Tribuna/Футбол/Блоги/Думки одного журналіста/«Днепр-1» – главный провал года УПЛ. Так бывает, когда есть хорошие идеи, но нет общей стратегии

«Днепр-1» – главный провал года УПЛ. Так бывает, когда есть хорошие идеи, но нет общей стратегии

Наворотили делов на последнее место в чемпионате.

Автор — Volоdymyr Harets
28 декабря 2020, 23:40
31
«Днепр-1» – главный провал года УПЛ. Так бывает, когда есть хорошие идеи, но нет общей стратегии

Tribuna.com продолжает цикл «Главные явления украинского футбола 2020-го» – о людях, событиях и сущностях, которые впечатлили или просто знаковые для этого года. Первый антигерой наших историй – это «Днепр-1», который несмотря на серьезный бюджет умудрился подчеркнуть свое падение как и в турнирной таблице, так и в общем впечатлении от клуба.

«Днепр-1» полтора года назад входил в УПЛ с четкой целью – как можно быстрее попасть в еврокубки. Под это дело выделялись деньги на трансферы, футболисты получали серьезные зарплаты, а тренерский штаб, который в режиме уничтожения всего живого пролетел вторую и первую лигу, казался готовым к новому вызову. 

Зимой 2020-го «Днепр-1» – последняя команда чемпионата. Полностью заслуженно – и это очевидная черта под действиями, которые сопровождали клуб как минимум последний год. Действия, которые по отдельности выглядели даже логично, но вкупе привели как минимум к локальной катастрофе.

Руководство не справилось в межсезонье: устроило тренерский хаос, провалилось на трансферном рынке

После вылета из плей-офф за место в Лиге Европы от «Колоса» (1:4) руководство «Днепра-1» (здесь и дальше в тексте – Андрей Русол, который принимает 95% ключевых решений внутри клуба) приняло очевидное логичное решение – сменить Дмитрия Михайленко, который не выполнил задачу на сезон и попал в кризис идей. 

Замену нашли моментально – с Виктором Скрипником у Русола контакт наладился уже через пару дней после поражения «Колосу». Дальше случилась цепочка событий, которую подробно осветили в этом тексте. Коротко: кандидатуру Скрипника, с которым даже успели согласовать ближайшие трансферы команды, забраковал Игорь Коломойский. Неофициальный бенефициар, о котором в клубе говорят только шепотом, потому что официально владеть клубом ему определенно нельзя. 

Коломойский своим решением запустил цепочку провальных решений, которую подхватил Русол. Вместо того, чтобы дальше искать нового главного тренера (Скрипник – далеко не единственный человек даже в украинском футболе), он оставил главным тренером Дмитрия Михайленко. Продлив с ним уже истекший контракт на один год. Но фактически – на испытательный срок на начало сезона. 

Что получилось: Михайленко потерял поддержку руководства, а за ней и поддержку футболистов, которые всю эту историю видели с первого ряда кинотеатра базы в Приднепровске. С высоты декабря 2020-го теперь очевидно, что помочь в этой ситуации не могла даже шоковая терапия в виде перехода на схему 3-4-3. «Днепр-1» совсем не вошел в старт нового сезона и после поражения «Мариуполю» в третьем туре все же распрощался с Михайленко. 

Правильное решение поменять тренера сами же отсрочили на больше, чем месяц – и перезагрузка началась в гораздо худших условиях.

Кроме 1 очка в трех матчах при старом главном тренере, клуб на месяц заморозил трансферную активность, хотя некоторые позиции нужно было жизненно важно усилить. В первую очередь, центральные и атакующие полузащитники – в этой части поля слабость команды проявлялась сильнее всего. Но вместо поиска качественных иностранцев (а такая возможность была) Русол перебирал варианты среди свободных украинцев. Не рискуя делать серьезные шаги при тренере, к которому почти нет доверия. Например, во время этого периода рассматривались кандидатуры вроде Мякушко – его нынешний уровень прекрасно видно даже на фоне последней команды чемпионата Польши «Подбескидзе». 

С приходом Йовичевича трансферные цели клуба не поменялись, а времени осталось гораздо меньше. Опорную зону пришлось в авральном темпе закрывать арендованной парой «Шахтера» Пихаленок – Игнатенко, а на позиции вингеров (ведь тренер вернулся к 4-2-3-1) и атакующих полузащитников так и не нашлось оптимальных кандидатур по соотношению цена-качество. «Днепр-1» уже после официального закрытия окна вернул Коркишко, от которого сам же избавился летом. А он в ответ на второй шанс без ведома клуба ездил на матчи любительского чемпионата Киева 5х5. 

Это фиаско, братан. 

Клуб перенес трансферные активности на зиму, но с учетом последнего места в чемпионате легче работать на рынке не получится. Даже с учетом активного создания Русолом более современной скаутской службы, в том числе и на базе ребят из PASS. Хотя провал осенью нельзя оправдать только лишь плохой работой менеджмента в одно отдельное окно – проблемные моменты, как обычно это бывает, накапливались постепенно. 

Костяк состоит из игроков, которые провалились в Европе, пришли из аутсайдеров лиги или арендованных у грандов – получилась полностью расхлябанная команда

Если взять за скобки первое трансферное окно в УПЛ, когда в клубе еще не понимали четких рамок финансирования, идеи «Днепра-1» при приобретении футболистов в 2020 году были очевидными.

Знакомые свободные агенты. Если исключить до боли смешного возвращения Коркишко и Чичикова, то это чуть ли не самая успешная часть клубной стратегии. По такому принципу пришел Хобленко – лучший нападающий команды, Дуглас и Лукас Тейлор – достойные единицы в защите. 

Покупка за деньги футболистов из аутсайдеров лиги или же провалившихся в Европе. В первую часть списка отправились Ди Франко, Адамюк и Сарнавский («Карпаты» и «Львов» соответственно), во вторую – Сваток, Цуриков, Довбик. В общей сумме они обошлись «Днепру-1» примерно в пару миллионов евро, но выхлоп клуб получил очень слабый. К каждому из этих футболистов есть свои серьезные претензии и никто из них не стал железно незаменимым даже в нынешней команде.

Аренда молодых футболистов у грандов. Булеца, Дубинчак, Пихаленок, Игнатенко, чуть ранее Супряга – для них «Днепр-1» стал перевалочным пунктом, где можно набрать немного игровой практики, чтобы попробовать в будущем закрепиться в родных клубах. Ничего серьезного – только бизнес. 

Добавьте сюда совсем необстрелянную молодежь (Батагов, Ярмолюк, Сафронов), уже отыгравших свое ветеранов (Кравченко и Полевой) и откровенных пассажиров (Клищук, Лопыренок в первой части года). Состав получился совершенно разбалансированным. Каждая из этих трех выбранных стратегий на трансферном рынке имеет право на жизнь и в отдельности не выглядит плохим выбором. Но вводить все три параллельно оказалось перебором.

«Днепр-1» попытался быть одновременно реабилитационным центром, полигоном для обкатки молодежи и зоной экспериментов для тренеров. Безумный коктейль, который не мог не вылиться на поле какой-то гремучей смесью. В случае «Днепра-1» – это в первую очередь аномальная история в защите. Команда уже в этом сезоне пропустила почти на 10 голов свыше ожидаемого результата.

Использованы данные WyScout

Второй гол «Ворсклы» – примерная история того, как эта команда любит пропускать. Просто убегать от мяча. И пока нет разницы, Михайленко или Йовичевич на тренерском мостике. 

Приход Йовичевича наладил первую фазу прессинг-системы команды (PPDA команды в среднем опустился ниже 10), но это чуть ли не единственная позитивная история для нового тренера.

Даже к сугубо тренерской работе есть вопросы – «Днепр-1», например, абсолютно беспомощен при игре на стандартах у своих ворот или в защите 14-й зоны. 

В этой истории можно было бы тасовать фамилиями отдельных персоналий (буквально к каждому футболисту, выходившему на поле, есть фундаментальные претензии), но все время придется возвращаться к общей структуре как команды, так и клуба в целом. Даже если «Днепр-1» прошел бы стабильнее матчи против команд нижней части таблицы, в таком миксе проблем бороться за места в топ-5 все равно бы не вышло.

После неплохого отрезка (ничья с «Ворсклой», победа над «Десной» и «Львовом») команда влетела в пике, проиграв 6 матчей подряд. После этого сложно ожидать, что атмосфера будет на хорошем уровне. Конфетно-букетный период с новым тренером закончился досрочно: Йовичевичу придется заново доказывать свою состоятельность перед футболистами на двух сборах в Турции и во второй части сезона. 

Как и футболистам перед Йовичевичем. Это еще одна проблема, которая заслуживает отдельного блока. 

В «Днепре-1» – отличные условия для работы. Но, похоже, у игроков из-за этого нет мотивации бороться в трудных условиях

После поражения «Минаю» (2:3) состоялся тяжелый разговор между Йовичевичем и командой. 

Давайте вчитаемся в это предложение еще раз: не до конца выздоровевший главный тренер, который из-за этого пропустил выезд в Ужгород, был вынужден в авральном порядке устраивать разбор полетов, потому что поражение получилось совершенно мерзким для всех, кто болеет за команду. И вишенка всего: это не помогло. 

Из-за коронавирусной эпидемии в клубе (одна из немногих объективных причин полураспада команды в концовке осени – начале зимы) в следующих матчах против «Шахтера» и «Зари» пришлось страдать и проигрывать. Но в последнем туре был «Рух», который до этого вообще не побеждал в лиге. Против «Днепра-1» львовская команда выиграла точно так же легко как и «Минай» или как в трех последних очных матчах «Колос». Днепровская команда получает пробоины в каждой игре, где соперник собирается сыграть на характере. 

«Днепр-1» в матчах против таких команд был похож на Кубрата Пулева в бою против Джошуа. Получаешь три подряд апперкота подряд в челюсть и все равно улыбаешься, потому что дома тебя ждет грандиозный гонорар за этот бой. Так же и футболисты – уже сейчас условия в клубе очень близки к тому, чтобы называться третьими в чемпионате после «Шахтера» и «Динамо». Хотя бы потому, что в отличие от других претендентов на еврокубки, тут нет традиционных задержек по зарплате – пусть и по странноватой схеме, но деньги выплачиваются срок в срок. 

В клубе до этих пор не существовало ни системы премиальных, ни системы штрафов. Зарплаты фиксированные, контракты долгосрочные, а амбиции далеко не такие высокие (смотри предыдущий раздел), как можно было бы ожидать от профессиональных спортсменов. В бытность тренера Михайленко сюда еще накладывались проблемы с мягкостью главного тренера, который скорее хотел быть другом для футболистов, нежели тираном. Йовичевич чуть поменял ситуацию в этом плане, но полного уважения и доверия завоевать пока не смог.

В обиходе днепровского болельщика закрепилось выражение ФК «Рай» – когда в клубе даже перебарщивают с хорошими условиями, чтобы футболисты думали только об игре. Но это жизнь, концентрация на работе без особых целей и задач в тепличных условиях стремительно падает со временем. Клуб с таким бюджетом не может быть последним, а это получилось так непринужденно, что приходится уже думать об изменении принципов работы. 

Видимо, дальше будет чистка состава от людей, которые уже не смогут дать большего «Днепру-1». Летом контракт заканчивается контракт почти у десятка футболистов, и лишь у нескольких из них есть обоюдное желание продлить соглашение. А с некоторыми из этого списка хотели бы избавиться уже здесь и сейчас, не дожидаясь сборов в Турции.

Но чтобы структурно поменять атмосферу ФК «Рай» одних только трансферов на выход мало. Нужны люди, которые захотят прийти в клуб, чтобы побеждать – и их должно быть даже больше, чем тех, кто уйдет. Нужно, чтобы тренер провел нормальные сборы и смог доказать футболистам свое видение игры. Нужно, чтобы руководство нашло рычаги влияния на игроков с действующими контрактами – как и с кнутом, так и с пряником. 

Звучит сложно даже на стадии принятия плана – есть сомнения, что на стадии реализации все у клуба получится. И все же если 2020-й в этом плане был годом, в котором собрались все возможные ошибки, то 2021-й просто покажет – учится ли хоть кто-то в «Днепре-1» на своем же горьком опыте.

Клуб в фактической заморозке до возможного ребрендинга. Только одно переименование не поможет вернуть болельщиков, на которых наплевать

В декабре ФК «Днепр» проиграл иск к «Палмейрас» по делу о побеге левого защитника Эжидио зимой 2015 года. Если футбольной команды уже не существует, то юридический департамент Игоря Коломойского все еще в деле – украинский клуб требовал 1 млн долларов от бразильцев после того, как те подписали футболиста, досрочно разорвавшего контракт с «Днепром».

Защитнику не понравилась трехмесячная задержка по зарплате и, как оказалось, всевозможные инстанции спустя пять лет признали его правоту. Миллион долларов в карман Коломойского с этой стороны не упадет.

Есть подозрение, что это вообще было последнее крупное дело, из-за которого старый «Днепр» не начинал процедуру банкротства. Есть еще выплаты платежей солидарности, но они не несут особой финансовой пользы с учетом диких долгов. 

Но пока юрлицо «Днепр» выбивало последние деньги, юрлицо «Днепр-1» подвисло во времени и пространстве. Идеальный план не изменился за год после этой статьи: после банкротства старого образования переименоваться и сменить цвета на такие, чтобы вызывать максимальную ассоциацию с золотыми временами для болельщиков, при этом не получив бан от ФИФА. И только после этого начинать и работать с болельщиками, и следить за имиджем клуба, и отказываться от принципа «ниже травы – тише воды». 

Сейчас «Днепр-1» – клуб, в котором заморожены все стратегические процессы. Зачем заботиться о чем-то, кроме самой команды, если после ребрендинга придется начинать сначала? И этот тезис тоже выглядел по-своему логично изначально. Но лишь в случае быстрых изменений – в июне 2021-го «Днепру-1» исполнится уже четыре года в профессиональных лигах, за которые он так и не доказал болельщикам, почему за него нужно болеть. И дело даже не в ультрас, которые заняли принципиальную позицию, а в обычных людях, для которых это новообразование не стало чем-то своим. 

И нет аргументов, чтобы переубедить болельщиков. Что может предложить «Днепр-1»? Последнее место в таблице? Футболистов, для которых эта смешная эмблема совершенно чужая? Руководство, которое так или иначе связано с человеком, который похоронил «Днепр» своим самодурством? 

«Днепр-1» – это проект, который не вызывает эмоций у нейтральных болельщиков. Если он исчезнет, о нем в футбольной Украине забудут за месяц.

Даже после ребрендинга, если он все же случится, прежний интерес моментально не вернется. Допустим, это случится летом 2022-го – будет уже пять лет, как в городе фактически попрощались со старым «Днепром» и попросту потеряли желание смотреть футбол дальше. И вернуть этих людей назад на стадион или хотя бы к экранам – тяжелый труд. И нет предпосылок, что он по силам нынешнему руководству клуба. Обычный пример – в декабре параллельно шли матчи «Днепра-1» и «Вереса» в 1/8-й Кубка. Первый смотрели на пике 3 тысячи людей, второй – 20 тысяч. И одним только Поворознюком такой разрыв не объяснишь.

Все потому, что за «Днепром-1» уже окончательно сформировался и тянется шлейф клуба, который не борется за новых болельщиков и относится наплевательски к своим же очень немногочисленным старым фанатам – игрой, командой, эмблемой, гимном или формой. И болельщики относятся к нему так же. Возможно, летом 2017-го просто стоило назваться иначе и построить совершенно новую историю, не оглядываясь на густую тень «Днепра». Было бы просто честнее.

То, что сейчас называется клубом в Днепре – клуб лишь на бумаге, но никак не в реальности. И последнее место в УПЛ это только подчеркивает.

Читайте другие материалы цикла «Главные явления украинского футбола 2020-го»:

Другие посты блога

Все посты