Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/Геннадий Жиздик – менеджер от Бога, когда в СССР ни Бога, ни менеджеров официально не было

Геннадий Жиздик – менеджер от Бога, когда в СССР ни Бога, ни менеджеров официально не было

Про человека, поднявшего «Днепр» на небывалые высоты

8 декабря 2017, 16:13
6
Геннадий Жиздик – менеджер от Бога, когда в СССР ни Бога, ни менеджеров официально не было

Емец и Жиздик на праздничной демонстрации 7 ноября 1983 года, которая првератилась в чествование «Днепра» с победой в чемпионате

Благодаря этим людям был жив футбол в навсегда ушедшей в небытие страны под названием СССР. Тогда на территории Союза официально не существовало ни Бога, ни профессионалов, ни менеджеров, ни наркоманов с проститутками. В футбол играли сплошь любители, которые «работали» в МВД, или вот проходили «службу» в вооруженных силах. Но многие советские люди прекрасно знали, какие «военнослужащие» и «милиционеры» выступали за свои ведомства. И благодаря каким ресурсам, административным, финансовым и людским, они одерживали победы на внутренней и международных аренах. Но здесь я хочу повести речь о человеке, благодаря которому взошел на самые высокие союзные вершины днепропетровский «Днепр». Команда, которая не представляли ни республиканских, ни силовых ведомств. Этот организатор, администратор, начальник команды, а по-теперешнему попросту менеджер, входил в тренерский штаб областного клуба. Тем весомые успехи «Днепра» его времени.

Я, конечно, ни с кем не спорю и не стану утверждать, что «Днепр» стал первой командой из областного центра, которая выиграла чемпионат СССР по футболу. Безусловно, здесь пионером является «Заря» из Ворошиловграда (приятно, что из Украинской ССР), которая в 1972 году буквально кометой ворвалась на престол советского футбола. Только вот по многим причинам долго там не продержалась и оказалась «калифом на час». Так что «Днепр» здесь был вторым, но… стал первым представителем областного центра Союза, который выиграл чемпионат ушедшей в небытие страны дважды. Первым и последним. Мало того, после сенсационного триумфа в 1983 году днепряне постоянно находились в числе лидеров клубного советского футбола, а игроки «Днепра» постоянно входили в разнообразные сборные СССР и были там на ведущих ролях. Но обо всём по порядку.

А началось всё, можно сказать, ещё в 1981 году. Тогда «Днепр» в союзном чемпионате неукоснительно шёл ко дну. Руководители области ломали голову, что же такого предпринять, чтобы оставить днепрян на плаву? Ведь и высшую лигу то совсем недавно вернулись, и так не хотелось снова возвращаться в первую, что спасу нету! Конечно, легче всего было пригласить какого-то  тренера с именем. Как общеизвестно, приход нового наставника в большинстве случаев всегда подстёгивал команду, мотивировал футболистов, и они показывали результат. Только вот надолго ли хватит запала у игроков? Да, может именитый специалист и оставит команду в текущем сезоне в вышке. А что же в следующем, всё сначала?

И тут кого-то из спортивного руководства области осенило: «Зачем звать на тренерский мостик «Днепра» «варягов», которых полностью обеспечь всем необходимым в материальном плане, а честь флага клуба им по боку, когда вот, совсем рядом, в Никополе, работают два прекрасных тренера?! Это ж надо суметь коллектив физкультуры, который представлял обычный советский колхоз поднять за пять лет до уровня первой лиги и быть там на первых ролях!!! Так что не нужен нам какой-то залётный спец, даже самый именитый, если свои, и не хуже, даже лучше, есть». Таким вот образом место у штурвала днепропетровского «Днепра» заняли Владимир Александрович Емец и Геннадий Афанасьевич Жиздик. Эти два человека, не побоюсь сказать, два самородка из провинции были связаны между собой совместной работой в футбольных командах, как нитка с иголкой. И их тандем работал очень плодовито. Правда «Трубник» из Никополя в 1960-е года ничем не выделялся из общей массы таких же коллективов и волевым решением сверху был расформирован в виду сокращения Класса «Б» (второй лиги). Но зато первый и единственный в СССР межколхозный спортивный клуб «Колос» (такая себе сборная Никопольского района), ведомый нашим тандемом, взвился до небес! Позже многие футболисты, прошедшие школу «Колоса», называли его первым советским профессиональным клубом. И это в 70-е года ХХ столетия! Хотя, чему тут удивляться? Емец-тренер занимался исключительно футбольными делами и добывал результат, так сказать, на поле, Жиздик-начальник команды обеспечивал футболистов всем необходимым по жизни, чтобы они на поле думали только о достижении нужного результата и все по-семейному называли его «Папой». «Конечно, когда пришли Емец и Жиздик, материально футболистам стало лучше, - рассказывал в интервью «Спорт-Эксперссу» (19.07.1996) единственный официально двукратный чемпион СССР в составе «Днепра» Владимир Лютый, - Эти люди, уверен, хорошо бы вписались в капитализм, если б родились на Западе, стали бы мультимиллионерами. У них были хватка, сообразительность, проницательный ум, необходимая доля авантюризма, в общем - все, чтобы делать деньги…».

Емец с Жиздником попали в «Днепр» по приказу свыше. Ведь во времена советского генсека Леонида Ильича Брежнева, хочешь ты этого, или нет. Особенно, если решение о переходе двух тренеров принималось на уровне первого секретаря обкома партии Качаловского. И попробуй это решение вышестоящих товарищей проигнорировать. Сразу же вне футбола окажешься! По партийной линии моментально влепят строгача за отсутствие патриотизма. Мало того, тебе дадут такую «позитивную» характеристику, что не только в дворники не примут, но даже в тюрьму не возьмут! Таковыми были реалии жизни советского времени. Так что выбора у Емца с Жиздиком при всём желании просто не было. Сдали они свою любимую команду, которую лелеяли без малого десять лет (внимание) Евгению Мефодиевичу Кучеревскому, работавшему под их началом тренером в «Колосе» аж с 1974 года, и поехали спасать утопающий «Днепр». И спасли таки! В сезоне 1981 года успели подлатать дыры и удержать днепрянна плаву. Теперь их новая команда в чемпионате СССР выступала без срывов и крепко "сидела" в середине турнирной таблицы первенства. А потом принялись лепить новую команду уже на самом высшем союзном уровне.

А с чего начинает новая метла? С того, что метёт по-новому. Не обращая внимания на многочисленные насмешки «доброжелателей» за спиной, мол, чего вы сюда припёрлись, колхозники, что вы можете сделать, если раньше у известных мастеров ничего не получилось, Емец с Жиздиком закатали рукава и принялись в новой команде каждый за свою работу. «Днепр» в те года имел всестороннюю поддержку не только своего главного «спонсора» «Южмаша» в лице его директора Макарова, но и второго секретаря обкома партии. Так что любые просьбы и желания Емца и Жиздика, касаемо дела, выполнялись незамедлительно. Емец говорит, что ситуация в коллективе катастрофическая и требуется доукоплектация команды? Не вопрос. Так в «Днепр» из Никополя посреди сезона влились Погорелов, Дамин, Надеин, Шуршин. То есть бывшие начальники оставили Кучеревского практически без основного костяка «Колоса», зато главную команду Днепропетровщины усилили. И пускай никого не удивляют подобные скоропалительные переходы футболистов в советское время посреди сезона. Ведь тогда у игроков не было контрактов. Приказали, взял под козырёк и шагом марш в новый более сильный клуб. Это шутка, конечно. Но ведь, как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Кроме того Тандемом была привлечена перспективная и талантливая молодёжь из ДЮСШ (детская юношеская спортивная школа) «Днепр-75». На поле в составе «взрослой» команды всё чаще стали появляться юные воспитанники этой школы – Литовченко, Протасов и Лютый. И успехи не заставили себя ждать.

 В сезоне-1981 «Днепр» сохранил место в Высшей лиге советского футбола, заняв восьмое место. А уже в 1982 году команда добралась до полуфинала Кубка СССР. А уже в 1983-ем «Днепр» сенсационно стал чемпионом страны, в драматичной борьбе опередив московский «Спартак». Это именно после «финальной» победы в матче последнего тура над «красно-белыми» (4:2), умудрённый жизненным опытом начальник команды Геннадий Жиздик произнёс крылатые слова: «Ребята, вы даже не можете себе представить, что вы сделали сегодня. До вас позже дойдет». Все они заслужили на соответствующее вознаграждение за чемпионский титул. «Дали телевизоры «Славутич». Их еще и не было в продаже. Кому квартиру, кому — машину. Лично мне (Андрею Дилаю) — «Волгу», 24-ю. Ну и премиальные — полторы или две тысячи рублей». Плюс, поездка на игры в Марокко, откуда вся команда вернулась в дефицитных кожаных пальто и куртках, плюс дополнительные деньги, которые никогда не бывают лишними.

 Хотя, многие были уверены, что это единичный взлет команды из областного центра Украины. Мол, перед нами типичная «Заря»-1972 – как взошла на вершина советского футбола, так и сдулась. Но не тут-то было! «Бронзы» двух последующих сезонов доказали, что «Днепр» стал одним из лидеров клубного советского футбола. А молодые лидеры «Днепра» - Олег Протасов и Геннадий Литовченко стали ведущими игроками сборной СССР. К тому же не следует забывать незабываемый четвертьфинал Кубка европейских чемпионов 1984/1985.

Геннадий Жиздик всё делал для того, чтобы его «Днепр» побеждал, когда нужно. Футболисты нуждаются в деньгах? Подойди и попроси об этом начальника команды. Тут же вывалит из кармана нужную сумму. В разумных пределах, конечно. Возникли какие-то бытовые проблемы? Снова игроки идут за помощью к Жиздику. И вот они – были проблемы, а теперь их не стало. Нужно обеспечить победу в календарном матче чемпионата? Да без проблем! Особенно если в соперниках украинские клубы. И здесь речь не только о донецком «Шахтере», с которым днепряне часто «пилили» очки. Но и о… киевском «Динамо». Да-да, не удивляйтесь. 21 августа 1983 года «Днепр» в матче 26 тура советского первенства обыграл на своем поле киевлян со счетом 2:1. Причем гости усилиями Олега Блохина забили свой гол с пенальти на последней 90 минуте. Что позволило «Днепру» оторваться от преследующего его минского «Динамо» на два очка (35 против 33). Так вот белорусские «специалисты» обвиняли киевлян в сдаче матча, мол, выставили против их главных конкурентов почти молодежный состав. На то время «Динамо» из столицы Украины под руководством Юрия Морозова шло на девятом месте, и чемпионство самому титулованному клубу Украины явно не светило. Доказательств, как всегда, конечно же, не было. Но, как бы то ни было, все финансовые потоки «Днепра» шли через Жиздика, и именно он «заведовал» даже «договорняками». Такие люди, как Геннадий Афанасьевич Жиздик, могли договориться со всеми и обо всём. А уж тем более во времена Перестройки, которую объявил новый советский генсек Михаил Горбачёв.

После провала сезона-1986 (11 место в чемпионате и вылет в первом раунде Кубка УЕФА от польской «Легии» - 0:0 и 0:1), «Днепр» покинул Владимир Емец и возглавил Евгений Кучеревский. В той неудаче руководство Днепропетровской области могло обвинить кого угодно. Но только не Геннадия Жиздика. И начальник команды остался на своем старом месте. Все понимали, что без такого блестящего менеджера «Днепру» в будущем просто не обойтись. И начальство ни на сколько не пожалело о таком своем решении. Сезон-1987 «Днепр» снова боролся за чемпионское звание. Правда, на сей раз уступил первую строчку «Спартаку». Но зато в истории клуба произошло событие, ставшее знаковым для всего советского футбола. «Днепр» первым перешел на хозрасчет.

Это было время кооперативов, когда, кто мог и хотел, начинали свой бизнес. Так что таким людям с предпринимательской жилкой, коим и был начальник команды «Днепра» Геннадий Жиздик, было самое время проявить свой талант в этом деле. Заявки на хозрасчётный переход в спорткомитет СССР, кроме «Днепра», подали ещё несколько известных клубов – киевское и тбилисское «Динамо», московский «Спартак» и ленинградский «Зенит». Только вот рисковать репутацией таких заслуженных «монстров» на советском пространстве в высоких кабинетах не хотели. И, как всегда, перестраховались. Пускай попробует силы в этом деле областная команда, такая, как «Днепр», а там посмотрим. Тем более что у днепропетровцев был мощный спонсор в лице «Южмаша» с Леонидом Кучмой во главе.

«Мы перестали каждому чиновнику кланяться, - рассказывал в своём последнем интервью Евгений Кучеревский корреспонденту «Газеты по-днепровски», - Ведь чтобы купить телевизор, мебель или какие-либо вещи, надо было идти и просить. То же касалось и премиальных. Можете себе представить: 680 рублей давали на всю команду за выигранный матч и это притом, что народ придет на матч, а в кассе команды будут деньги. Мы и ставили вопрос перед Колосковым (начальник управления футбола и хоккея Спорткомитета СССР – К.А.), комитетом, чтобы разрешили тренерам самим решать. Поэтому и создали свой футбольный профессиональный клуб.

Как только это задумали, мы пошли к Егору Кузьмичу Лигачеву в ЦК КПСС (Член Политбюро этого высшего органа власти СССР – К.А.), который одобрил весь этот проект. Завод стал генеральным спонсором, и при наличии денег мы могли ими распоряжаться так, как считали нужным. Все это было прописано в положении футбольного закона, по которому мы жили. Футболисты стали уверенно себя чувствовать, ведь бывали такие случаи, что раньше игрока могли вызвать в милицию или прокуратуру и спросить, где ты получаешь деньги, теперь же появились трудовые соглашения. Правда, полтора года пришлось добиваться того, чтобы в книжках писали не «инструктор по спорту», а «футболист». Затем уже к нам стали приезжать со всех городов страны с целью узнать, что это за профессиональный клуб. Приезжали из Находки, Хабаровска, Москвы, Ленинграда...».

И в Днепропетровске всегда с радостью делились своим накопленным опытом. При «Днепре» работал кооператив, которым руководил Жиздик. Его основной целью было, чтобы клуб в результате своей  финансово-хозяйственной деятельности не «прогорел» и вышел на полную самоокупаемость с достижением прибыли. Основной частью дохода считалась выручка от продажи билетов. А что нужно для того, чтобы трибуны на каждый матч были заполнены? Правильно. Показывать красивую атакующую игру. «При создании его (хозрасчётного клуба – К.А.) мы исходили из надежды, что при новых финансовых условиях игроки станут более требовательны к себе, улучшать отношение к тренировкам и играм, а сам футбол станет более зрелищным», - делился на страницах «Ф-х» (№2,1988) своими размышлениями о будущем «Днепра» Кучеревский.  

Хозрасчёт, оно, конечно, дело хорошее. Только вот пока его документально оформишь – поседеть можно. Несмотря на «новое мышление» и «перестройку» бюрократический аппарат в Союзе был, как и страна, мощнейшим в мире! Чуть ли не каждый день руководители «Днепра» (читай, Жиздик) бегали по разным инстанциям, что-то там доказывали, упрашивали, согласовывали, заполняли документы и снова согласовывали. Бумажная волокита была жуткой. Зато когда все барьеры были преодолены, наступила такая эйфория от победно завершённой работы, что, казалось, днепропетровцы реки способны повернуть вспять и горы сравнять с землёй! Теперь руководство клуба, и никто другой, самостоятельно решало все финансовые вопросы и несло полную ответственность за всё происходящее в команде. Но и о своём основном «спонсоре» в лице производственного объединения «Южный машиностроительный завод» никто не забывал.

«Кучма стал директором завода, я приехал к нему на прием, - рассказывал «Газете по-днепровски» Кучеревский, - Он посадил меня в кресло и говорит: ты расскажи мне, что такое футбол, хочешь не хочешь, но мне нужно на него ходить, я ведь директор завода, а это моя команда, и я не хочу выглядеть смешным. Я ему и рассказал кое-какие нюансы и детали. Леонид Данилович мне и говорит: когда надо - звони, если нужно чего-то решить - приходи, желательно утром, я обещаю, что мешать тебе не буду, в чем надо - помогу, если это будет в наших силах. Признаться честно, это были золотые слова. Тогда ведь завод на полную мощь работал, выпускал ракеты, и уделять время футболу было сложно».

И результаты не заставили себя ждать. Даже несмотря на потерю двух лидеров, Протасова и Литовченко, которых «призвал» в свое киевское «Динамо» Валерий Лобановский, «Днепр» не согнулся под трудностями. Кучеревский и Жиздик собрали перед сезоном команду. Поговорили по душам. Травмированы лидеры? Так есть не менее классные дублёры! В разные сборные постоянно призывают Вишневского, Чередника, Тищенко, Лютого, Беженара, Геращенко? Так это же хорошо! Значит верным путём идёт клуб, а мастерство лучших его игроков привлекает внимание тренеров сборных команд. Это же всесоюзное признание силы «Днепра»! Первый советский хозрасчетный клуб начал показывать просто отличный результат. Венцом сезона-1988 стали «золотые» медали чемпионата СССР, опередив в чемпионской гонке ограбившее его киевское «Динамо». А в следующем, 1989 году, был выигран Кубок страны, плюс выход в четвертьфинал Кубка европейских чемпионов.

Многие завистники напрямую связывали успехи днепропетровцев с их материальной заинтересованностью за результат. Мол, стали кооперативом, денег теперь немеренно. Вот и рвут «хохлы» жилы на поле в целях личного обогащения. С чем категорически не соглашался известнейший в прошлом футболист московского «Спартака» Евгений Ловчев, который буквально кричал со страниц еженедельника «Футбол-хоккей» на всю страну: «Я не верю в то, что, став первым наши хозрасчётным клубом, «Днепр» играет за деньги!». Мол, если бы всё так было просто, то некоторые клубы второй лиги, буквально утопающие в море «бабок», уже давно бы не только союзное первенство выиграли, но и все еврокубки взяли! Да, ФК «Днепр» теперь самостоятельно распоряжался поступающими в кассу клуба финансами. Но не только деньги стали мерилом того успеха, которого достигли днепряне в 1988 году. При желании, спросите у любого профессионала, думает ли он во время игры про свою зарплату? Да и вообще, те, кто хоть раз предавался футболу всей душой на любом уровне, меня поддержат – когда выходишь на поле, моментально забываешь всё, кроме мыслей, как обыграть соперника. А если тебя за это ещё и хорошо стимулируют – что же в этом плохого? Во всяком случае, никакие деньжища не заменят и не повысят мастерства как отдельных игроков, так и команды в целом. А «Днепр» в 1988 году выглядел именно как одна монолитная команда, как единый живой организм. Тренер команды Кучеревский не распространялся на каждом углу про функциональное состояние своих футболистов, как это постоянно делал в 1988 году Лобановский. Днепропетровцы просто выходили на каждый матч предельно отмобилизованными и играли. Весной, летом, осенью. И очень большая в этом заслуга начальника команды, Геннадия Жиздика, которого смело можно называть менеджером от Бога, когда в СССР ни Бога, ни менеджеров официально не было.

17 августа – 3 ноября 2013, 5 – 8 декабря 2017

 

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты