Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/1968. Как москвичи устроили травлю Сабо, Медвидя и всего киевского «Динамо»

1968. Как москвичи устроили травлю Сабо, Медвидя и всего киевского «Динамо»

Этих страниц из истории советского футбола не выкинешь

26 декабря 2017, 07:54
1968. Как москвичи устроили травлю Сабо, Медвидя и всего киевского «Динамо»

Иосиф (Йожеф) Сабо и Фёдор (Ференц) Медвидь – закарпатские венгры киевского «Динамо» и сборной СССР

 

Йожеф Сабо и Ференц Медвидь родились в Венгрии, которая управлялась союзником Гитлера, регентом Венгерского королевства адмиралом Хорти. Сабо издал свой первый крик 29 февраля 1940 года в Унгваре, бывшем и будущем Ужгороде. Когда Йожефу было одиннадцать лет, умер его отец из-за болезней и травм, полученных в сталинских лагерях Сибири, куда он был сослан за то, что служил в венгерской армии. А Медвидь появился на свет в Ново-Давыдково Мукачевского района Закарпатской области Венгрии 5 января 1943-го. После поражения Германии и её союзников во Второй Мировой войне Закарпатье отошло в состав Украинской Советской Социалистической республики, или попросту говоря, было присоединено к СССР.

Можно долго говорить про историю Закарпатья, и в состав каких стран входила эта территория. В ХХ веке сначала там властвовали мадьяры в составе Австро-Венгерской империи. Потом, после распада многонациональной державы Габсбургов Закарпатье в 1919 году было разделено между Чехословакией и Румынией. Подкарпатская Русь входила в состав Чехословакии на правах украинской автономии (русины = украинцы, никакого отношения к России не имеющие). А потом, после вхождения Гитлера в Прагу-1939, образовалось независимое государство Карпатская Украина (Карпатская Русь) с сине-жёлтым державным прапором и Гимном «Ще не вмерла України…». Правда, просуществовала на политической карте мира Карпатская Украина совсем мало, и после непродолжительного сопротивления была оккупирована Венгрией.

Украинские венгры Закарпатской области, Йожеф Йожефович Сабо и Ференц Йожевович Медвидь активно привлекались тренерами сборной СССР под свои знамёна. Правда, вот, пришлось их официально переименовать на более благозвучные для советского времени имена. Так Сабо стал Иосифом Иосифовичем, а Медвидь – Фёдром Иосифовичем. Причем оба были известны всем соперникам и футбольным болельщикам, как грубияны на поле, которые не церемонились во время матчей со своими оппонентами на поле. Поэтому и было у этой сладкой закарпатской парочки прозвище «Опричники советского футбола». Сабо, того и вовсе в сезоне-1963 дисквалифицировали на целый год и отправили служить в армию. Но об этом выдам отдельный пост в рубрике «Два года для народа». Сейчас разговор про сезон-1968, и как москвичи устроили самую настоящую травлю Сабо, Медвидя и всего киевского «Динамо».

За два года своего владычества в чемпионате СССР киевское «Динамо» набило оскомину столичным любителям футбола. Причем на всех уровнях, включая начальство в высоких кабинетах, соперников из московских клубов, журналистов и простых болельщиков. Всем им две подряд победы киевлян в чемпионате СССР, были, как пресловутая кость в горле. Они ведь привыкли к тому, что центр всесоюзного футбола находится в Москве. А тут столица советского футбола плавно перекочевала в столицу Украинской ССР, город-герой Киев. И все попытки столичных команд вернуть себе чемпионский трон ни к чему не приводили. Как тут не прийти от такого бессилия в бешенство. Вот и дорывались столичные «акулы пера» до всего, до чего можно было придраться.

Например, осенью 1967 года киевляне, после блестящей победы над действующим обладателем Кубка чемпионов, шотландским «Селтиком», пролетели на втором этапе самого престижного клубного турнира «старого света» польскому «Гурнику» из Забже. И вскоре известный журналист Аркадий Галинский, только что переехавший из Киева в Москву, выдал на гора статью «Что такое «театр футболиста»?», в которой критиковал методы работы старшего тренера киевского «Динамо» Виктора Маслова. То есть «акула пера», не успев, как следует, осесть в советской столице в качестве корреспондента «Советского спорта» в Москве, тут же начал отрабатывать возложенное на него доверие. Или попросту говоря, начал писать то, чего от него ожидали вышестоящие товарищи из Белокаменной. Статья (прочитайте, кстати, по ссылке, очень интересная) была напечатана на страницах «Советского спорта» 20 и 21 января 1968-го, и стала как бы прологом травли столичными журналистами киевского «Динамо» в том году.

Всё началось перед первым четвертьфинальным матчем третьего Кубка Европы, который впервые официально стали именовать Чемпионатом, с Венгрией в Будапеште. За десять дней перед ответственным поединком сборная СССР 24 апреля провела в Москве товарищеский матч против Бельгии, и одержала минимальную победу – 1:0. Киевское «Динамо» представляли Анатолий Бышовец с Иосифом Сабо. Последний и забил единственный победный мяч на последних секундах матча.

После встречи с бельгийцами произошло немыслимое. Старший тренер сборной СССР Михаил Якушин неожиданно для всех отчисляет Сабо и Медвидя из состава главной команды страны, мол, такое кардинальное решение было принято на общем собрании коллектива. Ох уж эти «собрания коллектива», где всё было заранее срежиссировано, и где все решения принимались почти единогласно. А тем, кто вздумал идти против «воли коллектива», небо в овчинку казалось, потому как следовали неминуемые репрессии. Ведь в СССР коллектив был превыше всего! Даже семьи, которая всего лишь ячейка общества, состоящего на правилах всеобщего коллективизма.

Почему Сабо и Медвидя отстранили от сборной перед таким ответственным матчем с Венгрией, в составе которой блистали такие «звезды» европейского футбола, как Кальман Масёй, Янош Гёрёч и обладатель «Золотого мяча»-1967 лучшему игроку Европы Флориан Альберт? Статья в «Комсомольской правде» давала исчерпывающие ответы на этот животрепещущий вопрос. По версии московских журналистов и официальных лиц сборной СССР, Сабо ни во что не ставил нормы поведения, принятые в главной команде страны, и требования, которые предъявлялись лучшим игрокам Союза. Мол, хавбек киевского «Динамо» слишком высокомерно и пренебрежительно относился не только к обслуживающему персоналу, но и к товарищам по команде.

Плюс ко всему, под дурное влияние своего земляка попал и Медвидь, который начал симулировать недомогание, и после того, как предоставил медицинскую справку руководству сборной, попросту улетел в Киев. А потом, как ни в чем не бывало, сыграл календарный матч чемпионата страны за «Динамо». А это уже ни в какие ворота не лезет!

«Нам не нужны люди, ни в грош не ставящие честь коллектива, лишенные высоких гражданских качеств, элементарной порядочности. Подобные люди недостойны футболки сборной СССР, будь они даже «сверхзвезды». Мы стоим и будем стоять на том, что игрок сборной команды страны – это прежде всего гражданин, патриот, человек высоких моральных и нравственных качеств…

Сегодня мы вправе поставить перед Федерацией футбола СССР вопрос: а заслуживают ли эти люди права играть в нашей высшей лиге? Нам кажется, нет». И подписи внизу этого гневного открытого письма: Альберт Шестернёв (капитан сборной СССР, игрок ЦСКА), Виктор Аничкин («Динамо» Москва), Юрий Пшеничников (ЦСКА) и для разнообразия грузин Муртаз Хурцилава из тбилисского «Динамо». Конечно же, как и было заведено в СССР, на всяческих собраниях всевозможных коллективов от заводов до школ, подобное безобразное поведение Сабо и Медвидя вызвало резкое осуждение. И наоборот, решение руководства сборной после собрания коллектива советской команды, изгнать двух игроков киевского «Динамо» из сборной Союза, встретило всеобщий одобрямс по всей стране.

Только в Украине пытались найти истинную причину таких вот кардинальных действий руководства советской сборной. Корреспондент «Киевской правды» Леонид Галинский не поленился, и слетал на базу сборной СССР в подмосковных Вешняках, где команда Якушина готовилась к ответному поединку с венграми. И оказалось, что Аничкин и Хурцилава о том, что они поставили свои подписи под каким-то коллективным письмом, узнали только из публикации в «Комсомольской правде». И не принимали никакого участия в коллективном собрании сильнейших игроков Союза по этому поводу. Больше того, они о таком даже не слышали. И вообще никто из опрошенных игроков сборной страны, хоть как не напрягали свою память, никак не могли вспомнить примеров аморального поведения Сабо.

Дальше – больше. Оказалось, что Медвидь действительно проводил реабилитацию в московском лечебно-спортивном диспансере. И не играл в перерыве между матчами сборной СССР за киевское «Динамо» ни против «Кайрата» в Алма-Ате 28-го апреля (1:0), ни против «Пахтакора» в Ташкенте 2 мая (2:0), ни против одесского «Черноморца» 9 мая дома (2:2). Медвидь вместе с Сабо вышли в старте команды «Деда» Маслова уже после повторного четвертьфинала европейского чемпионата, 15 мая против московского ЦСКА при 70 000 зрителях на Центральном стадионе в Киеве. Йожеф Йожефович, который Иосиф Иосифович, открыл счёт в поединке, а Ференц Йожефович, который Фёдор Иосиович, сделал всё от него зависящее, чтобы столичные армейцы больше одного гола в ворота Евгения Рудакова не забили. Динамовцы выиграли – 2:1, и вышли в единоличные лидеры чемпионата СССР, опережая все столичные клубы.

Конечно же, подобная настойчивость украинских журналистов попросту взбесила и Якушина, и Шестернёва, и московских «акул пера». Ведь теперь, в свете нарытых украинцами фактов, они выглядели брехунами, которые наводят напраслину на Сабо и Медвидя. Ответка пошла молниеносно. Тренер сборной упрямо стоял на своём, мол, Сабо не только «своими разговорами деморализовал команду», но и «по непонятным причинам» отказался защищать честь советского флага в Будапеште. Чем и подал дурной пример своему земляку, Медвидю, который является симулянтом.

Поддержал Якушина и капитан сборной СССР: «Сабо и Медвидь подвели нашу команду, их надо наказать. Им не место в сборной, пусть играют за свой клуб», – говорил Альберт Шестернёв. А потом и вовсе вышла статья редактора военно-спортивного отдела «Комсомольской правда» некоего П.Михалёва под возвышенно-патриотическим названием «Честь сборной – честь флага!». Редактор использовал в своём материале письма «возмущенной общественности» в лице как известных на всю страну людей, спортсменов в частности (проживающих в Москве, естессно), так и простых советских «смертных». Конечно же, резкие высказывания в сторону динамовских «изгоев» Михалёв перемешал со своими едкими комментариями, в которых задавался вектор всенародного осуждения. Причем досталось на орехи не только Сабо и Медвидю, или вот киевским журналистам, которые посмели пойти против центральной прессы и вздумали докопаться до истины, но и всему киевскому «Динамо»: «Атмосфера захваливания, ограждение от какой-либо критики, даже при совершении серьезнейших проступков, этакое задабривание футболистов, исполнение с помощью меценатов любых их капризов – от квартир до автомобилей, которые иные меняют с легкостью необыкновенной, вопреки существующим законам, – вот та питательная почва, которая способствовала развитию звездной болезни у Сабо и некоторых других. Жаль, что журналистам «Киевской правды» и «Рабочей газеты», не хуже нашего осведомленным о «проказах» некоторых игроков «Динамо», не хватило мужества дать принципиальную оценку случившемуся».

Как видим, ни слова нет о том, до чего же докопались киевские журналисты? Что смогли выяснить? Зато куча словесного поноса, не имеющего к теме конфликта никакого отношения. Обыкновенная попытка увести читателей в сторону от основной темы. Что было и есть присуще для московских СМИ, когда дело касалось нанесения урона их престижу за лживую информацию.

А вот что поведал сам Йожеф Сабо про тот конфликт на страницах газеты «Спорт день за днем» от 29 октября 2009 года:

- В 1968-м сборная готовилась к четвертьфинальному матчу чемпионата Европы с Венгрией. Вас, ведущего игрока, неожиданно отцепили от команды. Легенда гласит, что всему виной венгерские корни...

- Красивая легенда, не более того. Мы готовились к игре в Вишняках, на учебной базе комсомола. Там всегда собирались первые секретари областей со всего Союза. Сыграли товарищескую игру с Бельгией. Москвичей отпустили по домам, а мы - к комсомольцам. Вечером они уже все пьяные. Прохожу я по коридору, вдруг слышу вслед от «комсомольца»: «О, бездельники приехали! На хрена мы им только платим!». Так меня это задело, сцепились мы с ним. На завтра вызывают на ковер, я игнорирую и улетаю в Киев. 

- Могли «впаять» дисквалификацию?

- Очень хотели! Однако я в тот период сдавал экзамены в университете. Тут не подкопаешься. Мы же числились студентами. Сессия закончилась - вернулся в «Динамо». После того случая в сборную меня не приглашали в течение трех лет. 

 

Как по мне, всё ясно. Никаких непонятных причин отказа Сабо нет и близко. И как после этого относиться к Михаилу Якушину? Как теперь называть тренера сборной СССР образца 1968 года? Решайте сами.

 

Про само четвертьфинальное противостояние Венгрии и СССР. Якушин так осерчал на представителей киевского «Динамо», что на матче в Будапеште их в составе сборной не оказалось вовсе. И это притом, что с начала года в разнообразные турне и сборы перед товарищескими матчами Михаил Иосифович (о, сколько Иосифовичей в героях этой статьи! Только Иосифа Виссарионовича не хватает) постоянно призывал из Киева голкипера Евгения Рудакова, защитника Владимира Левченко, нападающего Анатолия Бышовца, ну, и Сабо с Медвидем.

После поражения на «Непштадионе» (0:2) Якушин вернул в сборную Бышовца, и Анатолий забил третий, решающий мяч в ворота сборной Венгрии – 3:0! 11 мая 1968 года сборная СССР провела один из лучших матчей за всю свою историю. А дальше были сплошные разочарования в виде не выхода на Олимпиаду-1968 в поединках с молодыми чехословаками (3:2 – 0:3), и четвертое место в финале «четырех» на Евро-1968. Якушина, кстати, много кто критиковал за его приверженность к игрокам столичных клубов. Мол, киевское «Динамо» разрывает всех в стране на протяжении трёх лет, а старший тренер сборной СССР почти не обращает внимания на сильнейших игроков Союза, потому что они представляют команду не из Москвы. В дальнейших товарняках в сборной появились Владимир Мунтян, Анатолий Пузач, Виталий Хмельницкий, плюс возвращенные в главную команду страны Евгений Рудаков с Владимиром Левченко. Ну и постоянный клиент советской команды, Анатолий Бышовец. Но толку с этого, если главные турниры сезона были проиграны еще летом. В конце сезона-1968 Якушин написал заявление об отставке, и его заменил на посту старшего тренера сборной СССР Гавриил Качалин, который взял с собой в длительное турне по Южной Америке киевлян Бышовца, Хмельницкого и Мунтяна. К своим одноклубникам по ходу 1969 года добавились Рудаков, Виктор Серебряников и Анатолий Пузач. Сборная Союза, кроме товарищеских матчей, уверенно выиграла отбор на Мундиаль-1970 в Мексике, добыв в четырех матчах семь очков: Северная Ирландия - 0:0 и 2:0, Турция – 3:0 и 3:1.

А я хочу закончить эту статью двумя цитатами, касающихся Иосифа Сабо сезона 1968 года. Итак…

Арбитр из Баку Эльдар Азим-Заде, 20 июня при 95 000 зрителях на Центральном стадионе в Киеве судивший матч 15-го тура чемпионата СССР между местными динамовцами и столичными автозаводцами: «До сих пор не могу простить себе, что в матче киевского «Динамо» с московским «Торпедо» я смалодушничал и не принял строгого решения, хотя должен был удалить Сабо. Но когда ведущий футболист позволяет себе заявить арбитру: «Попробуй, удали», значит, он чувствует, свою безнаказанность, значит, ему внушили это, значит, за него заступятся и руководители общества, и тренеры. Нет, я не хочу оправдать себя, повторяю, я виноват. Но ведь здесь разговор судей о том, что нам мешает. Кто даст гарантию, что на иных наших стадионах арбитр сможет довести матч до конца, если удалит с поля игрока местной команды?». Это откровения из импровизированной судейской «летучки» на страницах еженедельника «Футбол-хоккей».

А вот что писалось в справочнике «Футбол: рекорды, парадоксы, трагедии, сенсации» за 1968 год под редакцией популярного статистика советского футбола Константина Есенина: «Что касается современных любителей поиграть «в кость», то, пожалуй, кроме минчанина Зарембо, ну и, разумеется, Сабо, все они исправимы. Пусть уж их пока прорабатывают на профсоюзных собраниях». Как говорится в таких случаях: «Информация к размышлению».

Другие посты блога

Все посты