель в Риме, и поздним вечером тишину в номере Мануэля рассек звонок. «Можете прийти ко мне в номер? Есть проблема», – прозвучал встревоженный голос Месси. Лео очень редко беспокоил Мануэля, поэтому он тут же побежал в номер аргентинца и выяснил, что в его комнате забыли поставить кровать.

Кажется, что проблема пустяковая, но она подчеркивает доверие игроков: к Пепу они шли с футбольными проблемами, к Эстиарте – с личным.

Со временем Эстиарте стал советником Гвардиолы: Пеп консультируется с другом перед самыми тяжелыми решениями (Это’О, Джо Харт)

Вообще, доверить человеку из водного поло важную роль в футбольной команде – очень в стиле Гвардиолы. Он обожает использовать опыт людей из других видов спорта. Философия Гвардиолы – это синергия всего лучшего, что есть в спорте. Например, перед трансфером в «Барсу» он познакомился с Гарри Каспаровым: гонял с гроссмейстером партии, а параллельно расспрашивал про сходство футбола и шахмат.

Гвардиола очень ценит такой опыт, поэтому Эстиарте для него – кто-то вроде мудрого персонального советника. Известно, что за комичной внешностью Пепа скрывается жесткий лидер, который часто принимает сложные решения (спросите у Роналдиньо). Пеп осознает, что не всегда прав, поэтому советуется с Мануэлем – он уравновешивает и смягчает. 

«Он помогает мне взглянуть на футбол другими глазами. Иногда у меня созревает трудное решение по одному из игроков, а Эстиарте говорит не делать этого. Он помогает осознать, что с некоторыми нужны особенные отношения. Это очень помогло мне», – признался Гвардиола. Но не очень помогло игрокам: Пеп советовался с Мануэлем насчет ухода Это’о из «Барсы» (продан) и Джо Харта из «Сити» (отправили в аренду).

Разумеется, необычные отношения тренера и ассистента быстро рассекретили. Грэм Хантер из журнала Manel придумал Мануэлю стильную кличку – консильери Гвардиолы (в иерархии итальянской мафии это первый советник главы семейства), а Пирло упомянул его в автобиографии:

«Это было в 2010-м, после товарищеского матча «Барсы» и «Милана». Возле раздевалки меня поджидал верный лейтенант Гвардиолы. В тот вечер задание Хосепа превратило его в секретного агента в шлепанцах, но в прошлой жизни он был одним из лучших игроков в водное поло. Он всего лишь второй человек в истории, способный ходить по воде. Я с трудом узнал его без шапочки, а когда подошел поближе – мне в нос ударил запах хлора».

Гострайтер Пирло наверняка очень гордится этим абзацем.

В «Сити» Мануэль еще активнее участвует в тренировках: каждый понедельник они с Пепом и спортивным директором Чики Бегиристайном встречаются на планерках и в узком кругу обсуждают командные проблемы.

Связи с общественностью Мануэль тоже не забрасывает. Испанец приходит на все командные пресс-конференции, а когда едкие английские журналисты путают берега – бросается на помощь своим.

В августе 2017-го на пресс-конференции после матча с «Вест Хэмом» Гвардиолу спросили, заменил ли он Стоунза из-за травмы. Пеп даже не подозревал, что у Джона повреждение глаза, которое журналисты заметили на телекартинке. Растерявшись, Гвардиола нашел глазами Эстиарте, и тот жестами дал понять, что все нормально и серьезной травмы у Стоунза нет.

Пеп признавался, что в каждой команде страдает от одиночества. Дружба с Мануэлем спасает его

Гвардиола и Эститарте работают вместе уже 11 лет, дружат – все 27. Их отношения намного глубже, чем у обычных коллег.

Они почти не расстаются: самая долгая пауза была во время годичного перерыва в работе после «Барсы». Даже тогда они ежедневно созванивались по Facetime. Отпуск тоже вместе: по давней традиции семья Гвардиолы на неделю приезжает к Мануэлю в Италию в тот самый домик на море.

Дружба проникает и в рабочее время. «У них есть традиция: перед выходом на поле Эстиарте ждет Пепа в тоннеле. Он последний, кто обнимает и настраивает Гвардиолу перед стартовым свистком», – рассказал спортивный директор «Сити» Чики Бегиристайн.

Факт, после которого жена Пепа может ощутить укол ревности: в интервью для WSJ Гвардиола признался, что издалека узнает скрип итальянских туфель Мануэля.

В документальном фильме «Манчестер Сити»: все или ничего» Пеп наконец рассказал о том, почему Эстиарте так важен:

«Он мой друг. Да, это его должность. Главный тренер – очень одинокая профессия, очень. Поэтому мне приятно, когда рядом со мной Мануэль».

Легко заметить, что в их отношениях сияет Пеп, а у Эстиарте скромная роль помощника. Гвардиола редко публично выражает чувства, но однажды у него появился шанс отблагодарить друга. В 2009-м Эстиарте дописывал автобиографию «Все мои братья» и попросил Пепа сочинить предисловие. Гвардиола посвятил другу очень теплые слова:

«Когда на меня стали показывать пальцем и говорить, что я плохой человек, ты был со мной. И такое не забывается. Ты верил в меня и тем самым приносил удачу – и это главный титул в моей карьере. Если ангелы-хранители существуют, то Мануэль Эстиарте – один из них.

Меня пугает мысль о том, что я могу подвести тебя. И я сделаю все, чтобы этого не случилось. Помни, что я всегда рядом. Я здесь.

Я люблю тебя».

Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire, Alexander Hassenstein, Laurence Griffiths; elpuntavui.cat; instagram.com/manel.estiartemarca.com

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты