Tribuna/Футбол/Блоги/Ноу Баланса/«Фонсека уничтожил Коваленко». Каверзное интервью Мирчи Луческу

«Фонсека уничтожил Коваленко». Каверзное интервью Мирчи Луческу

Блог — Ноу Баланса
26 октября 2019, 18:26
23
«Фонсека уничтожил Коваленко». Каверзное интервью Мирчи Луческу

Бывший тренер «Шахтера» Мирча Луческу дал интервью YouTube-каналу «Вацко Live». В нем румын рассказал о бразильской идее в донецком клубе, объяснил, за что критикует Фонсеку, и вспомнил, как пел в караоке вместе с Ринатом Ахметовым.

Блиц

«Шахтер» или «Зенит»?

– «Шахтер».

Криштиану Роналду или Месси?

– Месси.

Юрген Клопп или Диего Симеоне?

– Симеоне, потому что он начинал со мной. Но для меня лучше всех Фергюсон. 

Капитан: Тимощук или Срна?

– Срна. С ним я работал значительно дольше. Он смог адаптироваться к моему стилю и к философии Рината Ахметова. 

Карбонара или украинский борщ?

– Украинский борщ.

Красное вино или виски?

– Красное вино.

В свободный вечер: художественный фильм или футбольный матч?

– Когда Лига чемпионов, то футбольный матч. А когда матчи украинского чемпионата – художественный фильм.

Победа на чемпионате мира или выиграть Лигу чемпионов?

– Все-таки выиграть чемпионат мира. Дается только один шанс. А Лигу чемпионов ты можешь выиграть каждый год. Как Зидан.

– «Мерседес» или «Рендж Ровер»?

– Теперь «Рендж Ровер». Раньше был «Мерседес». 

Часы Vacheron Constantin или Patek Philippe?

– Обе модели.

Про отношения с Ахметовым

Это была роковая встреча. Ринат Ахметов встретил своего тренера, а я – своего президента. Он очень сильно любит и чувствует футбол. Перед каждым трансфером он всерьез анализирует все факторы. Ему не свойственны необдуманные решения. Если он в чем-то не уверен, он может поинтересоваться у других.

Он ни разу не указывал мне, какого футболиста ставить. Никогда такого не было. Мы могли обсудить игрока, его готовность. Но Ринат Ахметов никогда не говорил мне, кого нужно поставить в стартовый состав.

Это правда, что я пристрастил его к вину. Он это подтвердит. С Ринатом Ахметовым у нас были чудесные отношения. В Донецке на новом стадионе после каждой игры мы в специальной комнате обсуждали игроков, матчи. Это могло длиться по несколько часов. А еще пели в караоке, прямо там. Знаете, Ринат – любитель попеть в караоке.

Так продолжалось до 2014-го, пока не вспыхнула трагедия в донецком регионе. Когда мы переехали в Киев, в наших отношениях произошел разлад. Мы перестали видеться. Только формально, один или два раза в год – на мой или его день рождения.

Про коллекцию часов

Первые часы я получил на день рождения в подарок. Марки Vacheron Constantin от Рината Ахметова. На тот момент я даже не понимал, сколько они стоят. Тимощук, когда увидел, начал: «Вау, какие дорогие!». Это Анатолий открыл для меня страшную тайну, сколько они стоят.

Затем это превратилось в традицию. Когда мы выигрывали трофеи, игроки дарили мне часы. Также и президент. Так я собрал дорогостоящею коллекцию.

Был подарок от Рината Ахметова – часы Vacheron Constantin Malte Tourbillon в платиновом корпусе с сапфировым стеклом и ремешком из крокодильей кожы. Эти часы стоили 100 тысяч евро.

Но не забывайте, сколько я заработал для «Шахера» за все время работы. Это более 500 млн евро. Участие в ЛЧ, огромные трансферы – думаю, я заслужил подобные подарки.

Сейчас я ношу Breguet. Эти часы мне презентовал Дарио Срна от всей команды после победы в чемпионате. 

Про события 2014 года

Тогда в команде происходили странные вещи. Я пытался, чтобы команда не развалилась. Может вы в курсе, но несколько месяцев «Шахтер» базировался вне Украины. Сначала команда была на сборах в Австрии, а затем в Швейцарии. Ждали, поки нормализуется ситуация в Донецке. 

На сборах случилась дикая ситуация. Мы возвращались поздно ночью в гостиницу после игры с «Лионом». В номере меня набрали из рецепции и сообщили, что восемь игроков «Шахтера» не желают возвращаться в Украину. Среди них был и Луис Адриано.

Оказывается, их подговорил какой-то иранский футбольный агент Киа Джурабчан. Но я знаю, что он еще и бандит. Его интересовали два игрока – Дуглас Коста и Алекс Тейшейра. Он хотел отправить их в Милан и Лондон. Наше счастье, что УЕФА запретил это делать. 

У нас был серьезный разговор с игроками. Я был так зол, что хотел избить Кию. 

Я поставил условие ребятам: если в течение десяти дней вы не возвращаетесь в Украину, мы начинаем строить команду без вас. Три дня – и они уже были в расположении клуба. Та ночь стала поворотной для клуба.

Думаю, если бы не события 2014 года, «Шахтер» дошел бы до полуфинала или финала ЛЧ. Заслуженного финала.

Про ставку на бразильцев

Мы мечтали с президентом превратить матчи «Шахтера» в шоу, спектакль. Привлечь болельщиков. Вот тогда и родилась идея пригласить бразильцев.

Есть разные игроки, но шоу делают только бразильцы. Если бы мы ставили другие задачи, в команде были бы аргентинцы и уругвайцы.

Тогда я уговорил президента приобрести Матузалема. До сегодня считаю его лучшим легионером, выступавшым в украинском чемпионате. 

Я объяснял президенту, что Матузалем станет примером для других высококлассных бразильских игроков. Они переходят только в те клубы, где чувствуют себя комфортно, как дома.

В то же время нам нужны были украинские игроки – их дисциплина, ответственность, самоотдача. У меня за все время в «Шахтере» не было ни одной претензии к украинцам по отдаче на тренировках. Они были примером.

Так и родился успешный микс.

«Динамо» также покупало бразильцев, но у руководства киевлян не было терпения. 3-4 матча, нет результата – и команда прощалась с Андре, Гильермо, Дуду.

Отличный пример работы с латиноамериканцами – это «Металлист» с Евгением Красниковым. Мы покупали 19-летних, а они – 25-летних. Марлос, Тайсон, Вильягра, Хавьер, Кристальдо, Гомес. На тот момент они обладали самым мощным составом в Украине. Президент, тренер, игроки были в дружественных отношениях.

Возьмем, к примеру, «Днепр». Он тоже покупал сильных бразильских игроков: Жулиано, Матеус, Лео Матос. Это были крутые клубы, которые по примеру «Шахтера» покупали бразильцев. Но в отличие от нас, они покупали готовых бразильцев. Мы же своих воспитывали с нуля.

Но были и проблемы. Бернард – яркий пример. Его трансфер в «Шахтер» подавали как переход звезды. За все время в клубе он ни разу вовремя не приехал на тренировку. Всегда был в смартфоне. 

Еще Кастильо. У него были проблемы с воспитанием. Хотя как игрок он полностью меня устраивал. Фреда даже не помню сколько раз выгонял из тренировки за баловство. С ними было очень сложно.

Я разговаривал со многими тренерами. Мы сошлись во мнении, что два бразильца в команде – это нормально. Три и более – это неуправляемая система.

В какой-то момент у меня их было 13. И всех необходимо было поддерживать на высоком уровне. Поэтому каждую игру я менял бразильца не на украинца, а на бразильца. Так я обезопасил себя и клуб от лишних волнений и протестов. 

Когда приходили первые бразильцы, мы проводили в команде уроки русского языка. Но я осознал, что бразильцы напрочь лишены упорства и терпения. Поэтому я был обязан учить португальский.

Все наши встречи я проводил исключительно на португальском. 18-летние парни, они нуждались в авторитете. Поэтому я шел на такие шаги. Мне было важно, чтобы они не создавали проблемы в команде и не хотели покинуть «Шахтер».

Про свое наследие в «Шахтере»

Моей философией в клубе пользуются по сей день. Это философия эффективной зрелищной игры и людей, желающих сделать что-то лучше. Созданная мною система до сих пор действует в «Шахтере».

Я реализовал потенциал Ордеца, Кривцова, Ракицкого. Я отпустил Фернандо, чтобы основным опорным стал Степаненко. Мне нравился Малышев, но ему помешали травмы.

Важнее всего, чтобы ребята, попавшие в команду, формировались внутри этой философии. Вот вам пример. Все купленные игроки оставались в команде и тренировались в системе «Шахтера». Сейчас же купленных игроков с легкостью отдают по арендам. Поэтому многие просто исчезают.

В аренде они привыкают к другой игре. Возвращаясь в «Шахтер», они не понимают требований клуба. Вскоре их продают.

Да, Малиновский при мне ходил в аренду, потому что на его позиции была сумасшедшая конкуренция. Но он больше не возвращался. Игроки, которые при мне покидали команду, больше не возвращались. 

Если ты отпустил игрока в аренду, ты его потерял.

Про Фонсеку

Ракицкий сделал правильное решение, что ушел в «Зенит». У Ярослава не сложились отношения с Фонсекой – не было такой химии в работе, как у нас с ним. Поэтому один из них обязан был покинуть команду.

Я раскритиковал Фонсеку, потому что он ни разу не поблагодарил Луческу за ту команду, что я ему оставил. Он уничтожил Коваленко, он не оставил после себя должного наследия. Ни один молодой топ-игрок «Шахтера» после меня не перешел в топ-клуб.

У Фонсеки была одна цель – выиграть трофеи и уехать за границу. Я же ставил перед собой другие цели: выигрывать трофеи, строить команду и продолжать жить здесь. Он принял чужой стиль и ничего не менял. Фонсека через СМИ и интернет пытался выставить образ топ-тренера, чтобы возглавить клуб из Европы.

У меня тоже была возможность покинуть команду и возглавить другой клуб. Но я этого не сделал. В самое непростое время я остался в «Шахтере».

Не забывайте, что Фонсека пришел в «Шахтер» после того, как мы обыграли его «Брагу» 4:0. После меня любой тренер достиг бы успеха с этой командой.

У «Шахтера» был сильный состав, тогда как «Динамо» полностью перекроило свой, «Днепр» и «Металлист» исчезли, а у «Черноморца» были проблемы.

Но «Шахтер» зачем-то начал перестраивать команду, как «Динамо». Это было ошибкой. Если бы я продолжил тренировать «Шахтер», я бы выиграл еще шесть чемпионств. Судьбу титула решали только личные встречи «Динамо» и «Шахтера».

Про «Динамо»

У них сильная академия и селекция. Проблема в том, что они не нашли способ стимулировать игроков к постоянному и стабильному росту. Они еще не нашли своего тренера, стиля игры, тренировок.

Пока я возглавлял «Шахтер», они сменили десять тренеров. Так нельзя. Каждый тренер – это новая философия, стиль игры. Для игроков это проблема. Есть тренеры, которые приходят и работают с теми, кто есть в обойме. А есть те, кто готов воспитывать молодое поколение. 

«Динамо» нужен тренер, который возьмется за молодых и будет выводить из них единую систему. Динамовский стиль – это акцент на физике, силовой игре. Когда «Динамо» сталкивается с командами, у которых поставлена игра, техника, контроль игры, то начинаются проблемы и соперник выигрывает.

У «Динамо» были хорошие тренеры, но они не хотели развиваться и расти. Когда уходили игроки, им не было подходящей замены. Они уступают в систематическом подходе «Шахтеру».

В 2016-м «Динамо» потеряло Мбокани, Велозу, Беланда, Ленса, Виду, Драговича, Антунеша – одним махом они потеряли всех. У «Динамо» не было способной команды, которая могла что-то противопоставить «Шахтеру». У нас все было по-другому.

Руководство «Динамо» ошиблось в том, что трансферы были невероятно дорогими. Чтобы выиграть два чемпионства к ряду, им пришлось подписывать долгосрочный контракт с Ярмоленко на 7 млн. Это нонсенс, так не делается. Очевидно, что это не нравилось другим игрокам команды. 

Если «Динамо» не научится побеждать с теми игроками, которые у них есть сейчас, они их тоже потеряют. Потому что до сих пор нет системы игры, развития игроков. У них просто нет готового решения.

Я не готов возглавить «Динамо». Сейчас это даже не обсуждается. У них был шанс, когда я покинул «Шахтер». Сейчас, точно нет. Поймите, у меня очень теплые отношения с клубом и болельщиками.

«Шахтер» – тоже уже нет. У меня осталось много хороших знакомых в Украине. Я не хочу их разочаровать. Украинская история окончена.

Про Шевченко в сборной

Шевченко – самый интеллигентный украинский тренер. Это было верное решение, что он применил шахтеровскую систему. Когда он пришел в сборную, у него были игроки из «Динамо», «Шахтера», других клубов. Он удачно смог ее реализовать.

Благодаря единому стилю, игрокам из «Шахтера» комфортно находиться в сборной. Его опыт, полученный в Италии, бесценен. Этот опыт вместе с шахтеровской системой дают отличный результат. Вместе с игроками «Шахтера» он может добиться успеха.

Фото: gazzetta.it, пресс-служба ФК «Шахтер»

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты