Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/1982 - 1984. «Датский динамит» для старушки Европы

1982 - 1984. «Датский динамит» для старушки Европы

Про сборную Дании Зеппа Пионтека

1982 - 1984. «Датский динамит» для старушки Европы

Про сборную Дании Зеппа Пионтека

- Англичане идут! Англичане…

Все жители королевства Датского начали подниматься со своих мест, отрываясь от работы и с нескрываемой тревогой наблюдая, как мимо них вальяжно так проезжают на породистых рысках разрекламированные, известные всему миру «звезды». Рэй Клеменс, Фил Нил, Фил Томпсон, Терри Макдермот, Рэй Кеннеди, Дэвид Джонсон из непобедимого «Ливерпуля». А вот и Рэй Уилкинс из «Манчестер Юнайтед», Тревор Брукинг из «Вест Хэма», Тони Вудкок из западногерманского «Кельна». И САМ Кевин Киган из «Гамбурга»… Их дерзкие нападения на своих соперников датчане неоднократно наблюдали он-лайн по своим телевизорам, и буквально боготворили этих разбойников, которые нагрянули к ним в гости. И явно не с добрыми намерениями.

 

- Зепп, дружище, как ты? – обнял Пионтека соскочивший со своего жеребца Рон Гринвуд, руководящий всей этой бандой налетчиков, - Какое удовольствие видеть такую деревушку, как эта…

В это же время все «звезды» сборного отряда, защищающего знамена Ее Величества Королевы Англии, рассосались по зданиям «деревушки», и занялись грабежом, вынося из домов все ценное, что попадалось под руку.

- В этом мире так много перемен. Людей больше не устраивает их жизнь, - продолжил Гринвуд свой монолог, наливая в местный шнапс «Аквавит» немного ликера «Шеррихерниг», - Женская мода – бесстыдство! На стадионы девушки приходят в таких мини-юбочках, что те больше пояса напоминают, и еле-еле прикрывают их прелести. А то и вовсе голыми на поле выскакивают. Ну, как, скажи, потом моим молодцам играть можно, и выполнять мои предматчевые установки?

Зепп Пионтек, который совсем недавно возглавил сборную Дании, изучающее смотрел на наглое поведение своего собеседника. А тот продолжал упражняться в риторике:

- Вот, религия, – и Гринвуд указал на рядом стоящую бедного вида лютеранскую кирху, -  Ты бы обрыдался, если бы увидел, насколько религия отошла в прошлое. Три месяца назад мы были в Софии. Богатый город. Город, отмеченный Господом. Большая православная церковь. Не такая, как у вас, куда священник приезжает два раза в год. Большая. Думаешь, мы там нашли полный ящик для пожертвований? – Гринвуд скептически ухмыльнулся, с удовольствием потягивая маленькими глоточками свой алкогольный коктейль, - Знаешь, что мы там нашли? Медные подсвечники, и почти пустой ящик.

- Но мы все забрали, - вставил свое словечко подошедший Киган.

- Я знаю, что мы все забрали, - строго посмотрел на своего подопечного Гринвуд, - И ты не пожалел гостеприимных хозяев, забив первый гол из наших трех. Я просто объясняю, как ослабела вера у людей в наши дни. Еще недавно мы для них были богами, и они преклонялись перед нами, родоначальниками футбола. А сейчас они нас воспринимают, как простых смертных, гоняющих мяч по пустырям и дворам. За такое ведь нужно строго наказывать. Не так ли, Зепп? – и тренер сборной Англии уставился немигающим взглядом на своего коллегу.

- Я прекрасно это знаю… - и тут же Пионтек получил три подряд пощечины от Гринвуда.

- Заткнись! – прошипел он, схватив своего собеседника за шкварки, - Мне ведь приходится нелегко. Я, как хороший отец, должен удовлетворять непомерные аппетиты кучи голодных к успехам моих «звезд» болельщиков. Спортивная форма, выезды, проживание в отелях – ты знаешь, сколько это стоит? А? А? А? – и снова пошли затрещины Пионтеку, - Не-е-ет, не все так просто. Раньше у нас было золото чемпионов мира, слава, поклонение и почет. А теперь – нет! Теперь за моей головой и скальпами вот этих вот рыцарей, который вы, быдло, называете разбойниками и бандитами, охотится едва ли не вся Европа. А мы ее покорим! Нам нужно золото «старого света», и мы его добьемся. Так что, датчане, будьте уж так добры, два очка выньте, да положите в нашу копилку. А мы вас не сильно так побьем. И я еще вернусь!

Хватит им забивать, - осадил своих бандюков Гринвуд, - Одного гола достаточно… Заберем остальное, когда вернемся… Люблю эту деревню, - тренер англичан осмотрел удовлетворенным взглядом живописные окрестности, - Знаю, что у вас много проблем…

- Убийца, вор, - бросился, было, на главаря самый известный из датчан Алан Симонсен. Но пуля, мгновенно выпущенная из револьвера Гринвуда, опрокинула наземь лучшего футболиста Европы 1977 года.

- Ты что из себя возомнил, - нагнулся над раненой «звездой» главарь англичан, - Думаешь, раз имеешь «Золотой мяч», поиграл на высоком уровне за «Боруссию» из Менхенгладбаха, а теперь выступаешь за «Барселону», то тебе уже все позволено? Ха-ха-ха. Да будет тебе известно, что один в поле не воин. Неужели тебе эта народная мудрость неизвестна? Да-а-а, оторвался ты от простого народа, от своей родной земли. Зазвездел, «звездун», бл..дь. А мы как били вас, так и будем бить. Глупо, очень глупо одному идти на целую рать. Мы скоро еще поговорим, не смоневайся. Я еще вернусь, пока. Поехали! - и Гринвуд вместе со своей командой пришпорили коней. Ведь им еще нужно было спешить в Северную Ирландию…

 

- Если они заберут весь наш урожай из достижений последних лет, нам лучше сразу перерезать себе глотки, - выступил наперед из толпы датчан самый смелый, подступая к Зеппу Пионтеку.

- Но мы ведь можем не афишировать свои успехи, спрятать их, - пошла дискуссия.

- От Гринвуда? – послышался скептический голос, - Он никогда все не забирает, до смерти не забивает. Он всегда нам немного оставляет причин для гордости, что были не разгромлены самими родоначальниками футбола. Вон, даже, в свой прошлый набег позволил себе три гола забить, на свои четыре.

- Но этого мало...

- Попросим его оставлять нам больше причин для радости…

- Нет, нет, - выступил в центр Пионтек, - Это его может только разозлить. Не надо ничего такого делать.

- Но ведь мы гнем спины на полях, а наши животы амбиций пусты. Мы должны что-то сделать!

- Мы просто обязаны сражаться, - поднял голову истекающий кровью Симносен.

- Но как? – посмотрел на свою главную «звезду» тренер, - Ведь они профессионалы, а вы все любители! Кроме тебя, Симонсен. Это, то же самое, что сражаться голыми руками против ружей. Плетью обух не перешибешь…

- Вот, вот, в этом и есть решение всех наших проблем, - уже поднялся на ноги лучший футболист Европы-1977 с забинтованными ранами, - Ведь еще с 1976 года разрешено в нашей сборной играть профессионалам. И где они?

- Они ведь только о деньгах думают, а не о престиже страны, - уныло произнес Пионтек.

- На первое время хватит для оплаты и моего «Золотого мяча», - внес предложение Симносен, - А потом всем нашим профи объясним со временем, что успешно выступая за национальную сборную на международной арене, они только увеличат гонорары в своих контрактах. Да за ними очередя из грандов мирового футбола будут выстраиваться, и, как на аукционе, предлагать все большие и большие цены. А наши «звезды» сами будут выбирать, кто им люб, а кто нет. Вот если донесем мысль до мозгов датчан, играющих за рубежом, что престиж и успехи национальной сборной прямо пропорциональны суммам их будущих контрактов с сильными клубами, то тогда и придет успех, слава и почитание. И никакие англичане, никакие Гринвуды нам потом будут не указ! Они не то, что грабить нас на очки, даже посмотреть в нашу сторону будут бояться!

- Да, но для этого нужно будет хорошо поколесить по старушке Европе, чтобы пересмотреть всех кандидатов. А потом еще и уговорить всех нужно, - почесал затылок Пионтек.

- Ну-у-у, для такого святого дела, думаю, наш народ не поскупиться, и выделит нам на командировку кто сколько может, - подытожил Симонсен, - А за уговоры возьмусь лично! Никто отказать не посмеет.

 

- Х.е.рры профессионалы, - обратился к только что прибывшим игрокам сборной Дании немецкий тренер, - За честь своей Родины ваши х.е.ры должны так стоять, и быть такими твердыми в своей мощи, напоре и агрессивности, что когда вдуете любому сопернику, их попросту разрывать должно на месте! Как от взрыва динамита! Докажите, что не отсырел еще порох в ваших пороховницах. Вы поняли меня, мои орлы?

- Да, тренер! Веди нас за собой в бой! Разорвем любого!

 

Зепп Пионтек потом в своих интервью часто вспоминал, как он по винтику, по гаечке, с миру по нитке собирал тот слаженный механизм, который впоследствии весь футбольный мир назовет в восхищении «Датским динамитом». Далеко только не пришлось ехать за вратарем Оле Квистом, выступающим за «Копенгаген» (17 лет, всю свою карьеру, кстати, с 1970 по 1987 года, и именно Пионтек пригласил его в национальную сборную), защитником Йоном Сивебаком («Вайле»), и полузащитником Микаэлем Лаудрупом (который в 1983 году по ходу отборочного турнира чемпионата Европы перешел из «Брондбю» в туринский «Ювентус» и сразу же был арендован римским «Лацио», все благодаря сильным выступлениям в сборной Дании). А так пришлось с Аланом Симонесном помотаться по Европам. В западногерманской Бундеслиге нашли Оле Расмуссена («Герта»), Ларса Баструпа («Гамбург») и Сёрена Лербю («Бавария»). В Бельгии были обнаружены: Сёрен Буск («Гент»), Мортен Ольсен, Кеннет Брилль (оба – «Андерлехт»), Йенс Йорн Бертельсен («Серен»), и Пребен Ларсен-Элькьяер («Локерен»). В Голландии давали свои яркие гастроли в составе грандов Иван Нильсен («Фейеноорд»), с «аяксовским» дуэтом в полузащите Йеспер Ольсен – Ян Мёльбю. В жаркой Испании зажигали Йон Лауридсен («Эспаньол») и Франк Арнесен («Валенсия», в 1983 году пополнивший датский динамитовский десант в «Андерлехте»). А в не менее знойной Италии Клаус Барггреен не позволял башне в «Пизе» окончательно завалиться в сторону Серии «В» (хотя, в 1984 году сие печальное событие, все же, произошло).

В общем, отряд был подобран, что нужно. Все члены сборной Дании за два года отбора на Мундиаль-1982 прониклись словами своего немецкого тренера, поднабрались нужного опыта, сыгрались, и поняли, что они могут крушить на своем пути всех и вся, даже обнаглевших англичан, какими бы они, родоначальники футбола, знаменитыми не были. Ведь не так страшен черт, как его малюют! Особенно, если для него заготовлен «Датский динамит».

Англичане снова пожаловали в Копенгаген 22 сентября 1982 года. Только вот никто уже не бежал впереди их, и не пугал своих соотечественников громогласными воплями про надвигающуюся беду. Разбойников встретил бушующий, клокочущий, как Везувий, «Паркен» и герои, которых собрал воедино Пионтек. Причем не только собрал, но и сделал из отдельных личностей в футболе единую команду, объединенной одной целью, скованных одной цепью решимости сокрушать всех и вся на своем пути.

Сэр Бобби Робсон, сменивший на посту главаря английской банды Рона Гринвуда, остановился перед стадионом:

- Я должен был догадаться по итогам прошедшего отбора (четыре победы и четыре поражения датчан с выигрышем у Италии дома – 2:1, в итоге третье место в группе – К.А.), что нам тут устроят совсем иную встречу, нежели раньше, - произнес Робсон, смотря на датских «легионеров», - И много же они вас наняли?

- Достаточно, - был ответ.

- Я заплачу гораздо больше!

- Родиной не торгуют!

- Вижу много новых лиц, - настороженно произнес Фил Нил из «Ливерпуля», - Но они нас не остановят!

- Они вас не выпустят!

- Вы слышали, мы пойманы, - засмеялся Сэр Бобби Робсон, - Мы, настоящие «звезды» мирового футбола. И кем, какой-то наглой кучкой европейских гастарбайтеров-заробітчан? Сколько у вас известных футболистов? Ну, Симонсен, и тот уже отживает свое, из «Барселоны» домой в «Вайле» вернулся. Кто еще? Лербю из «Баварии», да Баструп из «Гамбурга»? Всего-то трое против моих молодцов – Шилтона, Нила, Батчера, Морли, Робсона, Маринера, Фрэнсиса? Не смешите меня. И это что, все, на которых хватило средств вашей деревни?

- А мы оптом стоим дешевле, - выступил вперед Элькьяер, - Так что проблем не будет, если ты уедешь, оставив нам два очка.

- Уехать? – взбеленился Робсон, -  Нам через два месяца взбираться на Балканы с греками играть. Где я возьму пищу для морального стимула своих людей, если здесь уступлю?

- А ты вырасти его на пропагандистских грядках Ее Величества Королевы, - показался из-за угла стадиона Бертельсен.

- Верно, войну ведь у Аргентины за Фолклендские острова выиграли, так что у вас, англичан, и без победы над нами боевого духа, хоть отбавляй, - вышел перед ошарашенными англичанами Нильсен.

- Ага, патриотизм у «повелителей морей» сильно зашкаливает, вплоть до идиотизма, - засмеялся Буск, - Так что на эллинов вас хватит с лихвой.

- Все равно вы не решили моей проблемы, - говорил Робсон, давая при этом знаки своим парням, чтобы те были готовы к любым неожиданностям.

- Твои проблемы нас не касаются, - наконец-то взял слово Зепп Пионтек, - Все решает мяч на футбольном поле.

- У нас одна профессия, а? – обратился к коллеге тренер сборной Англии.

- Мы конкуренты, - был ответ.

- А может партнеры? – и Робсон пристально посмотрел на всех датчан, - Я вам могу предложить равную долю.

- Чего?

- Всего, что найдем здесь…

- А болельщики Дании, как они? – возмутился Симонсен.

- Могут ли таких профессионалов, как мы, волновать болельщики? Можете не отвечать. Их необходимо стричь, если Бог сделал их овцами. Что скажешь, дружище Зепп, устроим спектакль для ло.х.ов? А вся прибыль пополам, - и Сэр Бобби Робсон с надеждой посмотрел на датских «легионеров».

- Уезжай, - Пионтек был непокобелим.

- Ты слышал, Шилтон, ты это слышал? Уезжать? Мне? – возмутился главарь, - Скажи ему, чтобы он уезжал, пока я не разозлился, - обратился Робсон к своему коллеге, указывая перстом на Элькьяера, - Он, и все остальные!

Но в ответ только гробовая тишина от «легионеров» и невероятный гам, доносящийся со стадиона.

- Если я уеду ни с чем, - продолжал Робсон, - То все в этой деревне ответят мне, когда я вернусь…

- Ты не вернешься, - был краток Пионтек.

И пошла сеча не на жизнь, а на смерть.

 

После боевой ничьей в Копенгагене с англичанами, буквально зубами вырванной не последней минуте Йеспером Ольсеном, датчане почувствовали уверенность в своих силах. Они взрывались в каждом матче, став для всей Европы истинным кошмаром, но таким привлекательным и притягивающим, тут же прозванным «Датским динамитом». И никто не мог найти действенного средства по нейтрализации этого динамита. Ни венгры (3:1) с греками (1:0) в отборе на Евро-1984, ни хозяева будущего чемпионата Европы, французы (3:1).

И вот пришла пора «Датскому динамиту» взрывать чопорную Англию. Собрались подопечные Пионтека, как и их предки, викинги, плыть на своих драккарах покорять Лондон. Особо настраивать на победу не нужно было никого. Да, англичане пока не проигрывали и в пяти битвах набрали восемь очков. Но ведь смогли гордые эллины, после домашнего разгрома – 0:3, проявить геройство и отстоять нули на «Уэмбли»? Так почему же тогда потомкам гордых викингов не замахнуться на большее, и не покорить самый знаменитый стадион мира вместе со всей самонадеянной Англией?

 

Как видите, «Датский динамит» предстал перед футбольным миром во всей своей убийственной красе, когда команда буквально взрывается и разрывает своего соперника на меленькие кусочки. После славной виктории над британскими львами датчане опередили Англию на один пункт, и после легкой прогулки с Люксембургом (6:0), могли даже позволить себе оступиться в Будапеште (0:1 от Венгрии). Это чтобы подразнить англичан. Ведь сколько кровушки они попили у потомков Гамлета! То адмирал Нельсон обстреляет нейтральный Копенгаген со всех орудий своей эскадры. То в футболе постоянно выигрывают. Так что получите, проклятые великодержавники, от футболистов «Датского динамита» подляну. Сначала не дали себя обыграть в своей столице и мощнейшим разрядом искрометного атакующего напора взорвали «Уэмбли». А теперь, когда после поражения на «Непштадионе» у бриттов появилась надежда, что греки смогут хоть одно единственное очко отобрать у команды Пионтека (а тогда Англия при равенстве баллов будет впереди по лучшей разнице забитых и пропущенных голов), датчане их всех жестоко обломали, легко и непринужденно обыграв эллинов в Афинах – 2:0. Так что даром вы этих греков, англичане, финансово стимулировали. Никакие деньги не заменят умения играть в футбол. А потом забивайте Люксембургу сколько угодно голов, родоначальники футбола. А «Датский динамит» отправляется во Францию удивлять всю старушку Европу своими феерическими взрывами.

P.S. И засиял, и заискрил «Датский динамит» на родине галльских петухов. Правда, бабахунть так, чтобы у них все перья повылетали на старте не получилось (0:1). Но потом «Датский динамит» так феерично громыхнул, что всех своих соперников затмил во вторых таймах. Сначала югам за пазуху улетело пять безответных мячей. А потом и бельгийцам три, проигрывая по ходу матча 0:2. Что интересно, все три гола в ворота «красных дьяволов» забили те «датские динамиты», которые как раз и зажигали в бельгийском чемпионате – Франк Арнесен и Кеннет Брилль из «Андерлехта», плюс Пребен Ларсен-Элькьяер, забивающий за «Локерен». И только дичайший нефарт в полуфинале с испанцами не позволил «Датскому динамиту» взорваться атомной бомбой в решающем поединке Евро-1984. Дичайший нефарт, и двойная трагедия Элькьяера. Первая - смерть отца накануне полфинала, которая не могла не сказаться на моральном состоянии этого таранного нападающего. Вторая -  пробивая последним, Пребен запустил мяч в небеса к своему родителю…

После чемпионата Европы все произошло так, как и предсказывал Симонсен еще осенью 1982 года, когда «Датский динамит» пока не стал тем динамитом, от которого дрожала все старушка Европа. Скауты грандов мирового футбола выстраивались в очереди, чтобы заполучить в свою команду хоть одного «датского динамитика». Так Элькьяер из заштатного бельгийского «Локерена» перешел в итальянскую «Верону», которую на своем горбу и вытащил в чемпионы 1985 года. Бертельсен тоже покинул Бельгию («Серен»), оказавшись во Франции («Руан»). Йеспер Ольсен из «Аякса» усилил «Манчестер Юнайтед». Покинул «Божьих сыновей» из Амстердама и Мёльбю, который вслед за своим партнером по полузащите тоже перебрался на Туманный Альбион, только вот в «Ливерпуль» (а тогда мерсисайдцы были одной из топ-команд, типа теперешней «Барселоны», или вот «Баварии»). А всем остальным «ингредиентам» «Датского динамита» увеличили получку в своих клубах. И все благодаря их незабываемым взрывам на футбольных полях старушки Европы на протяжении 1982 – 1984 гг. Впереди были новые испытания, и новые свершения. Но это уже совсем другие истории, которые всем поведаю в двух последующих рассказах про незабываемые взрывы «Датского динамита».

 В тексте использованы диалоги из фильма «Великолепная семерка»

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты