Tribuna/Футбол/Блоги/Карпати-Онлайн/Олег Дулуб: «За 8 месяцев не увидел в Дыминском что-то выходящее за рамки нормального»

Олег Дулуб: «За 8 месяцев не увидел в Дыминском что-то выходящее за рамки нормального»

Бывший главный тренер «Карпат» – о работе во Львове, президенте клуба и борьбе за выживание в интервью белорусской Tribuna.com.

Автор — Tribuna.com
13 июня 2017, 18:12
9
Олег Дулуб: «За 8 месяцев не увидел в Дыминском что-то выходящее за рамки нормального»

Бывший главный тренер «Карпат» – о работе во Львове, президенте клуба и борьбе за выживание в интервью белорусской Tribuna.com.

Олег Дулуб возглавил «Карпаты» 7 октября 2016 года. После 10 туров чемпионата львовяне только-только ликвидировали шестиочковый минус, с которыми начали чемпионат, и шли на последнем месте. С Дулубом дела наладились. «Карпаты» стали регулярно брать очки и в итоге смогли опередить «Волынь» и «Днепр» и остаться в премьер-лиге. Белорусский тренер уехал домой в отпуск, чтобы вернуться в Украину 15 июня. Однако вскоре стало известно, что Дулуб и «Карпаты» расторгли пятилетний контракт.

– Новости о том, что вы покидаете «Карпаты», в последнее время всплывали очень часто. Однако клуб их рьяно опровергал. Что поменялось и почему вы ушли?

– Если честно, я не очень понимал, откуда брались те новости. Они появлялись в такие моменты, когда приближались какие-то решающие матчи. Меня это не раздражало, но я боялся, что это будет воздействовать на игроков.

Первая новость «выскочила» в начале мая. Пришел в отель после тренировки и набрал генерального директора Юрия Дячук-Ставицкого, а он вдруг стал извиняться: «Олег, я не понимаю, откуда эти новости». Я вообще не понял, о чем речь. Когда Дячук-Ставицкий объяснил мне ситуацию, посоветовал ему не реагировать. Это же интернет, который невозможно контролировать.

– Окей, почему покинули «Карпаты»?

– Причины семейные. Сын поступает учиться в Польшу, а у дочки в США родились две девочки. Мне придется некоторые время заниматься трудоустройством сына (ему понадобится моя помощь), а жена улетит в Америку. В итоге я на полтора месяца выпадаю из работы. Рассказал об этом руководству, и мы расторгли контракт.

– Как руководство отреагировало на ваши слова?

– Президент Петр Петрович Дыминский выслушал и предложил взять паузу на несколько недель. Но это не вариант для меня. Команду нужно готовить к чемпионату, нужно находиться рядом с ребятами. А в силу обстоятельств я это делать не могу. Тогда он сказал, что уважает мой выбор, и отметил, что двери в клуб для меня не закрыты.

– А почему нельзя было перепоручить на месяц команду помощнику?

– Необходимо чувствовать игроков, видеть, как они тренируются и готовятся к сезону. Тем более помощник не проведет тренировку по твоим планам так, как надо. Тренер всегда может изменить что-то в занятии, если поймет, что что-то идет не так.

Сам был в похожей ситуации в 2012-м. Олег Михайлович Кубарев уехал на тренерские курсы в Киев, и я вел тренировки «Гомеля». Мы созванивались по пять раз на день и обсуждали все вопросы. Проводя тренировки, чувствовал себя немного некомфортно.

– Вносили изменения, если что-то шло не так?

– Вносил, но потом отчитывался перед Кубаревым. Но не каждый помощник возьмет на себя такую ответственность.

– Дыминский – личность своеобразная. Чувствовали себя в «Карпатах» свободно?

– Да, относительно комфортно. Дискомфорт у меня был из-за места в турнирной таблице. Быть последним – это особое ощущение. Понимал, что нужно набирать очки, но на первых порах ничего не получалось. Играем красиво, но что-то не складывается. Это очень давило психологически. Нет возможности попробовать другую модель игры, потому что во главе угла результат.

По осени начали ставить игру. Перешли на схему с тремя центральными защитниками. Кроме того, у нас была хорошая атака. Нашей игрой восхищались: «Ух, как «Карпаты» заиграли! Как контролируют мяч! Как выходят в контратаку!» Но мы проигрывали и на осеннем отрезке взяли всего 5 очков. Тогда понял, что надо изменить стратегию прохождения чемпионатной дистанции. Нужно просто выигрывать матчи. Неважно как. Возможно, в ущерб атакующей игре.

Мы сдвинули стратегический вектор. Вплотную занялись наведением порядка в обороне. Нам это удалось. В 8 матчах пропустили только три мяча. Но как только снова стали выстраивать игру в атаке, в следующих четырех пропустили восемь мячей. Пришлось делать шаг назад, но к тому моменту ситуация в чемпионате упростилась. Мы отсекли «Волынь», и нам надо было бороться только с «Днепром». И чем меньше оставалось игр, тем легче просчитывалось прохождение команды по дистанции. И после победы над «Днепром» стало понятно, что нам для сохранения прописки надо набрать всего три очка. И мы их взяли.

– Как часто вы заглядывали в таблицу чемпионата и пересчитывали возможные варианты развития событий?

– Вообще не смотрел. Даже сейчас не знаю, какой у нас отрыв от «Днепра» и «Волыни». Смотрел вверх – сколько остается до «Звезды» – четвертой команды снизу.

С «Днепра» сняли 15 очков, с «Карпат» – шесть. Нам надо было снять все вопросы, если бы вдруг, чисто гипотетически, эти очки вернули. Поэтому и следил за «Звездой». Перед последним туром виртуальное расстояние сократилось до одного очка. И я знал, как настроить ребят на очный матч. Надо было выиграть, чтобы снять все возможные вопросы.

– Разве ходили разговоры возвращении очков?

– Нет. Но в Украине есть три самых обсуждаемых клуба – «Шахтер», «Динамо» и «Карпаты». Львовян «любят» очень особенно. Для нас это хорошо – позволяло держать игроков в тонусе.

– Вы как-то говорили, что президент клуба Петр Дыминский похож на Юрия Чижа (владелец «Динамо» Минск – прим.). Чем?

– Требовательностью и жесткостью в принятии решений.

– Как часто вы с ним общались?

– Очень часто. Бывали дни, когда созванивались до пяти раз. На сборах обязательно разговаривали после тренировок и матчей. Обсуждали игроков, особенно потенциальных новичков. В Турции Дыминский жил возле нас. После тренировок звонил и приглашал в гости. Мы обсуждали трансферы: кого взять, кого оставить. Диалог был постоянный. Для меня это был новый опыт. До этого так тесно с клубным руководителем не общался.

– Вы отмечали, что вам помогли советы Владимира Журавеля. Какие?

– Нужно быть более толерантным. Особенно в том, что президент содержит клуб за собственные деньги. А тот, кто платит, имеет право спросить: «Куда были потрачены деньги?» Это абсолютно нормально. И, кстати, за 8 месяцев не увидел в Дыминском что-то выходящее за рамки нормального. Понятно, что видение футбола у него отличное от моего, но мы приходили к общему знаменателю.

– Могли перечить президенту?

– Да. И на мне это потом не сказывалось. Это были обыкновенные рабочие разговоры. Он высказывал свое мнение, а я в ответ: «Не согласен». И объяснял почему. Петр Петрович адекватный человек. Если логически все раскладываешь, понимает.

– Мы делали интервью с украинским журналистом, который отмечал, что Дыминский мог влиять на определение вами состава.

– Он высказывал свои пожелания по составу, но последнее слово было всегда за мной.

Вот тебе пример. Перед игрой с «Волынью» Петр Петрович поинтересовался, какой будет состав. Я предложил ему назвать состав, который видит он. Дыминский называет фамилии, а я зарисовываю схему и говорю: «А теперь смотрите, где недостаток вашего плана. Вот этот футболист, возможно, выдержит 60 минут. Вы это знаете. Значит, его надо будет менять. А игрок, который должен выйти на замену, уже на поле. И в итоге после 60-й минуты у нас будет две проблемные позиции». Затем рисую свой состав и объясняю. Он соглашается с моим вариантом.

– Дыминский знает, кто из игроков способен отыграть весь матч, а кто 60 минут?

– Да. Он очень хорошо знает игроков «Карпат». Что мне в нем еще нравится, так это прямота. Петр Петрович всегда говорит в глаза то, что думает.

– Много пришлось поработать, чтобы изменить сознание игроков?

– Сразу по приезду понял, что команда разобщена – игроки сами по себе. Буквально через неделю сводили с Юрой Покладом их в боулинг. Затем, уже весной, еще раз выбрались в боулинг и на полигон, где ребята постреляли. Еще хотел свозить в тюрьму, но не получилось. Очень хотелось, чтобы игроки увидели, что кроме футбола есть другая жизнь.

И после этого почувствовал, что атмосфера в команде изменилась. Парни стали взрослее, что ли. Но это случилось весной. А осенью приходилось подолгу разговаривать с игроками и обсуждать принципы игры. Рассказывал, что матчи выигрывает команда, а не отдельные футболисты. Один игрок может вытянуть один матч, но если под ним нет команды, никаких долгосрочных результатов не будет. И упор мы делали именно на создании единой команды.

На первых этапах в чемпионате здорово шли «Олимпик», «Александрия» и «Черноморец». Команды брали очки за счет командного духа. Когда готовился к этим соперникам, чувствовал, что футболисты друг за друга, что игроки – единое целое. Против таких команд можно играть, только когда у тебя такая же команда по духу. И когда мы весной обыграли «Александрию», понял, что мы этого добились.

Мы стали лучше. Это связано с тем, что зимой пригласили в команду футболистов, которые по своему менталитету лидеры. Когда изучал потенциальных новичков, обращал внимание именно на это качество, а не на технические или тактические моменты. В итоге из «Черноморца» пригласили Боровика и Филимонова, а из «Ворсклы» – Дитятьева. Также здорово сработал менеджмент и к нам пришли Гладкий и Матвеенко.

– Как на новых лидеров реагировали старые?

– Поначалу с опаской, но потом, когда поняли, что это нормальные люди, объединились. И к концу сезона у нас был единый коллектив.

– Слышал, что у вас не со всеми футболистами был нормальный контакт.

– Стараюсь со всеми выстроить человеческие отношения, но во главу угла ставлю профессиональные качества. Если вижу, что футболист не выполняет свои обязанности, пытаюсь до него достучаться. Объясняю ситуацию, говорю, что он делает не так, и предупреждаю, что ждет, если ничего не изменится. Если после бесед ситуация не меняется, режу по живому. Но в «Карпатах» никого из-за этого не убрали. Хотя по осени клуб покинула большая группа игроков, но причины в другом. Мне показалось, что с ними команда не сможет прогрессировать. Этих ребят все устраивало.

– В «Крумкачах» игроки слушались вас беспрекословно, потому что вы вывели их на новый уровень. В «Карпатах» для игроков вы были фактически никем. Как завоевывали авторитет?

– Сказал примерно то же самое, что и в «Крумкачах» на одной из первых тренировок: «Тренер вам нужен только для того, чтобы выигрывать матчи. За вас играть не буду. Все, что могу – рассказать, как побеждать. А играть придется все равно вам. Примете мою систему – шансов больше. Не примете – меньше».

Перелом в сознании ребят наступил после игры с «Шахтером». Мы тогда перестроились на схему с тремя центральными защитниками и с учетом кадрового дефицита выдали неплохой матч. Но окончательно команда почувствовала силу после зимнего перерыва. После серии матчей без поражений игроки поняли, что они могут побеждать, набирать очки и зарабатывать премиальные.

– Вещи, сделанные в Карпатах», которыми вы довольны?

– Мне нравится, что мы в Украину привезли схему с тремя центральными защитниками. Там никто так не играл. Или 4-2-3-1, или 4-3-3. А тут появились мы. И по весне количество команд, применяющих эту схему, выросло. «Динамо», «Заря, «Александрия», «Черноморец» и так далее.

– Еще?

– Доволен отношением болельщиков к команде. Оно было позитивным всегда. Я за 8 месяцев не услышал ни одного плохого слова.

– Самая памятная встреча с болельщиками?

– В последнем туре перед зимним перерывом проиграли «Звезде», выдав потрясающий матч в плане атаки. Первые минут 20 – наши лучшие минуты в чемпионате. Прессинг, отбор, игра в одно-два касания. Соперник не понимал, от кого ожидать опасности. Но в итоге пропустили мяч после удара с 30 метров, а потом два стандарта – и поражение 2:3. Проиграли бездарно.

После игры гуляю по Львову, а в голове мысли: «Что происходит?.. Вроде делаем все правильно, но нет результата». И возле шоколадницы подходит мужчина: «Здравствуйте, я болельщик «Карпат» – дайте автограф». Машинально расписываюсь, а он, прощаясь, говорит: «Знаете, мы так верим, что вы сохраните «Карпаты». И у меня хоп, и крылья выросли за спиной!

Расскажу еще историю. Выиграли у «Александрии». Возвращаюсь в номер гостиницы, а на кровати лежит большой плакат. Рисунок от руки и надпись: «С перемогаю! От супрацоўнікаў гатэлю «Валентина». Было очень приятно. Забрал плакат себе домой на память.

– Как вам украинский чемпионат?

– Очень сильный, скоростной, с обилием единоборств. Пожалуй, «Шахтер», «Динамо» и, возможно, «Заря» выше по уровню. А остальные команды одного уровня с одинаковым подбором игроков и уровнем зарплат. Явных аутсайдеров нет. Даже «Волынь» проигрывала в основном с разницей в один мяч.

– «Шахтер» на голову сильнее всех?

– По содержанию и постановке игры – это лучшая команда. Но надо учитывать и тот факт, что «горняки» так же играли и при Луческу. Это сыгранная, сбитая, добротная команда с добротными исполнителями. Особенно в атаке. Ну и бюджет фантастический – 100 миллионов долларов.

– Киевское «Динамо» возглавил Александр Хацкевич. Как думаете, получится у него отобрать титул у «Шахтера»?

– Не знаю. Это к Александру Николаевичу вопросы.

– Как вам Украина?

– Хорошая страна с работящими людьми, чей менталитет немного похож на наш. Но, к сожалению, я очень мало нового узнал о стране и Львове. За 8 месяцев случился единственный масштабный выход в город.

Очень понравились церкви. Они очень красивые. Зашел в церковь Святого Юра – это что-то впечатляющее. Понял, что без благословения нечего соваться в «Карпаты». Пригласили с Покладом батюшку на базу, и он освятил нас. А второй момент – очень знаковый – случился в Полтаве. После поражения в Кубке зашли с Юрой в церковь. К нам подошел священник: «Ребята, не переживайте. У вас все будет хорошо. Вы все сделаете, что надо, и все сложится». Так в принципе и получилось.

Во Львове нравилась атмосфера старого города. Такое чувство, что гуляешь по Кракову. Заходишь в «Реберную», а там все демократично – без вилок и ножей. Ели руками. Очень вкусно.

– Говорят, вы там книги скупали пачками.

– Не пачками, но покупал очень много. В основном футбольные. Возле клубного офиса был магазинчик. Когда зашел в первый раз, заведующий меня узнал, пожелал удачи «Карпатам» и поинтересовался, что мне нужно. После того, как рассказал, он сказал, чтобы я зашел через неделю. Зашел и забрал ожидающую меня книгу. У нас сложились хорошие отношения, и он мне помогал с нужными книгами. И, что интересно, заказывал их в России.

– Что привезли себе на память?

– Книги и то, что «Карпаты» остались в премьер-лиге. Хотел еще жене шоколад купить, но не успел.

– Вас сейчас сватают в «Крумкачы». Насколько этот вариант в принципе возможен?

– Никогда не говори никогда. Никто не знает, где буду завтра я, и где будут «Крумкачы». Но пока мы с Денисом Шунто не разговаривали. Пока работал в Украине, наше общение ограничивались эсэмэсками, в которых поздравляли друг друга с победами.

– Вы видели игру «воронов» с «Городеей». Как вам?

– Футбол стал скоростной и вертикальный. При мне мы пытались выйти из обороны за счет короткого паса, а сейчас идет длинная передача. Но отмечу, что не видел матчей при Владимире Пятенко. В Украине по сети нет возможности смотреть чемпионат Беларуси – банят по IP-адресу. По «Беларусь 5» через интернет посмотрел немного – два матча брестского «Динамо» и БАТЭ, «класико» и БАТЭ – «Шахтер». А вот финал Кубка не смотрел принципиально. Узнал потом счет и порадовался за победителя.

– Встречались втроем после финала?

– С Олегом Михайловичем пообщались по телефону, а с Владимиром Ивановичем недавно на брестской трассе встретились красиво. Еду домой, звонок: «А мы сзади». Остановились на обочине, пообщались минут 10, посмеялись и разъехались.

– Игорь Криушенко в ответ на ваши слова про то, что на двух стульях не усидишь, сказал, что вы хотите занять один из них.

– Считаю, что Игорю Николаевичу был задан некорректный вопрос, вырванный из контекста интервью. У меня спросили: «Легко ли усидеть на двух стульях». Ответил, что нет. Тем более у меня был опыт. Меня позвали в «Карпаты», когда еще был в «Крумкачах». И получилось так, что стал анализировать игру «Карпат», думал, что можно изменить. Распылялся. Сидел на двух стульях, а нужно было сосредоточиться на чем-то одном. Или уходить сразу, или отложить решение вопросов до конца сезона.

– Где вы видите себя через месяц, когда уладите дела?

– Есть хорошее правило по жизни: «Господь управит». Надо навести порядок дома, а потом буду смотреть. Но хотелось бы, конечно, уехать работать в страну, где футбол – вид спорта номер 1. 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты