Tribuna/Футбол/Блоги/Моя Италия/Он создал кальчо, который мы так любили

Он создал кальчо, который мы так любили

На прошлой неделе после тяжелой болезни умер итальянский тренер Эмилиано Мондонико. Алексей Логинов прощается с человеком, без которого кальчо был бы совсем другим.

Блог — Моя Италия
2 апреля 2018, 20:12
1
Он создал кальчо, который мы так любили

На прошлой неделе после тяжелой болезни умер итальянский тренер Эмилиано Мондонико. Алексей Логинов прощается с человеком, без которого кальчо был бы совсем другим. 

Семь лет он мужественно боролся с болезнью, которую так и не смог победить. Сейчас Эмилиано Мондонико вспоминают по всей Италии – от маленького городка Ривольта Д’Адда, где он родился и сегодня был похоронен, до Новары – его последнего места работы в качестве тренера. А сколько футболистов считают его своим учителем! Джанлука Виалли, Джанлуиджи Лентини, Кристиан Вьери, Филиппо Индзаги, Лука Маркеджани, Андреа Белотти.

Именно он впервые в истории вывел «Аталанту» в Европу, едва не выиграл Кубок УЕФА с «Торино», завоевал последний трофей в истории «Скуадры Гранаты», вернул «Фиорентину» в серию А и спас «Альбинолеффе» от вылета в серию С. Это он, будучи экспертом на RAI, так высоко установил планку, что к ней до сих пор не может приблизится ни один специалист. Это он так любил «Роллинг Стоунз», что однажды заработал дисквалификацию, лишь бы не пропустить их концерт. Да, это все он. Мистер Мондо, как его называли.

Незабываемый июнь 2012 года нельзя представить без его тактических разборов, пронизанных юмором. С начала чемпионата Европы он защищал одного худенького паренька, который при нем делал первые шаги в молодежном секторе «Аталанты». Все были уверены, что тот совершенно бесполезен на позиции треквартисты. Команда Чезаре Пранделли весьма неуверенно шла по турниру, а журналисты нещадно критиковали c.t., который зачем-то ставил под нападающими этого медленного долговязого игрока.

А потом наступил полуфинал с немцами, когда на сборную Италии никто не ставил. И Риккардо Монтоливо сыграл лучший матч в своей жизни. Финальный свисток. Буффон близок к истерике и орет на защитников. Радостные вопли комментаторов – Бруно Джентили и Беппе Доссены. Студия. Никогда не забуду две вещи: удивленные лица Энрико Варриале и Ивана Дзаццарони, который в ту секунду даже отвлекся от задницы Паолы Феррари, и торжествующий взгляд Мондо, в котором так и читалось: «Я же вам говорил!» Тогда он произнес: «Каков наш (!) парень из Бергамо!» А я еще подумал: почему наш? И только потом понял, что если ты когда-нибудь имел отношение к «Аталанте», то с тобой навсегда останется ее волшебная аура пьянящей молодости. Тем летом все мы были молоды, как и Буффон, и Пирло, и Кассано, да и вся «Скуадра Адзурра» под руководством Пранделли.

И окончательно простили непутевого Монтоливо, который за полтора месяца до этого не продлил контракт с «Фиорентиной» и бесплатно перебрался в «Милан». Может быть, потому что он – протеже Мондонико. А мы, фьорентини, всегда были уверены, что мистер Мондо, несмотря на подвиги в Турине и Бергамо, считает своим домом именно Флоренцию. Он сменил Альберто Кавазина в трудный момент – в феврале 2004 года, когда братья Делла Валле выделили средства на трансферы. Они хотели вернуться серию А. Непростая задача, ведь команда набрала всего 33 очка. К тому же раздевалка «фиалок» разделилась на две враждующие группировки.  

Эту проблему Мондонико решил с помощью салями! Обычно по средам он устраивал двойную тренировку, а в перерыв собирал футболистов на обед. Приносил с собой салями, хлеб и вино, и вся команда ела прямо на стадионе. Так благодаря бутербродам и разговорам у него постепенно установились более близкие отношения с группой. А противоречия между двумя кланами сошли на нет.

Почти никто не знает, что Мондонико много лет был почетным членом клуба болельщиков «Фиорентины» – Viola Club Settebello, который в четверг разместил в память о мистере баннер: «Мир без тебя уже не будет прежним». (Il Mondo – мир и одновременно прозвище Мондонико – прим. А.Л). Он был своим для всех, кому дорога «Фиорентина». 14 лет назад сбылась мечта тифози – увидеть на скамейке тренера, для которого «фиалки» были командой сердца.

Ценой неимоверных усилий Мондонико дотащил «Виолу» до шестого места, дающего право на решающий матч за выход в серию А. Поворотным пунктом сезона стала встреча с «Палермо», когда «фиалки» вырвали победу на 92-й минуте. Но самый тяжелый момент наступил в предпоследнем туре – «Фиорентина» встречалась с «Торино». В середине первого тайма сломался Кристиан Ругано, лучший бомбардир команды. Несмотря на победу, все были в шоке из-за тяжелой травмы форварда. И тогда Мондонико заставил игроков слушать песню Васко Росси Gli spari sopra. «Это стало нашим любимым занятием во время поездки из гостиницы до стадиона», – рассказывал тренер позднее. – Я считаю, что эта песня очень нам помогла». 

Между последним туром и матчем за выход в серию А с «Перуджей» было всего три дня. Мондонико неожиданно увез команду на Сардинию. Вспоминает полузащитник той «Фиорентины» Лука Ариатти: «Была середина июня, стояла жара, и нам требовалось зарядиться энергией где-нибудь подальше от города. Мне кажется, это была гениальная идея. Нам требовалось восстановить волю к победе после такого тяжелого сезона и, прежде всего, психологически раскрепоститься. Думаю, что ни одному тренеру не пришла бы в голову мысль готовить команду к решающему матчу в деревеньке на Сардинии».  

И это сработало. «Фиалки», пусть и не без нервотрепки, одолели «Перуджу» и вернулись в серию А. И тогда случилось невиданное – в раздевалке Диего Делла Валле обливался шампанским вместе с футболистами. Кто его знает, не даст соврать – это совсем не в стиле чопорного Диего. Впрочем, в тот день можно было все. 

До «Фиорентины» Мондонико прославился в Турине. Можно ли вообще чего-то добиться в городе, где играла, возможно, величайшая команда из когда-либо выходивших на поле? Но ему это удалось. Если не затмить героев Суперги, то хотя бы приблизиться к ним. Порукой тому – книжные магазины столицы Пьемонта, на полках которых множество трудов разных авторов, посвященных команде Эмилиано Мондонико. 

То были времена, когда Италия подобно ангелу гнева вознеслась, прекрасная и ужасная, над трепещущей Европой. Гранды кальчо выходили в финалы еврокубков. А иногда в один год итальянцы выигрывали все три турнира. И никого не удивило, что «Торино», занявший пятое место в сильнейшей лиге мира, год спустя добрался до финала Кубка УЕФА, выбив по дороге мадридский «Реал». Каждый матч Эмилиано Мондонико превращал в маленькое сражение – с пышными усами и шевелюрой он напоминал герцога Валентино во время покорения Романьи. Все было как тогда – бык на развевающемся знамени и полководец смелый, как лев, и хитрый, как лисица.

Блестящий эксперт Марио Скончерти говорил, что Мондонико – единственный, кто умело сочетал оба течения зонного футбола, которые тогда господствовали в кальчо. Зона по Сакки и зона по Земану. Гений защиты против гения нападения. «Торино» действовал строго в обороне, но группе атаки дозволялись любые вольности. И оно того стоило! Самый талантливый крайний полузащитник тех лет – Джанлуиджи Лентини, который словно был результатом безумного генетического эксперимента по скрещиванию Франко Каузио и Бруно Конти. Мощный форвард Вальтер Казагранде, проламывающий ряды соперников. И «Капитан Микелотто» – полузащитник Мартин Васкес, хладнокровный и безжалостный. За порядок же в центре поля отвечал бельгиец Энцо Шифо – лайт-версия Деметрио Альбертини.

После победы над «Реалом» осталось превзойти «Аякс» Луи ван Гала. Первый финальный матч на «Делле Альпи» закончился со счетом 2:2. В ответном же итальянцам не хватило немного – несколько раз голландцев спасала штанга. Но самый памятный эпизод случился, когда Роберто Краверо упал в чужой штрафной. Арбитр промолчал. Разгневанный Мондонико выскочил к бровке, подняв над головой стул. Не помогло. Все закончилось счетом 0:0, и это устраивало хозяев.  

Много лет спустя Мондо признавался: «Тогда мне показалось, что был чистый пенальти. Повинуясь инстинкту, я машинально схватил стул и поднял его к небу. Но в раздевалке Краверо сказал мне: «Мистер, ничего не было»». Однако в этом жесте тренера сокрыт метафизический смысл. Он символизировал протест. Протест против беззакония, хотя в тот момент и мнимого, если верить Краверо. На старой арене в Амстердаме не было привычных скамеек. А скамейка в итальянском языке лингвистически связана с профессией тренера. Так и говорят: тренер рискует скамейкой.  

Конструктор того «Торино» – Лучано Моджи (кто же еще!) – вспоминал: «Знаменитый стул Мондонико? Он стал символом, жестом, который используют поклонники «Торино» каждый раз, когда их команда становится жертвой несправедливости».

Тот кальчо, который мы так любили и который ушел навсегда, без него был бы совсем другим. Гораздо менее человечным.

Когда в 2011 году стало известно о тяжелой болезни Мондонико, сотни болельщиков «Торино» вышли на поле «Филадельфии» с поднятыми стульями. Город не видел такого единения тифози и тренера со времен скудетто Джиджи Радиче.

Кстати, о тренерах. В «Аталанте», куда Мондонико вернулся в середине 1990-х, он пересекался с Массимо Каррерой: «Когда он перешел к нам, то был уже готовым тренером. Фактически он был моим помощником на поле. На позиции либеро он дирижировал командой в оборонительной фазе». Именно Мондонико первым предсказал, что когда-нибудь Массимо будет главным тренером. Среди итальянских скаутов и агентов ходит поверье: если Эмилиано положительно отзывается о молодом футболисте, цена на него скоро начнет расти. Как оказалось, это распространяется и на тренеров.

Последним же, кто удостоился легендарного благословения Эмилиано Мондонико, стал Федерико Кьеза. Незадолго до печальных для Национале матчей против Швеции Мондо негодовал: «Я не понимаю, почему не вызвали Кьезу! Видно же, что его ждет великое будущее. Точно так же когда-то в Кремоне я понимал: Виалли станет тем Виалли, которого вызовут в сборную». На этой неделе Кьезу признали лучшим футболистом сборной Италии в товарищеском матче против Англии. На следующий день Эмилиано Мондонико не стало. Прощайте, мистер. Теперь у нас есть надежда.

Фото: Gettyimages.ru/Tullio M. Puglia, Dino Panato, Gabriele Maltinti, Claudio Villa/Allsport, Clive Brunskill/Allsport; it.wikipedia.org

Другие посты блога

Все посты