Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/Союз-1990-08. «Месть» Протасова Лобановскому, фатум 17 апреля для Яковенко, Киев в окружении Москвы

Союз-1990-08. «Месть» Протасова Лобановскому, фатум 17 апреля для Яковенко, Киев в окружении Москвы

А еще 2000-ый гол «Торпедо» в чемпионатах, ЦСКА – лидер, первая победа «Металлиста», призыв в Киев Протасова и Литовченко – ошибка для всего советского футбола

Союз-1990-08. «Месть» Протасова Лобановскому, фатум 17 апреля для Яковенко, Киев в окружении Москвы

92-я часть рубрики «Чемпионат СССР. Тур за туром. Факты, интриги, скандалы» про

8 тур. 13 – 14 апреля 1990 года

«ТОРПЕДО» Москва – «ПАМИР» Душанбе 1:0. Зрителей – 3 500 (официальная вместимость 13 500). Гол: 1:0 Александр Дозморов (27).

Игра примечательно тем, что Дозморов забил 2000-ый торпедовский мяч в чемпионатах страны.

«РОТОР» Волгоград – ЦСКА Москва 0:1. Зрителей – 24 000 (40 000). Гол: Валерий Брошин(47, с пенальти). 

Здесь решающую роль сыграли пенальти. Забитый Брошиным сразу же после перерыва, и отраженный армейским голкипером Михаилом Ерёминым после удара Александра Хомутецкого на 59 минуте. Трудовая победа армейцев, по-прежнему обеспечивающая им единоличное лидерство – 11очков после 7 матчей.

«МЕТАЛЛИСТ» Харьков – «ЧЕРНОМОРЕЦ» Одесса 1:0. Зрителей – 11 000 (36 300). Гол: Юрий Тарасов (49, с пенальти)

Благодаря пенальти решилась судьба и матча в Харькове, где местный «Металлист», наконец-то, смог добыть свою первую победу в 53-ем чемпионате СССР. Харьковские болельщики острословили, что их любимцы еще до старта в советском первенстве «добровольно наложили на себя своеобразный пост», который в то время был у православных. Тогда стоит признать, что выдержали его футболисты «Металлиста» «достойно» - больше месяца без викторий. И только 14 апреля 1990 года разговелись радостью победы.

Не обошелся матч без претензий к судейству. Сначала хозяева поля требовали у главного арбитра В.Медведецкого из города Волжский, дабы тот назначил пенальти в ворота «Черноморца» за снос одесситами Сергея Ралюченко в собственной штрафной площади. А потом уже «моряки» возмущались отменой гола Олега Имрекова, который, мо мнению судьи, перед ударом с линии штрафной, подтолкнул соперника. Правда, «Черноморцу» грех жаловаться на решения Медведецкого, потому что он еще дважды не видел пенальти на все том же Ралюченко.

Одиннадцатиметровый, все же, был назначен. Судьбу поединка решили игроки, вышедшие на замену. Не успел сразу же после перерыва появиться на поле Александр Иванов, как заработал своей команде пенальти, четко реализованный главным забивалой «Металлиста» Юрием Тарасовым. Который, в свою очередь, на 34 минуте сменил молодого Игоря Ниченко, отпраздновавшего свое 19-летие пять дней спустя, 19 апреля.

   

«ДИНАМО» Минск – «АРАРАТ» Ереван 0:0. Зрителей – 8 000 (50 050).

«ДИНАМО» Москва – «ШАХТЕР» Донецк 2:0. Зрителей – 7 500 (51 000). Голы: Андрей Мох (40), Андрей Кобелев (71, с пенальти).

«ДНЕПР» Днепропетровск – «ДИНАМО» Киев 1:0. «МЕСТЬ» ПРОТАСОВА ЛОБАНОВСКОМУ

13 апреля 1990г. 19:00. Днепропетровск. Стадион «Метеор». 8 градусов. 17 000 зрителей (31 800)

Судьи: А. Спирин, А. Будогосский, А. Маляров (все - Москва). Инспектор: Б. Белозеров (Ташкент). 

«Днепр»: Краковский, Юдин (Бенько, 83), Геращенко, Сидельников, Тищенко (к), Гудименко, Багмут, Яровенко (Кудрицкий, 66), Сон, Ледяхов, Червоный. 

Тренер Евгений Кучеревский

«Динамо» К: Чанов, Лужный, Баль, О.Кузнецов, Демьяненко (к), Шматоваленко, Яремчук, Литовченко, Саленко, Протасов, Яковенко. 

Тренер Валерий Лобановский

Гол: 1:0 Эдуард Сон (31).  Предупреждение: О.Кузнецов. 

Центральный матч тура, увы, не вызвал у болельщиков Днепропетровска особого ажиотажа. А жаль, ведь посмотреть на поле было на что. В первую очередь, как мазал с убойной дистанции по воротам Олег Протасов. Причем было это в поединках с бывшей родной командой у нападающего не в первый раз. Тут же вспоминаю киевский матч между этими двумя украинскими клубами в октябре 1988 года, который мог стать решающим в сезоне. Хоть тогда «птенцы» Лобановского и затолкали два зёрнышка в ворота Сергея Краковского, но один только Протасов мог их поражать как минимум трижды. И каждый раз находил способ не попасть в рамку «Днепра».

Не особо стремился забить Олег своим бывшим одноклубникам и дальше. Матч 14 апреля только один из них. И я вот не понимаю Лобановского. Просто не верится, что такой корифей тренерского дела не замечал особого отношения Протасова к «Днепру». Скажу так, если мы, простые болельщики, обращали внимание на то, что мяч после ударов Протасова упрямо не идет в ворота команды Евгения Кучеревского, то Валерий Васильевич на этот факт должен был сделать акцент и подавно. Почему Протасов не забивал «Днепру»? Специально, типа в знак протеста, или же попросту не везло, кто его знает. Но, учитывая сложившуюся ситуацию, Лобановскому, как опытному тренеру, нужно было срочно вмешаться в ситуацию, и выпускать против «Днепра» вместо Протасова другого футболиста. Хотя, думаю, разговоры «по душам» у тренера киевского «Динамо» с его подопечным были. Наверняка, Лобановский верил в высокий профессионализм своих хлопцев, которые работу ставят выше личных симпатий.

Как по мне, у этой феноменальной невезучести Протасова при завершении атак в поединках с «Днепром» ноги растут с его перехода в киевское «Динамо» после завершения сезона-1987. То, что Протасова и Литовченко, эту сладкую днепровскую парочку сборной СССР, Лобановский заполучил к себе в клуб методами, не совсем спортивными, факт. Возможно, Протасов мстил таким вот образом «Полковнику» за то, что выдернул его с другом из привычной днепровской «заводи», которая сразу же стала чемпионской, а потом еще раз финишировала в чемпионате выше киевлян. Но это только мои предположения.

А пока что процитирую Якова Новака (как я понял, днепропетровского журналиста) в еженедельнике «Футбол – хоккей», с которым полностью согласен: «…блестяще действовал Краковский, а в одном из моментов Протасов непростительно послал мяч мимо пустых ворот.

Знаю Олега на протяжении многих лет его игры за «Днепр» и что-то не припомню подобного. Несколько забегая вперед скажу, что, обидно было за подобную ошибку Олега, тем более что в последние два сезона встречалась она и в других играх киевлян. Пишу об этом с особой горечью, ибо вижу, что уход Олега из родной команды не пошел на пользу. Пусть не обижается на меня Протасов, но сегодня он далеко не тот, каким видели его в «Днепре». Остается лишь от всей души пожелать ему от своих земляков быстрее приобрести свою лучшую форму и успешно выступить на итальянском чемпионате мира за сборную».

Дополню, что, на мой взгляд, выдергивание Лобановским этой сладкой днепровской парочки из привычной атмосферы пошло во вред всему советскому футболу. Да, на Евро-1988 сыгранность бывших днепрян со своими новыми киевскими коллегами была на высоком уровне. Но потом у Литовченко, а особенно Протасова, пошел спад, который продолжался вплоть до ухода этих игроков в греческий «Олимпиакос» к Олегу Блохину. Да, порой, выдавали Олег с Геной классные матчи, и голы забивали. Но в том-то и дело, что порой. Как тут не крути, а не подошло киевское «Динамо» Лобановского Протасову и Литовченко. В спортивном плане их переход планировался, как шаг вперед. Но вышло совсем наоборот. Особенно сдал Протасов, по сравнению с его выступлениями за «Днепр».

Ну, а в конкретном матче удар Эдуарда Сона после отличного паса Владимира Багмута в первом тайме решил судьбу поединка в пользу «Днепра». Причем этот гол стал камнем раздора после финального свистка. Инспектор матча из Ташкента Е.Белозоров безапелляционно заявил, что он был забит из офсайда. Это стало предметом разбирательств в «Футбольном обозрении», где красивую комбинацию днепрян специально прокрутили дважды, чтобы доказать – никакого «вне игры» и близко нет. Помню я ту программу, и не скажу так однозначно, прав ли был московский арбитр Алексей Спирин, или нет.

Дальше слову постоянному читателю моей странички на Фейсбук «Футбол від Санича. Прошлое и настоящее», знатоку киевского «Динамо» Олегу Минко: «Относительно матча с «Днепром». Это был лучший матч киевлян в Днепропетровске за период 87-89. Да, «Днепр» остро атаковал, но это были эпизоды на фоне системной игры киевлян. Почему - то ни одно спортивное издание, описывая этот матч, не обратило внимание на то, что киевляне последние тридцать минут матча совсем не снизили свой атакующий потенциал, а просто перешли на розыгрыш мяча за пределами штрафной и наносили очень опасные удары с 16-20 метров. А все написали, что последние минуты киевляне практически не создавали остроты. Не правда…

Что касается состава, то тут были тактические сюрпризы. Чанов в воротах, Лужный справа, Баль и Кузнецов в центре, Шматоваленко слева, Яковенко и Демьяненко в центре полузащиты. Литовченко больше под нападающим, хотя помогал слева, Яремчук - справа. Саленко и слева и в центре атаки. Протасов центральный нападающий». Если кто не в курсе, Анатолий Демьяненко под пятым номером держал левый фланг защиты с постоянными рывками на помощь атакующей линии. Хотя, Минко пишет, что «Муля в центре начинал».

Вот сколько пишу про Лобановского, не перестаю удивляться его тренерскому умению перетасовать состав, чтобы удивить соперника. Правда, на «Метеоре» 13 апреля 1990 года сие не прокатило. «Днепр» выиграл, и с девятью очками после семи матчей вытеснил с третьего места «Спартак» (7 после 6). А киевляне, имея в своем активе равное число выигрышей – ничьих - поражений (2), опустились на седьмую строчку турнирной таблицы. Думаю, именно поэтому на их кубковый полуфинал с ЦСКА пришло «всего» 20 000 зрителей.

ПОЛУФИНАЛЫ КУБКА СССР

Здесь Киев оказался в окружении трех московских клубов. Московское «Динамо» на своем поле в присутствие 9 500 зрителей ничего не смогло поделать с обороной «Локомотива» Юрия Сёмина. Не помогли динамовцам выход на поле верткого Сергея Кирьякова и лидера Игоря Добровольского. «Добро» хоть и не пребывал после травмы в хорошей физической форме, все же, добряче потрепал оборону «Локо» в предоставленные ему 5 минут основного времени, и 30 - овертайма.

То, что представители Первой лиги сделали упор на серию послематчевых пенальти, наглядно продемонстрировала замена на 89 минуте надежного Вацловаса Юркуса на Хасанби Биджиева, который слыл «убийцей пенальтистов». Не знаю, сыграла ли здесь роль молва об этом в серии послематчевых одиннадцатиметровых. Только вот два динамовца, первый и четвертый, не смогли поразить цель. Олимпийский чемпион-1988 Игорь Скляров не попал в рамку, а Вячеслав Царёв зарядил в перекладину. После чего Биджиев утонул в объятиях своей команды. А «пенсионеры» «Локо» тут же стали хорохориться перед финалом.

Юрий Гаврилов (36 лет, бывший лидер сборной СССР, московских «Динамо» и «Спартака»): «Что говорить – игра была трудной. Может быть, не очень красивой, но напряженной. Я не знаю, в каком сейчас состоянии находятся динамовцы Москвы, но мы переживаем период подъема. Мы решили доказать, что вылет в первую лигу был случайным, и хотим компенсировать эту неудачу в розыгрыше Кубка СССР. Выход в финал нас вдохновляет, тем более что многим молодым футболистам он принесет звание «Мастер спорта СССР» (и прибавку к официальной получке – Саныч). Боимся ли мы киевлян? Конечно, соперник трудный, но робости мы не испытываем».

Вацловас Юркус (32 года, бывший голкипер «Жальгириса», вызывался в олимпийскую сборную СССР): «Если не верить в победу, то незачем и на поле выходить. Пусть киевляне являются фаворитами - ведь большинство из них составляет костяк сборной страны, пусть мы находимся на разных этажах футбольной иерархии – у нас равные шансы. И мы постараемся в финале их использовать».

Как по мне, киевлянам повезло, что их соперниками по финалу стали именно «паровозы». Потому что со своими московскими одноклубниками хлопцы Лобановского имели больше проблемы, и не могли их никак победить как раз в период 1989-1990 годов. Хотя, кто его знает, как бы развивались события финала «Динамо» Киев – «Динамо» Москва. Ведь только ленивый не говорил, что киевлян, составляющих костяк сборной, их тренер постепенно подводит к пику формы, чтобы до итальянского чемпионата мира, стартующего в начале июня, они подошли во всеоружии. А финал был намечен на май. Так что через месяц у киевлян должна была быть совсем другая команда. По игре.

А пока что динамовцы не без проблем, но прошли ЦСКА. Как раз на заглавном фото. Хотя, после первого тайма, выигранного 3:0, казалось, что в матче уже все решено. Но не тут-то было! Поняв, что им нечего терять, кроме своего позора разгрома, лидеры встрепенулись, сократили счет до минимума и несколько раз имели возможности сравнять счет. И кто его знает, как бы сложился поединок дальше, если бы не ошибка одного из армейцев, откинувшему мяч назад на… ход Олегу Саленко, который выскочил один на один с Михаилом Ерёминым и не оставил никаких шансов голкиперу ЦСКА. Таким вот образом 20-летний форвард открыл счет в матче, и закрыл вопрос о победителе поединка. Хотя, должен был ставить точку его годок, тоже очень талантливый нападающий Сергей Юран, заменивший Олега Протасова за шесть минут до финального свистка. Но, увы, попытавшись сыграть красиво, с убойной позиции попал во вратаря. Тем не менее, 4:2 – и 20 000 болельщиков на Республиканском стадионе радостно приветствуют выход своей команды в финал.

 ФАТУМ 17 АПРЕЛЯ ДЛЯ ПАШИ ЯКОВЕНКО

Только вот радость победы была омрачена событием, которое повлияло на все первое полугодие советского футбола. В середине первого тайма снова был тяжело травмирован Паша Яковенко, который недавно вылечился и стал набирать форму. Это была тяжелейшая утрата не только для киевского «Динамо», но и для сборной СССР. Еще не успев стартовать на чемпионате мира, дружина Валерия Лобановского стала нести невосполнимые потери. Травма Яковенко – одна из них. Павел в последние годы выбывал из строя настолько часто, что впору его было, как и одноклубника Вдадимира Бессонова, называть «человек-травма».

Причем, что самое интересное и одновременно печальное, 17 апреля стало каким-то фатумом для Яковенко. Он не смог заблистать на Евро-1988 только потому, что в этот день на выезде 6 тура 51-го чемпионата СССР против «Кайрата» получил повреждение в Алма-Ате. Тогда Паша нашел в себе силы доиграть до перерыва. Ровно через два года 17 апреля Яковенко пришлось выводить с поля еще раньше. А между этими трагическими для игрока событиями в официальных матчах, 17 апреля 1989-го, Яковенко сломали на тренировке. Дальше слово самому футболисту: «В 1991-м ожидал 17 апреля с ужасом. Закрылся дома, решил никуда не выходить – так ни с того, ни с сего, температура подскочила. Просто мистика какая-то!..».

Несмотря на потери любимого клуба, мы, болельщики киевского «Динамо», верили в гений Лобановского, и что вскоре его хлопцы, постепенно подходя к пику своей формы перед чемпионатом мира, начнут крошить всех и в Союзе. Кто там следующий на очереди после ЦСКА? Вешайся, «Шахтер»!

В статье использованы материалы сайта http://fc-dynamo.ru, http://footballfacts.ru, http://www.footclub.com.ua, http://football.mojgorod.ru, еженедельника «Футбол – хоккей» №16 за 1990 год, а так же личные воспоминания автора, и знатока истории киевского «Динамо» Олега Минко

Архивариус Саныч

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты