Tribuna/Футбол/Блоги/Латераль/«У нас даже клубного автобуса нет». Крымский футбол спустя два года после аннексии

«У нас даже клубного автобуса нет». Крымский футбол спустя два года после аннексии

Премьер-лига из 8 команд с двумя лидерами, федеральные субсидии, которые не доходят до адресата, рукоприкладство к судьям – в материале Александра Харламова.

Блог — Латераль
21 марта 2016, 07:33
168
«У нас даже клубного автобуса нет». Крымский футбол спустя два года после аннексии

В начале 2014-го «Севастополь» мог замахнуться на зону еврокубков, а «Таврия» едва не отобрала очки у «Шахтера». Но 18 марта, ровно два года назад, все изменилось – и теперь на полуострове любительская лига на 8 команд, зарплаты в 300 долларов, безымянные спонсоры, посещаемость в 1260 человек и драки с судьями.

Что произошло после присоединения Россией Крыма?

Летом 2014-го было объявлено о создании пяти новых футбольных клубов. Это ялтинская «Жемчужина», керченский «Океан», севастопольские ФК «Ахтиар» и СКЧФ (экс-«Севастополь»), а также симферопольский «Скиф». Сделано это было для того, чтобы новосозданные юридические лица, зарегистрированные государственными органами РФ на территории Крыма и Севастополя, могли играть в чемпионате России. По крайне мере, новые руководители посчитали это законным.

Впрочем, процедуру лицензирования прошли только «Жемчужина», СКЧФ и ТСК, выигравший у «Скифа» спор за право преемственности «Таврии». В августе 2014 года команды были заявлены во второй дивизион зоны «Юг» и даже приняли участие в 1/256 финала Кубка России. Если ТСК по итогам сезона занял 9-е место, то результаты двух других клубов смотрелись совсем печально.

Но, как известно, ФФУ сразу же подала протест в УЕФА. «Нет никаких оснований утверждать, что территория Крыма больше не входит в юрисдикцию ФФУ. А потому любые попытки РФС распространить свое влияние на этот регион следует расценивать, как прямое нарушение уставных норм ФИФА и УЕФА», – заявил в сентябре 2014 года Григорий Суркис. В итоге, УЕФА вынес решение, согласно которому с 1 января 2015 года крымским клубам запрещено выступать в любых соревнованиях под эгидой РФС.

Что собой представляет чемпионат Крыма?

Вместо участия в чемпионате России УЕФА дал добро на проведение чемпионата Крыма, но при этом полностью самоустранился от его организации. Европейский футбольный союз лишь согласился выделить незначительные средства на развитие детского футбола и футбольной инфраструктуры в Крыму. Было также объявлено, что через два года УЕФА вернется к вопросу о долгосрочном будущем крымского футбола.

Уже тогда всем, кто мечтал о «возвращении на родину», стало ясно, что красивой сказки не получится. «Решение УЕФА, по сути, делает крымские клубы любительскими, – признал вечный босс «Севастополя» Александр Красильников. – Финансирование взять будет попросту неоткуда. Профессиональный футбол в Крыму поставлен на грань исчезновения». Два года назад, когда Россия только присоединила Крым, Красильников был настроен куда оптимистичнее: «Не хотелось бы опускаться ниже того уровня, к которому мы столько лет шли. Украинская премьер-лига по уровню не хуже российской считается».

В апреле-мае 2015 года был проведен переходной турнир с участием 20 команд, чтобы определить восьмерку лучших клубов для участия в чемпионате Крыма. Уже в конце августа стартовали премьер-лига и вторая крымская лига с 13 командами. «Восемь равноценных команд – об этом можно было только мечтать, такого вообще никогда не было!» – резко изменил риторику Красильников.

На чьи деньги живут участники чемпионата?

Не прошло и полгода, как Красильников снова начал жаловаться: «Сейчас многие ведущие футболисты вынуждены даже пиццу по вечерам развозить». Вскоре «Севастополю» все-таки нашли спонсора, правда, безымянного – тот якобы боится попасть под санкции. «ТСК-Таврия» тоже получила поддержку – от российской компании «Трансмашхолдинг».

Но Красильников признает, что в остальных клубах ситуация остается плачевной: «В Бахчисарае, Феодосии, Армянске и других огромная проблема с финансированием. Из-за санкций они не могут найти спонсоров, и я не уверен, что эти команды доиграют до конца чемпионата».

К примеру, спонсор ялтинского «Рубина», закончившего третьим первый круг чемпионата – аквапарк «Атлантида». «У нас даже автобуса нет, это огромная проблема. Ездим на машинах», – говорил осенью президент клуба Павел Кандул. А на стадионе «Рубина» перестало работать электронное табло – когда меняется счет, сотрудники клеят цифры на доску. На матчи в Ялте ходит по несколько сот человек (средняя посещаемость чемпионата, согласно официальным данным, 1260 человек), причем вход бесплатный – только два из восьми крымских клубов продают билеты.

Для финансирования остальных клубов применяется преимущественно российский подход – средства выделяются из госбюджета, точнее, федеральных субсидий. Но все жалуются, что деньги доходят не вовремя или не доходят вообще.

Кто руководит местным футболом?

Крымский футбольный союз возглавил бизнесмен и бывший менеджер «Норильского никеля» Юрий Ветоха. Совсем недавно его замом стал бывший вратарь «Таврии» и сборной Украины, 36-летний Максим Старцев. «Понимаю, что для многих мое решение стало неожиданным. За последние дни я о себе услышал много всякого. Но я стараюсь не обращать на это внимания и сосредотачиваюсь на футболе. Футбол вне политики. Я не политик, – заявил Старцев. – Моя семья давно живет в Крыму – дети ходят в школу, налажен быт».

Генеральным секретарем КФС взяли экс-депутата Верховной Рады Украины Вадима Колесниченко. Если вы думаете, что он совершенно нефутбольный человек, то очень зря: «Наш союз идет под эгидой УЕФА. В итоге, мы, крымчане, можем принимать участие в 1/32 финала Кубка Европы и в чемпионате Европы. Ну, до этого нужно дожить, нужно год-два откататься», – уверен Колесниченко. Ждем «Севастополь» на Евро-2020.

Кто играет и руководит ведущими клубами?

«ТСК-Таврия» сейчас рулят два в прошлом известных нападающих. 48-летний Александр Гайдаш (85 голов в чемпионатах Украины) стал генеральным директором клуба и уже успел прославиться, когда год назад в перерыве матча избил судью – пришлсоь даже полицию вызывать. А бывший игрок запорожского «Торпедо» и даже лучший бомбардир чемпионата Украины-1994/95 Арсен Аваков (да-да, полный тезка) – начальник команды. В конце февраля «ТСК-Таврию» возглавил еще один ветеран симферопольского клуба Сергей Шевченко, который до этого был спортивным директором клуба.

По словам президента КФС Юрия Ветохи, зарплаты игроков в Крыму – 20-50 тысяч рублей в месяц (300-700 долларов). Разумеется, все лучшие футболисты уехали, это признают даже местные боссы. Лучшие из оставшихся играют в основном за «ТСК-Таврия» и СКЧФ. В Симферополе, например, выступают экс-сборник Украины Денис Голайдо (на фото), известный защитник Антон Монахов и воспитанник «Шахтера» вратарь Вячеслав Базилевич. В числе лучших бомбардиров турнира бывший хавбек «Олимпика» Евгений Одинцов. «Я родом из Симферополя. Вернулся домой и хочу тут остаться, – объясняет Голайдо. – Смысл ехать туда, где не платят? Бесплатно я могу и дома играть. Правда, в ТСК мне платят». 

В Севастополе играют Александр Данишевский (экс-«Спартак» Москва), а также еще недавно выступавшие в УПЛ Сергей Ференчак («Таврия», «Заря») и Евгений Бредун («Арсенал» К, «Севастополь»). Тренирует команду Олег Лещинский, который работает в «Севастополе» на разных должностях уже 12 лет.  «Против «Евпатории» играли на искусственном поле. Это же преступление по такой жаре бегать на синтетике. Ноги футболистов просто сгорают, – описывал как-то он все прелести чемпионата Крыма. – Еще за воротами находится каменный бордюр, в который врезается наш игрок и получает травму. Этот бордюр хотя бы резиной надо было обложить. Общий уровень крымского футбола? Сейчас он где-то между ФНЛ и второй лигой России».

Другие команды мало чем выделяются, разве что тренерами. С «Беркутом» работал Сергей Леженцев («Динамо», сборная Украины), а «Рубин» возглавляет Спартак Жигулин («Металлург» Д, «Закарпатье»).

«Несколько моих бывших партнеров сейчас выступают за симферопольский «Скиф»: те, кто играл за «Таврию» в чемпионате Украины, кто тренировался с первой командой, также ребята из дубля, – рассказывает бывший игрок «Таврии» Владислав Павленко. – Звали и меня, но, насколько мне известно, они уже сами хотят поскорее уехать. Уровень чемпионата очень слабый. Сначала думали, что все будет хорошо. А сейчас футбол почти пропал».

Топове фото: vk.com/fccfu

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты