Tribuna/Футбол/Блоги/Його Величність Футбол/Первое интервью Севидова о договорняках: обыски, матч «Мариуполь» – «Горняк-Спорт», «Сумы»

Первое интервью Севидова о договорняках: обыски, матч «Мариуполь» – «Горняк-Спорт», «Сумы»

Разговор Сенькива с экс-тренером «Мариуполя».

28 апреля 2020, 08:00
28
Первое интервью Севидова о договорняках: обыски, матч «Мариуполь» – «Горняк-Спорт», «Сумы»

Разговор Андрея Сенькива с экс-тренером «Мариуполя» – исключительно о договорных матчах. 

«После ухода из «Мариуполя» у меня не было ни одного разговора с руководством клуба. Если клуб бы захотел, то попытался бы меня защитить»

– «Мариуполь» под вашим руководством выиграл три игры подряд, но вас уволили. Никто так внятно и не объяснил почему. И вы, и Андрей Санин говорили о каких-то «разных взглядах на стратегию клуба». Вы можете уже сейчас сказать, почему ушли из клуба и повлияла ли на это игра с «Горняком-Спортом» (3:1)? 

– Сразу хочу сказать, что в этой всей ситуации есть конфиденциальная информация. Еще идет следствие. Но попробую объяснить, как все было на самом деле. Для общественности мы сказали – разные взгляды на стратегическое развитие клуба. Я подписывал контракт еще с директором Разумным. Когда пришел Санин, у меня был подписан контракт с клубом, но не было подписано приложение. Его не хотели со мной подписывать, но никуда не делись – подписали. 

Потом пошла волна разговоров о матче «Мариуполь» – «Горняк-Спорт». Действительно был разговор с Саниным. У него был ряд условий, на которые я не мог пойти. Так же, как и у меня были условия, на которые уже не мог пойти клуб. И мы решили для народа сказать о стратегическом развитии. Но слухи о том матче уже муссировались. Точнее – инсайдерская информация. Но что это такое? Информация достоверная, да. Но это чьи-то секреты, слухи. 

По этой информации и по информации Баранки, есть организатор, который позвонил футболистам «Мариуполя» и «Горняка-Спорта». Два футболиста «Мариуполя» пошли к Севидову и сказали перед игрой: «Мы проиграем первый тайм, но выиграем второй». Но как? Зачем они это сделали? Зачем им это говорить мне? Я же могу в перерыве поменять этих защитников и все – заговор рушится. Или вообще на игру не поставить. Кстати, один из этих ребят так и просидел всю игру на замене. Сейчас просто выгодно все слить на меня. Это похожее на ситуацию с Конте, когда команда сыграла договорной матч, а он вроде знал, но никому не сказал. Но моя команда же выиграла. Если я знал, то тренер другой команды не знал? Это очень удобная позиция – все свернуть на меня. 

Я хочу донести – меня не обвиняют в организации договорных матчей, как об этом говорят в СМИ. Из меня сделали Аль Капоне украинского футбола. Но я как жил в трехкомнатной квартире в хрущевке в Днепродзержинске (Каменское, – прим. Tribuna.com), так и живу. 

– Еще раз конкретно – потенциально договорной матч между тогда еще «Ильичевцем» и «Горняк-Спортом» был главной причиной, почему вы ушли из клуба?

– Думаю, что нет. Но одна из причин. 

– Клуб готов был вас защищать? У вас был диалог с клубом? 

– Нет. После моего ухода у меня не было ни одного разговора с руководством клуба. Если клуб бы захотел, то попытался бы меня защитить. 

– Другой причиной вашего ухода можно назвать отказ ставить арендованных и работать с Вадимом Шаблием? 

– Нет. Но у меня были трения с Разумным. Павел Кузьмич не хотел видеть в команде Фомина – он ехал к нам с травмой, потом еще месяц бегал по кругу, залечивал травму. Поверьте – много трудов стоило его взять к нам. Второй момент – аренда Танковского. Он пришел и работал на тренировках не в полную силу. Слава сказал, что немного травмировался в «Шахтере». Тут пресса начала: «Взяли Танковского, но Севидов его не ставит». Я ж не буду объяснять по каждому игроку. С тем же Болбатом – он хотел играть только слева. Раньше было модно ставить правшей слева. Что в итоге? Сейчас в «Шахтере» играет справа. Это ж не будешь выносить на общее обсуждение. 

С Шаблием тоже не было никаких проблем. Он всегда, по крайней мере со мной, лояльно общался. В «Мариуполе» почти все футболисты – его клиенты. Но такого, чтобы он просил кого-то поставить, не было. 

У меня в тренерском штабе было всего три человека. Просил взять Сергея Попова, он сейчас в «Заре». Просил три раза – всегда нет. Просил дать хотя был полары (носимые системы для мониторинга данных футболистов в режиме лайф, – прим. Tribuna.com). Ушел Севидов – и тренерский штаб нормальный, и все дали. Что не так со мной? На лбу что-то написано? Кому нахрен нужен Севидов? По классике: Совпадение? Не думаю. 

– С «Шахтером» общались по поводу игроков, их позиций? Не было конфликтов?

– Ни у кого не спрашивайте, руководит ли Ахметов «Мариуполем». Для него в мире есть только одна команда – «Шахтер». Связь «Мариуполя» с Ахметовым есть – СКМ, «Азовсталь». Но ему нет дела до этого клуба.

Мне не навязывали каких-то игроков «Шахтера». Просто предупреждали: «К вам перейдут эти футболисты». Такое было и есть сейчас. Скрывать это было бы глупо. Я не выбирал, кого мне надо. Например, хотел Тайсона и Марлоса, а они дали Болбата. Не мне судить, плохо это или хорошо. Но мне же не давали в аренду игроков из условного «Львова», а из «Шахтера».

Другое дело, что у «Шахтера» 100 человек на контракте, никто не развивается. Ушел Зинченко в «Манчестер Сити» и теперь всю жизнь будут о нем вспоминать. А сколько еще не ушло в «Сити»? 

«Были ли подозрения? Были. Но что я могу сказать? Ребят спрашивали, что говорил Севидов в перерыве. А я орал так, что штукатурка сыпалась: «Разгоню всех!» Это преподносится по-другому – Севидов что-то знал» 

 

– Перед игрой или во время игры «Мариуполь» – «Горняк-Спорт» у вас возникали подозрения? 

– Сомнения и подозрения возникали не только в этой игре. Например, до этого мы потеряли очки дома с «Авангардом». Мы за весь матч создали только один момент – Фомин не реализовал выход один-на-один. Что касается игры с «Горняк-Спортом», то при счете 0:1 наш защитник толкнул соперника в штрафной – это чистая точка. Если они бы забили, мы бы уже не отыгрались. Если тебе перед матчем что-то такое говорят, а потом смотришь на игру и думаешь: «Точно что-то не так». Но судья не увидел, пронесло. После матча я собрал команду и сказал: «Ребята, у нас проблемы. Не у вас, а у нас. Ведь я тренер нашей команды. И если у вас какие-то вещи происходят, то это и мои вещи». 

Приведу пример матча «Металлист» – «Карпаты». Вы знаете, кто тогда тренировал «Карпаты»? Никто даже не помнит кто. Это был Валерий Яремченко, его к себе вызвал Дыминский и сказал: «Матч был договорным, а ты этого не заметил. Какой ты нахрен тренер?»

Также и у меня. Были ли подозрения? Были. Но что я могу сказать? Есть опрос всех футболистов того матча. Ребят спрашивали, что говорил Севидов перед матчем, в перерыве. А я орал так, что штукатурка сыпалась и сказал: «Разгоню всех!» Это преподносится по-другому – Севидов что-то знал. Это смешно. Когда понял, что на меня хотят все свалить, то начал свое внутреннее расследование. Я вызывал каждого футболиста и каждый писал объяснительную. 

– На ваш взгляд, этот матч был договорным? 

– Тогда был уверен, что нет. Мы настолько плохо играли, провели очень плохой тайм. Но мы очень быстро отыгрались и подумал: «Да нет, показалось. Не может такого быть». Но когда на протяжении нескольких лет об этом говорят, то меня это мучает. Почему не догадался, ведь опытный же тренер? Ну подожди – выиграли же. Ну и что? Проиграли же первый тайм. Сам с собой уже разговариваю. Под таким ракурсом можно смотреть все матчи. Сейчас вот времени много, смотрю украинский футбол. У нас не уменьшилось договорных матчей, с судьями как работали, так и работают. 

– Окей, были матчи «Мариуполя», которые вы подозревали в нечестности. А в других ваших командах?

– У меня были такие игры в «Металлисте». Смотришь – ну что-то не то. Мяч уходит в аут, человек выпрыгивает и оставляет его в игре сопернику. Зачем? Бац – пропустили гол. Человека возле штрафной сбивают на ровном месте – опять гол. Ну как? Разверни его в другую сторону, пусть идет в бровку. Начинаешь что-то думать, но сомневаешься – ребята же обещали. 

Раз пошла такая пьянка, расскажу о матче «Шахтер» – «Мариуполь». Первый тайм. Думаю: «Ну, йомайо, да что ж вы творите?» Все мячи в бровку, все подачи за ворота. В перерыве мой помощник подходит к одному футболисту и говорит: «Ты что делаешь?» А тот говорит: «Что вы на меня орете? Нормально играю». Но думаешь – ну нет, ну куда?

Люблю посмеяться, на собрании говорю Кожанову: «Денис нам сейчас расскажет, как на самом деле проходил матч «Металлист» – «Карпаты». Прошло уже 10 лет. Знаете, то Кожанов говорит? «Я не знаю. Может, что-то было, но я в этом не участвовал. Меня это не касается». Заставить сейчас кого-то открыть рот – это маловероятно.  

– Понимаете, что если бы на месте «Мариуполя» была другая команда, то ситуация могла бы развиваться по-другому? 

– Понятно, что «Мариуполь» в аванпосте определенной борьбы. Там были моменты по Лозанне, ситуации с «Динамо». Сложно по букмекерским котировкам что-то доказать. По котировкам недавний матч «Александрии» и «Карпат» – чистый договорняк. Но по игре никаких вопросов, там был бой. Но как же котировки, почему нет шума и двойные стандарты? 

У меня часто спрашивают: «А почему за тебя никто не заступился?» А вот поэтому и наказывают тех, у кого за спиной никого нет. 

– Почему именно этот матч? Сами говорите – есть более сомнительные. 

– По моей информации, есть полностью раскрытый договорной матч, с признаниями, карточками, деньгами, контактами. Есть вся информация, но никто об этом не знает. Почему?

Когда прошла игра «Мариуполя» и «Горняк-Спорта», началась кампания по выдавливанию Кочетова из федерации. Пришел Баранка. Я был на заседании КДК и задал ему вопрос: «Вы разбираетесь в футболе?» На что он ответил: «Нет, я разбираюсь в цифрах». То, что выделило этот матч из кучи других, – «Мариуполь» был на первом фронте войны между Киевом и Донецком. Других объяснений нет.

Но если все на самом деле начнет расследоваться, то будет грандиозный шухер. Поэтому лучше не надо. Проще меня наказать. Но если они пойдут по беспределу, то пойду в CAS. Займу денег и пойду. Фактов нет вообще, есть только пресловутая «комфортная уверенность». У меня такой уверенности – на множество разных ситуаций, но я же не могу из-за этого кого-то осудить. Или вот телефонные звонки – если взять все разговоры Коломойского, которые есть в интернете, то нужно полстраны пересажать. 

Ведущий одной программы год назад отчеканил каждую букву моего имени и фамилии: «У него будет пожизненная дисквалификация». У меня вопрос: «Откуда вы знаете?» Если была бы их воля, меня уже давно бы расстреляли. Самое страшное – все они знают, где искать. Но ищут не там, где надо. Информации у полиции куча. Когда был у них, они мне говорили: «У нас есть информации на этих игроков и на эти клубы». На что им ответил: «Если вам разрешат». Они сказали: «Сейчас другое время». Видно, это другое время еще не наступило.

– После этого у вас были разговоры с Денисовым? 

– Нет. Хотя после ухода из «Мариуполя» я поработал на канале несколько игр, но потом все. Наверное, сказали, что нечего ему там работать. С несколькими журналистами у меня сложились хорошие отношения, но партия сказала надо, комсомол ответил: «Есть». 

– Зачем кому-то персонально бить Севидова? 

– Это чистейшая технология. У меня есть информация, что нужно кого-то наказать, найти крайнего. Иначе скажут: «Вы что там, совсем с ума сошли?» Это как у Сталина – у каждого преступления должны быть имя и фамилия. Вот полиция сообщила о 50 обысках, но на всю страну озвучили именно мою фамилию. Мне сказали: «Руководство само определяло, кого озвучивать». Значит, невыгодно озвучивать остальных. Другое – прошел обыск у Севидова. Так вы озвучьте, что у меня нашли. Скажу: забрали телефон, вернули через три недели. Но грязью облили на всю страну.  

Потом начали говорить, что уже перед матчем было известно о том, что эта игра была договорной. Почему никто об этом не сообщил? Надо было позвонить Севидову или Разумному и сказать об этом. В других ситуациях и в других матчах звонили же и предупреждали. 

Еще раз – у меня есть подозрения, но есть и информация. Но кому нужна эта информация? Вот Баланюк сказал, что некоторые футболисты киевского «Арсенала» играли договорные матчи. Но кто ею воспользовался? Читаешь вот высказывания Александра Поворознюка – эти живут от контрабанды, Козловский консультировался по белой зарплате. Но это же криминал, хотя почему-то никому не интересно. 

«Решение по мне и «Сумам» уже есть в КДК. Я невиновен» 

– После «Мариуполя» вы работали в болгарской «Верее». По словам Баранки, владелец этого клуба – организатор договорных матчей. 

– Большего бреда я не видел, это же нищая команда. Чемпионат Болгарии очень специфический. Там можно не выиграть ни одной игры в регулярном чемпионате, но остаться, выиграв стыковые матчи. Когда пошел туда, стояла задача остаться. Президент «Вереи» – известный человек в Болгарии, который строит дома и дороги. При чем здесь какой-то китаец?

Он приехал к нам незадолго до конца чемпионата и говорит: «У меня много долгов, никому платить не буду. Спущу команду в третью лигу и долги аннулируются». Думаю: «О, это знакомая мне ситуация в Украине». Если бы он был королем договорным матчей, то мы бы там в золоте купались. Это похоже на то, что обе мне говорил Александр Шуфрич – мол, Севидов участвовал в таком неподобстве. В чем? В каком неподобстве? Идут одни разговоры, а вы говорите конкретно. 

– Почему нет еще ни одного решение по вам? Разговоры есть, но решения нет. 

– На самом деле решение по мне и «Сумам» уже есть в КДК. Я невиновен. Решение можно обжаловать в течение 10 дней. Но зачем мне его обжаловать? Оно вступило в силу. КДК отправило дело на дополнительное рассмотрение. Не наново – а на дополнительное. Потому что некоторые участники дела подали апелляцию. 

Мне проще говорить с журналистами, потому что у меня есть факты. Сейчас читаю материалы дела. Это полиция расследовала дело «Сум». Это документы, подписанные полицией и прокураторой (далее Севидов читает документ, – прим. Tribuna.com). 

Первое – в момент проведения матча Козар (на тот момент руководитель «Сум», – прим. Tribuna.com) связался с Давыдовым и сказал о том, что «Сумы» в перерыве матча с «Десной» приняли решение слить матч и сыграть на ставках. В команде об этом знали 5 игроков на поле. Давыдов сказал, что общался об этом с Севидовым и тот сразу понял, кто из игроков сливает матч.

То есть, никто не знал, но Севидов уже догадался.

Другое – в 2017-м Севидов связался с Козарем и сообщил, что судья матча захотел за победу «Сум» не 40 тысяч, а 50. На что Козар согласился. Но вы арбитра этой игры наказали?

Клянусь дочерью, что никогда в жизни не общался с судьями по такому поводу. 

Третье – мне звонит игрок и говорит: «Думаете, будут с судьями сегодня работать?» Ответил: «Будут – очки нужны и тем, и тем». Знаете, что они пишут? Севидов имел в виду «Сумы». Но почему именно этот клуб?

Где здесь Севидов и договорные матчи? 

По матчу «Волынь» – «Сумы». Дословно привожу наш диалог с Козырем, который записан полицией. Он говорит мне: «Сегодня буду встречаться с одним. Ну я ему за победу предложу 100, а за ничью – 30. Нормально?» Ответил ему: «Нормально». Полиция пишет: «Севидов вступил в сговор с Козырем». Взятку дают для чего? Что получить выгоду себе или третьей стороне. Но тут загвоздка – Севидов не работал в «Сумах», не получал зарплату, премиальные. И на этом дело остановилось. В деле даже ошибку сделали в моей фамилии. 

– Ваша связь с «Сумами» – это очень странно. Для чего человеку, который работал в «Карпатах», «Металлисте» и «Мариуполе» идти работать в «Сумы»? К человеку, который сам не знает, кем был для этого клуба. Говорю о Ростиславе Козаре. 

– Меня набрал Козар. Говорит: «Есть зарплата, есть премиальные, а команда не играет. Вы опытный тренер. Посмотрите, что мы делаем не так». Полиция опросила всех: сторожей, тех, кто убирает на стадионе. С вопросом «Был ли там Севидов?» Не было. Я сразу сказал, что не буду там работать. Козар захотел моих помощников Мартюка и Золотницкого. Я сказал: «Звоните им сами. Не буду туда лезть». Они пришли в клуб, но я им ничего не советовал. 

– Что такое тренер-консультант? 

– Это самая шоколадная работа в футболе. Я консультирую, а за результат отвечает главный тренер. Его убирают, а я получаю деньги. Это же бред. Я не консультировал тренерский штаб «Сум». Есть же какая-то этика.

Да, говорили. Вот вам звонят коллеги и спрашивают: «Ты смотрел матч «Карпат»? И вы отвечаете. Так это что, консультация? Я ездил в «Сумы» не потому, что консультировал. Там работали мои друзья, с которыми проработал много лет. Я же без работы был, не хотел с ума сойти. Но мне не нравилось в «Сумах», я не хотел. И сразу сказал об этом.

Но что такое консультант? Это человек, который ни за что не отвечает. Это самая лучшая работа. И денег я там не получал, я не числился в клубе. А чего нет на бумаге, того не существует в мире. Мог зайти к Мартюку после игры и сказать: «Х***я ваша команда. Смотреть не на что». А когда начали выигрывать – наоборот, хвалил. 

Вот Маркевич поехал на сборы «Черноморца», прожил там вместе с командой. Там же его сын Остап работает. Это означает, что Мирон Богданович там работает? Нет, конечно. 

– Понимаете, что вам сейчас найти работу практически нереально?

– Тяжело. Вокруг меня создан искусственный имидж. Разве что какой-то президент скажет: «В нашей стране любого человека можно облить. Все возможно». Когда у тебя есть деньги, ты можешь порешать любой вопрос. Когда у тебя есть власть, ты можешь порешать любой вопрос. А когда у тебя есть власть и деньги, ты вообще бог в этой стране, неприкасаемый. Очень надеюсь, что найдется такой человек, который мне поверит. 

– За что вы сейчас живете? 

– На самом деле очень тяжело. Один ютуб-канал говорит, что вот Севидов зарабатывал в «Металлисте». Мол, когда был в Харькове, купил машину. Но они не говорят о том, что я продал две, чтобы купить эту одну, а на разницу можно было как-то жить. Я хотел бы жить в Конче-Заспе или Буче, но живу в одном из самых грязных городов Украины. Нет возможности переехать. Пытаемся как-то экономить. Есть сбережения, но они уже заканчиваются. Покупаем не Боржоми, а другую газированную воду. 

– Что нужно, чтобы отмыться?

– Не знаю. Жена говорит: «Ты столько матчей сдал, а где деньги? Почему живем не в Париже и ездим на «Хонде Аккорд»? Тяжело. Потому что нет никакого дохода моей семьи. А другое – я ничем другим в жизни не занимался. Только футболом.

Наверное, когда-то всплывет вся эта история. Просто так такие вещи не происходят. 

Другие посты блога

Все посты