Tribuna/Шахматы/Блоги/Думки одного журналіста/Украинскую шахматистку лишили титула из-за читерства. Но нет доказательств – это главный пробел онлайн-шахмат

Украинскую шахматистку лишили титула из-за читерства. Но нет доказательств – это главный пробел онлайн-шахмат

Странный скандал.

Автор — Volоdymyr Harets
2 апреля 2021, 10:00
16
Украинскую шахматистку лишили титула из-за читерства. Но нет доказательств – это главный пробел онлайн-шахмат

Даже если вы не следили прежде за шахматами, то все равно могли заметить громкие заголовки на этой неделе. Вроде «Украинку лишили титула чемпионки мира из-за жульничества». 

Объясняем: речь идет о чемпионке Украины 2017-го Юлии Осьмак, которая в прошлый четверг выиграла чемпионат мира по быстрым шахматам среди студентов с результатом 4,5 в 5 партиях (1 балл начисляется за победу в партии, 0,5 – за ничью). Этот турнир проходил в онлайн-режиме.

Но уже в субботу она получила письмо от панели Fair-play турнира, где объявлялось о дисквалификации за подозрение в нарушении правил честной игры. В ответ она заявила, что может пройти даже проверку на детекторе лжи, но в ФИДЕ (Международная федерация шахмат) объявили, что решение окончательное и апелляции не подлежит. 

Читерство в шахматах – это как?

У шахматной истории есть четкий водораздел – до и после появления компьютеров, способных обыграть гроссмейстеров. Если еще в конце 1990-х один из величайших шахматистов всех времен Гарри Каспаров на равных боролся с лучшими образцами машинной мысли, то сейчас человек не может ничего противопоставить компьютеру. 

Выставленный шахматный движок (современные примеры – Stockfish, Komodo, Houdini, а с недавнего времени и мощнейшая AlphaZero) с большой долей вероятности разгромно в серии партий обыграет супергроссмейстера из топ-10 мирового рейтинга. Человек не может провести сложную партию без неточных ходов и ошибочных решений. У компьютера же все просчитано на десятки ходов вперед.

С появлением таких движков читерство в шахматах вышло на совершенно другой уровень. Если раньше все сводилось к тому, что человеку каким-то образом может помогать целая команда с помощью переговорных устройств (даже на матче за чемпионство мира 1972-го советская сторона потребовала на месте игры разобрать кресло Роберта Фишера на предмет возможных жучков – безрезультатно), то сейчас достаточно настроить смартфон и как-то скрыть это от судей проходящего турнира. 

Спасский против Фишера, матч за первенство мира в 1972-м

«Как-то» – ключевое слово. Способы борьбы с читерством совершенно разные. Множество видеокамер с фиксацией происходящего, проверка с помощью металодетекторов, даже запрет на посещение туалетов. Чем статуснее турнир – тем сложнее это сделать. Грубо говоря, читерить невозможно на соревнованиях с большими денежными призами и серьезными участниками. А вот, например, на чемпионате Европы среди женщин 2015-го сразу 15 шахматисток, включая украинку Наталью Жукову, подписались под письмом, призывающим обратить внимание на румынскую шахматистку Михаэлу Санду. И как минимум запретить показ ее партий онлайн. Серьезнейшее обвинение, но даже тогда организаторы так и не смогли найти прямых доказательств в читерстве из-за слабой технической базы.

Если в офлайн-шахматах ситуация условно под контролем, то 2020-й заставил почти весь шахматный мир перейти в онлайн.

И пусть ФИДЕ даже выпустила свод правил для онлайн-турниров, отслеживать читеров стало гораздо сложнее, а то и невозможно. Речь идет не о людях, которые банально идут по первой линии компьютера 20-30 ходов подряд – тут справляются даже автоматические системы онлайн-платформ. Иногда решающее значение имеет даже одна комбинация в середине партии или один правильно сделанный ход в цейтноте.

ФИДЕ пока что избрала тактику «комфортной уверенности» в жульничестве спортсменов. И тут остаются серьезные пробелы.

Осьмак действительно жульничала?

Пока ни один серьезный шахматист, который анализировал партии Осьмак на этом турнире, не заявил, что найдены какие-то признаки читерства.

«Могу сказать, что я на 99,9% уверен в том, что никакого читерства в данном турнире со стороны Юлии не было и близко, – заявил украинский гроссмейстер Александр Аращенко. – Ее соперницы играли в силу крепких первых разрядов, местами кандидатов в мастера спорта, не выходя через раз из дебюта. Юлия же в свою очередь играла далеко не идеально, местами плохо, но лучше своих соперниц». 

Бывший чемпион мира Руслан Пономарев был лаконичнее: «Я видел игры Юлии Осьмак на студенческом онлайн чемпионате мира ФИДЕ и могу заявить на 110%, что я не нашел никаких доказательств читерства».

Польский шахматист Бартоломей Мачея провел собственное расследование, по итогам которого также не смог обвинить Осьмак в жульничестве: «Мы сосредоточились на поиске доказательств, подтверждающих хотя бы один случай проступка со стороны Юлии за все пять партий. После тщательного анализа не было обнаружено ни одного нарушения.

Результаты нашего расследования не являются доказательством того, что неправомерного поведения не было, но то же самое можно сказать и о более чем 1000 студентов, которые приняли участие в турнире без таких обвинений»

Сама Осьмак выпустила почти часовое видео, в котором достаточно внятно рассказала, каким образом она выбирала свои ходы в этих пяти партиях:

Означает ли это, что Осьмак точно не жульничала? Сложно сказать без аргументов противоположной стороны. Сильнейший на данный момент украинский гроссмейстер Антон Коробов туманно заявил, что это «самый позорный день в истории украинских шахмат», а вот одна из лучших украинских шахматисток Наталья Жукова и вовсе начала кампанию к ФИДЕ, чтобы шахматная федерация развеяла все сомнения и объяснила свое решение.

Обвинения в читерстве в шахматах – это огромный удар и намного более тяжелый проступок, чем допинг в большом спорте. И Осьмак рискует получить пятно на репутации чуть ли не до конца своей карьеры. Логично, что должен быть четкий ответ от ФИДЕ.

А его нет. Только туманные заявления.

Как ФИДЕ объяснила свое решение?

В отчете комиссии Fair-Play указано, что 20 из 900 участников турнира дисквалифицированы на основании четырех пунктов: 

• статистические свидетельства (были предоставлены Кеннетом Риганом, доцентом факультета компьютерных наук и инженерии Университета Буффало);

• свидетельства интернет-платформы (платформа Tornelo, где проходил турнир);

• вещественные доказательства (основаны на видеозвонках в Zoom с игроками и арбитрами во время партий);

• мнение экспертов. 

Самый удивительный пункт в отчете – это признание, что комиссия не может напрямую обвинить Осьмак в читерстве. «Ни ФИДЕ, ни платформа, где проходил турнир, не заявляют, что предполагаемое нарушение правил честной игры является доказательством фактического мошенничества или признанием вины дисквалифицированного шахматиста». Самих доказательств даже в нарушении правил честной игры в отчете также нет.

Эмиль Сутовский

Генеральный директор ФИДЕ Эмиль Сутовский поддержал выводы панели Fair-Play: «Это решение, за которое ФИДЕ берет ответственность. Я всегда подчеркивал и продолжаю – у нас высокая планка. Мы не частная платформа. Если мы берем ответственность, значит готовы в случае необходимости идти в CAS, и там предъявлять доказательства. Это не решение исключительно алгоритма – были и другие факторы». 

Осьмак забанила комиссия из четырех человек: главный арбитр турнира Томаш Делега, Бояна Беятович, которая также является членом комиссии ФИДЕ по честной игре, гроссмейстер Александр Чоловик и Дэвид Кордовер из платформы «Торнело». Все члены комиссии как минимум слабее Осьмак в рейтинге ФИДЕ на несколько сотен пунктов. 

И по информации крупнейшего шахматного сайта Chess.com, только два члена комиссии проголосовали за дисквалификацию, один – против и один – воздержался. А Дэвид Кордовер позже и вовсе подверг критике решение комиссии: «Всего за несколько турниров ФИДЕ, которые мы организовали за последние четыре или пять месяцев, я знаю о трех явно очевидных ложных срабатываниях. Если невинные люди страдают, значит, в системе что-то не так». 

То есть, ФИДЕ может забанить любого без объяснения причин? Что дальше будет с Осьмак?

Сама Осьмак в комментарии Chess.com предположила, что решение комиссии могло было связано с тем фактом, что в одной игре она забыла включить микрофон в течение первых нескольких ходов. Еще одна деталь, которая могла вызвать подозрение: она несколько раз отворачивалась от экрана во время игр. Юлия почти не видит одним глазом и ей периодически нужен отдых для зрения.

Только вот у Осьмак не было даже шансов оправдаться перед комиссией и рассказать об этих фактах. Она получила решение постфактум, когда аргументировать свое поведение было уже поздно.

Сьюзан Полгар (сестра величайшей шахматистки в истории и сама одна из лучших шахматисток 90-х) также считает, что это странно: «Это то, чего я действительно не могу понять. Если ее «не» обвиняют в читерстве, почему счет в турнире обнулен? И как это возможно, что шахматисты не имеют права сами себя защитить?»

Более того, ФИДЕ фактически заявляет, что вряд ли Осьмак получит большее наказание, чем лишение титула. Хотя есть определенный максимум – это от 5 до 15 лет бана от шахматной деятельности.

Эмиль Сутовский: «Если у тебя человек играл все пять партий по первой строке, а еще у тебя есть и другие доказательства, то ты можешь давать максимальный предусмотренный срок наказания, и легко отстоишь это в суде – потому что вероятность тут (и это мало кто понимает) не 99%, и не 99,999%, а куда выше. Есть случаи промежуточные – когда есть все основания и доказательства для небольшого наказания, но на совсем масштабное требуется большее». 

Фактически, ФИДЕ создала прецеденты, где ее комиссии по честной игре получили безграничные возможности и могут обнулить результат любого шахматиста. И все держится лишь на доверии к таким панелям. Так будет до тех пор, пока не придумана четкая система обнаружения читеров – ее принятие возможно этим летом на Генеральной ассамблее ФИДЕ. 

О развитии ситуации в этом ключе говорит и заявление федерации шахмат Украины: «ФШУ не может оценить объективность решения комиссии в отношении Юлии Осьмак. Но мы считаем, что случай, который произошел на чемпионате мира среди студентов, является основанием для совершенствования правил и регламентов турниров, проводимых в режиме онлайн. ФШУ готова принять в этом участие.

В соответствии с регламентом упомянутого чемпионата мира, факт дисквалификации не является утверждением или подтверждением нарушения Fair Play кем-то из участников. Поэтому отсутствуют достаточные основания для обвинений и, тем более, для травли любого.

Мы призываем шахматную общественность сохранять спокойствие и не использовать любые инциденты, от которых, кстати, никто не застрахован, для субъективных оценок и предвзятых высказываний», – сказано в заявлении федерации.

Но с неоднозначной репутацией ее главы Аркадия Дворковича каждый такой случай могут продолжить рассматривать не только под шахматным, но и политическим углом:

«Для меня эта ситуация – огромный шок. Не могла даже заснуть первые две ночи после получения письма», – рассказывала сама Осьмак. Но сейчас она уже готовится к офлайн-турниру в Черногории, который пройдет через две недели. От других турниров ее не отстранили.

Фото: ФИДЕ, страница Юлии Осьмак в фейсбуке

Другие посты блога

Все посты