Tribuna/Футбол/Блоги/ДжанлукаЛападула/Гасперини работал в «Ювентусе» (только с молодежью) и «Интере» (уволили после 5 матчей), но грандом для него стала «Аталанта»

Гасперини работал в «Ювентусе» (только с молодежью) и «Интере» (уволили после 5 матчей), но грандом для него стала «Аталанта»

12 августа 2020, 18:48
4
Гасперини работал в «Ювентусе» (только с молодежью) и «Интере» (уволили после 5 матчей), но грандом для него стала «Аталанта»

В сезоне-2019/20 «Аталанта» побила несколько клубных рекордов: команда набрала больше всего очков (78), забила больше всего голов (98), не проигрывала 17 матчей подряд, выиграла 23 раза. Третье место в Серии А – повторение лучшего результата в истории. Впервые «Аталанта» стала третьей в прошлом году.

Чемпионат Италии завершен, но красивая история «Аталанты» продолжается. Сегодня дебютант Лиги чемпионов может выйти в полуфинал турнира – итальянцы играют с «ПСЖ». В команде много ярких личностей: капитан Папу Гомес, Йосип Иличич, забивший четыре гола в ответном матче 1/8 финала с «Валенсией», раскрывшийся во второй части сезона Руслан Малиновский. Но главный герой этой «Аталанты» – Джан Пьеро Гасперини.

В мае 1968-го Гасперини было 10 лет. «Ювентус» принимал «Бенфику» в полуфинале Кубка чемпионов, и Джан Пьеро подавал мячи во время матча. «Я был в восторге – увидел вблизи легендарного Эусебио, он тогда забил потрясающий гол со штрафного, – рассказывал Гасп La Gazzetta dello Sport. – Спустя 52 года моя команда на стадионе «Бенфики» сыграет за попадание в полуфинал. Я только что прошел мимо статуи Эусебио. Жизнь – удивительная».

Карьера тренера Гасперини стартовала 26 лет назад, в «Ювентусе». К счастью, Джан Пьеро достаточно разговорчив и часто дает большие интервью, поэтому про свой карьерный путь и про свою команду он все расскажет сам.

«Ювентус»: болел за клуб с детства, не закрепился в первой команде, 9 лет тренировал молодежь

«Моим кумиром был Пьетро Анастази (нападающий «Юве» с 1968-го по 1976-й, трехкратный чемпион Италии – Tribuna.com). В девять лет я носил взрослую футболку «Ювентуса» – длинную, ниже колен, но все равно играл в ней. Я болел за «Ювентус», потому что все в моей семье их поддерживали. Играл с Паоло Росси и Серджо Брио, уже в детстве было видно, что они станут классными игроками. Разнашивал бутсы для Франко Каузио (чемпион мира 1982-го года – Tribuna.com), у нас был один размер», – рассказывал Гасперини в интервью Паоло Кондо на Sky Sport.

Но в бело-черной форме Гасперини вышел на поле всего 9 раз. «Конечно, я мечтал, как буду побеждать с «Ювентусом», однако за 11 лет в клубе понял, как непросто там закрепиться. Я был разочарован, но это обычная жизненная ситуация – ты расстраиваешься, а потом идешь дальше. Я осознал, что просто не был достаточно сильным, чтобы играть в «Юве», и смирился с этим», – вспоминал Джан Пьеро.

Джан Пьеро добрался до Серии А – дебютировал в 29 лет, в составе «Пескары», – но из 19 сезонов отыграл в высшем дивизионе всего два. В 35 он закончил в скромном «Вис Пезаро» и думал об уходе из футбола. 

«Я получил образование, работал специалистом по финансовому планированию. Тренировать было интересно, но только детей – я хотел передать им свою страсть к футболу. В итоге я все-таки выбрал футбол и вернулся в «Ювентус». Моим первым игрокам было по девять лет, – рассказывал Гасперини La Gazzetta dello Sport. – Я жутко волновался. Подготовил папку с упражнениями, забыл ее у поля, все забыл, пришлось бегать за подсказками. Но некоторые из тех упражнений я использую до сих пор».

Гасперини – второй слева в нижнем ряду

За девять лет Гасперини поработал с молодежными командами «Юве» всех возрастов. В 2003-м «Ювентус» выиграл Кубок Вьяреджо, самый престижный международный молодежный турнир (в составе были Миранте, Кассани, Гастальделло, Конко, Бриги, Палладино и Оливера, все заиграли в Серии А), но Гасперини к тому времени уже разочаровался: «Я понял, что до работы молодежных тренеров никому нет дела. Взрослые тренеры меняют игроков под себя».

«Когда я выбирал между работой с финансами и футболом, мне казалось, что я рискую. На самом деле нет – в «Ювентусе» очень комфортно, – говорит Джан Пьеро. –  Этот клуб с точки зрения менталитета и подхода к работе сыграл важнейшую роль в моей карьере. Мне посчастливилось наблюдать за великими тренерами и настоящими чемпионами. Это была школа жизни».

После «Ювентуса» Гасперини возглавил «Кротоне» в Серии С:  «Жена отговаривала меня, считала, что это безрассудство. Я шел в никуда, но должен был попробовать. Это был прыжок веры с удивительными последствиями». «Мы пустили корни в Турине. Уехать за 1200 км, чтобы работать в Серии С1 – смелое решение. Мы оставили сына, которому было 20, младшего взяли с собой, в Кротоне. Никто не был уверен, что все сложится хорошо», – рассказывала жена Гасперини Кристина La Gazzetta dello Sport. Джан Пьеро считает, что ему повезло – команда с ходу стала второй и повысилась в классе. «Я еще не почувствовал, что такое работать в настоящем футболе, а уже добился результата. Удача мне улыбнулась», – говорит он.

«Дженоа»: вывел генуэзцев из Серии Б в зону еврокубков (дважды), но не смог построить проект, потому что клуб продавал лучших игроков

За два года в Серии Б Гасперини был уволен, вернулся, «Кротоне» едва не вылетел, став 16-м, и остановился в шаге от плей-офф за повышение в классе, финишировав девятым. Его позвали в «Дженоа» – президент Энрико Прецьози мечтал вернуть команду в Серию А, где она не играла 13 лет, но у Гасперини были еще более амбициозные планы.

«Проще всего было бы пообещать, что мы выйдем в Серию А. Но я хочу создать фундамент. Команду с правильным менталитетом и мотивацией. Все остальное будет следствием», – заявил он, возглавив генуэзцев летом 2006-го. В 2009-м «Дженоа» играл в Лиге Европы.

«Я очень благодарен Прецьози, – признался Гасперини в интервью Паоло Кондо на Sky Sport. – Он невероятно компетентный руководитель. «Дженоа» постоянно покупала классных игроков, которые у нас раскрывались, становились известными. Из той команды вышли игроки национальных сборных. Мне обидно за «Дженоа» – клубу нужно было зарабатывать, и в таких условиях было сложно давать стабильный результат. Диего Милито и Тиаго Мотта – самые сильные игроки, которых я тренировал, но мы сразу их продали. Но воспоминания о «Дженоа» у меня самые теплые. Мы побеждали «Милан» и «Интер», Моуриньо делал мне множество комплиментов, в Лиге Европы мы сражались с очень сильной «Валенсией» Эмери».

После 5-го места Прецьози посчитал, что 5 поражений в первых 10 турах чемпионата-2010/11 – это перебор. «Когда меня уволили, это было как предательство», – вспоминал Гасп в разговоре с Il Secolo XIX. Через три года он вернулся, снова затащил «Дженоа» в еврокубки (шестое место), но клуб не получил лицензию УЕФА. «Мы знали, что нас не пустят в Лигу Европы. Вместо нас туда попала «Сампдория», это было огромное разочарование. Тогда мы с Прецьози поняли, что пора расстаться. Я отработал еще сезон, но было очевидно, что история заканчивается», – рассказывал Джан Пьеро.

«За семь лет через команду прошло множество великолепных игроков. Если собрать символическую сборную, она дала бы бой «Ювентусу». Представьте только атаку Паласио-Милито-Перотти с Сусо в резерве! В защите можно выбирать из Иццо, Бьявы, Папастатопулоса, Бурдиссо, Феррари и Бокетти. Справа Ансальди, слева Кришито. В центре Тиаго Мотта и Ринкон. Я не обижен на «Дженоа». Когда ты кого-то любишь, то со временем остаются хорошие воспоминания. Мне кажется, у моей команды был стиль, она была узнаваемой, и болельщикам нравилось. Это – главное», – сказал Гасп в интервью La Repubblica.

«Интер»: купили бесполезных игроков и уволили после пяти матчей

Гасперини – единственный тренер «Интера» (кроме временщиков), который не выиграл ни одного матча. Он проработал в клубе 73 дня (5 матчей, 1 ничья, 4 поражения) и называет этот период худшим в своей карьере: «Было невероятно сложно. Но я вычеркнул те пару месяцев из памяти. Мне этот опыт не дал ничего».

«Меня уволили, потому что у нас с менеджерами были разные взгляды на ситуацию, – говорил Гасперини в интервью The Guardian. –  Мне нужно было два-три игрока. Я просил Паласио и Кришито, мне нравились Видаль и Наингголан. С трио Паласио-Это’О-Милито я был готов сразиться с любым соперником. Но Это’О продали, остался Снейдер, которого обещали продать. Пришли Форлан и Сарате, абсолютно бесполезные для моей игры. Я хотел наигрывать молодых Коутиньо и Кастаньоса. В топ-клубах всегда есть кто-то, кто знает больше тренера. Решения принимал не я, и не президент».

«Интер» не хотел меняться, Гасперини тоже. «Мне постоянно твердили, что схема с тремя защитниками не подходит для Европы. В квалификации Лиги чемпионов, против «Трабзонспора», я отказался от своих идей, мы сыграли в четыре защитника и проиграли 0:1. Это было важное поражение, оно помогло мне понять, что я точно прав», – рассказал Джан Пьеро La Gazzetta dello Sport.

«Интер разочаровал меня. Они продолжили падение и после моего увольнения. У них были миллионы фанов и внимание прессы – больше ничего. А я даже не успел начать работу, мне просто не дали времени», – считает Гасп.

«Аталанта»: его пригласили, чтобы не вылететь, а он сделал команду четвертьфиналистом ЛЧ и одной из сильнейших в Италии

О сказочной истории «Аталанты» мы подробно рассказывали после выхода команды в Лигу чемпионов и перед стартом плей-офф тут. Если кратко: Гасперини принял бергамасков около зоны вылета, сделал ставку на неопытную молодежь, и «Аталанта» рванула вверх по таблице, закрепившись среди лидеров.

Игроки говорят, что Гасп поменял все: привил команде менталитет победителей и помог вырасти каждому футболисту.

«В «Аталанте» все было просто. Набираете 40 очков, и точка. Скука смертная, – рассказывал Папу Гомес La Gazzetta dello Sport. –  Но Гасперини все изменил. Мы стали командой, которая никогда не сдается».

«Когда я пришел в «Аталанту», настрой был такой: «Не проиграйте. Ничья – это хорошо», – вспоминал Мартен Де Рон в интервью The Athletic. – С Гасперини мы играем на победу – на поле «Ювентуса», на поле «Наполи», всегда».

В недавнем интервью The Guardian Джан Пьеро рассказал, что повесил в раздевалке картину со стаей волков: «Несколько волков впереди, несколько – в середине, один – позади всех. Те, что впереди – задают скорость. За ними – самые сильные, которые должны защищать стаю в случае атаки. Те, кто в середине, всегда защищены. Еще пять сильных волков сзади – если атака пойдет с той стороны. Последний – босс, он следит, чтобы никто не отстал. Он готов защищать всю стаю. Месседж вот в чем – лидер необязательно должен быть впереди. Он заботится о команде, именно этого я хочу от своих футболистов».

Лидер «Аталанты» – Папу Гомес – жалеет, что встретил Гасперини только в 28. «Если бы это произошло на три-четыре года раньше, я мог стать более сильным футболистом, у меня были бы другие возможности и другой путь, – говорит он в интервью Enganche. – Когда я пришел в «Аталанту», Гасперини использовал 4-3-3. Он поставил меня налево, но просил регулярно смещаться в центр, играть между фланговым и центральным защитником соперника. В первом чемпионате я забил 16 голов, просто безумие! Потом полностью перешел в центр. Поначалу было очень сложно. Я действовал между нашими центральными полузащитниками и нападающим, редко получал мяч. Тогда я стал опускатьcя ниже, начинать атаки из глубины. Сейчас я в лучшей форме в карьере. В футболе вы должны встретить правильных людей».

Гасперини объясняет все проще: «Гомес никогда не тренировался хорошо. Он тратил время, тратил свой потенциал. У меня он начал работать и увидел результат».

«Гасперини много требует, с ним очень сложно. Но он превращает тебя в другого игрока, намного сильнее, чем ты был до встречи с ним», – рассказал Sportweek Робин Госенс, фланговый защитник, забивший в этом чемпионате девять голов. «Я думал, что знаю о футболе все. Но оказалось, что не знаю ничего», – удивляется Де Рон.

Учитель Гасперини – Галеоне. Сакки – вдохновитель, Гвардиола – единомышленник

Гасперини, еще работая в «Дженоа», говорил, что ему близка концепция Гвардиолы: «Его «Барселона» – это примерно то, как я вижу футбол». Но, по словам Джан Пьеро, они с Пепом просто единомышленники. Идеи Гасперини возникли вследствие работы с Джованни Галеоне и под влиянием Арриго Сакки.

Галеоне тренировал «Пескару» в начале 90-х, когда там играл Джан Пьеро. «Пескара» – лучшее, что со мной случалось в карьере футболиста, – рассказывал Гасперини Кондо. – Я был капитаном команды, вышедшей в Серию А. Помню, мы проиграли «Наполи» 2:8 – Галеоне слишком хотел атаковать, баланса в команде не было. Он – гений, влюбленный в футбол. Он передал свою страсть всем своим игрокам». Примерно в том же духе говорят о Галеоне другие его знаменитые ученики: Массимилиано Аллегри и Марко Джампаоло.

«В основе моих принципов – зональный прессинг. В 90-х в мире было две команды, которые использовали зональный прессинг: «Пескара» Галеоне и «Милан» Сакки. Арриго – революционер. Его многие пытались копировать, но делали это неправильно – о них никто не помнит. Но «Милан» остался в памяти навсегда благодаря потрясающей игре и фантастическим эмоциям. Сакки часто хвалит меня: шлет смс, звонит. Очень приятно слышать такое от тренера, чья команда переписала историю».

Арриго восхищается Гасперини и публично. В недавней колонке для Gazzetta dello Sport он назвал Джан Пьеро стратегом посреди нации тактиков. «То, что делает Гасперини – сокровище для итальянского футбола», – написал Сакки.

Футбол Гасперини: три защитника – не догма, результат важнее игры

Об идеальном футболе: «Самое важное в футболе – идеи. Главное – чтобы на поле была видна идея, – говорит Гасперини. – Наша состоит в прессинге, в атакующей игре, постоянном подключении защитников и участии нападающих в оборонительных действиях. Все постоянно меняются позициями, мяч держится внизу – это идеальный футбол «Аталанты». Меня раздражает, когда говорят, что «Аталанта» – это только физическая подготовка. У нас техничная команда, которая постоянно прибавляет во всем».

О трех защитниках: «Я начал играть с тремя защитниками еще в «Ювентусе». Меня вдохновили на это «Аякс» и «Барселона». Мне тогда сказали, что это слишком защитная схема, но я доказал обратное. Мои защитники участвуют в атаках. Схема – не самое главное, важно, сколько игроков атакуют и защищаются. Я не верю, что нужно ждать, когда соперник ошибется. Нужно самим забрать у него мяч.

Но сейчас моя схема далека от классической. В «Дженоа» я встретил Бурдиссо – он великолепен при опеке, и работа с ним изменила мой подход. Раньше численное преимущество в защите было обязательным. А в матче против «Юве» в 2014-м я поставил Бурдиссо и Де Майо против Тевеса и Льоренте, и они их уничтожили. Риск оправдался, мы победили 1:0.

Футбол меняется, говорить о схемах больше нет смысла. Три защитника? Можно играть 3-4-3, но обороняться вчетвером. Важны принципы и структура, а не схемы».

Результат или игра: «Главное – результат, но лучше добиваться его красивой игрой. Есть китайская пословица: «Защита делает тебя непобедимым. Но если хочешь побеждать – атакуй». Вот это я и хочу видеть в исполнении своей команды».

О владении: «Гасперини ненавидит владение ради владения, – рассказывает полузащитник «Аталанты» Мартин Де Рон. –  Он хочет всегда атаковать. Не переносит пасы назад. Если отходишь назад, то соперник может тебя запрессинговать. Нужно атаковать, нужно забивать».

Об игроках: «Я хочу, чтобы каждый игроков чувствовал, что его работу ценят. Моя задача – создать лучшие условия для игроков. На поле именно они принимают решения, а не тренер. Поэтому я должен предложить им как можно больше вариантов. Я всегда ищу игроков с высоким футбольным интеллектом. Они делают команду сильнее. Это важнее техники и физики. На тренировках мои игроки должны страдать. Меня пугают те, кто не привык много работать. Победы рождаются в страданиях. Если ты не бежишь на тренировке, то не победишь в игре».

***

«На меня выходили многие клубы, в том числе из других стран, – говорил Гасперини летом 2019-го в интервью La Gazzetta dello Sport. ­– Но мне не нужен гранд. Я уже в гранде. Сложно найти клуб, где президент так болеет за команду. Я не мог оставить «Аталанту» и болельщиков перед Лигой чемпионов.

Когда мы проиграли четыре из первых пяти матчей, в 2016-м, меня под домом остановил мужчина: «Мне нравятся ваши идеи. Уверен, все получится». В следующем матче мы победили «Кротоне», он пригласил меня на ужин к себе домой. Я еще никого не знал в Бергамо. Приготовил отличное ризотто. Сейчас Паоло – мой хороший друг. От ризотто до ризотто, и вот мы в Лиге чемпионов… Меня любит весь город. Нигде нет такой семейной атмосферы, как тут».

В 2011-м Гасперини спросили о лучших моментах в его карьере. «Я бы мог рассказать о лучших сезонах моих команд или выигранных трофеях на молодежном уровне. Но мне становится радостнее всего, когда я думаю о том, как родители с гордостью следили за моей работой.

Однажды мама рассказал мне, что каждый раз, когда «Дженоа» побеждает, они открывают бутылку вина и выпивают ее с пастой.

Ничего особенного, но маленькие вещи иногда намного важнее больших побед».

Отца Гасперини не стало в декабре 2012-го, матери – в январе 2013-го. Самых больших побед Джан Пьеро они не застали. Его новой семьей стала «Аталанта».

Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Roberto Serra, Claudio Villa, Alessandro Sabattini, Gareth Copley; it.wikipedia.org

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты