Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/Алкоголь и футболь. Любитель пива Юрий Гаврилов

Алкоголь и футболь. Любитель пива Юрий Гаврилов

Продолжение рубрики

Алкоголь и футболь. Любитель пива Юрий Гаврилов

Алкоголь и футболь. Часть 4. Любитель пива Юрий Гаврилов.

 

Ни для кого не секрет, что наши футболисты всегда любили заглядывать в стакан. Возьмём хотя бы последнее десятилетие СССР.

Не прочь были принять на грудь столичные армейцы Брошин с Татарчуком, братья-близнецы Савичевы из московского «Торпедо» со своим одноклубником Шустиковым, поговаривали, что и киевские динамовцы Заваров с Евтушенко плюс луганчанин Гамула (про его гужбаны с Завароывм в ростовском СКА до сих пор ходят легенды) в дегустации горячительных напитков от своих столичных «коллег» не отставали. А один из лучших диспетчеров отечественного футбола Юрий Гаврилов со «Спартака» был просто без ума от пива. Наверное, поэтому иногда мяч после его ударов буквально с линии ворот залетал не в сетку, а взмывал вверх и потрясал перекладину, как это случилось в игре 1/16 Кубка УЕФА 1985-86 гг. с бельгийским «Брюгге» в гостях. Журналист Кучеренко в своём отчёте об этой игре написал в «Советском спорте», что Гаврилов после отличного паса Черенкова зацедил в перекладину с трёх метров перед пустыми воротами соперника. Я в тот момент возле телика от недоумения за голову схватился. Надо же так опростоволоситься! Но ведь не даром же говорят, что мастерство не пропьёшь. «Спартак» тогда победил в присутствии 30 тысяч болельщиков на стадионе «Олимпия» в Брюгге со счётом – 3:1. И все три гола были забиты после потрясающих передач Юрия. По окончании игры спецкор «Советского спорта» навестил спартаковцев в раздевалке. «Растираясь махровым полотенцем после душа, Юрий Гаврилов на мое поздравление с победой с грустью заметил:

- Все. Заканчиваю с футболом...

Хорошо знаю его привычку разговаривать иронично, и тем не менее немедленно попадаюсь на удочку. Задаю вопрос, которого он только и ждет:

- А что случилось?

- Если уж такие мячи с трех, метров не забиваю, то играть дальше нет смысла.

Все это произносится с непроницаемым выражением лица. Я ему в ответ:

- Но зато три гола были забиты после ваших передач.

Миниатюру Гаврилов заканчивает изящно:

- Но ведь что-то же я должен уметь в футболе…».

 

 Юрий Гаврилов – один из лидеров московского «Спартака» в 1977 – 1985 годах. Когда мой отец его видел на экране телевизора крупным планом, то всегда говорил: «Бухарик!». Да и от других любителей футбола старшего возраста неоднократно слышал, что у Гаврилова лицо пропойцы. Что тут поделаешь, глас народа. От него никуда не денешься.

 

 А умел Гаврилов в футболе многое. Не даром ведь его в сборную СССР приглашали. И был он там на первых ролях, особенно в 1980-1982 гг. Как раз в 1982 году национальная команда Советского Союза поехала на чемпионат мира в Испанию. Резонанс это событие имело в стране огромный. Ведь 12 лет такая футбольная держава, как СССР не была представлена на всемирных форумах футбола. Два чемпионата мира пропустила, и два европейских первенства заодно. Так что, когда советские футболисты уезжали в «дальние края» на Пиренеи, то все им желали только победы.

А дальше была суперигра с бразильцами, когда, выигрывая после первого тайма 1:0, не удержали победный счет и уступили после двух бесподобных дальних ударов Сократеса и Эдера – 1:2. После этого старшего тренера сборной Константина Ивановича Бескова волевым решением из Москвы отстранили от руководства главной командой страны и на его место назначили Лобановского, который на пару с тренером тбилисского «Динамо» Ахалкаци поехали в Испанию в качестве консультантов наставника московского «Спартака». Под руководством тренера киевского «Динамо» сборная СССР вышла с группы со второго места, по-гроссмейстерски обыграв Новую Зеландию с нужным счетом – 3:0, и сыграв в устраивающую ничью со своим основным конкурентом, Шотландией – 2:2.

Так вот после того поединка с шотландцами от Советского Союза выпало сдавать допинг-контроль Сулаквелидзе и Гаврилову. А для этого нужно выпить пива. Так вот уже и Тенгиз Сулаквелидзе «отстрелялся», и «скотты» Страчан с Робертсоном. А Гаврилов все никак с комнаты не выходит. Пока все оставшиеся 15 банок пива по 0,33 грамма не приговорил, на анализы так и не пошел! Игрока сборной СССР, конечно, можно понять. Жара тогда в Испании стояла неимоверная и футболисты на поле во время игры себя чувствовали, как на раскаленной сковороде. Гаврилов, вон, в матче с шотландцами потерял пять килограмм веса! А тут в комнате, подозреваю, что с кондиционерами, на разгоряченных игрой футболистов холодненькое пивко в корыте ожидает! И не какое то там «Юбилейное» «Жигулевское» «Ячменный колос» (самые ходовые марки советского пива), а самое что ни на есть высококачественное, фирменное, Made In не наше, короче. Огромный соблазн, согласитесь, особенно для такого любителя пива, коим являлся Юрий Гаврилов.

Отвезли после допинг-контроля мастера спорта международного класса Юрия Гаврилова в гостиницу, где размещалась сборная СССР, на автомобиле в сопровождении переводчика. Он то вместе с водителем и тащили московского спартаковца по коридору отеля, так как Юрий еле-еле ногами перебирал! И тут навстречу Бесков. Только ведь он уже не старшой в сборной, а так, типа декоративной приставки к Лобановскому. Посему посмотрел тренер на своего питомца, которого и открыл для большого футбола, сделал недовольную гримасу, да и процедил сквозь зубы: «Доведите его поскорее до кровати». Так что Гаврилову та встреча была, как с гуся вода.

 

 Внимание! Атакует Юрий Гаврилов! Сейчас что-то будет! Возможно, даже и гол.

 

 

Хотя в «Спартаке» подобные номера не проскакивали. Играли москвичи в конце ноября – начале декабря 1984 года матчи на Кубок УЕФА с западногерманским «Кельном». Кстати, очень сильная команда была, за которую играли Штайн, Аллофс, Литтбарски, и, конечно же, неподражаемый вратарь Харальд Шумахер. Так вот свою домашнюю игру спартаковцы проводили в Тбилиси, где при 40 000 зрителях одолели гостей с минимальным счетом – 1:0. Гаврилов неоднократно рассказывал в своих интервью, что в той игре защитники «Кельна» играли против спартаковской атакующей линии персонально и вцепились в них, словно цепные псы, дышать свободно не давали. Вот и шепнул Гаврилов Позднякову, мол, Борис, за тобой не так пристально глядят, как за нами. Врывайся в свободные зоны, если не мячом завладеешь, то хоть от нас с Черенковым опекунов уведешь. И Поздняков гол забил, и ещё пару-тройку раз один на один с Шумахером выходил! Помню тот матч, матерился по поводу неиспользованных спартаковцами моментов страшно, вроде бы чувствовал, что домашних 1:0 недостаточно будет.

После игры Бесков, как ни в чем не бывало, сказал: «Я ж вам в перерыве рассказал, как нужно играть, потому и получилось». Дескать, надо было выполнить, и все. На самом деле ничего этого он не говорил. Это была неприятная его черта: если команда выиграла - сразу: «Я вам все рассказал!» (интервью Юрия Гаврилова «Спорт-экспрессу» за 24.08.2007). Здесь, конечно, у Гаврилова ошибочка вышла. Гол Поздняков забил ещё в первом тайме. Но факт остается фактом, тренер «Спартака» Константин Бесков своей неправоты не признавал никогда! И если кто шел против него – тут же оказывался за бортом команды!

Так вот после ответного поединка в Кельне, когда проиграли 0:2, а Кужлев минут за пять до конца игры метров с пяти зарядил мячом выше по пустым воротам, спартаковцы решили прогуляться по ночному городу. Так сказать, воочую убедиться, как «прогнивает» «дикий» Запад, шмоток там фирмовых прикупить на командировочные да ту валюту, что у друзей ещё дома одолжили, кассет, и вообще разного ширпотреба, которого в Союзе и днем с огнем не сыщешь. Но для этого нужно было отметиться на ужине, где Бесков всех своих подопечных пересчитывал. Тренер «Спартака» разрешил поставить на столы в ресторане гостиницы по бутылке пива. Гаврилов зашел и без задней мысли выдул одним махом одну бутылку немецкого пива. Что не осталось незамеченным грозным Бесковым. И началось… «Никто не расходится, собрание будет!». Прямо в ресторане! Это, наверное, чтобы показать проклятым капиталистам, какие советские люди «облико морале». А что такое в союзные времена, собрание коллективов – рабочих, спортивных, школьных, не важно каких. Это, в основном, борьба за дисциплину и пропесочивание нарушителей этой самой дисциплины аж до пара с ушей! Так и на этот раз. Но дадим слово самому Гаврилову.

Значит, Бесков начал делать затравку: «У Гаврилова поведение, пиво пьет». Я не сдержался: «Вы ж сами, Константин Иваныч, пиво выставили. Оно просто так на столе стоит?». Если с Бесковым спорить начинаешь, он пуще прежнего злится: «И что? А если б я водку выставил, тоже бы выпил?». Если б стояла, говорю, - выпил бы! Почему нет? Бесков словно обрадовался: «Вот видите? Ему наплевать - водка, пиво...». Перевел все на отношение к ребятам - ему чихать и на вас, и на команду. Вроде как вопрос пора ставить об отчислении, но Старостин (Николай Петрович, начальник команды – К.А.) вмешался: «Константин Иваныч, ты не кипятись. В Москву приедем, разберемся...». А в Москве забыли об этом. Команда в отпуск ушла». Повезло, в общем, Гаврилову. Хотя, я считаю, что Бесков в этом случае просто решил не вспоминать этот вопиющий для него случай. Ведь мастерство Гаврилова было ещё востребовано «Спартаком».

 

 

Строгим был тренером Константин Иванович Бесков, крепко свои команды в кулаке держал!

 

 

И поучить уму-разуму своих подопечных тоже любил, никогда при них не признавая своих ошибок.

 

 

Кстати, годом ранее, в 1983-ем, у Бескова с Гавриловым тоже вышел конфликт. Не спалось Юрию во время тихого часа. Пошел он прогуляться по аллее парка на базе «Спартака», откуда его завернул Бесков, отправив в койку. Гаврилов в ожидании подъема тихонько включил магнитофон с записями уже тогда покойного Владимира Высоцкого, тоже известного любителя принять на грудь не один литр увеселительный алкогольных напитков. В это время по коридору проходил Бесков. Как оказалось, несмотря на возраст, со слухом у заслуженного тренера пока все было в порядке, и он отправился на звуки музыки, которая доносилась с приоткрытой двери. Дальше между игроком и его наставником состоялся такой вот диалог:

- Что разлегся? Это тебе не дом отдыха! – начал Константин Иванович свои наезды, а потом кивнул на магнитофон, - Знаешь, кто это поет?

- Высоцкий.

- А кто он - знаешь?

- Как кто? Актер, музыкант

- Нет, он пьяница и наркоман. И ты таким же станешь! Слушаешь блатные песенки, которые развращают людей, к работе несерьезно относишься.

А дальше пошла «песенка», знакомая многим советским людям, которые попадали под немилость своих начальников, в которой слова одни и те же – ты своим поведением дурно влияешь на наш дружный коллектив, так что, собирай вещички, и чтобы духу твоего здесь не было. Кого увольняли по собственному желанию, кого по статье, после которой очень трудно потом на новую работу устроиться. А Гаврилова посреди сезона выгнать с команды не мог даже Бесков. Ведь футболист играл на очень приличном уровне, плюс игрок основы сборной СССР. Так что вышестоящее начальство точно не поймет тренера. Даже самого заслуженного! Посему Бесков отшучивался, мол, на Западе профессионалы готовятся к матчам дома, без заездов на базу. Вот и мы решили попробовать на примере Гаврилова, стоит нам начинать такое дело, или же нет? Но всем было ясно, что в конце сезона Юрия ждут немелкие репрессии. Возможно, и удаление с команды! Но тут подошли матчи на Кубок УЕФА с английской «Астон Виллой», где Гаврилов сыграл просто таки блестяще. В домашнем поединке, завершившимся со счетом 2:2, опальный игрок и вовсе забил оба спартаковских гола. И Бесков «простил» Гаврилова, мол, возвращайся, «эксперимент» закончен. Но такие вот «прощения» бывают только до первого удобного случая. И он подвернулся в конце сезона 1985 года. Тогда Гаврилов должен был стать вторым, после Зинченко, советским «легионером» и ожидал на чемоданах своего выезда в венский «Рапид». Но не сложилось, а обратно в «Спартак» Бесков его брать категорически отказался, мол, на его место уже Пасулько взяли. И Гаврилов оказался в днепропетровском «Днепре»…

 

 Любитель популярной и модной музыки Юрий Гаврилов слушает в наушниках пластинки, и, судя по всему, совсем не студии грамзаписи «Мелодия». Наверняка привезенные с Запада диски на проигрывателе прокручивает. Вот слушал бы на базе в Тарасовке и Высоцкого в наушниках, не было бы конфликтов с Бесковым на ровном месте.

 

 

Не последнюю роль в нежелании Бескова возвращать в команду Гаврилова сыграл и тот факт, что он был одним из воспроизводителей командных посиделок в пивном баре «Саяны» на Щелоковской. Там у спартаковцев был свой человек. Для них всегда держали свободным отдельный кабинет, где спартачи полным составом расслаблялись после тренировок под шампусик и пиво с варенными раками. Привозил их туда сразу же после тренировок на клубном автобусе водитель Коля Дорошин. И продолжалась эта лафа, пока в пивном баре не завелся стукачок, свой человек Бескова. А тут ещё, подозревали спартаковцы, что информация про их командные попойки попадает к старшему тренеру клуба через жену Сергея Швецова, которая дружила со «второй половинкой» Бескова Валерией Николаевной (и, поговаривали, Бесков постоянно по совету своей жены ставил Швецова в основной состав «Спартака»). Нет, Швецов не залаживал напрямую своих товарищей. Просто приходит муж домой тепленький, под шафе и на все претензии жены говорит, мол, чего ты кипишуешь? Подумаешь, немного пивка с друзьями выпил. Как это с кем? С тем и с тем. Не веришь, спроси сама! Ну и жена тут же набирает знакомый номер телефона: «Валерия Николаевна, у меня к Вам есть очень интересная информация!». Плюс стукачок с пивбара. Вот и знал поутряне Константин Иванович, кто из его подопечных вчера был в «Саянах», сколько и что принял на грудь, даже, кто во что был одет! От Бескова ничего утаить невозможно было! И один из главных по этому самому делу заводил был Юрий Гаврилов.

Вообще то Юрий Васильевич мог погибнуть из-за пьянки ещё в расцвете сил. В общем, снова же, по словам Гаврилова, отыграли они в Тбилиси последний тур союзного чемпионата. Хотя, как я не смотрел, «Спартак» с Гавриловым в составе свои последние игры в столицы Грузинской ССР никогда не проводил. Но, думаю, здесь известный футболист просто немного подзабыл. В общем, в конце сезона после гостевой игры с тбилисским «Динамо» Гаврилова пригласили на дружескую попойку Мачаидзе, Кипиани, Дараселия (который погиб в автокатастрофе 13 декабря 1982 года), где, естественно спартаковец меры не знал. А потом уже дома, в Москве, поехал на своей «шестерке» забирать вещи на базу «Спартака» в Тарасовке. А голова то делает «Гу»! Перед глазами до сих пор земля вертится! Начал, было, Гаврилов обгонять грузовик, глядь, а откуда не возьмись ГАЗ-51 с прицепом на встречу летит. Юрий Васильевич моментально дал по тормозам, и машину так закрутило по дороге, что космонавтам на тренировках такие вот нагрузки и не снились! А когда легковушка, наконец, остановилась – на нее уже перла груженая фура. Только и успел Гаврилов броситься на пассажирское сиденье. И тут удар! Грузовик обе двери с левой стороны аж до середины салона смял. А заслуженный спартаковец оказался жив. Кстати, у меня так много знакомых погибло. Сильно скорость любили и уверовали, что их всегда пронесет. Особенно, когда на грудь примут. Или вот на похмелье…

А Гаврилов ещё поиграл под руководством Бескова. В знаменитом московском «Асмарале». Но и там не обходилось без скандалов. Жена президента «Асмарала» Аль-Халиди Светлана Бекоева утверждала, что ветеран Юрий Гаврилов спаивает вратаря клуба Шиянова. На что сам Гаврилов ответил: «Что значит спаивал? Я же не насильно ему в рот вливал. Еще неизвестно, - может это Шиянов Гаврилова спаивал?». Кстати, не в обиду будет сказано Юрию Васильевичу, типичный ответ алконавта. За свою жизнь я их наслушался многие сотни раз с уст разных людей. Один в один, как ответил на обвинение в спаивании Гаврилов. Один в один!

 Заслуженный ветеран Юрий Гаврилов и после активной футбольной карьеры поколесил по всему бывшему Союзу с матчами в составе «Спартака». Ветеранского, конечно же.

 

 

Поиграл Гаврилов и за ветеранский «Спартак». Говорит, что за встречи с киевскими динамовцами, бывало, по тысяче долларов получали. А так, «гастролируя» с матчами по широтам и весям бывшего СНГ угощали именитых гостей из «Спартака» кто чем мог. Конечно же, богатые столы, которые ломились от знакомых до невиданных доселе яств, накрывали. Естественно, море выпивки. Бывало, ветераны прямо посреди матчей умирали. Как вот Николай Абрамов! Тогда спартаковцы по приглашению Михаила Евдокимова (кто-то помнит ещё этого прекрасного актера и артиста-юмориста, который стал губернатором?) в турне на Алтай поехали. Барнаул, Бийск, родное село Евдокимова Верх-Обское. И кругом хорошо встречают, по-людски, так сказать. Конечно же, наливают. На малой родине Евдокимова вообще на целую неделю застряли. Так Абрамов всю неделю с домика, в котором он обитал, не выходил. Так как конкретно забухал. Вот ветеранское сердечко и не выдержало. Как говорил в своем интервью «Спорт-экспрессу» сам Юрий Гаврилов: «Бывает, день-два попьешь, уже тяжело. А люди как-то неделями зашибают, месяцами... Не представляю. Молодыми были - напьешься, так на следующий день в баньке все выгонишь. Быстро восстанавливаешься. Но сейчас-то все иначе! Вот у меня ситуация: работы нет, только с детьми гуляешь да с ветеранами ездишь. Если пить каждый день, надолго не хватит». И с ним трудно не согласиться. Пора уже, вам, заслуженные дедушки советского футбола, забывать, что и вы когда-то были рысаками и вести соответствующий образ жизни. Спокойный, с вечерними посиделками на лавочке, а потом у телевизора. Без алкоголя и табака, принимая разные таблеточки, которые добавляют жизненную энергию. Если верить рекламе, конечно

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты