Tribuna/Футбол/Блоги/ДжанлукаЛападула/Переход Коваленко полностью совпадает с трансферной стратегией «Аталанты». За 7 сезонов заработали почти 100 млн

Переход Коваленко полностью совпадает с трансферной стратегией «Аталанты». За 7 сезонов заработали почти 100 млн

2 февраля 2021, 12:15
19
Переход Коваленко полностью совпадает с трансферной стратегией «Аталанты». За 7 сезонов заработали почти 100 млн

Разбираемся, кто вместе с Джан Пьеро Гасперини строит проект в «Аталанте» и как у них получается почти каждый сезон (в 6 из 7 последних) зарабатывать на трансферах.

Два года подряд «Аталанта» становится третьей командой Серии А и попадает в Лигу чемпионов – и в этом сезоне команда из Бергамо также претендует на попадание в первую четверку.

Президент Антонио Перкасси много говорит о сбывшейся мечте, о том, что руководство, футболисты и болельщики живут в сказке.  

10 лет назад, когда Перкасси вернулся в клуб (он уже был президентом в начале 90-х), мечты у него наверняка были совсем другие. Для начала – вернуться в Серию А. Потом – закрепиться в высшем дивизионе и выгодно продавать игроков. Даже в 2016-м, когда «Аталанта» с Джан Пьеро Гасперини рванула вверх, Перкасси говорил, что главное – финансовая стабильность и ставка на молодежь, на которой можно заработать, а уже потом спортивные результаты. Но теперь клубу удается добиваться успеха везде.

«Аталанту» Гасперини строит Джованни Сартори – легендарный спортдир «Кьево», попадавшего в еврокубки

В 2001-м веронский «Кьево» впервые ворвался в Серию А и финишировал пятым – до Лиги чемпионов не хватило одного очка. Лидеров команды раскупили: они ушли в «Рому» (Лупателли и Перротта), «Лацио» (Корради и Манфредини), «Парму» (Бароне), «Ювентус» (Легротталье), «Палермо» (Корини). Несмотря на это, через четыре года «Кьево» все-таки попал в четверку (пусть и после дисквалификации «Ювентуса») и сыграл в квалификации ЛЧ – уже совсем другим составом.

За трансферы в клубе отвечал Джованни Сартори – бывший игрок «Кьево», выступавший за веронцев еще в Серии D. Учитывая очевидную нехватку финансов, Сартори приходилось действовать изобретательно – команды, попавшие в пятерку лучших в стране, он слепил из игроков, которые, на первый взгляд, явно не соответствовали такому уровню. Лидерами «Кьево»-2005/06 были Серджо Пеллисье, пришедший из Серии С1, Амаури, которого взяли в «Эмполи», 18-летний Виктор Обинна (нашли в Нигерии), Франческо Семиоли (куплен у «Виченцы») и Даниэле Франческини (экс-резервист «Лацио»), 38-летний вратарь Альберто Фонтана, за четыре сезона в «Интере» сыгравший 10 матчей в Серии А.

Джованни Сартори

В 2007-м «Кьево» вылетел, но через год вернулся и остался в Серии А на 11 сезонов, стабильно финишируя во второй половине таблицы, но не около зоны вылета. Сартори ушел в 2014-м – заявил, что добился с веронским клубом максимума, хочет сменить обстановку и очень рад помочь семье «Аталанты» строить амбициозный проект. Год он проработал вместе с генеральным директором Пьерпаоло Марино и спортдиром Габриэле Дзаманьей, выполняя скорее роль консультанта на рынке.

Летом 2015-го Марино ушел, а полномочия Сартори расширились – теперь за ним последнее слово в трансферах. Среди самых дорогих покупок клуба в том году были Рафаэл Толой (3,5 млн евро) и Мартен Де Рон (1,3 млн). Оба стали основными в «Аталанте», занявшей 13-е место, а спустя четыре года вышли в старте в четвертьфинале Лиги чемпионов.

Основные принципы: широкая сеть скаутов, ставка на игроков не из топ-чемпионатов и бюджетные трансферы. Много тратить «Аталанта» начала только под ЛЧ

Толой и Де Рон – яркие примеры системы скаутинга «Аталанты». Бразилец уже приезжал в Италию, не закрепился в «Роме» и вернулся на родину. Де Рон играл в «Херенвене» – чемпионат Нидерландов Сартори считает одним из самых интересных с точки зрения выбора игроков.

«В Серии А нелегко играть со своими воспитанниками, – говорил Джованни, еще работая в «Кьево». – Для этого нужно, чтобы многое совпало: тренер, который доверяет молодежи, руководство, готовое ждать, академия, выпускающая игроков, готовых быстро перейти на новый уровень». Для клуба из Бергамо таким тренером стал Гасперини, но, например, сейчас среди ключевых игроков команды нет ни одного «своего». Сильнейшая «Аталанта» в истории собрана из легионеров, поигравших в середняках Серии А или более сильных клубах из Нидерланд, Швейцарии, Бельгии, Болгарии и Украины.

Перкасси, Гасперини и Сартори

«Когда мы подписали Хатебура, Госенса и Де Рона, мои коллеги из Нидерландов спрашивали – для чего они вам? То же самое Гимшити – в Швейцарии он никому не был нужен, ­– рассказывал Сартори Corriere dello Sport. – А Кессиэ? Я помню, как он прилетел в январе: стоял жуткий холод, а на нем были вьетнамки. Но за десять дней просмотра мы поняли, что это великолепный игрок. У нас очень большая сеть скаутов – мы находим малоизвестных футболистов, и в «Аталанте» они становятся исполнителями международного уровня. У нас почти два десятка сборников – это огромная гордость».

Что до трансферов из клубов Серии А, то это либо аренды из грандов, либо трансферы из середняков. При Сартори «Аталанта» купила Ясмина Куртича («Сассуоло»), Маурисио Пинилью («Дженоа»), Йосипа Иличича («Фиорентина), Дувана Сапату («Сампдория»), арендовала Леонардо Спинаццолу и Рикардо Орсолини («Ювентус»), Этрита Беришу («Лацио»), Эрвина Зукановича («Рома»).

Еще один вариант: возвращение в Италию футболистов с опытом выступлений в Серии А – например, Толоя, Папу Гомеса («Металлист»), Альберто Палоски («Суонси»), Марио Пашалича («Челси»), Брайана Кристанте («Бенфика») и Де Рона, который год отыграл в «Мидлсбро».

Когда Сартори пришел в клуб, самым дорогим приобретением «Аталанты» был Лука Чигарини – в 2008-м за полузащитника Олимпийской сборной Италии заплатили 10,5 миллионов евро. «Мы – клуб, который продает», – четко описывал стратегию клуба сын президента Лука Перкасси. 

Продавать «Аталанта» не перестала, но чем выше итоговое место в таблице, тем больше бергамаски тратят. Летом 2019-го, перед дебютом в Лиге чемпионов, были приобретены Луис Муриэль и Руслан Малиновский – за них «Аталанта» заплатила 20,1 млн евро и 13,6 млн соответственно. Этим летом клуб выкупил Пашалича за 15 млн и оформил переход Алексея Миранчука примерно за ту же сумму. Пять самых дорогих трансферов в истории клуба (самый дорогой – Дуван Сапата) состоялись в течение последнего года.

За последние шесть сезонов «Аталанта» только один раз ушла в минус по трансферам: много зарабатывают на воспитанниках и перепродажах

«В чем наш секрет? Нет никакого секрета. Грамотная работа клуба во всех направлениях, прекрасный тренер и футболисты, которые здорово прогрессируют под его руководством, – говорит Сартори. – Если кто-то уходит, мы стараемся найти ему замену и идем дальше».

Сартори позвал в «Аталанту» коллегу из «Кьево» – глава молодежного сектора Маурицио Костанци стал главным скаутом. «Мы определяем свою работу как сектор поиска и развития, – рассказывает он. – Как мы выбираем игроков? Невозможно описать это парой слов, но, конечно, есть самые главные параметры. Спортсмен должен быстро принимать решение и эффективно реализовывать его. Мы обращаем внимание на технику, взрывную силу, скорость. Над физикой еще можно поработать, но техника очень важна».

По словам Костанци, скаут будто собирает грибы: «Если проснешься пораньше и пойдешь в лес, то соберешь лучшие. Очень важно действовать быстро, определять талант сразу. Но есть игроки, которых нужно смотреть в деле много раз».

«Я – главный? Мне не нравится такое определение. Футбол – командная игра, – говорит Костанци. – Если футболист преуспел у нас, то это заслуга клуба. Мы постоянно общаемся с директорами и тренером, принимаем решения сообща».

Но бывают и исключения – Гасперини говорил, что трансфер Малиновского был идеей отдела скаутов, который очень высоко оценил игрока. «Мне придется искать ему место», – говорил тренер. В случае с Коваленко Гасперини говорит, что сразу же начнет интегрировать Коваленко в командные схемы «Аталанты». Пока в Викторе видят хорошую замену для ротации Марио Пашалича и Маттио Кальдары.

Сартори в клубе шесть лет, и в пяти случаях из шести работа на рынке заканчивалась для «Аталанта» прибылью. Только в сезоне-2018/19 траты превысили заработок – клуб вложил в новичков 54 миллиона (Сапата, Беттелла, Кристанте, Тумминело, Карраро, Ибаньес, Голлини, Реца, Варньер, Пашалич, Ригони), а заработал лишь 22, продав Куртича с Палоски и отправив в аренду Кристанте, Петанью и Корнелиуса.

Все проблемы нивелируют качественные продажи: при Сартори «Аталанта» много зарабатывает на воспитанниках и футболистах, купленных очень дешево.

Маттиа Кальдара, Роберто Гальярдини, Андреа Конти и Алессандро Бастони принесли клубу почти 90 миллионов евро, причем Бастони сыграл за первую команду всего девять раз перед тем, как «Интер» сделал его самым дорогим футболистом в истории «Аталанты». Рекорд Алессандро перебил Деян Кулусевски – его и продали дороже, и сыграл он за бергамасков еще меньше. 35-миллионный новичок «Юве» провел в черно-синей форме 105 минут, а переезд в Турин обеспечил себе, играя в аренде за «Парму».

Самый свежий пример – Амад Диалло, еще один воспитанник клуба, который за два последних сезона сыграл 4 матча в чемпионате и укатил в «МЮ» за 21 миллион евро. В сезоне 2020/21, учитывая трансфер Коваленко за 700 тысяч, профит «Аталанты» составляет 10,2 млн евро. За 7 сезонов – если считать с 2014/15 – навар уже 94,7 млн евро.

***

В 2017-м доход «Аталанты» составил рекордные 147,7 миллионов евро. В 2018-м – 155,7 млн, в 2019-м – 188,6 млн. Доходы клуба растут шесть лет подряд (+208%), и работа на рынке играет очень важную роль для финансовой стабильности клуба.

Очевидно, что, попадая в Лигу чемпионов, «Аталанта» зарабатывает больше, но доход от Player Trading (под этим термином в Италии подразумевают разницу между трансферной прибылью и амортизацией игроков) за эти годы составляет от 27% до 44%. Говоря проще – «Аталанте» удается быть прибыльным предприятием (клуб в плюсе четыре года подряд) во многом из-за того, что траты на новичков не превышают сумму, полученную от продажи игроков.

«Мы убедились, что провинциальному клубу, как наш, очень сложно конкурировать с командами, которые могут инвестировать сотни миллионов в невероятных чемпионов, – сказал президент Перкасси после поражения от «ПСЖ» в прошлой ЛЧ. – Но мы боролись до последнего, поэтому я уверен, что наша модель управления клубом, наша стратегия развития – абсолютно правильная».

Фото: Gettyimages.ru/Claudio Villa, Marco Luzzani; РИА Новости/Алексей Филиппов; globallookpress.com/Francesco Scaccianoce/ZUMAPRESS.com, Maurizio Borsari/AFLO

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты