Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/Из московского «Спартака» в «Динамо» Киев и обратно – переходы, вызывавшие бурю эмоций

Из московского «Спартака» в «Динамо» Киев и обратно – переходы, вызывавшие бурю эмоций

Про спартаковско-динамовские околофутбольные страсти-мордасти

Из московского «Спартака» в «Динамо» Киев и обратно – переходы, вызывавшие бурю эмоций

Про спартаковско-динамовские околофутбольные страсти-мордасти

 

 

Собственно, таких переходом было очень мало. На память сразу же приходит прекрасный голкипер Александр Прохоров, который в 1972 году перешел из киевского «Динамо» в московский «Спартак», в составе которого дважды подряд в 1974 и 1975 гг. по опросу журнала «Огонек» признавался лучшим вратарем страны. В 1976 году Прохоров снова вернулся в Киев, где надолго не задержался. Все дело в том, что переход голкипера «Спартака» в «Динамо» с разрешения Управления футбола Спорткомитета СССР был официально оформлен 21 мая. Через два дня Прохоров занял место в воротах своего нового старого клуба и был одним из лучших на поле в матче с тбилисским «Динамо», который киевляне выиграли – 1:0. Только вот рано радовались молодые динамовцы своей победой над сильными одноклубниками из Грузинской ССР. Через полтора месяца, 2 июля 1976 года, президиум Федерации футбола СССР приняла довольно странное решение: «Результат матча аннулировать, засчитать киевлянам поражение, так как за команду выступал незаявленный А.Прохоров». Все дело в том, что Спорткомитет СССР еще раньше запретил переход игроков сборных Союза в клубы других товариществ перед Олимпийскими играми. То есть из «Динамо» в «Динамо» можно было переходить, или вот из любого СКА в ЦСКА. А из «Спартака» в «Динамо» категорически нет! Вот и пришлось Спорткомитету отменить свое же разрешение о переходе Прохорова из «профсоюзов» Москвы в ведомство внутренних дел Киева. Таким образом, Прохоров остался в «Спартаке» и защищал цвета этой команды по 1978 год включительно.

Когда народную команду России возглавил Константин Иванович Бесков, и спор этого великого тренера на футбольных полях страны с другим великим наставником, Валерием Васильевичем Лобановским стал более чем принципиальным, о переходах из «Спартака» в киевское «Динамо», или вот в обратном направлении, не могло быть и речи. Хотя, бывало, в болельщицкой среде ходили байки, что Лобановский очень хотел видеть в своей команде спартаковского лидера Федора Черенкова, когда у него возникли нешуточные терки с Бесковым. И наоборот, поговаривали, что Константин Иванович горит желанием заполучить в состав своей команды Александра Заварова. Причем тренер «Спартака» проявлял интерес к этому атакующему полузащитнику с потрясающим дриблингом еще тогда, когда он «служил» в ростовском СКА (1980-1981), а потом играл в родной ворошиловградской (ныне луганской) «Заре», и в киевском «Динамо» на первых порах. Только вот Заварову и в столице Украинской ССР было неплохо. Тем более что с 1985 года киевское «Динамо» снова пошло вверх, демонстрируя игру мирового уровня, и Александр в той блестящей команде играл первую скрипку. А насчет Черенкова скажу только то, что очень я сомневаюсь в правдивости информации про интерес Лобановского к этому, безусловно, талантливому игроку. Хотя, судя по времени подобных слухов (а это 1988 год), все могло быть. Ведь тогда «Спартак» переживал не лучшие свои времена. Команда взбунтовалась против деспотизма (как считали футболисты) Бескова, и Валерий Васильевич вполне мог воспользоваться этой ситуацией, чтобы заполучить в свою команду такого ценного и высококлассного исполнителя. Кто-то скажет, что хрупкий Черенков не подходил под атлетический стиль киевского «Динамо»? Полноте. Заваров тоже был далеко не Геркулесом, или вот Беланов. Но как же здорово они играли в команде Лобановского!

Вот кто мог точно перейти в московский «Спартак», так это недавний лидер киевского «Динамо» Леонид Буряк, с которым очень некрасиво распрощались после провального сезона-1984. Тогда-то бывший стержневой игрок киевской полузащиты и решил перейти в «Спартак», куда его сразу же позвал Бесков. Леонид зимой 1985 года уже, было, начал тренироваться с «красно-белыми». Но тут вышестоящие инстанции из столицы Украинской ССР дали ясно ему понять, что переходить в «Спартак» - это табу! И болельщики неправильно поймут, и оргвыводы на самых верхах будут сделаны. Причем такие, что бывшему кумиру республики, да и всего Союза тоже, не поздоровиться. Буряк подумал, подумал. Махнул рукой, да и решил остаться в Москве, прописавшись в … «Торпедо». А что, правильное решение. Никто теперь камень в огород Леонида не бросит, мол, предал свой клуб и усилил прямого его конкурента. Только вот все равно в Буряка летели снежки, подкрепленные обидными выкриками с трибун Республиканского стадиона, когда 17 марта 1985 года Леонид вышел в составе своей новой команды против бывших одноклубников. Буряк тогда ответил по-мужски. Именно после пробитого им штрафного удара голкипер киевлян Михаил Михайлов не смог удержать мяч и возникла сутолока у ворот, которой воспользовался Петраков, сделав на 65 минуте счет ничейным – 1:1. В итоге автозаводцы Москвы тогда выиграли – 2:1.

И если о возможном переходе Буряка в «Спартак» в СМИ помалкивали, то сообщение о том, что лидер нападения «Динамо» и самый яркий игрок второй половины сезона-1990 Сергей Юран после окончания чемпионата СССР написал заявление о переходе в «Спартак», вызвало эффект взорвавшейся бомбы. Пошли письма возмущенной украинской общественности, мол, предал клуб Юран, переметнулся в лагерь врагов. И чего ему в «Динамо» не хватало? Платили немало, любой кооператор позавидует (это типа теперешних мелких бизнесменов). Хлопец был окружен безмерной любовью и всеобщим почитанием болельщиков. После голов-красавцев Юрана в ворота волгоградского «Ротора», московских «Торпедо» (дважды) и «Спартака», одесского «Черноморца», душанбинского «Памира» и столичного ЦСКА в решающем матче сезона, а потом и «дубль» пражской «Дукле», который вывел киевлян в четвертьфинал Кубка обладателей кубков 1990-1991, форварда «Динамо» просто боготворили по всей Украине.

И тут такая убийственная новость – Юран переходит в «Спартак». Но рано потирали руки от удовольствия спартаковские фанаты. Сергей в сезоне-1991 так и не усилил их команду. Снова путем угроз и запугивания, как самого игрока, так и его ближайших родственников (мол, не остепените своего сына, будете иметь проблемы на работе, а потом и вовсе с трудоустройством, и вообще с проживанием), Юрана удалось удержать в Киеве. Только вот ненадолго. В августе 1991 года этот талантливый таранный нападающий, который в одиночку мог решить вопрос гола в ворота соперников, перешел в португальскую «Бенфику». А вскоре, транзитом через «Порту» усилил таки «Спартак» Олега Романцева осенью 1995 года, когда «красно-белые» проехались по своих соперниках в групповом раунде Лиги чемпионов, как на танке, обыграв их во всех своих матчах с общим счетом – 15:4! Юран забил и чемпиону Англии «Блэкберну», и варшавской «Легии», и норвежскому «Русенборгу».

Как раз игрок основы той команды Романцева-1995, Рамиз Мамедов, транзитом через тульский «Арсенал» и самарские «Крылья Советов», и был куплен киевским «Динамо» в 1999 году. Признаться, не знаю, зачем его приобрел для команды Лобановского Григорий Суркис. Может и по просьбе самого Мэтра. А может только потому, чтобы доказать всему футбольному миру на пространстве бывшего Советского Союза, что в Киеве бывшие «звезды» «Спартака», забракованные Романцевым, снова заиграют в свою силу. Но Мамедов не усилил «Динамо», хотя сезон 1999-2000 отыграл в составе клуба стабильно как в чемпионате Украины, так и в Лиге чемпионов, где киевляне весной 2000 года до последнего тура Второго группового раунда претендовали на выход в четвертьфинал. Но сам переход Мамедова в «Динамо» не вызвал в России особых недовольств. Так, некоторые фанаты «Спартака» немного пообзывали футболиста непотребными словами, что вполне нормально в таких случаях, на этом все дело и закончилось.

А вот переход из «Спартака» в киевское «Динамо» легендарного во всех смыслах голкипера сборной России Александра Филимонова вызвало самый настоящий фурор. Все дело в том, что перед решающими матчами квалификации Лиги чемпионов 2001-2002 с румынским «Стяуа» травмировался основной вратарь киевлян Александр Шовковский. Руководству клуба нужно было срочно решать этот вопрос, так как время заявок на августовские поединки Лиги чемпионов и чемпионат Украины стремительно убегало. Не знаю, почему выбор уже Игоря Суркиса пал на спартаковца Филимонова, который не играл даже за «дубль» своего клуба, но его успели подписать в самый последний момент. Сам Александр вспоминал потом, что утром еще ничего не знал про интерес к нему со стороны киевского «Дианмо» и спокойно вышел на тренировку со своей «бело-красной» командой на базе в Тарасовке, а вечером уже собирал свои вещи для переезда в Украину.

В Киеве Филимонова встретили аплодисментами. Как раз проводился товарищеский матч с бельгийским «Брюгге». И все удачные действия нового голкипера «Динамо» воспринимались зрителями на ура! Но прошло время, и все поняли, что совсем не даром Романцев посадил в своей команде Филимонова греть «банку». Этот увалень начал чудить на воротах еще в квалификации Лиги чемпионов, хотя тогда его промахи не помешали киевлянам в отличном стиле пройти неуступчивого соперника – 4:2 в Бухаресте и 1:1 дома. Но вот в групповом этапе самого престижного клубного турнира мира ошибки Филимонова уже конкретно повлияли на исход поединков. И если в первом матче с дортмундской «Боруссией» на НСК «Олимпийский», который состоялся как раз после того, как самолеты с террористами протаранили две башни-близнеца в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года, Александр просто не выручил, пропустив два гола во втором тайме (после первого киевляне вели – 2:0). То в гостевом поражении киевлян от португальской «Боавишты» - 1:3, виновен был как раз Филимонов.

Да-а-а, у этого классного голкипера был изумительный дар, своими ляпами на воротах делать несчастными миллионы людей. Сначала Филимонова возненавидела вся его матушка-Россия за пропущенный мяч от Андрея Шевченко 9 октября 1999 года, когда Украине удалось на переполненных «Лужниках» уйти от поражения на последних минутах. Тогда не помогли сборной России ни внушительная поддержка почти 80 000 зрителей, ни присутствие на матче Премьер-министра Владимира Путина, который азартно болел за свою команду, ни слаженные действия великолепного ансамбля под руководством Олега Романцева. Все испортил своей одной-единственной ошибкой Александр Филимонов. А спустя два года его уже материли, на чем свет стоит, и в Украине, когда этот увалень уже чудил на воротах киевского «Динамо». 

Только вот снова, как тут не крути, особого шума в России насчет перехода Филимонова из «Спартака» в Киев никто не поднимал. Кто-то метко заметит, мол, а с чего-то шум поднимать, если динамовцы подбирали то, что Олегу Романцеву было не нужно. Буряк же, а особенно Юран пытались перейти в «Спартак» в самом расцвете своих сил, поэтому и поднималась буря негодования. Так что если бы руководство «Спартака» и болельщики народной команды России оказались на месте своих коллег из Киева, то они поступали бы точно так же, то есть, негодовали по поводу перехода своих сильнейших футболистов, чиня им всяческие препятствия при этом.

И точно в подтверждение этих слов грянуло «дело Сычева». Был такой молодой, перспективный и очень талантливый игрок сборной России и московского «Спартака», который выражал недовольство, как ему платят в Москве. В ноябре 2002 года Дмитрий Сычев прилетел в Киев, где, по словам президента «Динамо» Игоря Суркиса подписал пятилетний контракт в присутствии самого Андрея Шевченко. После того, как все формальности были утрясены, Шева пожал руку молодому таланту и пожелал ему успехов в новом клубе. Помню, как мы радовались тому, что в «Динамо» после ухода Шевченко и Реброва, наконец-то, появился настоящий забивной форвард экстра-класса, который усилит игру сильнейшего клуба Украины. Только вот не так сталось, как гадалось. Теперь уже болельщики киевского «Динамо» рано начали потирать руки в предвкушении феерий на поле новой восходящей «звезды». Но 20 декабря 2002 года Сычев вдруг подписал контракт с марсельским «Олимпиком». Руководство «Динамо», естественно, решительно потребовало аннулировать это контракт. Точку поставил Российский футбольный союз, который после совещаний с ФИФА заявил, что Сычев не имел права подписывать контракт с «Динамо» без согласия «Спартака», посему трансферный лист Дмитрия отправляется в Марсель…

Не успели еще затихнуть страсти по «делу Сычева», как спустя совсем немного времени, в начале 2003 года защитник киевского «Динамо» и сборной Украины, переставший попадать в состав этих команд, Владислав Ващук, принял решение перейти в московский «Спартак». Это вызвало бурю возмущения в украинском футбольном сообществе, которая искусственно подогревалась братьями Суркисами. Разве могли они простить «бело-красным» Сычева? Нет, и еще раз нет! И пошло-поехало.

«Мне очень обидно и неприятно, что мой переход в московский «Спартак» вызвал такую волну ненависти ко мне и моей семье. Я 10 лет верой и правдой служил «Динамо», эта команда навсегда останется в моем сердце как самый лучший клуб. Здесь прошли лучшие годы моей карьеры, но профессиональный футболист имеет право выбирать место работы себе по душе.

Я сделал свой выбор в пользу «Спартака» и не вижу в этом ничего постыдного. Я заранее предупредил руководство «Динамо» о том, что собираюсь продолжить карьеру в другом клубе, никаких предложений или возражений не последовало и я принял решение.

Я вынужден был переехать в Москву раньше намеченного срока, так как ко мне стали поступать угрозы физической расправы надо мной и моей семьей. Думаю, пройдет время и настоящие ценители футбола поймут мой шаг, мы же живем в цивилизованном мире, а не при рабовладельческом строе».

Такое вот сообщение было появилось на официальном сайте Ващука в Интернете. И даже если это написал не сам Владислав, события вокруг перехода переданы точно. Как только не обзывали тогда Ващука. Слова «предатель», или вот «перебежчик», это самые безобидные из потока обвинений в адрес бывшего кумира всей футбольной Украины. Представители киевлян доказывали, что у Ващука контракт с их клубом истекает только в 2004 году и он без разрешения «Динамо» не имеет права играть в каком-либо другом коллективе. Спартаковцы же утверждали, что контракт Ващука с «Динамо» закончился в декабре 2002 года, и они приобрели бывшего защитника киевлян и сборной Украины по всем футбольным законам.

В итоге сезон-2003 Ващук провел в «Спартаке». Правда, не очень удачно. Впрочем, как и вся «бело-красная» команда (10 место в чемпионате России). А потом через одесский «Черноморец» Владислав вновь вернулся в 2005 году в Киев, где провел в составе «Динамо» еще три незабываемых сезона, плюс отлично сыграл за сборную Украины, приняв участие в чемпионате мира 2006 года, когда наша сборная добралась до четвертьфинала, что является пока лучшим результатом для постсоветских сборных.

Такие вот страсти-мордасти бушевали во время переходов из «Спартака» в киевское «Динамо» и обратно в советские времена и первое десятилетие (грубо говоря) после распада СССР.

 

24 мая 2016

 

Костенко Александр Александрович

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты